Урок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные определительные»





НазваниеУрок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные определительные»
Дата публикации27.07.2014
Размер99.2 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Урок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные определительные»

 

Цели: 1) углубить и расширить знания учащихся о структурно-семантических признаках сложноподчиненных предложений с придаточными определительными;

2) развивать умение конструировать предложения с придаточными определительными, развивать пунктуационные навыки и языковое чутье; формировать умение сравнивать , сопоставлять, делать выводы, находить оптимальные решения;

3) воспитание творческой инициативы, стремления к поиску, сотрудничеству;

 

1.      Орг. момент.

Учащимся напоминаются условия работы в группах (см. предыдущий урок по теме «Обращение»).

В тетрадях записывается только дата.

2.      Подготовка к восприятию нового материала.

На доске – 2 предложения: Кот сидел в котле. Кот ел котлету.

- Как известно, одну и ту же мысль можно выразить разными способами, используя разные синтаксические конструкции. Попробуйте соединить эти предложения в одно, не искажая смысла.

Возможные варианты: Кот сидел в котле и ел котлету.

Кот, сидя в котле, ел котлету.

Кот, сидевший в котле, ел котлету.

Кот, который сидел в котле, ел котлету.

- Какой из названных вариантов является сложным предложением? (Последнее предложение записываем на доске, в других предложениях комментируется постановка знаков препинания).

- Это детская скороговорка. Почему ее полезно запомнить с точки зрения орфографии?

(Известно, что безударные гласные в корне проверяются однокоренными словами, но в некоторых случаях мы от этого отступаем, в данном случае цель оправдывает средства – это предложение позволяет запомнить написание трех слов. Особое внимание обращаем на написание слова который, т. к. оно часто будет использоваться на уроке).

- Определите тип сложного предложения.

(сложноподчиненное)

- Нам нужно определить значение придаточного предложения. Чем мы руководствуемся, когда даем название придаточному?

(учащиеся уже знакомы с придаточными дополнительными, поэтому без труда делают вывод о том, вопрос к придаточному соответствует вопросу определенного члена предложения, и от названия этого члена предложения образуется название придаточного; в данном случае перед нами придаточное определительное, т. к. задан вопрос какой?

- Сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь.

- Вспомните, что такое определение?

( второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество предмета)

- Чем отличается признак, обозначаемый определением, от признака, обозначаемого придаточным ?

(у придаточного определительного признак обозначен более полно, он развернут).

- Сравните сложное предложение с первоначальным вариантом. Какой вариант предпочтительней? Почему?

- Что именно мы должны знать о придаточном определительном? Какие цели мы поставим перед собой?

 

3.    Изучение нового материала. Работа в группах.

- Для достижения вышеуказанных целей мы будем работать в группах. Каждую группу ребят объединяет одна наука:

1) «Химики» 2) «Лирики» 3) «Физики» 4) «Биологи».

- Помогут ли нам эти науки в изучении русского языка?

 

А) Анализ текстов.

Внутри каждой группы происходит распределение заданий, которые носят название разделов языка (таким образом осуществляется дифференцированный подход, т. к. задания разной степени сложности, в то же время внутри группы ребята имеют возможность контролировать друг друга).

Задания:

1)      «Орфография». Объясните написание слов с пропущенными буквами.

2)      «Лексика». Подобрать синоним и антоним к выделенному слову.

3)      «Синтаксис простого предложения». Расставить знаки препинания в выделенном предложении. Объяснить пунктуацию при помощи схем.

4)      «Синтаксис сложного предложения». Расставьте знаки препинания в выделенном предложении. Объяснить пунктуацию при помощи схемы.

Тексты:

«Химики»

Уже 300 лет французская фирма «Лотос» заготавливает сырье для духов. В 60 странах мира: Бразилии, Мексике, Японии, Австралии, Китае и других – трудится 600 ее служащих. Их задача – собрать и исследовать неизвестные ароматы.

Во французск… городе Грассе в старом здании фабрики собираются сейчас открыть такой музей, где можно будет увидеть флаконы изготовленные еще в Древн… Египте.
«Лирики»

Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было.

Но та что всех безмолвней и грустней

Сюда случайно вдруг не заходила?

С. Есенин «Собаке Качалова»
«Физики»

В 1820 году в университете Копенгагена на лекции, посвященн… электричеству, профессор физики Х. К. Эрстед обнаружил его магнитное действие. Тем самым он совершил великое открытие которое положило начало науке об электромагнетизме. В ходе демонстрационн… опытов было замечено, что при включении электрическ… тока через проволоку находящ…ся под ней магнитная стрелка компаса отклоняется от своего обычного географического положения.

журнал «Вокруг света» 2004г. №2
«Биология»

Орхидеи опыляются пчелами, осами, шмелями, ночными и дневными бабочками, колибри и даже падальн… мухами. Мух они научились обманывать, очень ловко подсовывая свои цветки вместо протухш… мяса. Бульбофиллюмы многие виды которых распространены в Африке Юго-Восточной Азии и Австралии имеют мясисты… пурпурно-коричнев… цветки с отвратительн… запахом. На падальных мух приглашение такого рода действует незамедлительно.
После окончания работы сначала осуществляется проверка выполнения задания №1 (формулируется правило о правописании окончаний прилагательных и причастий, т. к. знание этого правила будет необходимо при выполнении следующего задания), затем задания №2 и т. д. Во время этой проверки учащиеся – представители от каждой группы, которые выполняли задание №4, выходят к доске и изображают схему сложноподчиненного предложения. Таким образом, на доске появляется следующая запись:
какой?



  1. […ук. сл. такой+сущ.], (с.с. где…)



какая?


  1. [ук.сл. та, (с.с. что…),…]



какое?




  1. […сущ.], (с.с. которое...)


какие?


  1. […сущ., (…с.с. которых…), …]


Учащиеся комментируют постановку знаков препинания, определяют значение придаточных, а также способ связи.

- Перед нами схемы предложений с придаточными определительными. Учитывая закономерности в построении схем, попробуйте построить обобщенную схему сложноподчиненного предложения с придаточным определительным.

На доске появляется следующая запись:
какой?



который

[…сущ.±ук.сл.], (с.с. какой …).

что

где

  • Какие еще союзные слова можно добавить в эту схему? Обратитесь к параграфу №213.

  • Какие особенности в присоединении придаточного предложения к главному вы заметили?

(Группа «Биология» отмечает, что придаточное предложение может не начинаться непосредственно с союзного слова, значит, в данном случае сигналом запятой является только интонация).
4. Закрепление изученного.

  1. Редактирование.

- Для того чтобы предостеречь вас от ошибок, связанных с употреблением придаточных определительных, предлагаю выполнить такое задание: прочитайте предложения, исправьте речевую ошибку, объясните, в чем она заключается.

А) Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки.

Б) В реке водится рыба, что протекает около нашего села.

В) На соревнованиях победила команда 9Б класса, которые набрали больше очков.

(редактируя последнее предложение, учащиеся делают вывод, что форма союзного слова должна соответствовать вопросу, который задается от определяемого существительного, в данном случае

применяется правило о правописании падежных окончаний прилагательных).


  1. Упражнение «Продолжи предложение».

- Дополните предложение придаточным определительным, для этого выберите любой предлог в сочетании с союзным словом, будьте внимательны в употреблении формы союзного слова.
«Химики»

в (которая)
Мы наблюдаем за химической реакцией из (которая)
с (которая)
«Лирики»

с (который)
Я расскажу вам о поэте о (который)
про (который)
«Физики»
в (который)
Мы изучаем раздел физики о (который)




про (который)
«Биологи»
в (которое)
В статье известного врача о (которое)

упоминалось о заболевании

с (которое)
После выполнения задания каждая группа зачитывает наиболее интересные предложения, объясняет постановку знаков препинания, правописание союзного слова.

Ученики- консультанты ставят оценки участникам группы в листок учета.
4. Кроссворд «наизнанку».

- Мы изучили структуру сложноподчиненного предложения с придаточным определительным, думаю, что многие возможные ошибки в построении таких предложений и употреблении союзных слов мы исключили, теперь можем сами конструировать такие предложения: все следующие задания связаны именно с построением предложений такого типа.

- Каждой группе выдаю часть кроссворда с уже заполненными словами клетками («Химики» - слова озон, кислород, «Лирики» - анекдот ,юмор, «Физики» - автоматика, равновесие, «Биологи» - пульс, иммунитет), нужно дать толкование слов, используя сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

(при выполнении этого задания можно пользоваться толковым словарем).

Представитель от каждой группы зачитывает лексическое значение слова, остальные группы должны догадаться, о каком слове идет речь. Части кроссворда крепятся на доске:

Н

О

З

О

К

Д

О

Р

О

Л

С

И

К

И

С

А

Т

О

Д

К

Е

Н

А

Р

О

М

Ю

И

Т

А

М

О

Т

В

А

И

Е

С

Е

В

О

Н

В

А

Р

Ь

Л

У

П

Т

Е

Т

И

Н

У

М

М




- Можем ли мы утверждать, что слово здоровье объединяют со словами только одинаковые буквы?

(например, ребята из группы «Лирики» утверждают, что слова анекдот и юмор связаны с весельем, смехом, они повышают настроение, улучшают самочувствие).

  • Итак, каково назначение придаточных определительных в речи?

(уточнять, указывать характерный признак, объяснять понятие).
5. «Рецепты здоровья».

  • С наступлением зимы появляются проблемы со здоровьем, самое распространенное заболе-

вание - грипп. Что бы вы, как биологи, физики, химики, лирики, посоветовали для профилактики этого зоболевания или уже заболевшему? Оформите свой ответ сложноподчиненным предложением, где в придаточном определительном была бы отмечена польза, эффективность вашего лекарства.

6. «Яблочко».

- Предмет, который я вам сейчас покажу, тоже помогает укреплять здоровье (показываю яблоко). Каждая группа должна дать описание этого предмета, не называя его, причем, с точки зрения вашей науки.

После завершения работы и проверки предлагаю ответить на следующие вопросы:

  • Какие предложения были самыми удачными?

  • Почему совершенно разные формулировки предложений у каждой группы?

Учащиеся приходят к выводу, что у каждой науки – свой специфический язык, своя терминология
7. Творческое задание «Восстановить текст».

  • Я думаю, вы со мной согласитесь, что лучшее лекарство от всех болезней – прогулки на свежем воздухе, особенно в лесу. Представьте себя идущим по лесу.

  • Восстановите текст придаточными определительными.



Лесной ручей

В это время года………я отправляюсь в лес…… . Вижу, как на том мелком месте……журчит вода. Водяная дрожь бросается тенью на ствол елки…… . И рождается такой звук….. .
Чтение текстов группами.

  • Сопоставьте с первоначальным вариантом. В чем преимущества дополненных текстов?


8. Подведение итогов урока, выводы:

  • С каким союзом чаще всего нам приходилось работать на уроке? Почему?

(союз который универсален, употребляется в текстах разных стилей и типов речи)

- Что мы узнали нового на уроке, чему научились?

  • Какое место занимает русский язык среди других наук?

(без знания русского языка сложно добиться успехов в изучении других наук).
9. Ученики-консультанты объявляют итоговые оценки.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные определительные» iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные определительные» iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные определительные» iconУрок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши»
Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М
Урок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные определительные» iconУрок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения...
Развивать умение анализировать структуру предложения, выполнять графический и словесный синтаксический анализ предложений
Урок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные определительные» iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Урок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные определительные» iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Урок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные определительные» iconУрок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова
Урок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные определительные» iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова"
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные определительные» iconУрок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография»
Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы
Урок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные определительные» iconУрок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация....
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные определительные» iconУрок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в...
Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» входит в программу...
Урок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные определительные» iconУрока в теме. 1 урок по теме «Степени сравнения прилагательных»
Урок русского языка в 6 классе учителя мбоу сош №65 города Краснодара Ждановой М. А
Урок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные определительные» iconУроках русского языка Урок в 6 классе по теме «Деловой стиль»
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, под ред. М. М. Разумовской, раздаточный материал (тексты инструкций и памяток,...
Урок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные определительные» iconУрока. Постановка учебной задачи
Урок русского языка в 6 классе по технологии введения нового знания (автор – Л. Г. Петерсон) по теме “Одна и две буквы н в суффиксах...
Урок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные определительные» iconУрок русского языка в 6 классе Общественный смотр знаний по теме «Глагол»
Самой сложной и самой емкой грамматической категорией русского языка является глагол
Урок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные определительные» iconПрактикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,...
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск