МОУ «Оборонинская сош»
р. п. Мордово
Районная олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности:
содержание, оценка.
Автор-составитель:
руководитель методического объединения
учителей физической культуры и ОБЖ
МОУ «Оборонинская сош» Анохин А. Н.
2009
Районная олимпиада по ОБЖ
Олимпиада по ОБЖ проводится на базе МОУ «Оборонинская сош». 5 декабря в 10:00.
Оценка работ участников олимпиады
В тестах с одним ответом (задание 1) за каждый правильный ответ ученик получает 1 балл.
В тестах с несколькими ответами (задание 2) за каждый правильный ответ ученик получает 2 балла.
В задании 3 за каждое правильно отмеченное суждение дается 1 балл, а за каждую ошибку, или не выбранный ответ 1 балл снимается.
Максимальное количество баллов 55.
Олимпиадные задания для учащихся 9 классов
Задание 1. Выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.
1. Как называются лица, находящиеся вне транспортного: средства на дороге и не производящие ремонтные работы, в том числе инвалиды в коляске, а также лица, ведущие велосипед, мотоцикл или тележку?
1) водители;
2) участники дорожного движения;
3) пешеходы.
2. Когда велосипедистам разрешено двигаться по двое в одном ряду?
1) никогда;
2) когда в группе следует не менее 10 велосипедистов;
3) когда в группе следует не менее 30 велосипедистов.
3. Почему в частных домах с печным отоплением нельзя закрывать печную заслонку раньше, чем прогорит все топливо?
1) закрывать ее можно и нужно, чтобы не уходило тепло;
2) недогоревшее топливо задымит весь дом;
3) в дом станет поступать угарный газ.
4. Какими огнетушителями можно тушить электроустановки?
1) углекислотными ОУ-2 или порошковыми ОП-2;
2) химическими пенными ОХП-10 или водо-пенными ОВП-5;|
3) любыми.
5. У вас отключили горячую и холодную воду. Что вы должны сделать перед уходом в школу?
1) проверить исправность канализационной системы;
2) позвонить в коммунальные службы;
3) проверить, закрыты ли краны.
6. При эвакуации из затопленного здания нельзя пользоваться:
1) пожарными лестницами;
2) электричеством и лифтами;
3) подвалом.
7. Самое опасное место в транспорте:
1) далеко от водителя на задней площадке;
2) в центральном проходе;
3) в зоне энергоустановок и на подножках.
8. Плохая погода: дождь, шквальный ветер. Вы едете на троллейбусе. Вдруг свет потух, вагон встал, на крыше слышны шум и треск, за окном падают снопы искр, запахло гарью, появился дым. Что делать?
1) ожидать помощи в салоне, не касаясь токопроводящих
элементов;
2) быстрее выйти из троллейбуса, не касаясь металлических
частей;
3) прыжками покинуть троллейбус и удалиться на безопасное
расстояние.
9. Какое из перечисленных правил по защите жилища относится к информационной безопасности?
1) врежьте в дверь два замка, глазок и цепочку, уходя, запирайте все окна, форточки, балкон и все замки; не оставляйте ключи в укромных местах;
2) уходя надолго в гости, оставляйте включенными радио и свет на кухне, уезжая, просите соседей забирать почту из ящика;
3) если в дверь позвонили, посмотрите в глазок; незнакомым не открывать дверь, дверная цепочка позволит вам принять телеграмму или проверить служебное удостоверение пришедшего.
10. По льду какой толщины можно пройти группой в несколько человек?
1) 3 см; 2) 5—7 см; 3) 7—12 см.
11. Можно ли в Арктике или в горах получить солнечный ожог или снежную слепоту в пасмурный день?
1) нет; 2) да; 3) снежную слепоту — возможно.
12. Масса загрязняющего вещества, выбрасываемого отдельными источниками за единицу времени, превышение которой приводит к неблагоприятному последствию в окружающей среде или опасно для человека:
1) выброс СДЯВ; 2) ПДС; 3) ПДК.
13. Максимальное количество вредного вещества в окружающей среде, которое не оказывает отрицательного воздействия на здоровье человека или его потомство при постоянном или временном контакте с ним:
1) пороговая концентрация;
2) предельно допустимый сброс;
3) предельно допустимая концентрация.
14. Стихийные бедствия бывают: геологические, метеорологические, гидрологические. Расставьте в этом порядке перечисленные ниже бедствия:
а — наводнения, сели, лавины;
б — извержения, землетрясения;
в — смерч, ураган, снегопад.
1) б, в, а; 2) а, б, в; 3) в, а, б.
15. При землетрясении надо дождаться перерыва между толчками и быстро покинуть здание. Как это сделать?
1) только по лестнице;
2) на лифте быстрее всего;
3) по пожарной лестнице.
16. Опасное происшествие на предприятии или на транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к ущербу в производстве или в окружающей среде;
1) ЧС; 2) чрезвычайное положение; 3) авария.
17. К какой группе опасных объектов относится Рыбинская ГЭС?
1) химическая;
2) гидродинамически опасная;
3) радиационно опасная.
18. Какой газ, соединяясь с гемоглобином, препятствует образованию оксигемоглобина?
1) диоксид углерода; 2) оксид углерода; 3) азот.
19. При распространении какого СДЯВ ватно-марлевую повязку смачивают 5% -м раствором лимонной или уксусной кислоты?
1) сероводород;
2) аммиак;
3) фосген.
20. При попадании вашего дома в зону химического заражения с чего начинать герметизацию квартиры?
1) с входа;
2) с наветренной стороны;
3) с подветренной стороны.
3) от свойств СДЯВ, погоды и условий местности.
21. При отравлении каким СДЯВ через 8—24 часа появляются: головная боль, слабость, болезненность десен и глотания, высокая температура, боль в животе, в тяжелых случаях дрожание рук, языка и век, характерный признак — сине-черная кайма на деснах?
1) ртуть; 2) хлорпикрин; 3) сероводород.
22. Можно ли есть яблоки, собранные в зоне радиоактивного заражения?
1) нельзя;
2) можно, только обрезав кожуру и сердцевину;
3) только в виде пастеризованного сока.
23. Какие перевязочные средства используются при наложении повязки по Маштафарову?
1) табельные; 2) подручные; 3) клеоловые.
24. Чтобы остановить носовое кровотечение, нужно:
1) запрокинуть голову назад, сделать несколько вдохов через нос и высморкаться, ввести в ноздри тампоны;
2) запрокинуть голову назад, на область носа положить холод;
3) наклонить голову назад, сжать нос на 3 минуты, в ноздри ввести тампоны, смоченные 3% раствором перекиси водорода, на нос — холод.
25. Какое повреждение характеризуется нарушением целостности кожных покровов, слизистых оболочек, а иногда и глубоких тканей, сопровождается болью, кровотечением и зиянием?
1)рана;
2) перелом;
3) пневмоторакс.
26. Совокупность мероприятий, направленных на предупреждение попадания микробов в рану:
1) антисептика;
2) асептика;
3) дезинфекция.
27. Какие кровотечения останавливают жгутом?
1) паренхимальное;
2) капиллярное;
3) артериальное.
28. Признаки недостатка в организме витамина С:
1) кровоточивость десен, цинга, подкожные кровоизлияния;
2) куриная слепота, рахит, боли в мышцах и суставах;
3) нарушение обмена кальция, плохое зрение в сумерках.
3) плохое зрение в сумерки, куриная слепота, задержки роста детей.
29. Почему не рекомендуется читать и писать на расстоянии ближе 5 см?
1) развивается спазм ресничной мышцы, и человек плохо видит вдаль;
2) нарушается кровоснабжение глаза, и человек плохо видит;
3) изменяется диаметр зрачка, и нарушается зрение.
30. Ориентироваться на местности нельзя
1) по солнцу
2) по звёздам
3) по направлению ветра
Задание 2.
Выберите несколько правильных ответов:
1. Ваша машина сорвалась с моста в воду, двери заклинило, машина тонет. Какой должен быть порядок ваших действий:
а — разбить окно, полностью скрытое под водой;
б — сделать хороший вдох;
в — найти тяжелый предмет для разбивания окна;
г — всплыть на поверхность;
д — нырнуть и выбраться в окно,
е — делать гипервентиляцию, пока одно из окон не скроется под прибывающей водой.
1) а, е, г, б, д, в; 2) а, б, д, в; 3) в, е, а, б, д, г.
2. Определите порядок спасательных работ на тонущем судне:
а — оказание первой медицинской помощи,
б — борьба за живучесть судна,
в — спасение груза,
г — ликвидация пожаров,
д — спасение людей, терпящих бедствие.
1) д, б, г, а; 2) а, б, д, в, г; 3) д, б, а, г.
