Скачать 41.27 Kb.
|
"Путь исканий Пьера Безухова" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"Цель:
Тип урока: Урок-семинар Оборудование урока:
План урока:
Учащиеся в течение урока работают в тетрадях по литературе над планом-конспектом.. Оформление доски: “Люди, как реки…” (Л.Толстой);“…Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь так просто”. (Л.Толстой);иллюстрации к роману из фотовыставки. Ход урокаВступительная беседа Однажды в беседе с Горьким Лев Николаевич Толстой обронил чудесную фразу: “Люди, как реки…” Произнесите её про себя. Коротко и как мудро! - Вот как вы понимаете это высказывание Толстого? - Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л.Н. Толстой далеко не у всех героев показывает процесс их внутренней жизни. Чем вы можете объяснить это и назовите этих людей? А что ценит Толстой в человеке, в чём видит подлинную красоту и счастье? Каков его нравственный идеал? (“Простота, добро и правда”, “Слияние личного с общим, с жизнью народа”, “Нравственное совершенствование- единственный путь к справедливости, правде”…) - Каких героев романа, отвечающих нравственному идеалу Толстого, вы можете назвать? Сегодня на семинаре мы и рассмотрим вопрос “Путь исканий Пьера Безухова”. (Учащиеся записывают тему в тетради, учитель обращает внимание на иллюстрации на доске,которые являются символами сегодняшнего урока, предлагает прочитать и записать эпиграф к уроку;говорит о дальнейшей работе над планом-конспектом в тетрадях). - Вы помните первое появление Пьера в романе?Где это произошло? Как? Нарисуйте устный портрет нашего героя, обратитесь к 1 главе 1 тома. Слайд 1-2, 3-4 Где и когда они успели так близко познакомиться Пьер и Андрей? Скоро мы прочтём в письме сестры князя Андрея,что она знает Пьера с детства. Их отцы - старик Болконский и Безухов - екатерининские вельможи;нет ничего удивительного, что дети могли быть знакомы. Но теперь, когда они стали взрослыми, что их объединяет? 1. (Сообщение “Дружба Пьера с князем Андреем”) Затем учащимся предлагается открыть т 2,ч 2 (чтение по ролям “Встреча Пьера и Андрея). - В чём суть спора князя Андрея и Пьера? Чья позиция вам ближе? Почему? Все русские классики “подвергали проверке”нравственность, степень духовности своих героев.Не отошёл от этого и Толстой. Все его любимые герои: Пьер, Наташа, князь Андрей, старик Болконский - все они совершали жестокие ошибки.Не ошибается Берг, не ошибается Борис, не ошибается Соня - и потому Толстой не любит их. А те, кого он любит, ошибаются - и Толстой беспощадно показывает их заблуждения. Что касается Пьера, то он совершил много нелепых и непоправимых поступков: защищал революцию и Наполеона в гостиной Шерер; нарушил данное князю честное слово и поехал к Курагину, чтобы участвовать в буйных шалостях с медведем(помните?), поддался низменному чувству к Элен и женился на ней. 2. (Сообщение “Любовь в жизни Пьера”) Слайд 5,8 Много разочарований испытал Пьер Безухов.Незнание жизни, наивность, простодушие приводят к тому, что терпит крах его попытка улучшить положение крестьян. Поиски истины приводят его к масонству. Слайд7 3. (Сообщение Благотворительная деятельность Пьера Безухова”) Вы видите, Пьер вновь разочарован, в масонстве он увидел ложь, лицемерие, неспособность и нежелание изменить жизнь. И только сближение с народом в годину тяжёлых для Родины испытаний помогает ему найти выход их тупика. Толстой делает Пьера свидетелем мужества и героизма русских солдат, которые, не думая о славе,сражались и умирали в Бородинской битве. 4.(Сообщение “Пьер на Бородинском поле”) Слайды 9-10 (Горящая Москва. Страдания людей, казни, плен,встречи с простыми людьми - всё это сроднило Пьера с народом. “Солдатом быть, просто солдатом…”. “Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”,- думает Пьер. 5.(Сообщение “Пьер в плену”) слайд 12-13 История встречи Пьера с Каратаевым есть история встречи с народом оторванной от народа интеллигенции. Толстой ещё тогда считал, что истина в народе, и потому-то Пьер познал истину,сблизившись с народом. Следует лишь подумать, в той ли части народа нужно искать истину и та ли это истина. А теперь - внимание! Мы подошли с вами к самому главному и сложному вопросу. - За что всё-таки осуждали Толстого? Ведь далеко не все были согласны с теорией великого русского писателя? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте скажем,что понял Пьер “всем существом своим, жизнью, находясь в плену”? (Предполагается, что развернётся небольшая дискуссия). - Каким мы видим в эпилоге Пьера? Кто обратил внимание на краткую выразительную оценку российских порядков, которую дал Безухов? Слайд 14 Итог урока
“ Задание на дом. А) Завершить работу над планом-конспектом, отредактировать записи. Б) Тема следующего урока “Истинный героизм в изображении Толстого”. - |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Конспект интегрированного урока по литературе и икт по теме: «Путь... План-конспект интегрированного урока по литературе и икт по теме: «Путь исканий Пьера Безухова» (10 класс) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» | Сценарий открытых уроков по биологии План-конспект интегрированного урока по литературе и икт по теме: «Путь исканий Пьера Безухова» (10 класс) | ||
Урока (групповая технология) 10 класс тема: «Роль личности в истории... Тема: «Роль личности в истории глазами художника по роману Л. Толстого «Война и мир» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Творчество Л. Н. Толстого. Роман «Война и мир». Повторительно-обобщающий урок по роману «Война и мир», урок контроля знаний (последний... | ||
В чем состоит смысл заглавия романа Л. Н. Толстого «Война и мир»? ... | Учебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета... В учебном пособии рассматриваются узловые вопросы, связанные с историей создания, жанровой структурой, проблематикой и поэтикой романа... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Князь Андрей в Богучарове. Пьер в гостях у князя Андрея». (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».) | Тема: Наташа Ростова – любимая героиня Л. Н. Толстого Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к роману, грамзапись «Лунная соната» Бетховена, кадры из фильма «Война и мир», «Первый... | ||
Тема урока: Великосветское общество в салоне Анны Павловны Шерер... Показать «срывание всех и всяческих масок с великосветского общества», отрицание Толстым норм жизни высшего общества | Конспект урока по теме: «Изображение Отечественной войны 1812 года... «Изображение Отечественной войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Взгляд Толстого на историю» | ||
«Нравственные искания главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир”» ученица 10 «А» И окажется, что эти вопросы интересуют не только героев классических романов, но и нас, простых смертных. Романы лишь помогают правильно... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наглядные пособия и оборудование: портрет Л. Н. Толстого работы художника И. Е. Репина (1887) и другие портреты писателя; выставка... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Отечественная война 1812 г в восприятии историков и Л. Толстого в романе «Война и мир» | Урок исследование ( на основе художественных произведений, публицистики... Занятие предусматривает 2 урока литературы в 10 классе после изучения романа Л. Толстого «Война и мир» и предполагает комплексное... |