ББК 65.49
Учебная программа по дисциплине «Инновации в социально- культурном сервисе и туризме» составлена в соответствии с требова- ниями ГОС ВПО.
Предназначена студентам по специальностям 100103.65 «Социаль- но-культурный сервис и туризм», 100201.65 «Туризм».
Составитель: Т.М. Бойцова, профессор, кафедра туризма и гости- нично-ресторанного бизнеса;
Л.С. Самохина, доцент, кафедра сервиса, строитель- ства и дизайна филиала ВГУЭС в г. Артеме.
Утверждена на заседании кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса от 19.02.2014 г., протокол № 6, редакция 2014 г.
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС от 01.04.2014 г., протокол № 6
© Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014
ВВЕДЕНИЕ
Для экономического развития России существенную роль играет повышение роли технологического фактора, уровень развития иннова- ционной сферы (науки, новых технологий, наукоѐмких отраслей, инно- вационная активность компаний, участие в международной научно- технической кооперации). Это определяет основу устойчивого эконо- мического роста, является необходимым условием успешного участия страны в мировом разделении труда, определяет перспективы и влияет на темп развития экономической сферы.
Инновационная деятельность одна из наиболее важных состав- ляющих менеджмента в индустрии социально-культурного сервиса и туризма. Эта деятельность обеспечивает успех фирмы на рынке, создает условия постоянного улучшения качества услуг и обслуживания. Фор- мирование у студентов системы знаний и умений в области инноваци- онной деятельности способствует повышению качества подготовки специалистов.
Изучение курса «Инновации в социально-культурном сервисе и ту- ризме» неразрывно связано с другими дисциплинами, формирующими у студентов профессиональные знания. К таким дисциплинам относятся:
«Правовое обеспечение СКС и туризма», «Технология и организация операторских и агентских услуг», «Технология и организация гости- ничных услуг», «Туристский и гостинично-ресторанный маркетинг».
Знания и умения, полученные студентами при освоении дисципли- ны необходимы для выполнения научных рефератов, курсовых и ди- пломных работ в период обучения в университете. Полученные знания обеспечат выпускнику профессиональное выполнение своих функций.
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена характером представления продукции и услуг предприятиями социально-культур- ного сервиса и туризма. Отличительными чертами данной дисциплины являются методологический и практический характер лекционных и практических занятий. Дисциплина ориентирована на применение ши- рокого комплекса теоретического и практического материала.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Госу- дарственного образовательного стандарта и разработана на основе учебного плана специальностей «Социально-культурный сервис и ту- ризм», «Туризм».
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Цель и задачи учебной дисциплины
Цель – овладение теоретическими знаниями и практическими на- выками, необходимыми для управления процессом нововведений на предприятии индустрии социально-культурного сервиса и туризма, по- вышения взаимосвязи между наукой и практикой.
Для достижения цели необходимо:
сформировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению дисциплины и потребность в систематизированных знаниях в данной области для применения их в дальнейшей работе;
провести анализ эволюции технологических укладов и эволюци- онного развития мирового туристского рынка;
изучить сущность, функции, цели и содержание инновационного менеджмента;
изучить инновационные процессы, управление технологическими инновациями и перспективными проектами в туризме;
привить навыки разработки перспективных проектов.
1.2. Перечень компетенций, приобретаемых в процессе изучения дисциплины
В процессе изучения дисциплины формируются следующие про- фессиональные компетенции: знание основных направлений инноваци- онной деятельности предприятий социально-культурного сервиса и ту- ризма, умение определять факторы внешней и внутренней среды про- цесса инноваций, умение применять организационные структуры инно- вационного менеджмента и осуществлять организацию патентно- лицензионной деятельности предприятия. В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь составить план инноваци- онной деятельности предприятия.
1.3. Основные виды занятий и особенности их проведения
Изучение дисциплины «Инновации в социально-культурном серви- се и туризме» предусматривает по специальностям 100103.65 «Соци- ально-культурный сервис и туризм» 121 час общего объема, в т.ч. 51 час аудиторных, из них 34 часа отводится на лекционный курс и 17 часа на практические занятия и 70 часов на самостоятельную работу студентов, по специальности 100201.65 «Туризм»: 151 час общего объема, в т.ч.
51 час аудиторных, из них 34 часа отводится на лекционный курс, 17 часов на практические занятия и 100 часов на самостоятельную рабо- ту студентов.