3. В каком месте излучины реки меньше глубина и медленнее течение:
а — у вогнутого берега;
б — у выпуклого;
в — у обрывистого;
г — у пологого берега;
д — в местах сужения русла;
е — в местах расширения русла?.
1) б, г, е; 2) а, в, д; 3) а, г, е.
4. Что вы будете делать при поражении вашего товарища молнией?
а — сердечно-легочную реанимацию;
б — закапывать его в землю для отвода электричества;
в — растирать обожженные участки тела спиртом;
г — не трогать, пока не придет в сознание;
д — дадите средства, стимулирующие сердечную деятельность.
1) б, в; 2) только — г; 3) а, д.
5. Какие мероприятия используют в целях снижения катастрофических последствий селей и оползней?
а — предупредительные;
б — защитные;
в — наблюдения;
г — прогнозирование.
1) все; 2) а, б; 3) все, кроме — в.
1) циклон; 2) смерч; 3) шторм.
6. Что делать, если ваш дом попадает в зону затопления?
а — отключить газ, воду, электричество;
б — перенести на чердак ценные вещи;
в — погасить огонь в печах;
г — оклеить стекла;
д — закрыть окна и двери.
1) все; 2) все, кроме — г; 3) а, в, д.
7. Какие из перечисленных способов применяются при тушении лесных пожаров?
а — захлестывание огня по кромке пожара ветками;
б — засыпка кромки грунтом;
в—устройство заградительных и минерализованных полос; |
г — тушение водой и химическими огнетушащими веществами;
д — искусственное вызывание осадков.
1) все; 2) все, кроме — д; 3) все, кроме — г.
8. Первая помощь при отравлении угарным газом:
а — обливание холодной водой;
б — горячий компресс на голову;
в — свежий воздух, при необходимости вдыхание кислорода.
1) а, б; 2) а, в; 3) только — в.
9. Какие правила надо соблюдать, спасая пострадавшего из горящего здания:
а — проходя через горящее помещение, накройтесь мокрым одеялом;
б — дверь в задымленное помещение открывайте осторожно;
в — в зоне задымления двигайтесь быстрым шагом;
г — если на вас загорелась одежда, катайтесь по земле;
д — при эвакуации пострадавшего из горящего здания накройте его каким-нибудь покрывалом;
е — если на человеке загорелась одежда, плотно оберните его одеялом или брезентом?
1) все ; 2) все, кроме — в; 3) а, б, в, г, е.
10. Каких правил надо придерживаться при наложении повязки?
а — не причинять лишней боли, б — разматывать бинт слева направо,
в — каждый ход перекрывает предыдущий на 1/2 ширины,
г — разматывать бинт правой рукой, левой разглаживать,
д — перед наложением обнажить рану, не загрязняя ее.
1)все; 2) всех, кроме — б; 3) а, в, д.
Задание 3.
Решите ситуационные задачи:
1.Прекардиальный удар наносят:
а – по спине между лопатками;
б – по мечевидному отростку грудины;
в – в область нижней трети грудины на 2 -3 см выше мечевидного отростка;
г – в область сердца, по левой половине грудной клетки.
2. Вместе с восходом солнца трое друзей зашли в лес. Заметив, что солнце находится слева, они шли прямо до того места, где надеялись набрать грибов и не ошиблись. В 14. 00. решили уточнить направление возвращения домой. Один предлагал двигаться так, чтобы солнце находилось слева, второй, чтобы солнце находилось справа, третий – чтобы солнце светило в спину. Кто из друзей указал правильное направление движения?
а – первый;
б – второй;
в – третий.
3. Представьте, что вы ответственный за выдачу огнетушителей. Вам принесли заявку на огнетушители из автобусного предприятия. Какой тип огнетушителя вы выдадите?
а – огнетушитель водный;
б – огнетушитель пенный;
в – огнетушитель порошковый.
4. В качестве знака, обозначающего желание воюющей стороны эвакуировать раненых или потерпевших кораблекрушение, а так же гражданских лиц из зоны боевых действий, используют знак:
а – белый квадрат с красной полосой;
б – синий равносторонний треугольник на оранжевом фоне;
в - красный крест или красный полумесяц на белом фоне;
г – белый флаг.
5.Однажды по местному радио прозвучало тревожное сообщение: «Сегодня произошло ограбление банка. Свидетели видели грабителя с рюкзаком на спине. Преступнику удалось скрыться на автомобиле, который затем был обнаружен на опушке леса с пустым бензобаком. Милиция идет пол следу грабителя.
