СОДЕРЖАНИЕ Стр.
1 Общие положения …………………………………………………...
| 3
|
2 Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 190700 – Технология транспортных процессов ………………………………………….
| 5
|
3 Компетенции выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 190700 – Технология транспортных процессов ………..
| 8
|
4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 190700 – Технология транспортных процессов ………………………………………………………...…………
| 13
|
5 Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 190700 – Технология транспортных процессов …………………………………………………………………...
| 16
|
6 Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников…
| 19
|
7 Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки 190700 – Технология транспортных процессов ……………
| 23
|
8 Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся ………………
| 32
| 1 Общие положения 1.1 Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата реализуется Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Сибирский государственный индустриальный университет» по направлению подготовки 190700 – Технология транспортных процессов по профилям подготовки:
1 «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте»,
2 «Организация перевозок и управление на промышленном железнодорожном транспорте»,
3 «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте»,
4 «Организация и безопасность движения».
ООП представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.
ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, программы учебных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 190700 – Технология транспортных процессов.
Нормативную правовую базу разработки ООП составляют:
Закон Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ);
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 г. №71 (далее – Типовое положение о вузе);
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО) по направлению подготовки 190700 – Технология транспортных процессов (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2009 г. № 803;
Нормативно-методические документы Минобрнауки России;
Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки;
Устав СибГИУ.
1.3 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) 1.3.1 Цель (миссия) ООП бакалавриата
ООП бакалавриата имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, способствующих их творческой активности, общекультурному росту и социальной мобильности: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, стремление к саморазвитию и раскрытию своего творческого потенциала, настойчивости в достижении целей, способности принимать решения и нести за них ответственность, умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних.
Целью является также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 190700 – Технология транспортных процессов. Формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. 1.3.2 Срок освоения ООП бакалавриата
Срок освоения ООП бакалавриата составляет 4 (четыре) года при очной форме обучения. 1.3.3 Трудоемкость ООП бакалавриата
Общая трудоемкость ООП бакалавриата, включая все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП, составляет 240 зачетных единиц. 1.4 Требования к абитуриенту
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании и, в соответствии с Правилами приема в университет, успешно пройти необходимые вступительные испытания и (или) представить сертификат о сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Правила приема ежегодно устанавливаются решением Ученого совета университета. Список вступительных испытаний и необходимых документов определяется Правилами приема в университет.
Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП
бакалавриата по направлению подготовки 190700 – Технология
транспортных процессов 2.1 Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности бакалавров включает: технологию, организацию, планирование и управление технической и коммерческой эксплуатацией транспортных систем, организацию на основе принципов логистики рационального взаимодействия видов транспорта, составляющих единую транспортную систему; организацию системы взаимоотношений по обеспечению безопасности движения на транспорте. 2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: организации и предприятия транспорта общего и не общего пользования, занятые перевозкой пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа, предоставлением в пользование инфраструктуры, выполнением погрузочно-разгрузочных работ, независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм; службы безопасности движения государственных и частных предприятий транспорта; службы логистики производственных и торговых организаций; транспортно-экспедиционные предприятия и организации; службы государственной транспортной инспекции, маркетинговые службы и подразделения по изучению и обслуживанию рынка транспортных услуг; производственные и сбытовые системы, организации и предприятия информационного обеспечения производственно-технологических систем; научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, занимающиеся деятельностью в области развития техники транспорта и технологии транспортных процессов, организации и безопасности движения; комбинаты и школы по подготовке водительского состава, образовательные учреждения по подготовке рабочих кадров, высшие и средние специальные образовательные учреждения. 2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника
Бакалавр по направлению подготовки 190700 – Технология транспортных процессов готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
производственно-технологическая;
расчетно-проектная;
экспериментально-исследовательская;
организационно-управленческая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, отражены в учебном плане подготовки бакалавра.
По окончании обучения по направлению подготовки 190700 – Технология транспортных процессов, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) «бакалавр» присваивается специальное звание «бакалавр-инженер». 2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника
Бакалавр по направлению подготовки 190700 – Технология транспортных процессов должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:
а) производственно-технологическая деятельность:
участие в составе коллектива исполнителей в разработке, исходя из требований рыночной конъюнктуры и современных достижений науки и техники, мер по совершенствованию систем управления на транспорте;
участие в составе коллектива исполнителей в реализации стратегии предприятия по достижению наибольшей эффективности производства и качества работ при организации перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа;
анализ состояния действующих систем управления и участие в составе коллектива исполнителей в разработке мероприятий по ликвидации недостатков;
участие в составе коллектива исполнителей в организации работ по проектированию методов управления;
разработка и внедрение рациональных транспортно-технологических схем доставки грузов на основе принципов логистики;
эффективное использование материальных, финансовых и людских ресурсов при производстве конкретных работ;
обеспечение безопасности перевозочного процесса в различных условиях;
обеспечение реализации действующих технических регламентов и стандартов в области перевозки грузов, пассажиров, грузобагажа и багажа;
участие в составе коллектива исполнителей в разработке и внедрении систем безопасной эксплуатации транспорта и транспортного оборудования и организации движения транспортных средств;
участие в составе коллектива исполнителей в контроле за соблюдением экологической безопасности транспортного процесса;
б) расчетно-проектная деятельность:
реализация в составе коллектива исполнителей поставленных целей проекта решения транспортных задач, критериев и показателей достижения целей, построении структуры их взаимосвязей, выявлении приоритетов решения задач с учетом показателей экономической и экологической безопасности;
участие в составе коллектива исполнителей: в разработке обобщенных вариантов решения производственной проблемы, анализе этих вариантов, прогнозировании последствий, нахождении компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности планирования реализации проекта;
участие в составе коллектива исполнителей в разработке планов развития транспортных предприятий, систем организации движения;
использование современных информационных технологий при разработке новых и совершенствовании сложившихся транспортно-технологических схем;
в) экспериментально-исследовательская деятельность:
участие в составе коллектива исполнителей в фундаментальных и прикладных исследованиях в области профессиональной деятельности;
анализ состояния и динамики показателей качества систем организации перевозок пассажиров, грузов с использованием необходимых методов и средств исследований;
поиск и анализ информации по объектам исследований;
техническое обеспечение исследований;
анализ результатов исследований;
участие в составе коллектива исполнителей в анализе производственно-хозяйственной деятельности транспортных предприятий;
участие в составе коллектива исполнителей в комплексной оценке и повышении эффективности функционирования систем организации и безопасности движения;
создание в составе коллектива исполнителей моделей процессов функционирования транспортно-технологических систем и транспортных потоков на основе принципов логистики, позволяющих прогнозировать их свойства;
участие в составе коллектива исполнителей в прогнозировании развития региональных транспортных систем;
оценка экологической безопасности функционирования транспортных систем;
г) организационно-управленческая деятельность:
участие в составе коллектива исполнителей в оценке производственных и непроизводственных затрат на обеспечение безопасности транспортных процессов;
участие в составе коллектива исполнителей в оценке производственных и непроизводственных затрат на разработку транспортно-технологических схем доставки грузов;
участие в составе коллектива исполнителей в осуществлении контроля за работой транспортно-технологических систем;
участие в составе коллектива исполнителей в осуществлении контроля и управления системами организации движения;
участие в составе коллектива исполнителей в подготовке исходных данных для выбора и обоснования технических, технологических и организационных решений на основе экономического анализа;
участие в составе коллектива исполнителей в подготовке документации для создания системы менеджмента качества предприятия;
участие в составе коллектива исполнителей в проведении анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений и служб.
3 Компетенции выпускника ООП бакалавриата по направлению
подготовки 190700 – Технология транспортных процессов Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информа-ционной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16);
способен приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-17);
готов организовать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-18);
б) профессиональными (ПК):
1) производственно-технологическая деятельность:
готов к разработке и внедрению технологических процессов, использованию технической документации, распорядительных актов предприятия (ПК-1);
способен к планированию и организации работы транспортных комплексов городов и регионов, организации рационального взаимодействия видов транспорта, составляющих единую транспортную систему, при перевозках пассажиров, багажа, грузобагажа и грузов (ПК-2);
готов к организации рационального взаимодействия различных видов транспорта в единой транспортной системе (ПК-3);
способен к организации эффективной коммерческой работы на объекте транспорта, разработке и внедрению рациональных приемов работы с клиентом (ПК-4);
способен осуществлять экспертизу технической документации, надзор и контроль состояния и эксплуатации подвижного состава, объектов транспортной инфраструктуры, выявлять резервы, устанавливать причины неисправностей и недостатков в работе, принимать меры по их устранению и повышению эффективности использования (ПК-5);
способен к организации рационального взаимодействия логистических посредников при перевозках пассажиров и грузов (ПК-6);
готов к поиску путей повышения качества транспортно-логистического обслуживания грузовладельцев, развития инфраструктуры товарного рынка и каналов распределения (ПК-7);
способен управлять запасами грузовладельцев распределительной транспортной сети (ПК-8);
способен определять параметры оптимизации логистических транспортных цепей и звеньев с учетом критериев оптимальности (ПК-9);
готов к предоставлению грузоотправителям и грузополучателям услуг: по оформлению перевозочных документов, сдаче и получению, завозу и вывозу грузов; по выполнению погрузочно-разгрузочных и складских операций; по подготовке подвижного состава; по страхованию грузов, таможенному оформлению грузов и транспортных средств; по предоставлению информационных и финансовых услуг (ПК-10);
способен использовать организационные и методические основы метрологического обеспечения для выработки требований по обеспечению безопасности перевозочного процесса (ПК-11);
готов применять правовые, нормативно-технические и организационные основы организации перевозочного процесса и обеспечения безопасности движения транспортных средств в различных условиях (ПК-12);
2) расчетно-проектная деятельность:
способен разрабатывать наиболее эффективные схемы организации движения транспортных средств (ПК-13);
готов применять новейшие технологии управления движением транспортных средств (ПК-14);
способен к подготовке исходных данных для составления планов, программ, проектов, смет, заявок (ПК-15);
способен выявлять приоритеты решения транспортных задач с учетом показателей экономической эффективности и экологической безопасности (ПК-16);
способен использовать современные информационные технологии как инструмент оптимизации процессов управления в транспортном комплексе (ПК-17);
готов к проектированию логистических систем доставки грузов и пассажиров, выбора логистического посредника, перевозчика и экспедитора на основе многокритериального подхода (ПК-18);
способен к расчету транспортных мощностей предприятий и загрузки подвижного состава (ПК-19);
способен к разработке проектов и внедрению: современных логистических систем и технологий для транспортных организаций; технологий интермодальных и мультимодальных перевозок; оптимальной маршрутизации (ПК-20);
3) экспериментально-исследовательская деятельность:
способен к решению задач определения потребности в: развитии транспортной сети; подвижном составе с учетом организации и технологии перевозок, требований обеспечения безопасности перевозочного процесса (ПК-21);
способен к расчету и анализу показателей качества пассажирских и грузовых перевозок, исходя из организации и технологии перевозок, требований обеспечения безопасности перевозочного процесса (ПК-22);
готов к применению методик проведения исследований, разработки проектов и программ, проведения необходимых мероприятий, связанных с управлением и организацией перевозок, обеспечением безопасности движения на транспорте, а также выполнением работ по техническому регулированию на транспорте (ПК-23);
способен выполнять работы в области научно-технической деятельности по основам проектирования, информационному обслуживанию, основам организации производства, труда и управления транспортным производством, метрологического обеспечения и технического контроля (ПК-24);
способен: изучать и анализировать информацию, технические данные, показатели и результаты работы транспортных систем; использовать возможности современных информационно-компьютерных технологий при управлении перевозками в реальном режиме времени (ПК-25);
способен: к анализу существующих и разработке моделей перспективных логистических процессов транспортных предприятий; к выполнению оптимизационных расчетов основных логистических процессов (ПК-26);
способен к выполнению анализа состояния транспортной обеспеченности городов и регионов, прогнозированию развития региональных и межрегиональных транспортных систем, определению потребности в развитии транспортной сети, подвижном составе, организации и технологии перевозок (ПК-27);
4) организационно-управленческая деятельность:
способен к работе в составе коллектива исполнителей по реализации управленческих решений в области организации производства и труда, организации работы по повышению научно-технических знаний работников (ПК-28);
готов использовать приемы и методы работы с персоналом, методы оценки качества и результативности труда персонала (ПК-29);
готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, к совершенствованию документооборота в сфере планирования и управления оперативной деятельностью транспортной организации (ПК-30);
готов к проведению технико-экономического анализа, поиску путей сокращения цикла выполнения работ (ПК-31);
способен к работе в составе коллектива исполнителей по оценке производственных и непроизводственных затрат на обеспечение безопасности движения (ПК-32);
способен к оценке затрат и результатов деятельности транспортной организации (ПК-33);
умеет использовать основные нормативные документы по вопросам интеллектуальной собственности, проводить поиск по источникам патентной информации (ПК-34);
способен к работе в составе коллектива исполнителей в осуществлении контроля и управления системами организации движения (ПК-35).
в) профессионально-специализированными компетенциями (ПСК) в соответствии с выбранными профилями подготовки:
|