МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ТЕМЕ:
Подготовка юного бегуна
на средние дистанции
на учебно-тренировочном этапе
2-го года обучения
Разработал: Петров Николай Анатольевич – тренер-преподаватель высшей категории по легкой атлетике МОУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа Управления системой образования администрации Луховицкого муниципального района Московской области
июнь
2011 год
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БЕГУНА
В современных условиях система подготовки спортсмена является сложным многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п. Все эти факторы обеспечивают достижения спортсменом наивысших спортивных показателей, организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям.
В процессе подготовки легкоатлета следует учитывать возрастные особенности развития организма занимающихся, в частности такие закономерности, как неодновременность развития физических качеств и функций организма. Учет этих особенностей позволяет правильно решать вопросы выбора средств и методов тренировки, нормирования соревновательных и тренировочных нагрузок. Возраст 2-го года обучения на учебно-тренировочном этапе (13-14 лет) характеризуется максимальными темпами роста длины тела, одновременно с резким увеличением общей массы мышц, возрастает и их сила; повышением способности к выполнению и интенсивных кратковременных нагрузок, и продолжительной работы; увеличением аэробных возможностей.
Одним из основных звеньев, определяющих эффективность подготовки юных спортсменов, является рациональная структура тренировочных нагрузок, т.к. тренировочные воздействия формируют определенный уровень физической и функциональной подготовленности. Физическая же подготовка бегунов условно делится на общую (ОФП), включающую подготовительные и общеразвивающие упражнения (ОРУ) и специальную (СФП). Во 2 год обучения используются, главным образом, средства ОФП и совершенствования техники бега; наибольший объем средств ОФП приходится на подготовительный период.
Необходимо помнить, что каждая тренировка должна начинаться энергичным разогреванием путем пробежек с ускорениями и упражнений на поддержку необходимых легкоатлету качеств. К разогреваниям необходимо привыкнуть, втянуться в них, иначе перед соревнованиями они могут заметно утомить спортсмена. Без разогреваний же участие в соревнованиях немыслимо. От бега в состоянии охлаждения или озноба можно ждать не только заниженных технических результатов, но и повреждений. Для бегунов на средние дистанции, например, разогревание важно еще и для смягчения резкости проявления «мертвой точки» и наступления «второго дыхания», протекающих после предварительного разогревания значительно легче. После разогревания необходим отдых и легкий местный массаж (поглаживания, встряхивания, поколачивания).
Большое значение в спортивных достижениях имеет технико-тактическая подготовленность. Если рассматривать бег как дисциплину легкой атлетики, то правильное выполнение этого, казалось бы несложного упражнения, требует определенной подготовки. При работе над техникой бега необходимо соблюдать основные требования, предъявляемые к данному виду (работа ног, рук при беге, финиш и остановка после бега), в процессе совершенствования техники следует обращать внимание на правильное выполнение основных ее элементов. А, чтобы добиться успехов в соревнованиях любого уровня, необходимо также знать тактические приемы и, что еще главнее, использовать их в зависимости от сложившейся ситуации. Для бегунов 2-го года обучения ставятся цели показа запланированного результата, а, при возможности, и выигрыша соревнований или быть призером на них.
Объективно оценить подготовленность юного спортсмена позволяет педагогический контроль (например, в виде тестирования, цель которого – определение исходного уровня физической подготовленности и ее динамики в процессе тренировочных и соревновательных воздействий), ведь только при выполнении нормативных требований по ОФП и СФП осуществляется прием на учебно-тренировочный этап подготовки бегунов.
В процессе подготовки легкоатлета обязателен и медико-биологический контроль с целями определения состояния здоровья и уровня функционального состояния юных бегунов, наблюдения за изменениями функциональной и физической подготовленности и определения индивидуальных норм нагрузок, который должен осуществляться как врачом (медсестрой) школы, так и специалистами врачебно-физкультурного диспансера.
Немаловажное значение в учебно-тренировочном процессе имеет системность и направленность различных восстановительных средств, особенно в условиях применения больших нагрузок. На учебно-тренировочном этапе наибольшее значение имеют педагогические средства восстановление работоспособности занимающихся; из дополнительных средств используются систематическое применение рационального питания, душа, ванн, массажа, бани (сауны), плавания и др., витаминизация; в плане психологического восстановления необходима частая смена тренировочных средств.
С физической, технико-тактической, морально-волевой подготовкой органически связана и теоретическая подготовка бегуна. Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность, вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий и соревнований. Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций непосредственно в тренировке. Зачеты по теоретической подготовке могут проводиться в виде индивидуальных устных ответов, зачетных контрольных работ, рефератов, докладов.
Планирование годичного цикла подготовки юных бегунов осуществляется по «сдвоенному» циклу. Для бегунов подготовительный период начинается, как правило, с сентября в соответствии с началом учебного года в ООШ, летний соревновательный период заканчивается в июле, и затем – 6 недель - спортивно-оздоровительный лагерь (самостоятельная работа).
Большое значение для легкоатлета имеет ведение дневника тренировок. Только изучение записей дает возможность сделать выводы об индивидуальном режиме и наметить дальнейшую тренировку без повторения ошибок.
О ЗАДАЧАХ И СОДЕРЖАНИИ ТРЕНИРОВКИ
Важнейшей составной частью системы подготовки спортсмена является спортивная тренировка, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью достижения физического совершенства и высоких спортивных результатов путем воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей юного спортсмена. В процессе спортивной тренировки решаются общие и частные задачи, которые в конечном счете обеспечивают спортсмену крепкое здоровье, нравственное и интеллектуальное воспитание, гармоничное, физическое развитие, техническое и тактическое мастерство, высокий уровень развития специальных физических, психических, моральных и волевых качеств, а также знаний и навыков в области теории и методики спорта.
Процесс тренировки идет в тесно связанных между собой направлениях:
обеспечения необходимого гигиенического и физиологического эффекта, связанного с подготовкой организма к высоким физическим напряжениям;
совершенствования общей координации движений, овладения основами техник легкоатлетических упражнений; выработки, закрепления и улучшения навыков;
совершенствования приобретенных навыков и качеств и применения их в усложненных условиях среды, требующих максимального выявления возможностей занимающегося и спортивно-технических достижений.
Уделяя преимущественное внимание совершенствованию спортивной техники, обеспечению высоких спортивных результатов, здесь одновременно нужно предъявлять и высокие требования к деятельности организма и его отдельных систем и органов, а также и к проявлению психомоторных качеств и применению приобретенных навыков. В тренировке уделяется большое внимание закреплению (доведению до автоматизма) и совершенствованию определенных навыков бегуна, воспитанию способности к волевым напряжениям и достижению высоко координированной деятельности нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной системы, органов выделения и др. при различных по характеру и по времени высоких физических нагрузках. К характерным для тренировки моментам следует отнести и установление специального режима.
Если тренировка поставлена правильно, то обеспечиваются
высокие технические достижения;
хорошее здоровье и высокоразвитые психофизические и морально-волевые качества;
содействие приобретению ряда навыков и привычек культурного поведения: гигиена труда и отдыха, питания, одежды, отсутствие вредных привычек;
улучшение показателей дисциплины, выдержки, чувства коллективизма и ответственности.
Все сказанное достаточно характеризует высокую педагогическую значимость тренировки.
ПЕРИОДЫ ПОДГОТОВКИ ЮНОГО СПОРТСМЕНА
В связи со сменностью времен года в моей практике можно выделить три
особых периода подготовки бегуна 2-го года обучения на учебно-тренировочном этапе с присущими им задачами.
№
| Период
| Срок
|
| Задачи
| 1.
| подготовительный
| середина августа -середина декабря
| I
| повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;
поддержание и улучшение общих психофизических и морально-волевых качеств, необходимых легкоатлету
| март-апрель
| II
| повышение уровня разносторонней физической, функциональной и технической подготовленности;
улучшение общих психофизических и морально-волевых качеств, необходимых для достижения и в дальнейшем максимального технического эффекта в беге;
проработка техники бега с учетом ошибок в ней за прошлый сезон;
подведение к установлению индивидуальных форм техники;
проработка дыхательной и сердечно-сосудистой системы к выработке общей выносливости
| 2.
| соревновательный
| середина декабря - февраль
| I
| повышение уровня специальной физической подготовки и технической подготовленности;
установление индивидуальной формы техники и закрепление навыка в ней
повышение работоспособности организма до уровня, близкого к максимальному
| май, июнь
| II
| повышение уровня технико-тактического мастерства и специальной выносливости
достижение высшей работоспособности организма
приобретение способностей к максимальному усилию в дни соревнований
| 3.
| переходный
| июль-середина августа
|
| поддержание спортивной работоспособности;
относительный отдых;
постепенное снижение напряжения тренировочного режима
| ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ
Подготовка спортсмена на учебно-трен6ировочном этапе и спортивная тренировка должны быть обязательно спланированы. Важным вопросом планирования является распределение материала в годичном цикле и его детализация по недельным циклам как основным структурным блокам планирования. Соотношение времени, отводимого на отдельные виды подготовки, в зависимости от конкретных обстоятельств (наличие материальной базы, учебно-тренировочных сборов, соревнований, погодных условий и т.д.) может изменяться. Однако при этом должна сохраняться общая направленность тренировочного процесса, предполагающая постепенное увеличение удельного веса тренировочных нагрузок на специальную физическую и тактико-техническую подготовку к началу соревновательного периода.
Рассмотрим годичное планирование и недельные микроциклы, которые практикуются на моих тренировках, для бегунов на средние дистанции 2-го года обучения на учебно-тренировочном этапе:
Годовой план подготовки УТГ 2-го года обучения
№ п/п
| Тема
| Число часов
| ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
| 1
| Физическая культура и спорт в Российской Федерации. Техника безопасности на учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях, учебно-тренировочных сборах
| 2
| 2
| Развитие бега в стране и за рубежом
| 2
| 3
| Личная и общественная гигиена. Питание спортсменов
| 2
| 4
| Краткие сведения о строении и функциях организма спортсмена
| 2
| 5
| Врачебный контроль и самоконтроль, профилактика травм и заболеваний. Восстановительные мероприятия
| 2
| 6
| Сущность спортивной тренировки
| 1
| 7
| Основные виды подготовки юного спортсмена
| 3
| 8
| Периодизация спортивной тренировки
| 2
| 9
| Планирование и учет в процессе спортивной тренировки юных спортсменов
| 2
| 10
| Спортивные соревнования
| 2
| ИТОГО
| 20
| ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
| 1
| Общая физическая подготовка
| 352
| 2
| Специальная физическая подготовка
| 180
| 3
| Тактико-техническая подготовка
| 36
| 4
| Восстановительные мероприятия
| 20
| 5
| Инструкторская и судейская практика
| 6
| ИТОГО
| 594
|
| СОРЕВНОВАНИЯ
| 20
|
| КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ, ТЕСТЫ, ПРИКИДКИ
| 10
|
| САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ,
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ
| 84
| ВСЕГО
| 728
| Недельные микроциклы для бегунов на средние дистанции
2-го года обучения на учебно-тренировочном этапе
| Понедельник
| Вторник
| Среда
| Четверг
| Пятница
| Суббота
| Вос
кре-
сенье
| Втягивающий микроцикл
| Кросс – 6 км
ОРУ- 10 мин
Пробежки на ритм - 10х150
| Разминка -15 мин
Школа – барьеры
СБУ - 2х50м
Метание
СУ для укрепления стопы, спины, живота
Заминочный бег-
1 км
| отдых
| Кросс – 6 км
ОРУ- 10 мин
Ускорения 8х80
Подтягивания
Отжимания Брюшной пресс
| Разминочный бег- 15 мин
ОРУ- 15 мин
ОФП - 15 мин
Игра - 30 мин
| Равномерный кросс – 8 км
Школа –барьеры
| отдых
| Микроцикл объемных тренировок
| Кросс – 10 км
ОРУ- 10 мин
ОФП – 20 мин
Ускорения
Гимнастика
| Разминка-
20 мин
Барьерный бег -8х120 (4)
Круговая тренировка
Заминочный бег
| отдых
| Кросс – 10 км
ОРУ -10 мин
ОФП – 15 мин
Ускорения
Гимнастика
| Разминка-
20 мин
Беговые упражнения
Пробежки на ритм - 8х120
Метание
Спецупражнения для укрепления стопы Заминочный бег
| Равномерный кросс-
10-15 км
Школа-барьеры
Спецупражнения для укрепления стопы, спины, живота
| отдых
| Микроцикл скоростно-силовой подготовки
| Разминка-
20 мин
Кросс 4 км по сыпучему грунту с ускорениями–
8х50
ОРУ- 10 мин
ОФП – 20 мин
Игра - 15 мин
| Разминка –
20 мин
Школа-барьеры
Ускорения -5х60
Барьерный бег - 8х200(5)
Метание
СУ для укрепления стопы
Заминочный бег-
5 мин
| отдых
| Кросс – 10 км
ОРУ- 10 мин
ОФП- 20 мин
Ускорения- 6х80
| Разминка –
20 мин
Переменный бег – 6 км
ОРУ – 10 мин
Школа-барьеры
Ускорения со старта - 10х80
| Кросс – 10 км
ОРУ- 10 мин
ОФП - 20 мин
СБУ – 2х50
Пробежки на ритм – 6х120
Игра – 20 мин
| отдых
| Микроцикл технической подготовки
| Кросс – 6 км
ОРУ- 10 мин
Совершенствование техники бега по прямой – 8х80
Совершенствование техники бега по виражу- 8х80
| Разминка –
20 мин
Ускорения – 5х60
Барьерный бег – 8х100 (3)
Метание
СУ для укрепления стопы, спины и живота
| отдых
| Равномерный кросс – 10 км
ОРУ- 10 мин
ОФП – 20 мин
СБУ - 2х50
Игра – 20 мин
| Кросс – 5 км
ОРУ- 10 мин
Школа-барьеры
Бег на ритм и технику-10х150
Заминочный бег- 5 мин
| Кросс с переменой ритма- 6 км с ускорением 12х80
ОРУ – 10 мин
| соревнования или
контрольный бег
| Микроцикл соревновательного этапа
| Кросс –
6-10 км
ОРУ- 10 мин
ОФП – 20 мин
Ускорения – 8х100
Заминка – 5 мин
| Разминка – 15 мин
Ускорения – 6х50
СБУ 10х50
Барьерный бег – 6х40
Спецупражнения для укрепления мышц ног, спины, брюшного пресса
| отдых
| Разминка –
15 мин
ОРУ- 10 мин
Повторный бег – 5х200
Заминочный бег- 5 мин
| Кросс – 6 км
ОРУ - 10 мин
ОФП –
20 мин
| Разминка –
15 мин
Повторный бег -2х300, 2х100
Заминочный бег – 5 мин
| соревнования или отдых
| Подводящий к соревнованиям микроцикл
| Кросс – 6-10 км
ОРУ- 10 мин
ОФП – 20 мин
СБУ- 10х100
| Разминка – 20 мин
Ускорения -10х50
Спецупражнения для укрепления ног
Заминка – 5 мин
| отдых
| Разминка
– 15 мин
ОРУ- 10 мин
Переменный бег- 300, 200, 100,200,300)
Заминочный бег- 5 мин
| Медленный бег – 10 мин
ОРУ- 10 мин
СБУ - 2х30
Контрольный бег
Заминочный бег – 5 мин
| Разминочный бег- 10 мин
ОРУ- 10 мин
СБУ – 2х30
Ускорения с максималь-ной скоростью –
2-3х200
Заминочный бег – 5 мин
| соревнования или
отдых
| Разгрузочный микроцикл
| Равномерный кросс – 8 км
ОРУ-10 мин
ОФП – 15 мин
| Разминка игрового характера
Барьерный бег –
15 мин
Акробатические упражнения и упражнения на гибкость
Спецупражнения для укрепления мышц ног
| отдых
| Кросс – 6 км
Игра – 20 мин или плавание
| Равномерный кросс – 8 км
ОФП –
15 мин или плавание
| Кросс – 6 км
ОРУ – 10 мин
ОФП – 20 мин
СБУ- 10х60
Игра – 20 мин или другие виды легкой атлетики
| отдых
| Микроцикл переходного периода
| Равномерный кросс –8 км
ОРУ- 10 мин
ОФП – 15 мин
| Игра – 30 мин
Метания
Прыжки
Спецупражнения для укрепления мышц стопы, спины, живота или другие виды легкой атлетики
| отдых
| Медленный бег – 2 км
Игры – 45 мин
Или прогулка – 1,5-2 ч
| Равномерный кросс – 6 км
ОРУ – 15 мин
ОФП –
20 мин или плавание
1,5-2 ч
| Медленный бег - 2 км
Игра -
45 мин или плавание
| отдых
| |