На поляне сыщик увидел двух туристов и услышал их разговор: « Очень рад встретить попутчика. Пора сделать привал, разжечь костер, погреться. У вас есть спички?»
«Конечно, есть. Я тоже устал и проголодался».
Сыщик уже знал, кто из двоих турист, а кто нет. Кто из них преступник?
А – тот, у которого были спички;
б – тот, у которого не было спичек.
Олимпиадные задания для учащихся 10 - 11 классов
Задание 1. Выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.
1. Мужчина, увидев дым из-под соседской двери, надел противогаз и кинулся спасать детей. Погибли все. Почему это произошло, ведь мужчина был в противогазе?
1) он погиб от высокой температуры;
2) видимо, он заблудился в дыму, пока искал детей;
3) он погиб от угарного газа, который не обезвреживается противогазом.
2. Чем тушить горючие газы и жидкости, зажигательные вещества?
1) водой; 2) ОП-2; 3) ОВП-10.
3. В случае аварии, выбравшись из машины, нужно в первую очередь:
1) осмотреть место происшествия и проанализировать ситуацию;
2) отойти от машины на 10—15 м;
3) осмотреть себя на предмет ранений и травм.
4. При захвате вашего транспорта террористами надо соблюдать ниже перечисленные правила безопасности. Какое из них содержит ошибку?
1) не пытайтесь самостоятельно обезвредить террористов, не вступайте с ними в споры, выполняйте все их требования;
2) старайтесь не привлекать к себе их внимания, спрячьтесь куда-нибудь, не делайте лишних, резких и подозрительных движений;
3) если освобождают часть заложников, детей и больных, старайтесь попасть в их число.
5. Что называется виктимным поведением?
1) поведение, граничащее с хулиганскими действиями;
2) неверие в свои силы, избегание конфликтов, сильное их переживание;
3) поведение потенциальной жертвы, провоцирующее преступника.
6. Каждый гражданин имеет право на активную защиту личного достоинства, своей или чужой жизни и здоровья; это называется:
1) самозащита;
2) необходимая оборона;
3) локализация конфликта.
7. Сергей возвращался с дискотеки, когда двое парней напали на него, повалили на землю и стали избивать ногами. Сергей нащупал на земле гвоздь и нанес одному ранение в брюшную полость. Как квалифицируются действия Сергея?
1) необходимая самооборона;
2) превышение пределов необходимой самообороны;
3) предумышленное нанесение тяжких телесных повреждений.
8. Назовите основной способ проникновения экологически вредных веществ в жилище человека:
1) с воздухом через систему вентиляции;
9. При употреблении некачественной воды чаще 2) приносятся детьми с улицы;
3) с пылью через оконные щели и двери.
всего заражаются:
1) холерой или дизентерией;
2) сальмонеллезом;
3) ботулизмом.
10. Распространение или наличие радиоактивных веществ на местности в количестве, превышающем уровень, установленный нормами радиационной безопасности.
1) чрезвычайная ситуация;
2) радиоактивное заражение;
3) радиационная авария.
11. Показатель, дающий представление о том, во сколько раз уровень радиации внутри помещения ниже, чем снаружи:
1) индекс защиты;
2) половинное ослабление;
3) коэффициент ослабления.
12. На какое расстояние вытяжной короб вентиляции заглубленных ПРУ должен быть выше приточного?
1) 0,5—0,8 м; 2) 1,2—1,5 м; 3) 1,5—2 м.
13. Система, осуществляющая государственную политику в области безопасности жизнедеятельности:
1) ГО; 2) РСЧС; 3) МВД.
14. Что определяется по формуле:
1) степень лучевой болезни; 2) РРЗ; 3) доза облучения.
15. Современное средство поражения, действие которого основано на токсических свойствах отравляющих веществ:
1) ССП; 2) ОМП; 3) химическое оружие.
16. Чем обмазывают конечности скота при перегоне его по зараженной отравляющими веществами местности?
1) глиной;
2) цементно-земляной смесью;
3) глинисто-известковой массой.
17. Можно ли, в случае крайней необходимости, использовать' в пищу мясо скота, подвергшегося радиоактивному заражению?
1) можно, предварительно отогнав его на 2 недели на чистые луга;
2) можно, после тепловой обработки;
3) нельзя.
18. Какие перевязочные средства используются при наложении повязки по Маштафарову?
1) табельные; 2) подручные; 3) клеоловые.
19. Какие средства необходимы при наложении повязки на не большие раны с использованием наименьшего количества перевязочного материала?
