Основная общеобразовательная школа с. Новотроицкое Урок русского языка
в 9 классе
по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными». Составила Бахтина Л.Н.
2011 – 2012 учебный год. Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Цели: --продолжить углубление понятия о сложносочинённых предложениях с придаточными определительными;
- формирование умения определять, характеризовать СПП с придаточным определительным;
-закрепление навыков:
*постановки знаков препинания в СПП;
*правильного словоупотребления, исправления речевых ошибок.
Развивающая: обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников.
Воспитательная: воспитание интереса к изучению предмета, любви к родному слову, языку;
Формирование чувства патриотизма, гордости за советского воина-освободителя
на примере текста.
Наглядность: Картина художника Вучётича Е.»Воин – осовободитель», раздаточный текст, тест с перфокартой.
| Ход урока.
| Деятельность учащихся
| I
11
Iii
4
5
6 7
| Организационный момент.
Сегодня мы продолжим работу над СПП. И начнём её с речевой разминки и проверки домашнего задания.
Речевая разминка.
Один из важнейших показателей культурного грамотного человека – правильная речь, поэтому мы сегодня исправим некоторые часто встречающиеся речевые недочёты, чтобы не допускать употребления данных выражений в своей речи.
(Предложения записаны на доске)
-Найдите и исправьте речевую ошибку.
Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.
Войдя в лес , стало темно.
Мы звонили в дверь Елены. Врач сказал, чтобы больной сдал его анализы. Проверка домашнего задания. -Составить схему сложного предложения
Беседа с учащимися:
-Какой раздел науки о русском языке мы сейчас изучаем?
-Что изучает синтаксис?
-Что называется пунктуацией? -Что такое предложение? -Какие предложения называются сложными?
-В чём отличие ССП от СПП? Покажите это на схеме. -Проверка схемы сложного предложения. .Изучение нового материала.
«Мозговая атака», погружение в проблему.
-Что можем сказать о сложноподчинённом предложении с придаточным определительным, не заглядывая в учебник?
-Работа с учебником.
Чтение правила стр.69-70.
--Какова роль определительного придаточного по отношению к главному?
-Чем присоединяются придаточные к главному?
-Какова роль указательных слов? Исследовательская работа .
-Мы переходим к работе с текстом. Наша задача научиться видеть и определять СПП с придаточными определительными. Но прежде внимательно посмотрите на эту картину. Беседа по картине «Воин – освободитель», автор Е.Вучётич.
-Знакома ли вам эта картина?
-Что вы можете рассказать о ней?
-Как фамилия воина, спасшего эту немецкую девочку?
Об этом вы узнаете, познакомившись с отрывком из газетного очерка Б. Полевого. Работа с текстом.
-Прочитайте .
1.В пригороде Берлина стоит величественный памятник воинам, которые погибли при штурме города. 2.Это монумент славы той армии, что освободила Европу от фашизма.
3.На высоком кургане, где возвышается бронзовая фигура советского солдата , воин-освободитель попирает разбитую фашистскую свастику.
4. Могучей рукой он держит меч, а другой нежно прислонил к груди спасённую им девочку.
5.Сержант Николай Маслов был опытным воином, который прошёл всю войну и был ранен в горящем, поверженном Берлине, спасая жизнь чужому немецкому ребёнку.
6.Через много лет после войны разыскали солдата, а он и представить себе не мог, что имеет к памятнику самое прямое отношение. -Какие чувства наполняют нас при чтении этих строк? -Определите стиль, тип речи, жанр.-
Словарная работа:
-объясните значение выделенных слов. Возвышается
Попирает
Свастика Анализ текста.
-Сколько СПП?- (5)
-ССП? (1)
-Поставьте вопрос и определите СПП с придаточными определительными. Назовите их номера По каким признакам вы их узнали?
-Какими союзными словами присоединяются придаточные определитель ные?
Закрепление материала. Конструирование предложений.Упр.110 стр.71
-Записать готовое СПП .- Тест (контроль за усвоением темы урока)
Проверка с помощью перфокарты 1.Это СПП с придаточным определительным.
а).И там, где река сердито громоздит льдины, остаётся нагромождение торосов.
б).Молодость хороша тем, что она имеет будущее.
в).Места, где уничтожен лес, подвергаются тяжёлым размывам от талых вод и дождей.
г).Может, песня виновата в том, что я сегодня не усну. 2.В этом СПП определительное придаточное относится к сочетанию существительного с указательным словом.
а).Я всё-таки верю в то, что наука – самое важное в жизни людей.
б).Все устремили взоры в ту сторону, откуда ожидали неприятеля.
в).Митраша повернул голову туда, откуда доносился лай собаки.
г).Его речи были так сладки , что Чичиков засомневался. 3.Это СПП соответствует схеме [ …, ( ), … ].
а).Точно закованная в цепи приутихла северная река шум которой слушали деды и прадеды поморов-рыбаков.
б).Разгораясь костёр шумел победным пламенем которое освещало притихших людей.
в).Бывают такие осенние ночи когда безветрие стоит над нашим лесистым краем.
г).Из глубокой балки где сгущался мрак подуло ветром. 4.В этом СПП с придаточным определительным знаки препинания поставлены неправильно.
а).Деревня , откуда я на заре своей молодости пришёл в город сама, стала большим городом.
б). Школа, где я учусь, славится традициями, которые мы бережём.
в).Вот наконец я вижу и синее море, какого вы не видели никогда.
г).На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе чернела одинокая скамья. 5.В этом СПП допущена речевая ошибка.
а).Мы с любопытством смотрели на обезьяну, которая вертела сальто.
б).Оратор своей речью захватил слушателей, которая всех взволновала.
в).Мы неохотно покидаем этот чудесный уголок гор, где вольно пасутся табуны диких зверей. Итог урока.
-Назовите признаки СПП с придаточными определительными.
-При помощи чего придаточные присоединяются к главному?
-С какой целью употребляется указательное слово? Дом. задание. Правило 22 стр.69, 72; упр.110
|
Надела
Когда мы вошли в лес, стало темно.
В дверь квартиры..
Врач сказал, чтобы больной сдал анализы.
Сложные
предложения
союзные бессоюзные
сложно- сложно-
сочинённые подчинённые
с придаточными
определительными
изъяснительными
обстоятельственными
Строение и значение словосочетаний и предложений.
Совокупность правил об употреблении знаков препинания.
Предложение – это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чём-либо, вопрос или побуждение. [1. ], но [ 2. ] . [главное ], ( что… ).
Состоит из 2-х частей,
Вопрос какой?
Ставится запятая,
Соединяется союзным словом который.
Чувство уважения, гордости за советского воина-солдата. Стиль речи- публицистический.
Тип речи- повествование.
Жанр –газетный очерк.
-стоит, выделяясь своей высотой среди чего-нибудь.
-наступил на обломки разрубленной сватики.
-эмблема фашистов, знак в виде креста с загнутыми концами.
№1,2,3,5
Содержит характеристику предмета или явления, названного в главном. Союзными словами.
|
|
| |