Методическая разработка по теме





Скачать 192.22 Kb.
НазваниеМетодическая разработка по теме
Дата публикации06.04.2015
Размер192.22 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Спорт > Методическая разработка
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ТЕМЕ:

Подготовка юного бегуна

на средние дистанции

на учебно-тренировочном этапе

2-го года обучения

Разработал: Петров Николай Анатольевич –
тренер-преподаватель высшей категории
по легкой атлетике
МОУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа
Управления системой образования администрации
Луховицкого муниципального района
Московской области

июнь

2011 год

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БЕГУНА

В современных условиях система подготовки спортсмена является сложным многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п. Все эти факторы обеспечивают достижения спортсменом наивысших спортивных показателей, организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям.

  1. В процессе подготовки легкоатлета следует учитывать возрастные особенности развития организма занимающихся, в частности такие закономерности, как неодновременность развития физических качеств и функций организма. Учет этих особенностей позволяет правильно решать вопросы выбора средств и методов тренировки, нормирования соревновательных и тренировочных нагрузок. Возраст 2-го года обучения на учебно-тренировочном этапе (13-14 лет) характеризуется максимальными темпами роста длины тела, одновременно с резким увеличением общей массы мышц, возрастает и их сила; повышением способности к выполнению и интенсивных кратковременных нагрузок, и продолжительной работы; увеличением аэробных возможностей.

  2. Одним из основных звеньев, определяющих эффективность подготовки юных спортсменов, является рациональная структура тренировочных нагрузок, т.к. тренировочные воздействия формируют определенный уровень физической и функциональной подготовленности. Физическая же подготовка бегунов условно делится на общую (ОФП), включающую подготовительные и общеразвивающие упражнения (ОРУ) и специальную (СФП). Во 2 год обучения используются, главным образом, средства ОФП и совершенствования техники бега; наибольший объем средств ОФП приходится на подготовительный период.

  3. Необходимо помнить, что каждая тренировка должна начинаться энергичным разогреванием путем пробежек с ускорениями и упражнений на поддержку необходимых легкоатлету качеств. К разогреваниям необходимо привыкнуть, втянуться в них, иначе перед соревнованиями они могут заметно утомить спортсмена. Без разогреваний же участие в соревнованиях немыслимо. От бега в состоянии охлаждения или озноба можно ждать не только заниженных технических результатов, но и повреждений. Для бегунов на средние дистанции, например, разогревание важно еще и для смягчения резкости проявления «мертвой точки» и наступления «второго дыхания», протекающих после предварительного разогревания значительно легче. После разогревания необходим отдых и легкий местный массаж (поглаживания, встряхивания, поколачивания).

  4. Большое значение в спортивных достижениях имеет технико-тактическая подготовленность. Если рассматривать бег как дисциплину легкой атлетики, то правильное выполнение этого, казалось бы несложного упражнения, требует определенной подготовки. При работе над техникой бега необходимо соблюдать основные требования, предъявляемые к данному виду (работа ног, рук при беге, финиш и остановка после бега), в процессе совершенствования техники следует обращать внимание на правильное выполнение основных ее элементов. А, чтобы добиться успехов в соревнованиях любого уровня, необходимо также знать тактические приемы и, что еще главнее, использовать их в зависимости от сложившейся ситуации. Для бегунов 2-го года обучения ставятся цели показа запланированного результата, а, при возможности, и выигрыша соревнований или быть призером на них.

  5. Объективно оценить подготовленность юного спортсмена позволяет педагогический контроль (например, в виде тестирования, цель которого – определение исходного уровня физической подготовленности и ее динамики в процессе тренировочных и соревновательных воздействий), ведь только при выполнении нормативных требований по ОФП и СФП осуществляется прием на учебно-тренировочный этап подготовки бегунов.

  6. В процессе подготовки легкоатлета обязателен и медико-биологический контроль с целями определения состояния здоровья и уровня функционального состояния юных бегунов, наблюдения за изменениями функциональной и физической подготовленности и определения индивидуальных норм нагрузок, который должен осуществляться как врачом (медсестрой) школы, так и специалистами врачебно-физкультурного диспансера.

  7. Немаловажное значение в учебно-тренировочном процессе имеет системность и направленность различных восстановительных средств, особенно в условиях применения больших нагрузок. На учебно-тренировочном этапе наибольшее значение имеют педагогические средства восстановление работоспособности занимающихся; из дополнительных средств используются систематическое применение рационального питания, душа, ванн, массажа, бани (сауны), плавания и др., витаминизация; в плане психологического восстановления необходима частая смена тренировочных средств.

  8. С физической, технико-тактической, морально-волевой подготовкой органически связана и теоретическая подготовка бегуна. Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность, вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий и соревнований. Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций непосредственно в тренировке. Зачеты по теоретической подготовке могут проводиться в виде индивидуальных устных ответов, зачетных контрольных работ, рефератов, докладов.

  9. Планирование годичного цикла подготовки юных бегунов осуществляется по «сдвоенному» циклу. Для бегунов подготовительный период начинается, как правило, с сентября в соответствии с началом учебного года в ООШ, летний соревновательный период заканчивается в июле, и затем – 6 недель - спортивно-оздоровительный лагерь (самостоятельная работа).

  10. Большое значение для легкоатлета имеет ведение дневника тренировок. Только изучение записей дает возможность сделать выводы об индивидуальном режиме и наметить дальнейшую тренировку без повторения ошибок.

О ЗАДАЧАХ И СОДЕРЖАНИИ ТРЕНИРОВКИ

Важнейшей составной частью системы подготовки спортсмена является спортивная тренировка, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью достижения физического совершенства и высоких спортивных результатов путем воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей юного спортсмена. В процессе спортивной тренировки решаются общие и частные задачи, которые в конечном счете обеспечивают спортсмену крепкое здоровье, нравственное и интеллектуальное воспитание, гармоничное, физическое развитие, техническое и тактическое мастерство, высокий уровень развития специальных физических, психических, моральных и волевых качеств, а также знаний и навыков в области теории и методики спорта.

Процесс тренировки идет в тесно связанных между собой направлениях:

  • обеспечения необходимого гигиенического и физиологического эффекта, связанного с подготовкой организма к высоким физическим напряжениям;

  • совершенствования общей координации движений, овладения основами техник легкоатлетических упражнений; выработки, закрепления и улучшения навыков;

  • совершенствования приобретенных навыков и качеств и применения их в усложненных условиях среды, требующих максимального выявления возможностей занимающегося и спортивно-технических достижений.

Уделяя преимущественное внимание совершенствованию спортивной техники, обеспечению высоких спортивных результатов, здесь одновременно нужно предъявлять и высокие требования к деятельности организма и его отдельных систем и органов, а также и к проявлению психомоторных качеств и применению приобретенных навыков. В тренировке уделяется большое внимание закреплению (доведению до автоматизма) и совершенствованию определенных навыков бегуна, воспитанию способности к волевым напряжениям и достижению высоко координированной деятельности нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной системы, органов выделения и др. при различных по характеру и по времени высоких физических нагрузках. К характерным для тренировки моментам следует отнести и установление специального режима.

Если тренировка поставлена правильно, то обеспечиваются

  • высокие технические достижения;

  • хорошее здоровье и высокоразвитые психофизические и морально-волевые качества;

  • содействие приобретению ряда навыков и привычек культурного поведения: гигиена труда и отдыха, питания, одежды, отсутствие вредных привычек;

  • улучшение показателей дисциплины, выдержки, чувства коллективизма и ответственности.

Все сказанное достаточно характеризует высокую педагогическую значимость тренировки.

ПЕРИОДЫ ПОДГОТОВКИ ЮНОГО СПОРТСМЕНА


В связи со сменностью времен года в моей практике можно выделить три

особых периода подготовки бегуна 2-го года обучения на учебно-тренировочном этапе с присущими им задачами.



Период

Срок




Задачи

1.

подготовительный

середина августа -середина декабря

I

  • повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;

  • поддержание и улучшение общих психофизических и морально-волевых качеств, необходимых легкоатлету

март-апрель

II

  • повышение уровня разносторонней физической, функциональной и технической подготовленности;

  • улучшение общих психофизических и морально-волевых качеств, необходимых для достижения и в дальнейшем максимального технического эффекта в беге;

  • проработка техники бега с учетом ошибок в ней за прошлый сезон;

  • подведение к установлению индивидуальных форм техники;

  • проработка дыхательной и сердечно-сосудистой системы к выработке общей выносливости

2.

соревновательный

середина декабря - февраль

I

  • повышение уровня специальной физической подготовки и технической подготовленности;

  • установление индивидуальной формы техники и закрепление навыка в ней

  • повышение работоспособности организма до уровня, близкого к максимальному

май, июнь

II

  • повышение уровня технико-тактического мастерства и специальной выносливости

  • достижение высшей работоспособности организма

  • приобретение способностей к максимальному усилию в дни соревнований

3.