1) табельные; 2) подручные; 3) клеоловые.
20. При каких поражениях пострадавшего укладывают с приподнятыми ногами, расстегивают ворот, протирают лицо холодной водой, дают нюхать нашатырь, при необходимости делают искусственное дыхание?
1) отравление;
2) утопление;
3) обморок.
21. Как выполняется сердечно-легочная реанимация, если оживление проводят два человека одновременно?
1) одно надавливание на грудную клетку на одно вдувание воздуха;
2) на одно вдувание воздуха 5 надавливаний на область сердца;
3) 2—3 вдувания — 15 надавливаний.
22. Совокупность мероприятий, направленных на предупреждение попадания микробов в рану:
1) антисептика;
2) асептика;
3) дезинфекция.
23. Какие суставы надо иммобилизовать при переломе бедра?
1) голеностопный;
2) голеностопный и коленный;
3) голеностопный, коленный и тазобедренный.
24. В каком положении следует транспортировать пострадавшего с переломами ребер и грудины?
1) лежа на боку;
2) лежа на животе на мягкой подстилке;
3) сидя или полулежа на жестких носилках.
25. При проведении сердечно-легочной реанимации в одиночку какое надо соблюдать соотношение между вдуванием воздуха и толчками на грудину? 1)1 к 2; 2) 2 к 15; 3)1 к 8.
26. Объясните пословицу: «Где пиры да чаи, там и немочи, не ешь масляно — ослепнешь»:
1) жирная и обильная пища приводит к преждевременному склерозу сосудов;
2) излишки жиров блокируют передачу зрительных импульсов;
3) употребление тонизирующих напитков приводит к язве.
27. Когда проходит всемирный день борьбы с наркоманией?
1) 1 июня; 2) 26 июня; 3) 1 сентября.
28. Система политических, экономических, военных, социальных и правовых мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также защите населения, территории и суверенитета РФ:
1) система пограничной службы;
2) оборона;
3) мобилизация.
29. Уклонение от призыва путем членовредительства, симуляции болезни, подлога документов или иного обмана наказывается лишением свободы на срок:
1) от 6 месяцев до года;
2) до 1 года до 3 лет;
3) от года до 5 лет.
30. На основе какого документа в войсках организуется жизнь, быт и распорядок дня военнослужащих?
1) закон «Об обороне»;
2) устав внутренней службы;
3) устав караульной службы.
Задание 2.
Выберите несколько правильных ответов:
1. Ваша машина сорвалась с моста в воду, двери заклинило, машина тонет. Какой должен быть порядок ваших действий:
а — разбить окно, полностью скрытое под водой;
б — сделать хороший вдох;
в — найти тяжелый предмет для разбивания окна;
г — всплыть на поверхность;
д — нырнуть и выбраться в окно,
е — делать гипервентиляцию, пока одно из окон не скроется под прибывающей водой.
1) а, е, г, б, д, в; 2) а, б, д, в; 3) в, е, а, б, д, г.
2. Если при разгоне демонстрации вас задерживает милиция, нужно придерживаться следующих правил:
а — не бежать, избегать криков и резких движений,
б — выражать всем своим видом нейтралитет,
в — держать документы наготове,
г — постараться сразу же объяснить работникам милиции случайность вашего присутствия на митинге,
д — в отделении попросить дежурного сообщить по телефону вашим родственникам, где вы находитесь.
Найдите ошибочные рекомендации:
1) все правильны;
2) неправильно г;
3) неправильно д.
3. При возникновении уличной перестрелки, лучше всего:
а — сразу лечь;
б — оглядеться в поисках укрытия;
в — можно укрыться за ближайшим автомобилем или
под ним;
г — проскользнуть в подворотню, подъезд или окно первого этажа;
д — удобное место спасения — подземный переход.
1) все; 2)кроме — в; 3) только — а, б, г.
4. Какие особые меры могут быть установлены при чрезвычайном положении?
а — ограничение свободы передвижения;
б — усиление охраны общественного порядка;
в — запрещение массовых собраний и забастовок;
г — досмотр транспортных средств;
д — комендантский час.
1) все; 2) все, кроме — б; 3) только — а, г, д.
5. Какое из указанных веществ не относится к токсинам:
а — капсацин,
б — токсоферменты,
в — фитотоксины,
г — ботулотоксин.
1) все относятся;
2) не относится б;
3) не относится г.
6. Какие из способов подходят для остановки артериального кровотечения?