В ходе изучения дисциплины студент должен прослушать лекции, содержащие сведения об основах инновационной деятельности, ресур- сах инновационного предпринимательства, инновационных рисках и правовой инфраструктуры инновационной деятельности и еѐ особеннотях на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.
Практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний и выработку практических умений и навыков в области исполь- зования полученных теоретических знаний.
Студенты в период изучения дисциплины занимаются самостоя- тельной работой, результатом которой является формирование собст- венных инновационных проектов и их публичной защиты.
Подготовка презентации проекта является одной из форм самостоя- тельной работы студентов в процессе освоения дисциплины. Это пред- полагает приобретение и закрепление студентами навыков самостоя- тельного научного исследования, опыта работы с профессиональной литературой, периодическими изданиями и другими источниками ин- формации, умения делать выводы применительно к конкретной пробле- ме. Студенты заочной формы обучения в межсессионный период вы- полняют контрольную работу.
1.4. Виды контроля и отчетности по дисциплине
Дисциплина завершается зачетом в конце семестра. Знания студен- тов, уровень сформированности компетенций оцениваются на каждом практическом занятии и в ходе экспресс-опросов на лекционных заня- тиях. Баллы за работу на практических занятиях, по результатам экс- пресс-опросов, за защиту учебных инновационных проектов суммиру- ются. Проведение промежуточной (семестровой) аттестации – зачета при недостаточном количестве баллов, набранных в течение семестра, проходит в соответствии с вопросами для самоконтроля.
1.5. Техническое и программное обеспечение дисциплины
Лекционные занятия проводятся в аудитории, оснащенной видео- аппаратурой. Практические занятия проводятся с использованием под- готовленных презентаций учебных проектов. Самостоятельная работа включает в себя работу в библиотеке и медиаклассе, разработку инно- вационных проектов и подготовку презентаций.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Перечень тем лекционных занятий
Тема 1. Введение. Введение в дисциплину Цели и задачи дисциплины. Важность приобретения знаний по раз- витию наукоемких технологий. Влияние уровня развития инновацион- ной сферы (науки, новых технологий, инновационной активности, меж- дународных научно-технических коопераций) на экономический рост, перспективность и устойчивость компаний на региональном, всерос- сийском и мировом рынках. Формирование российской школы специа- листов по инноватике. Инновации в социально-культурном сервисе и ту- ризме, как разновидность организационно-управленческих инноваций.
Тема 2. Инновационный менеджмент как особый тип управления. Принципиальная структура инновационной деятельности.
Эволюция технологических укладов
Основные понятия в области инновационного менеджмента в соци- ально-культурном сервисе и туризме: компания с точки зрения среды функционирования; менеджмент и управление; наука; научно-техниче- ская продукция; научно-технический прогресс; маркетинговые исследо- вания и др. Инновационный менеджмент как процесс управления инно- вационной деятельностью с целью ее коммерциализации. Теория Н.Д. Кондратьева о концепции волнообразного развития социально- экономических систем. Продолжительность и характеристика циклов (длинных волн). Характеристика мирового сообщества с точки зрения уровня развития международной кооперации и интеграции.
Тема 3. Сущность и классификация инноваций Объяснений понятий: новшество, нововведение и инновация. Жиз- ненный цикл инноваций, продукции, технологии, товара. Классифика- ция инноваций как объекта управления: по целевому признаку; по внешнему признаку; по структурному признаку. Архитектурные и стра- тегические инновации. Классификация инноваций по А.И. Пригожину и другие классификации.
Тема 4. Ресурсы инновационного предпринимательства Возникновение и сущность предпринимательства. Развитие рос- сийского предпринимательства от царской России до наших дней. Роль предпринимателя в инновационных процессах. Различные типы пред- принимателей. История развития предпринимательской деятельности в туристической сфере.
Тема 5. Инновационные процессы как инструмент реализации инноваций Понятие инновационного процесса. Системные свойства инноваци- онных процессов в организации (принципы, цели, виды, свойства). Инно- вация-продукт и инновация-процесс. Элементы инновационного процес- са: нововведения; инновационная деятельность; государственная иннова- ционная политика; инновационный потенциал; инновационная сфера; инновационная структура; инновационные программы; рынок инноваций. Характеристика этапов инновационного процесса. Понятие полного за- вершения инновации. Рутинизация. Инновационные цикл туристского про- дукта.
Тема 6. Субъекты инновационного предпринимательства. Типы инновационных предприятий
Государственный сектор, предпринимательский сектор, высшее образование, частный бесприбыльный сектор. Классы инновационных предприятий в зависимости от специализаций: продуктовая, технологи- ческая, ресурсная, обслуживание. Классификация предприятий по типу инновационного поведения. Предприятия: лидеры и последователи; ори- ентирующиеся на новые научные открытия; создающие новые потребно- сти; создающие базовые инновации; инициирующие инновации; создаю- щие адаптирующие инновации; разрабатывающие и создающие новые поколения техники и технологий.
Венчурные фирмы. Инжиниринговые фирмы. Внедренческие фир- мы. Профитцентры.
Тема 7. Типы передачи объектов инновационной деятельности. Классификация инновационных стратегий. Анализ спроса на инновационную продукцию
Понятие трансферта технологии. Коммерциализация технологий и диффузия научно-технических знаний. Основные виды передачи: пере- дача лицензий; передача ноу-хау; инжиниринг; промышленная коопе- рация; техническая помощь. Инновационная стратегия как процесс при- нятия решений в отношении планирования и реализации инновацион- ных мероприятий. Институциональные и центральные (государствен- ные) инновационные стратегии. Инновационная стратегия предприятий по менеджерскому поведению. Определение инновационной стратегии в зависимости от гиперконкуренции. Четыре направления гиперконкурен- ции.
Тема 8. Понятие и сущность инновационного проекта Содержание и элементы инновационного проекта. Инновационные проект как порядок определения целей и задач для создания или внедре-
ния отдельного инновационного продукта. Инновационные проект как комплексное понятие, включающее форму целевого управления иннова- ционной деятельностью, процесс осуществления инноваций, комплект определенных документов. Признаки классификации инновационных проектов. Этапы разработки инновационных проектов: формирование идеи; маркетинговые исследования; определение «дерева целей» и «де- рева работ».
Тема 9. Организационные структуры управления проектами. Управление инновационными проектами
Организационные проекты: линейно-функциональная; матричная; проектная. Сущность, рекомендации по применению, достоинства и недостатки. Этапы создания команды проекта. Концепция и принципы проектного управления. Селективное управление. Целевая ориентация проектов. Полнота цикла управления. Поэтапность инновационных
процессов и процессов управления проектами. Иерархичность органи- зации. Многовариантность при выработке управленческих решений. Системность, комплексность, обеспеченность. Принципы управления проектом.
Тема 10. Инновационные риски Понятие риска и его сущность. Характеристики ситуаций возник- новения инновационных рисков. Важные элементы, положенные в ос- нову классификации рисков: время возникновения; основные факторы возникновения; характер учета; характер последствий; сфера возникно- вения. Классификация рисков, связанная с производственной деятель- ностью. Основные риски, связанные с инновационными проектами: экономический; оригинальности; технологической неадекватности; фи- нансового несоответствия; неуправляемости проектом; юридический. Анализ и оценка рисков. Методы управления рисками.
Тема 11. Аудит и экспертиза инновационных проектов Основные критерии оценки инновационных проектов: цели органи- зации, стратегия, политика, ценности; финансовые критерии; научно- технические критерии; производственные критерии; внешние и эколо- гические критерии. Главная задача экспертизы – определение перспек- тивности инновационных решений, источника, формы и объема финан- сирования. Предварительная экспертиза инвестиционной заявки. Внеш- няя экспертиза бизнес-плана инновационного проекта. Финансово-эко- номическая оценка инновационного проекта. Заключительный этап экс- пертизы. Три основных метода экспертизы: описательный; сравнение положений «до» и «после»; сопоставительная экспертиза.
Тема 12. Правовая инфраструктура инновационных проектов. Правовые акты Российской Федерации и из сущность. Принципы технического регулирования. Технический регламент. Стандартизация. Законы, регулирующие права в области информатизации и применения новейших технологий.
Тема 13. Финансовая инфраструктура инновационных проектов Характеристика и виды инвестиций. Субъекты и объекты инвести- ций. Основные источники финансирования инноваций. Формы государ- ственного и внебюджетного финансирования. Субъекты образования внебюджетных фондов. Структура финансовых институтов, работаю- щих с инновационными компаниями: банки; инвестиционные фонды (страховые и пенсионные, компаний, университетов и др); акционерный капитал; индивидуальные инвесторы; венчурные фонды. Основные на- правления деятельности инжиниринговых центров.
Тема 14. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме Внутренние и внешние факторы, влияющие на инновационную деятельность туристских компаний. Примеры целенаправленной инно- вационной деятельности компаний. Развитие информационных техно- логий в туристическом бизнесе. Инновационные процессы развития транспортных услуг. Совершенствование железнодорожных и авиаци- онных перевозок. Научно-технический прогресс и международные пра- вовые нормы. Крупные транспортные компании. Совершенствование железнодорожных перевозок. Морской и речной транспорт. Создание круизных туров. Инновации в гостиничном и ресторанном бизнесе. Создание международных гостиничных конгломератов. Развитие фрай- чайзинга.
Тема 15. Стратегии развития бизнеса в социально-культурном сервисе и туризме на базе новых технологий
Факторы, сдерживающие внедрение новшеств. Три основных кри- терия успеха инноваций: сотрудничество ученых и руководства компа- ний; эффективная кадровая политика; готовность к практическому ис- пользованию инноваций. При выборе стратегии упор на улучшающие инновации и на прорывные инновации. Основные позиции отбора ин- новационных программ: возможные экономические препятствия; фак- торы экономической среды, оказывающие влияние на рентабельность; длительность работы над проектом. Практическое применение иннова- ций.
2.2. Практические занятия
Практические занятия проводятся в виде семинаров, в рамках кото- рых студенты разрабатывают собственные инновационные проекты и представляют их на обсуждение и защиту в группах. Разработка проек- тов проводится по следующей схеме: генерирование идеи – отбор идеи – разработка концепции нового продукта (товара, услуги) и ее проверка – разработка стратегии маркетинга – бизнес-анализ возможно- сти производства и сбыта – разработка продукта (товара, услуги) – пробный маркетинг – коммерциализация.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
При изучении дисциплины необходимо, чтобы освоение студента- ми теории дополнялось приобретением личностных и профессиональ- ных компетенций, связанных с будущей профессиональной деятельно- стью.
Для студентов в качестве самостоятельных работ для закрепления материала предусмотрено подготовка реферативного сообщения. Работа над рефератом начинается с выбора темы. После выбора темы студент приступает к изучению информационного материала. Весь собранный материал обобщается и анализируется.
3.1. Перечень и тематика рефератов
Развитие российского предпринимательства.
Государственная поддержка и стимулирование инновационных процессов.
Концепция технологических укладов и ее вклад в развитие ин- новационной теории.
Формы интернационализации инновационного бизнеса.
Крупные организационные структуры инновационного бизнеса.
Роль предпринимателя в инновационных процессах.
Стратегии инновационного предпринимательства.
Предпринимательская деятельность в туристической сфере.
Предпринимательская деятельность в сфере услуг.
Предпринимательская деятельность в сфере спортивно-оздоро- вительного сервиса.
Предпринимательская деятельность в гостиничном бизнесе.
Предпринимательская деятельность в ресторанном бизнесе.
Ценообразование в инновационном предпринимательстве.
Государственная инновационная стратегия.
Направления инновационного развития ДВ региона.
Государственная поддержка и стимулирование инновационных процессов.
Роль и характер инвестиций в инновационных процессах.
Человеческий фактор и интеллектуальная собственность в ин- новационных процессах.
Интеллектуальная собственность в сфере социально-культурно- го бизнеса.
Охрана и защита интеллектуальной собственности.
Венчурные предприятия.
Технопарковые структуры.
Распространение инновационных продуктов.
Инновационные направления в культурном туризме.
Инновации в информационных технологиях.
Влияние международных отношений на инновационные про- цессы туристкой отрасли.
Выставочное дело, как способ продвижения инноваций.
Инновации в сфере образования.
Способы управления инновационной деятельности.
Привлечение инвестиций для реализации инноваций.
Выбор варианта реферата
-
№ варианта
| Буква алфавита,
с которой начинается ваша фамилия
| № варианта
| Буква алфавита,
с которой начинается ваша фамилия
| 1
| А
| 16
| Р
| 2
| Б
| 17
| С
| 3
| В
| 18
| Т
| 4
| Г
| 19
| У
| 5
| Д
| 20
| Ф
| 6
| Е
| 21
| Х
| 7
| Ж
| 22
| Ц
| 8
| З
| 23
| Ч
| 9
| И
| 24
| Ш
| 10
| К
| 25
| Щ
| 11
| Л
| 26
| Э
| 12
| М
| 27
| Ю
| 13
| Н
| 28
| Я
| 14
| О
| 29
| А
| 15
| П
| 30
| Б
|
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
В качестве выходного проекта предусмотрено написание реферата. Реферат начинается с выбора темы. После выбора темы студент присту- пает к изучению информационного материала. Весь собранный матери- ал обобщается и анализируется.
Реферат оформляется в соответствии с СТО 1.005-2007 Система ву- зовской учебной документации. Общие требования к оформлению тек- стовой части дипломных, курсовых работ, рефератов, контрольных ра- бот, отчетов по практикам, лабораторным работам. Структура и правила оформления.
Общий объем работы 15-20 страниц.
3.3. Рекомендации по работе с литературой
В процессе изучения дисциплины «Инновации в социально-культур- ном сервисе и туризме» необходимо постоянно использовать материалы литературы, рекомендованной в программе.
3.4. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины студентами всех форм обучения
Что такое инновационная деятельность?
Понятие инновация, новшество, нововведение.
Предприниматель и предпринимательская деятельность.
Понятие инновации в СКСиТ.
Периоды социально-экономического развития (теория длинных волн). Перечислить.
Особенности прохождения социально-экономического развития (согласно теории длинных волн) в России.
Периоды и характеристика первых трех технологических укла- дов (волн).
Периоды и характеристика четвертого и пятого технологиче- ских волн (укладов).
Классификация инноваций.
Различие между инновациями и псевдоинновациями.
Разделение инноваций по отношению к прототипу
Классификация инноваций по степени новизны.
Классификация инноваций по распространенности и технологи- ческим параметрам.
Классификация инноваций по этапам научно-технического про- цесса.
Источники инновационного предпринимательства.
Характерные признаки инновационного процесса.
Схема инновационного процесса (цепи).
Модели инновационного процесса.
Пять поколений инновационного цикла.
Принципиальная схема процесса инновационного предпринима- тельства.
Организации- субъекты инновационной деятельности (сектор- структуры)
Типы инновационных предприятий. Перечислить.
Распространение результатов инновационного предпринима- тельства (тип и формы).
Классификация трансферта технологий.
Объекты коммерческого и некоммерческого трансферта.
Виды передачи объектов инновационной деятельности.
Объекты и субъекты инновационной деятельности.
Инновационная стратегия: внутренние и внешние факторы.
Классификация инновационных стратегий.
Управление инновационными проектами.
Организационные принципы проектного управления (перечис- лить).
Классификация инновационных проектов. Элементы и жизнен- ный цикл инновационного процесса.
Инновационные риски. Ситуации возникновения.
Виды инновационных рисков.
Методы (способы) снижения инновационных рисков.
Организационные формы управления инновационными проек- тами.
Достоинства и недостатки линейно-функциональной формы управления инновационным проектом.
Достоинства и недостатки матричной формы управления инно- вационным проектом.
Достоинства и недостатки проектной формы управления инно- вационным проектом.
Этапы создания команды инновационного проекта.
Факторы учета при проведении технологического аудита
Основные направления проведения экспертизы инновационных проектов.
Основные методы экспертизы инновационных проектов. 44.Схема обработки и анализа инновационных предложений.
Основные блоки правовой инфраструктуры инновационных проектов.
Три группы документов правовой инфраструктуры предприни- мательства в Р.Ф..
Перечень финансовых институтов работающих с инновацион- ными компаниями.
Венчурное инвестирование инновационных проектов.
Природно-историко-культурные центры – как инновации в СКСиТ.
Основные направления деятельности природно-историко-куль- турных центров.
Театрализация, как форма развития внутреннего туризма.
Ролевые игры, как форма развития внутреннего туризма.
Экстремальные направления в современной сфере отдыха и раз- влечений.
Инновационные процессы развития транспортных услуг для СКСиТ.
Инновационные процессы в гостиничном бизнесе и информаци- онных технологий для СКСи
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
4.1. Основная литература
Балдин К.В. Инвестиции в инновации: учеб. пособие [для студентов вузов] / К.В. Балдин, И.И. Передеряев, Р.С. Голов. – 2-е изд. – М.: Дашков и К*, 2012. – 238 с.
Барышева А.В. Инновации: учеб. пособие [для студентов вузов] / А.В. Барышева К.В. Балдин, И.И. Передеряев и др.; под общ. ред. А.В. Барышевой. – 3-е изд. – М.: Дашков и К*, 2012. – 384 с.
Мильнер Б.З. Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление: монография / Б. З. Мильнер, Т. М. Орлова. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 288 с.
Медведев В.П. Инновации как средство обеспечения конкурентоспособности организации / В.П. Медведев; Весрос. акад. внешней торговли, Ин-т междунар. экон. связей. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. – 160 с.
Наука и инновации в Приморском крае: статистический сборник / [редкол.: В.Ф. Шаповалов (пред.) и др.]; Федерал. служба гос. статистики, Территор. орган федерал. службы гос. статистики по Прим. краю. – Владивосток: Приморскстат, 2010. – 54 с.
Новиков В.С. Инновации в туризме: учебное пособие для студентов вузов / В.С. Новиков. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2010. – 208 с.
Полетаев В.Э. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы: монография / В.Э. Полетаев. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 282 с.
4.2. Дополнительная литература
Инновационный менеджмент и экономика организаций (предприятий): практикум : учеб. пособие для студентов вузов / [авт. кол.: А. И. Базилевич, Т. Г. Попадюк, Е. В. Клавдиев и др.] ; под ред. Б. Н. Чернышова, Т. Г. Попадюк. - М. : ИНФРА-М : Вузовский учебник, 2012. - 240 с
Балдин К.В. Инновационный менеджмент: учеб, пособие для студ. вузов / К.В. Балдин, А.В. Барышева, М.М. Передеряев и др.; под ред. А.В. Барышевой. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 384 с.
Гамов В.К. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие / В.К. Гамов. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013. – 140 с.
Грибов В. Д.Инновационный менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов / В. Д. Грибов, Л. П. Никитина. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 311 с.
О стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 года: Решение коллегии от 23.11.2005 № ПК-13 / Министерство образования и науки Российской Федерации // Официальные документы в образовании.
Платонова Н.М. Инновации в социальной работе: учебное пособие для студентов вузов / Н.М. Платонова, М.Ю. Платонов. – М.: Академия, 2011. – 256 с. – (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат). – Библиогр.: с. 239-248.
Голубков Е. П.Инновационный менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по направл. 080200.656 "Менеджмент" (бакалавриат) / Е. П. Голубков. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 184 с.
Черняк В.З. Инновации: управление и экономика [Электронный ресурс]: электронный учебник / В.З. Черняк. – Электрон. дан. – М.: КноРус, 2010. – 1 CD-ROM – Систем. требования: Microsoft Windows 2000/XP/Vista/7; процессор не ниже 500 MHz; опер. память 54 Mb и более; Internet Explore от 6.0
4.3. Периодические издания
Маркетинг и маркетинговые исследования;
Гостиничное дело;
Гостиница и ресторан: бизнес и управление;
Отель;
Курортные ведомости;
Курортное дело, туризм и рекреация;
Питание и общество;
ПИР. Питание и развлечения;
Пять звезд;
Ресторанные ведомости;
Ресторанный бизнес;
Ресторатор;
Российская курортная газета;
Вестник Национальной академии туризма;
Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса;
Вопросы туризмоведения;
Туринфо;
Турист;
Туризм и образование;
Туризм и отдых;
Туризм: право и экономика;
Туризм. Практика, проблемы, перспективы;
Туризм в России;
Туристский бизнес;
Менеджмента качества;
Стандарты и качество;
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии;
Технико-технологические проблемы сервиса;
Сервис plus.
4.4. Полнотекстовые базы данных
Электронная библиотека Издательского дома Гребенникон;
Университетская информационная система Россия (УИС РОССИЯ);
Электронная библиотека диссертаций;
Информационно-аналитическое агентство ИНТЕГРУМ;
Информационно-издательский центр «СТАТИСТИКА РОССИИ»;
Электронно-библиотечная система РУКОН.
4.5. Интернет-ресурсы
http://www.russiatourism.ru – Федеральное агентство по туризму Российской Федерации. Официальный сайт, содержит нормативно-правовые акты и статистические материалы по туризму в РФ;
http://www.ratanews.ru – ежедневная электронная газета «RATA news», выпускаемая Российским союзом туриндустрии. Содержит информационно-аналитические материалы по состоянию и тенденциям развития индустрии туризма в мире и РФ.
http://www.unwto.org – Всемирная туристская организация (UNWTO)
http://www.wttc.org – Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC)
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 4
Цель и задачи учебной дисциплины 4
Перечень компетенций, приобретаемых
в процессе изучения дисциплины 4
Основные виды занятий и особенности их проведения 4
Виды контроля и отчетности по дисциплине 5
Техническое и программное обеспечение дисциплины 5
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6
Перечень тем лекционных занятий 6
Практические занятия 10
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 11
Перечень и тематика рефератов 11
Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы студентов 12
Рекомендации по работе с литературой 13
Контрольные вопросы и задания
для самостоятельной оценки качества освоения
дисциплины студентами всех форм обучения 13
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
СОДЕРЖАНИЕ 19 |