Скачать 480.02 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Начальное техническое моделирование» возраст обучающихся 7 -11 лет, срок реализации 1 год Автор-составитель: Захарова Тамара Григорьевна, педагог дополнительного образования г. ХАНТЫ-МАНСИЙСК, 2012 г Пояснительная записка Настоящая программа разработана в соответствии с Законом об образовании, типовым Положением о дополнительном учреждении, Концепции о правах ребенка, Уставом СЮТ. Данная программа модифицированная, научно-технической направленности, в основу которой положена "Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», подготовленная Управлением внеклассной и внешкольной воспитательной работы Министерства просвещения и Центральной станцией юных техников Министерства просвещения РФ и рекомендованных внешкольным учреждениям и школам в качестве типовых, изменённая с учётом особенностей занятий объединения начального технического моделирования, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания, где больше внимания уделяется техническому моделированию всевозможной техники, выпиливанию, где есть простые в изготовлении работы. С самого раннего детства ребенок сталкивается с миром техники. Уже в двухлетнем возрасте малыши увлеченно катают механические игрушки, дети постарше управляют радио- и электрифицированными игрушками. В процессе игры у детей возникает множество вопросов: а как устроена машинка, а почему движется корабль, как сделать похожую игрушку... Все эти вопросы и приводят детей к увлечению техническим моделированием и конструированием. Новых программ по техническому моделированию и конструированию не публиковалось с 1988 года. Анализ существующих программ позволяет сделать вывод, что все предлагаемые программы морально устарели. Программа представляет собой организацию кружковой деятельности детей, направленная на приобщение детей к познавательной деятельности, к труду, на развитие человеческих ценностей: взаимовыручки, товарищеской поддержки, воспитание чувства патриотизма к своей Родине, к родному краю. Программа рассчитана на обучение и воспитание детей в возрасте с 7-12 лет. Программа первого года обучения рассчитана на144 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, группы детей разновозрастные. Актуальность предлагаемой программы в том, что объединение начального технического моделирования являются наиболее удачной формой приобщения младших школьников к техническому творчеству. Программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях объединения начального технического моделирования. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Интерес детей к технике поддерживается и средствами массовой информации. Они в доступной и увлекательной форме знакомят младших школьников с историей техники, её настоящим и будущим. Первые шаги младших школьников в конструкторско-технологической деятельности имеют то преимущество, что здесь можно более гибко откликнуться на потребности и интересы детей. Очень важно и то, что, совершенствуя и накапливая общетрудовые умения, можно благотворно влиять на формирование характера ребёнка. Программа личностно - ориентирована и составлена так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. Данная программа оригинальна тем, что обучение по ней, даёт возможность детям в дальнейшем выбрать и определиться на конкретном направлении деятельности т. е. перейти в объединения узкой направленности: авиамодельный, ракетомодельный, автотрассовый моделизм, судомодельный, радиотехнический и т.д. Новизна программы В основу программы положено развитие творческих способностей детей через включение игровых технологий на занятиях по техническому творчеству, что заметно отличает её от типовых. Изюминка дополнительного образования и состоит в том, что все его программы не транслируются сверху по типу единого государственного стандарта, что нужно знать и уметь подрастающему поколению, а предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, склонностями и способностями. Основное направление работы объединения – привлечение младших школьников к изготовлению технических игрушек и вовлечение их в активные технические игры, конкурсы, соревнования, с целью формирования у них увлеченности трудом, интереса к технике и развитие элементов творчества. При подборе методов работы с детьми следует отдавать предпочтение методам и приемам не просто обучающим, но стимулирующим и развивающим самостоятельность учащихся, стремление их к поиску оптимальных решений, возникающих перед ними проблем. Учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного развития детей, и корректироваться в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. Цель программы:
В программе учтены знания и умения учащихся младших классов, которые они получают по предметам в школе, и на которые надо опираться в процессе занятий начальным техническим моделированием. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический материал и перечень практических работ. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. Объекты практической работы подбираются в начале года фронтально, а по прошествие 3-4 месяцев работы, индивидуально. Особое внимание в работе объединения уделяется графической грамотности детей. Первые модели учащиеся выполняют с помощью шаблонов, а затем учатся работать по чертежам. Уделено внимание тому, чтобы дети знали и правильно употребляли технические термины. В объединении у детей расширяется познавательный интерес к технике, развиваются технические наклонности, формируются умения и навыки работы с различными материалами и инструментами, воспитывается трудолюбие, настойчивость, самостоятельность. Учатся работать на сверлильном и шлифовальном станках. В объединении создаются технические модели, с которыми проходят игры и соревнования. При создании игротеки уделено внимание познавательным и развивающим играм, которые требуют умения думать, размышлять, прививают навыки логического мышления (сравнение, анализ, вывод и т.д.). В зависимости от конкретных местных условий, материалов и интересов учащихся, педагог может вносить в программу изменения: сокращать материал по одной теме, увеличивать по другой, исключать отдельные темы или вносить новые. Допустимо включение в перечень конструкций или моделей, не предусмотренных в данной программе, но соответствующих той или иной теме программы. Но при этом обязательно решать основные задачи занятий: Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Программа предоставляет педагогу широкие возможности для развития творческих способностей детей (выбор моделей, подбор инструментов, материала, технологического процесса, приемов работы и т. д.) Достаточно много внимания будет уделено организации досуга детей, знакомству и разучиванию различных игр: познавательных, развивающих, игр настойчивости, сноровки и др. Проведение внеклассной работы: экскурсии, технические игры, викторины, соревнования, разгадывание загадок и ребусов. Всё это способствует решению поставленных задач. Развивая познавательный интерес обчающихся к современной технике и достижениям науки, воспитывают культуру, волевые и нравственные качества, учат моделировать, развивая при этом конструкторские способности детей. Особое внимание уделяется качеству изготовления поделок, их эстетическому оформлению, для этого используются не только фломастеры и краски, но и аппликация из цветной бумаги. Педагог поясняет воспитанникам, что на современном самолете, автомобиле, корабле, нет не нужных деталей и украшений: форма, цвет машины всегда соответствует ее назначению. В процессе реализации данной программы предусмотрено использование следующих методов: наблюдение, анкетирование, тестирование (с целью выявления отношений учащихся к занятиям техническим творчеством, их склонностей, самооценки, познавательных интересов). Ожидаемые результаты:
Результативность объединения вижу в участии детей в городских выставках:
При этом необходимо заинтересовать детей, чтобы они сами изъявили желание участвовать в этих выставках, праздниках, проявляя своё творчество, смекалку и способности. По результатам работы в течение учебного года лучшие обучающиеся будут помещены на Доску почёта. Перечень знаний и умений, которые приобретают дети в процессе технического конструирования Дети будут знать:
Дети будут уметь:
Тематический план первого года обучения
|