а — фиксация при максимальном ушибе,
б — закрутка,
в — тугая повязка,
г — пальцевое прижатие,
д — жгут.
1) все; 2) все, кроме — в; 3) б, д.
7. Факторы, сохраняющие здоровье:
а — физическая активность,
б — закаливание,
в — полноценное питание,
г — умеренное потребление алкоголя,
д—температурный комфорт,
е — благоприятная экология,
ж — конфликты, тренирующие НС.
1) все; 2) все, кроме — г; 3) а, б, в, е.
8. Какие меры применяли к курящим и распространяющим табак людям при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче?
а — пытали и били кнутом;
б — отрезали носы;
в — отправляли в ссылку;
г — отлучали от церкви;
д — отрубали голову.
1) все; 2) а, б, в; 3) а, б, в, г.
9. Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:
а — воинский учет,
б — подготовку к военной службе,
в — поступление на военную службу,
г — прохождение военной службы,
д — пребывание в запасе,
е — военное обучение в военное время.
1) все; 2) все, кроме — д; 3) а, б, в, г.
10. В каких случаях граждане подлежат уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу?
а — за неявку по повестке о призыве без уважительной причины,
б — получивший путем обмана незаконную отсрочку от
призыва,
в — получивший путем обмана незаконное освобождение.
1) а, б, в; 2) б, в; 3) а.
Задание 3.
Решите ситуационные задачи:
1.Прекардиальный удар наносят:
а – по спине между лопатками;
б – по мечевидному отростку грудины;
в – в область нижней трети грудины на 2 -3 см выше мечевидного отростка;
г – в область сердца, по левой половине грудной клетки.
2. Вместе с восходом солнца трое друзей зашли в лес. Заметив, что солнце находится слева, они шли прямо до того места, где надеялись набрать грибов и не ошиблись. В 14. 00. решили уточнить направление возвращения домой. Один предлагал двигаться так, чтобы солнце находилось слева, второй, чтобы солнце находилось справа, третий – чтобы солнце светило в спину. Кто из друзей указал правильное направление движения?
а – первый;
б – второй;
в – третий.
3. Представьте, что вы ответственный за выдачу огнетушителей. Вам принесли заявку на огнетушители из автобусного предприятия. Какой тип огнетушителя вы выдадите?
а – огнетушитель водный;
б – огнетушитель пенный;
в – огнетушитель порошковый.
4. В качестве знака, обозначающего желание воюющей стороны эвакуировать раненых или потерпевших кораблекрушение, а так же гражданских лиц из зоны боевых действий, используют знак:
а – белый квадрат с красной полосой;
б – синий равносторонний треугольник на оранжевом фоне;
в - красный крест или красный полумесяц на белом фоне;
г – белый флаг.
5.Однажды по местному радио прозвучало тревожное сообщение: «Сегодня произошло ограбление банка. Свидетели видели грабителя с рюкзаком на спине. Преступнику удалось скрыться на автомобиле, который затем был обнаружен на опушке леса с пустым бензобаком. Милиция идет пол следу грабителя.
На поляне сыщик увидел двух туристов и услышал их разговор: « Очень рад встретить попутчика. Пора сделать привал, разжечь костер, погреться. У вас есть спички?»
«Конечно, есть. Я тоже устал и проголодался».
Сыщик уже знал, кто из двоих турист, а кто нет. Кто из них преступник?
А – тот, у которого были спички;
Б – тот, у которого не было спичек.
6. Из истории уставов.
Восстановите даты. «Боярский приговор о станичной сторожевой службе» был издан в русской армии в ….
В … г официально издается «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки».
В … г вышел устав»Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» В этих уставах учитывался боевой опыт русской армии, армий других государств. В … г под руководством Петра I был издан первый устав для регулярной русской армии, а в … г вышел Устав Морской. В начале XIX века появились Строевой и Кавалерийский уставы. В … веке в Советской России издаются уставы внутренней службы, гарнизонной и караульной служб.Боевые и общевоинские уставы перерабатывались, дополнялись в …,…,… годах.
В … г Указом Президента РФ от 14 декабря утверждается сборник «Общевоинские Уставы Вооружонных Сил Российской Федерации.
7. Укажите историю воинских званий:
Рядовой, ефрейтор, сержант, старшина, прапорщик, лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал.
Например : Генералисимус - от латинского – «самый главный». Высшее воинское звание в ВС.Звание введено во Франции с XYI века, в России с XYII века.
| |