Скачать 50.21 Kb.
|
Тема урока: Великосветское общество в салоне Анны Павловны Шерер ( по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») (10 класс) Цели: - показать «срывание всех и всяческих масок с великосветского общества», отрицание Толстым норм жизни высшего общества; - раскрыть конфликт А. Болконского и П. Безухова с этим обществом; - способствовать воспитанию отрицательного отношения к нечестности, лицемерию. Задачи: - начать работу над умением выявлять авторское отношение к героям; - учиться обосновывать оценку прочитанного; - обратить внимание на приемы сатиры писателя; Домашнее задание предыдущего урока: повторить биографию писателя Толстого; прочитать том 1,главы 1-5. Оборудование: - видеофильм «Война и мир»; - Бетховен «Лунная соната»; - мультимедийные слайды; - литография В. В. Гельмерсена; -раздаточный материал: таблицы 1,2,3. Методы: - индуктивный метод при языковом исследовании; - сравнительный анализ; - аналитическая беседа. Технологии: - сотрудничество «учитель-ученик»; -Элементы критического мышления. Формы работы: коллективная, парная, индивидуальная. Тип урока: комбинированный. Ход урока
Учитель. Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение. Здравствуйте, те, у кого в душе непогода. Здравствуйте, те, кто любит проводить время в одиночестве. Здравствуйте, те, кто проводит время в общении с друзьями. И здравствуйте, те, кто считает себя гением. А вот А. М. Горький говорит об одном гении такие слова …(см. слайд 1) Слайд 1 Учитель. Как вы думаете, о ком эти слова? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся.) Учитель. Действительно, эти слова о Л.Н. Толстом. Удивительном человеке. Мыслителе. Писателе. Слайд 2 II. Стадия вызова. Учитель. Давайте посмотрим, что вы еще знаете о нем. Вспомните моменты его жизни по опорным словам. Демонстрация опорных слов на слайде. Ответы детей. Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Учитель. Великосветское общество в салоне Анны Павловны Шере – это тема нашего урока. Слайд 7 Учитель. А как вы думаете, «однородные», одинаковы ли те, кто пришел в этот салон? Учитель. Как Толстой относится к людям высшего света? Учитель. Давайте сформулируем цели нашего урока. Слайд 8. Учитель. А сейчас я предлагаю вам перенестись в эпоху начала XIX века и посмотреть на людей высшего света. Демонстрация видеофрагмента из фильма «Война и мир». 1-я серия, первые кадры. III. Стадия осмысления. Парная работа. Учитель. Предлагаю вам поработать со схемой 1 («Тонкие» и «толстые» вопросы) и составить вопросы, которые захотите задать после просмотра фрагмента. Звучит аудиозапись: «Лунная соната» Бетховена. Учащиеся составляют вопросы. Слайд 9 Учитель. Давайте послушаем ваши вопросы.(2-3 человека) Учитель. У меня тоже возникли вопросы. Как хозяйка салона относится к своим гостям: они для нее все разные или одинаковые? Учитель. При помощи каких художественных средств автор это показывает? Учитель. Я думаю, что ответы на наши вопросы мы найдем в тексте. (Работа с кластерами в парах.) Возьмите в руки тексты романа, том 1. (Каждая пара получает задание: с каким героем они будут работать; количество героев из расчета возможностей класса.) - Князь Василий Курагин. - Андрей Болконский. - Пьер Безухов. - Анна Шерер. - Анна Друбецкая. - Лиза Болконская. - Ипполит Курагин. - Элен Курагина. В верхний овал вписывается имя героя. На стрелках к нижним овалам в любом порядке надписываются критерии, по которым следует наблюдать за героями: портрет, манеры, цель визита. Учитель. В процессе чтения в нижние овалы вписать слова и словосочетания из текста, характеризирующие героя. Обратить внимание на средства, с помощью которых Толстой представляет каждого визитера (Схема 2). П р и м е ч а н и е. В слабом классе можно указать главы для чтения и выборки материала. Релаксация (повтор слайда 7). Учитель. Закройте глаза и представьте, что вы вместе с Толстым пришли на вечер к Анне Павловне Шерер. Кстати, музыка, которую, вы слышите, - это «Лунная соната» Бетховена – любимое произведение Толстого. Работа по озвучиванию кластеров. Учитель. А теперь давайте проследим, с помощью каких художественных средств автор показывает подлинную сущность завсегдатаев салона? Учитель. Речь - французский язык- язык высшего света, выражения и обороты-штампы, смесь языков. Внешность – повторяющиеся детали. Какова цель посещения салона? Какие сравнения использует автор? Сравнение салона с прядильной мастерской. Угощала гостей виконтом (говядина – ростбиф). Ребята, что общего у А. Болконского и П. Безухова? Учитель. Умный, робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на лице Андрея. С самого их появления в салоне чувствуется конфликт этих героев с аристократической средой. Слайд 11. Учитель. Я думаю, что талант Толстого в изображении героев – гостей салона Шерер – уникален, он настолько ярко изобразил особенности каждого в данном эпизоде, что художник Гельмерсен создал одноименную литографию, на которой совсем не трудно узнать героев. А вы их можете узнать? Учащимся предлагается литография В. В. Гельмерсена «В салоне Анны Павловны Шерер» Коллективная работа по узнаванию героев. Учитель. Вы знаете, почему вам это легко удалось? Потому что для разоблачения фальши и неестественности этих людей Толстой использует метод «срывания всех и всяческих масок». Слайд 12. Учитель. И кроме него пользуется такими художественными средствами, как ирония и сравнение. IV. Стадия рефлексии. Учитель. Вернемся к целям урока. (демонстрация слайда 8.) В о п р о с ы к л а с с у: - Смогли ли мы решить эти цели? - Что оставили без внимания? - Как вы оцениваете нашу работу на уроке? - Что удалось, а что нет? Творческая работа (ученики уже знакомы с данной работой). Учитель. Попробуйте составить синквейн, начав со слова «ирония» (самостоятельная работа в парах). Озвучивание работ желающих. Вариант учителя. Слайд 13. Домашнее задание:
Учитель. Спасибо за приятное сотрудничество. |
Урока (групповая технология) 10 класс тема: «Роль личности в истории... Тема: «Роль личности в истории глазами художника по роману Л. Толстого «Война и мир» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Творчество Л. Н. Толстого. Роман «Война и мир». Повторительно-обобщающий урок по роману «Война и мир», урок контроля знаний (последний... | ||
"Путь исканий Пьера Безухова" по роману Л. Н. Толстого "Война и мир" Цель урока: формирование иноязычных речевых умений в различных видах деятельности | Тема: Наташа Ростова – любимая героиня Л. Н. Толстого Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к роману, грамзапись «Лунная соната» Бетховена, кадры из фильма «Война и мир», «Первый... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Князь Андрей в Богучарове. Пьер в гостях у князя Андрея». (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».) | В чем состоит смысл заглавия романа Л. Н. Толстого «Война и мир»? ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Анализ эпизода "Лунная ночь в Отрадном" из романа Л. Н. Толстого "Война и мир"(10 класс) | Урок по литературе тема: «изображение русского общества начала XIX... Тема урока: «Изображение русского общества начала XIX века в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» | ||
Учебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета... В учебном пособии рассматриваются узловые вопросы, связанные с историей создания, жанровой структурой, проблематикой и поэтикой романа... | Конспект урока по теме: «Изображение Отечественной войны 1812 года... «Изображение Отечественной войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Взгляд Толстого на историю» | ||
Урок исследование ( на основе художественных произведений, публицистики... Занятие предусматривает 2 урока литературы в 10 классе после изучения романа Л. Толстого «Война и мир» и предполагает комплексное... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: «Исторические взгляды Л. Н. Толстого и их отражение в романе «Война и мир» | «Нравственные искания главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир”» ученица 10 «А» И окажется, что эти вопросы интересуют не только героев классических романов, но и нас, простых смертных. Романы лишь помогают правильно... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наглядные пособия и оборудование: портрет Л. Н. Толстого работы художника И. Е. Репина (1887) и другие портреты писателя; выставка... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Отечественная война 1812 г в восприятии историков и Л. Толстого в романе «Война и мир» |