переходный

июль-середина августа




  • поддержание спортивной работоспособности;

  • относительный отдых;

  • постепенное снижение напряжения тренировочного режима

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ

Подготовка спортсмена на учебно-трен6ировочном этапе и спортивная тренировка должны быть обязательно спланированы. Важным вопросом планирования является распределение материала в годичном цикле и его детализация по недельным циклам как основным структурным блокам планирования. Соотношение времени, отводимого на отдельные виды подготовки, в зависимости от конкретных обстоятельств (наличие материальной базы, учебно-тренировочных сборов, соревнований, погодных условий и т.д.) может изменяться. Однако при этом должна сохраняться общая направленность тренировочного процесса, предполагающая постепенное увеличение удельного веса тренировочных нагрузок на специальную физическую и тактико-техническую подготовку к началу соревновательного периода.

Рассмотрим годичное планирование и недельные микроциклы, которые практикуются на моих тренировках, для бегунов на средние дистанции 2-го года обучения на учебно-тренировочном этапе:

Годовой план подготовки УТГ 2-го года обучения

№ п/п

Тема

Число часов

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1

Физическая культура и спорт в Российской Федерации. Техника безопасности на учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях, учебно-тренировочных сборах

2

2

Развитие бега в стране и за рубежом

2

3

Личная и общественная гигиена. Питание спортсменов

2

4

Краткие сведения о строении и функциях организма спортсмена

2

5

Врачебный контроль и самоконтроль, профилактика травм и заболеваний. Восстановительные мероприятия

2

6

Сущность спортивной тренировки

1

7

Основные виды подготовки юного спортсмена

3

8

Периодизация спортивной тренировки

2

9

Планирование и учет в процессе спортивной тренировки юных спортсменов

2

10

Спортивные соревнования

2

ИТОГО

20

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1

Общая физическая подготовка

352

2

Специальная физическая подготовка

180

3

Тактико-техническая подготовка

36

4

Восстановительные мероприятия

20

5

Инструкторская и судейская практика

6

ИТОГО

594




СОРЕВНОВАНИЯ

20




КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ, ТЕСТЫ, ПРИКИДКИ

10




САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ,

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ

84

ВСЕГО

728

Недельные микроциклы для бегунов на средние дистанции

2-го года обучения на учебно-тренировочном этапе

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Вос

кре-

сенье

Втягивающий микроцикл


Кросс – 6 км

ОРУ- 10 мин

Пробежки на ритм - 10х150


Разминка -15 мин

Школа – барьеры

СБУ - 2х50м

Метание

СУ для укрепления стопы, спины, живота

Заминочный бег-

1 км


отдых

Кросс – 6 км

ОРУ- 10 мин

Ускорения 8х80

Подтягивания

Отжимания Брюшной пресс


Разминочный бег- 15 мин

ОРУ- 15 мин

ОФП - 15 мин

Игра - 30 мин

Равномерный кросс – 8 км

Школа –барьеры


отдых

Микроцикл объемных тренировок


Кросс – 10 км

ОРУ- 10 мин

ОФП – 20 мин

Ускорения

Гимнастика


Разминка-

20 мин

Барьерный бег -8х120 (4)

Круговая тренировка

Заминочный бег


отдых

Кросс – 10 км

ОРУ -10 мин

ОФП – 15 мин

Ускорения

Гимнастика


Разминка-

20 мин

Беговые упражнения

Пробежки на ритм - 8х120

Метание

Спецупражнения для укрепления стопы Заминочный бег


Равномерный кросс-

10-15 км

Школа-барьеры

Спецупражнения для укрепления стопы, спины, живота


отдых

Микроцикл скоростно-силовой подготовки


Разминка-

20 мин

Кросс 4 км по сыпучему грунту с ускорениями–

8х50

ОРУ- 10 мин

ОФП – 20 мин

Игра - 15 мин



Разминка –

20 мин

Школа-барьеры

Ускорения -5х60

Барьерный бег - 8х200(5)

Метание

СУ для укрепления стопы

Заминочный бег-

5 мин



отдых

Кросс – 10 км

ОРУ- 10 мин

ОФП- 20 мин

Ускорения- 6х80


Разминка –

20 мин

Переменный бег – 6 км

ОРУ – 10 мин

Школа-барьеры

Ускорения со старта - 10х80


Кросс – 10 км

ОРУ- 10 мин

ОФП - 20 мин

СБУ – 2х50

Пробежки на ритм – 6х120

Игра – 20 мин

отдых

Микроцикл технической подготовки


Кросс – 6 км

ОРУ- 10 мин

Совершенствование техники бега по прямой – 8х80

Совершенствование техники бега по виражу- 8х80

Разминка –

20 мин

Ускорения – 5х60

Барьерный бег – 8х100 (3)

Метание

СУ для укрепления стопы, спины и живота

отдых

Равномерный кросс – 10 км

ОРУ- 10 мин

ОФП – 20 мин

СБУ - 2х50

Игра – 20 мин


Кросс – 5 км

ОРУ- 10 мин

Школа-барьеры

Бег на ритм и технику-10х150

Заминочный бег- 5 мин

Кросс с переменой ритма- 6 км с ускорением 12х80

ОРУ – 10 мин

соревнования или

контрольный бег

Микроцикл соревновательного этапа


Кросс –

6-10 км

ОРУ- 10 мин

ОФП – 20 мин

Ускорения – 8х100

Заминка – 5 мин



Разминка – 15 мин

Ускорения – 6х50

СБУ 10х50

Барьерный бег – 6х40

Спецупражнения для укрепления мышц ног, спины, брюшного пресса



отдых

Разминка –

15 мин

ОРУ- 10 мин

Повторный бег – 5х200

Заминочный бег- 5 мин

Кросс – 6 км

ОРУ - 10 мин

ОФП –

20 мин

Разминка –

15 мин

Повторный бег -2х300, 2х100

Заминочный бег – 5 мин


соревнования или отдых

Подводящий к соревнованиям микроцикл


Кросс – 6-10 км

ОРУ- 10 мин

ОФП – 20 мин

СБУ- 10х100



Разминка – 20 мин

Ускорения -10х50

Спецупражнения для укрепления ног

Заминка – 5 мин


отдых

Разминка

– 15 мин

ОРУ- 10 мин

Переменный бег- 300, 200, 100,200,300)

Заминочный бег- 5 мин

Медленный бег – 10 мин

ОРУ- 10 мин

СБУ - 2х30

Контрольный бег

Заминочный бег – 5 мин

Разминочный бег- 10 мин

ОРУ- 10 мин

СБУ – 2х30

Ускорения с максималь-ной скоростью –

2-3х200

Заминочный бег – 5 мин



соревнования или

отдых

Разгрузочный микроцикл


Равномерный кросс – 8 км

ОРУ-10 мин

ОФП – 15 мин


Разминка игрового характера

Барьерный бег –

15 мин

Акробатические упражнения и упражнения на гибкость

Спецупражнения для укрепления мышц ног



отдых

Кросс – 6 км

Игра – 20 мин или плавание

Равномерный кросс – 8 км

ОФП –

15 мин или плавание


Кросс – 6 км

ОРУ – 10 мин

ОФП – 20 мин

СБУ- 10х60

Игра – 20 мин или другие виды легкой атлетики


отдых

Микроцикл переходного периода


Равномерный кросс –8 км

ОРУ- 10 мин

ОФП – 15 мин


Игра – 30 мин

Метания

Прыжки

Спецупражнения для укрепления мышц стопы, спины, живота или другие виды легкой атлетики



отдых

Медленный бег – 2 км

Игры – 45 мин

Или прогулка – 1,5-2 ч

Равномерный кросс – 6 км

ОРУ – 15 мин

ОФП –

20 мин или плавание

1,5-2 ч

Медленный бег - 2 км

Игра -

45 мин или плавание

отдых

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка по теме iconМетодическая разработка по теме
Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета
Методическая разработка по теме iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка по теме iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Методическая разработка по теме iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...
Методическая разработка по теме iconМетодическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»...
Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35
Методическая разработка по теме iconМетодическая разработка» Разработка по теме «Семья»
Данная технология направлена на расширение словарного запаса уч-ся, а также развитие умений устной речи по заданной теме, что является...
Методическая разработка по теме iconМетодическая разработка цикла уроков по кубановедению и изобразительному...
Данная методическая разработка предназначена для реализации на уроках кубановедения и изобразительного искусства в 5 классе общеобразовательной...
Методическая разработка по теме iconКонкурсная методическая разработка конспект урока информатики по...
Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен...
Методическая разработка по теме iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка по теме iconМетодическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами»
Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года
Методическая разработка по теме iconМетодическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология...
Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология в горной промышленности и модернизация горного производства» (для...
Методическая разработка по теме iconЧрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. Новгород 2003
Методическая разработка предназначена для студентов вузов, а также может быть полезной для преподавателей и руководителей объектов,...
Методическая разработка по теме iconМетодическая разработка конспекта урока математики в 1 классе по теме: «Составляем суммы»

Методическая разработка по теме iconМетодическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»
Методическая разработка по теме iconМетодическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны»
Методическая разработка изучения темы “Вторая Мировая и Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945
Методическая разработка по теме iconУрока по уд оп. 03. «Основы материаловедения» По теме: «Определение...
Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине материаловедение (по фгос) предназначена для проведения урока по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск