Скачать 260.06 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БИЧЕВАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ СОГЛАСОВАНО: «УТВЕРЖДАЮ»: на заседании педагогического директор МОУ СОШ с. Бичевая совета протокол № ___________ О.А. Подсосоваприказ №«___»_______ 20___ г. «___»_________ 20__г. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТКРЫТОМ УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ
1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании»; Типовым положением об общеобразовательном учреждении; уставом муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Бичевая муниципального района имени Лазо Хабаровского края. 1.2 Настоящее положение распространяется на все ступени образования. 1.3 Открытое учебное занятие является формой распространения и пропаганды передового опыта, результатом методической работы учителей и педагогов дополнительного образования, действенным элементом учебного и воспитательного процессов в МОУ СОШ с. Бичевая. 1.4 .Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно- воспитательного процесса, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебного процесса. 1.5 . Задачей учителя, демонстрирующего открытое учебное занятие, является оценка эффективности применяемых технологий, методов, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, создание собственной системы учебно-воспитательной работы. 1.6 . Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. 1.7 . В начале учебного года составляется график проведения открытых учебных занятий. Председатель методического совета школы составляет единый график проведения открытых учебных занятий в МОУ СОШ с. Бичевая. Утвержденный график проведения открытых учебных занятий доводится до сведения педагогов школы. 1.8. Основным критерием для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися под руководством педагога. 2. Планирование открытых мероприятий. 2.1. На Методическом совете в конце учебного года проводится анализ взаимопосещений занятий педагогов методических объединений, определяется опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в следующем учебном году. 2.2. На основании обсуждения творческого опыта педагогов членами комиссии составляется план проведения открытых занятий с целью обобщения их опыта. 2.3. При планировании открытых занятий определяется конкретная методическая цель. 2.4. Модели открытого занятия:
2.5. При планировании открытых учебных занятий следует равномерно распределять их по учебному году. Нецелесообразно планировать их на сентябрь и первую неделю после каникул (адаптационные периоды). 2.6. Педагоги представляют разработанные сценарии проведения урока. Тема и форма проведения открытого урока определяются учителем самостоятельно. Необходимыми условиями проведения открытого урока являются использование любых компонентов УМК школьной программы и средств ИКТ. 2.7. Требования к содержанию сценария урока. Сценарий должен содержать следующие обязательные разделы:
3. Методическое обеспечение открытого занятия. 3.1. Полный комплект документов, определяющих методическое обеспечение занятия, готовится не позднее, чем за неделю до его проведения. 3.2. В зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются соответствующие составляющие методического обеспечения (приложение 1). 3.3 Методическая цель открытого занятия формулируется в соответствии с методической темой педагога. 3.4. Методическая разработка или методические рекомендации к открытому занятию должны отражать вопросы организации и методики учебно - воспитательного процесса на занятии. 3.5 Педагог, готовящий открытое занятие, рассматривает в методической разработке учебно -воспитательный процесс в свете тех педагогических задач которые положены в основу занятия, чтобы используемые методы и средства воздействия на учащихся способы организации их деятельности помогли другим педагогам критически оценивать всю систему работы и вызвали желание ее усовершенствовать. 3.6. Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими педагогами. 3.7. Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать требованиям разработок урока (см. приложение 2) 3.8. Подготовленная и оформленная методическая разработка после утверждения на заседании методического объединения представляется на рассмотрение Методического совета и сдается председателю Методического совета школы. 4. Проведение открытого занятия. 4.1. За одну неделю до проведения занятия педагог или руководитель методического объединения ставит в известность заместителя директора по УВР о проведении открытого учебного занятия. Объявление для коллег вывешивается за 4-5 дней до урока. 4.2. Открытое учебное занятие проводится в деловой обстановке. 4.3. Приглашенные входят в класс до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся и без помех наблюдать за действиями педагога и учащихся. 4.4. Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе педагога, ведущего его. 4.5. Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как педагог, ведущий занятие, достигает поставленной цели; с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы; каковы результаты его деятельности. 4.6. Результаты наблюдений отражаются в бланке «Лист наблюдений открытого занятия» (приложение 4). 5. Обсуждение и анализ открытого учебного занятия 5.1. Обсуждение открытого занятия проводится в день его проведения. 5.2. Организует обсуждение руководитель методического объединения или ответственное за подготовку занятия лицо. 5.3. Цель обсуждения - оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач. 5.4. При обсуждении занятия вопросы должны носить конкретный характер: об отдельных приемах работы, о конкретных моментах данного занятия, не уводить обсуждение от поставленной цели. 5.5. Обсуждение следует проводить в следующей последовательности: - педагог, проводивший занятие; - приглашенные преподаватели; - руководитель методического объединения; - представитель администрации, ответственный за методическую работу ; - педагог, проводивший занятие. 5.6. Первое слово предоставляется педагогу, который проводил открытое занятие. (приложение 3). Он должен четко раскрыть цели учебного занятия, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические заключения по проведению занятия и содержанию подобранного материала. Выступление педагога должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы. 5.7. Выступающие должны детально разобрать достоинства и недостатки занятия, оценить занятие с позиции дидактических принципов, обратить внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность использования наглядных пособий и дидактических материалов. В ходе обсуждения можно отметить недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать рекомендации по совершенствованию системы работы. Оценка сценария урока осуществляется с учётом следующих критериев:
5.8. В заключении выступают руководитель методического объединения и представитель администрации. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено присутствующими, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого учебного занятия и делают вывод о целесообразности использования представленного опыта. 5.9. При анализе открытого занятия все выступающие должны оценить воспитательную роль занятия, его значение. Тон обсуждения должен быть деловой и доброжелательный. Необходим живой обмен мнениями, дискуссия, которые вызывают не только желание критически оценить работу коллеги, но и творчески использовать его опыт в работе. 5.10. После выступления присутствующих слово вновь предоставляется педагогу, проводившему открытое занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, доказывает свою точку зрения. 5.11. Хорошо организованное обсуждение помогает прийти к единому мнению по принципиальным методическим вопросам. 6. Внедрение результатов открытого занятия в педагогическую практику. 6.1. Все присутствующие на открытом занятии сдают заполненные бланки листов наблюдений занятия председателю методического совета. На основе листов наблюдений, обсуждении и анализа открытого учебного занятия подводятся итоги посещения (приложение 5) 6.2. Методическая разработка по открытому учебному занятию и анализ выводов и предложений относятся к воплощению передового педагогического опыта. 6.3. Результаты открытого занятия доводятся до сведения всего педагогического коллектива на педагогическом совете школы. В решении педагогического совета включаются конкретные предложения и рекомендации по использованию опыта. 6.4. Система открытых занятий должна поддерживать все новое, передовое, что рождается в труде педагогического коллектива, способствовать внедрению в практику передовых форм и методов обучения и воспитания учащихся школы. 6.5.Сценарии лучших уроков хранятся в архивах методического совета и размещаются на сайте методического объединения школы. 6.6.Учителю выдаются справки (отзывы) о проведённых открытых уроках, которые размещаются в портфолио учителя. Приложение 1 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА. Основные типы уроков: 1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. 2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Структурные элементы учебного занятия
Этапы комбинированного урока:
Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:
В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока. Приложение 2 Примерная разработка урока Открытый урок по ...Дата ....учащиеся классаучитель ..... |
Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю: методическим объединением: на Педагогическом совете: Директор школы-интерната №29 | «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008, 2009 | ||
Рабочая программа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мбоу | «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской... | ||
Рассмотрено и согласовано на заседании «Согласовано» «Утверждаю» Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины день имени. Традиции имянаречения. Родовое имя | «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Рабочая программа по «Новой истории» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... | ||
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» | «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» | ||
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» | «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» | ||
Согласовано Согласовано Утверждаю Зам директора по ур директор Руководитель... «Литература» для общеобразовательных учреждений, 7 класс, под редакцией В. Я. Коровиной, в 2-х частях, 2010 год. Рекомендовано Министерством... | «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Федерации, а также на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования фкгос 2004, определяет... | ||
Согласовано утверждаю | Согласовано Утверждаю | ||
Согласовано утверждаю | «утверждаю» «согласовано» |