"Путь исканий Пьера Безухова" по роману Л. Н. Толстого "Война и мир"





Скачать 41.27 Kb.
Название"Путь исканий Пьера Безухова" по роману Л. Н. Толстого "Война и мир"
Дата публикации04.10.2013
Размер41.27 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы

"Путь исканий Пьера Безухова" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"


Цель:

  1. На материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования.

  2. Познакомить с теорией Л.Н. Толстого об истинной ценности человека, вовлечь учащихся в дискуссию.

  3. Работать над развитием мыслительной деятельности учащихся, умением давать собственную оценку поступкам героев романа.

  4. Воспитывать чувство уважения к людям неординарным, с богатым внутренним миром и отвращения к людям безнравственным, духовно нищим, лишённым способности развиваться.

  5. Совершенствовать навыки работы над подготовкой сообщений (докладов) на литературную тему и продолжить работу по формированию навыка составления плана-конспекта.

Тип урока: Урок-семинар

Оборудование урока:

  1. Материалы фотовыставки “Лев Толстой”

  2. Текст романа

План урока:

  1. Вступительная беседа с учащимися

  2. Сообщение “Дружба Пьера с князем Андреем”.

  3. Сообщение “Благотворительная деятельность Пьера”

  4. Сообщение “Любовь в жизни Пьера Безухова”

  5. Сообщение “Пьер на Бородинском поле”

  6. Сообщение “Пьер в плену”

  7. Работа с текстом, обобщение.

  8. Задание на дом

  9. Оценки за урок, комментирование.

Учащиеся в течение урока работают в тетрадях по литературе над планом-конспектом..

Оформление доски: “Люди, как реки…” (Л.Толстой);“…Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь так просто”. (Л.Толстой);иллюстрации к роману из фотовыставки.

Ход урока


Вступительная беседа

Однажды в беседе с Горьким Лев Николаевич Толстой обронил чудесную фразу: “Люди, как реки…” Произнесите её про себя. Коротко и как мудро!

- Вот как вы понимаете это высказывание Толстого?

- Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л.Н. Толстой далеко не у всех героев показывает процесс их внутренней жизни. Чем вы можете объяснить это и назовите этих людей?

А что ценит Толстой в человеке, в чём видит подлинную красоту и счастье? Каков его нравственный идеал?

(“Простота, добро и правда”, “Слияние личного с общим, с жизнью народа”, “Нравственное совершенствование- единственный путь к справедливости, правде”…)

- Каких героев романа, отвечающих нравственному идеалу Толстого, вы можете назвать?

Сегодня на семинаре мы и рассмотрим вопрос “Путь исканий Пьера Безухова”.

(Учащиеся записывают тему в тетради, учитель обращает внимание на иллюстрации на доске,которые являются символами сегодняшнего урока, предлагает прочитать и записать эпиграф к уроку;говорит о дальнейшей работе над планом-конспектом в тетрадях).

- Вы помните первое появление Пьера в романе?Где это произошло? Как? Нарисуйте устный портрет нашего героя, обратитесь к 1 главе 1 тома.

Слайд 1-2, 3-4

Где и когда они успели так близко познакомиться Пьер и Андрей?

Скоро мы прочтём в письме сестры князя Андрея,что она знает Пьера с детства. Их отцы - старик Болконский и Безухов - екатерининские вельможи;нет ничего удивительного, что дети могли быть знакомы. Но теперь, когда они стали взрослыми, что их объединяет?

1. (Сообщение “Дружба Пьера с князем Андреем”)

Затем учащимся предлагается открыть т 2,ч 2 (чтение по ролям “Встреча Пьера и Андрея).

- В чём суть спора князя Андрея и Пьера? Чья позиция вам ближе? Почему?

Все русские классики “подвергали проверке”нравственность, степень духовности своих героев.Не отошёл от этого и Толстой. Все его любимые герои: Пьер, Наташа, князь Андрей, старик Болконский - все они совершали жестокие ошибки.Не ошибается Берг, не ошибается Борис, не ошибается Соня - и потому Толстой не любит их. А те, кого он любит, ошибаются - и Толстой беспощадно показывает их заблуждения. Что касается Пьера, то он совершил много нелепых и непоправимых поступков: защищал революцию и Наполеона в гостиной Шерер; нарушил данное князю честное слово и поехал к Курагину, чтобы участвовать в буйных шалостях с медведем(помните?), поддался низменному чувству к Элен и женился на ней.

2. (Сообщение “Любовь в жизни Пьера”) Слайд 5,8

Много разочарований испытал Пьер Безухов.Незнание жизни, наивность, простодушие приводят к тому, что терпит крах его попытка улучшить положение крестьян. Поиски истины приводят его к масонству. Слайд7

3. (Сообщение Благотворительная деятельность Пьера Безухова”)

Вы видите, Пьер вновь разочарован, в масонстве он увидел ложь, лицемерие, неспособность и нежелание изменить жизнь. И только сближение с народом в годину тяжёлых для Родины испытаний помогает ему найти выход их тупика. Толстой делает Пьера свидетелем мужества и героизма русских солдат, которые, не думая о славе,сражались и умирали в Бородинской битве.

4.(Сообщение “Пьер на Бородинском поле”) Слайды 9-10

(Горящая Москва. Страдания людей, казни, плен,встречи с простыми людьми - всё это сроднило Пьера с народом. “Солдатом быть, просто солдатом…”. “Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”,- думает Пьер.

5.(Сообщение “Пьер в плену”) слайд 12-13

История встречи Пьера с Каратаевым есть история встречи с народом оторванной от народа интеллигенции. Толстой ещё тогда считал, что истина в народе, и потому-то Пьер познал истину,сблизившись с народом. Следует лишь подумать, в той ли части народа нужно искать истину и та ли это истина.

А теперь - внимание! Мы подошли с вами к самому главному и сложному вопросу.

- За что всё-таки осуждали Толстого? Ведь далеко не все были согласны с теорией великого русского писателя?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте скажем,что понял Пьер “всем существом своим, жизнью, находясь в плену”? (Предполагается, что развернётся небольшая дискуссия).

- Каким мы видим в эпилоге Пьера? Кто обратил внимание на краткую выразительную оценку российских порядков, которую дал Безухов? Слайд 14

Итог урока

  1. В чём нашёл смысл жизни Пьер Безухов?

  2. Почему Толстому близок образ Пьера?

  3. Какое значение для нас, читателей 21 века, имеет толстовский критерий красоты?

Задание на дом.

А) Завершить работу над планом-конспектом, отредактировать записи.

Б) Тема следующего урока “Истинный героизм в изображении Толстого”.

-

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\"Путь исканий Пьера Безухова\" по роману Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
\"Путь исканий Пьера Безухова\" по роману Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconКонспект интегрированного урока по литературе и икт по теме: «Путь...
План-конспект интегрированного урока по литературе и икт по теме: «Путь исканий Пьера Безухова» (10 класс)
\"Путь исканий Пьера Безухова\" по роману Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
\"Путь исканий Пьера Безухова\" по роману Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconСценарий открытых уроков по биологии
План-конспект интегрированного урока по литературе и икт по теме: «Путь исканий Пьера Безухова» (10 класс)
\"Путь исканий Пьера Безухова\" по роману Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconУрока (групповая технология) 10 класс тема: «Роль личности в истории...
Тема: «Роль личности в истории глазами художника по роману Л. Толстого «Война и мир»
\"Путь исканий Пьера Безухова\" по роману Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творчество Л. Н. Толстого. Роман «Война и мир». Повторительно-обобщающий урок по роману «Война и мир», урок контроля знаний (последний...
\"Путь исканий Пьера Безухова\" по роману Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconВ чем состоит смысл заглавия романа Л. Н. Толстого «Война и мир»?
...
\"Путь исканий Пьера Безухова\" по роману Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconУчебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета...
В учебном пособии рассматриваются узловые вопросы, связанные с историей создания, жанровой структурой, проблематикой и поэтикой романа...
\"Путь исканий Пьера Безухова\" по роману Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Князь Андрей в Богучарове. Пьер в гостях у князя Андрея». (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)
\"Путь исканий Пьера Безухова\" по роману Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconТема: Наташа Ростова – любимая героиня Л. Н. Толстого
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к роману, грамзапись «Лунная соната» Бетховена, кадры из фильма «Война и мир», «Первый...
\"Путь исканий Пьера Безухова\" по роману Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconТема урока: Великосветское общество в салоне Анны Павловны Шерер...
Показать «срывание всех и всяческих масок с великосветского общества», отрицание Толстым норм жизни высшего общества
\"Путь исканий Пьера Безухова\" по роману Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconКонспект урока по теме: «Изображение Отечественной войны 1812 года...
«Изображение Отечественной войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Взгляд Толстого на историю»
\"Путь исканий Пьера Безухова\" по роману Л. Н. Толстого \"Война и мир\" icon«Нравственные искания главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир”» ученица 10 «А»
И окажется, что эти вопросы интересуют не только героев классических романов, но и нас, простых смертных. Романы лишь помогают правильно...
\"Путь исканий Пьера Безухова\" по роману Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наглядные пособия и оборудование: портрет Л. Н. Толстого работы художни­ка И. Е. Репина (1887) и другие портреты писателя; выставка...
\"Путь исканий Пьера Безухова\" по роману Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Отечественная война 1812 г в восприятии историков и Л. Толстого в романе «Война и мир»
\"Путь исканий Пьера Безухова\" по роману Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconУрок исследование ( на основе художественных произведений, публицистики...
Занятие предусматривает 2 урока литературы в 10 классе после изучения романа Л. Толстого «Война и мир» и предполагает комплексное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск