Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова





Скачать 124.78 Kb.
НазваниеУрок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова
Дата публикации07.10.2014
Размер124.78 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок

Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова


  • Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени

  • Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний

Особенностью урока этой психолого-педагогической системы является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов

Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии

В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.

Движение учеников в любом предмете, построенном на принципах теории учебной деятельности, будь то математика, русский язык, изобразительное искусство или окружающий мир, предполагает решение ими системы учебных задач. Это означает, что решение первой учебной задачи приводит к постановке следующей и ее решению и так далее. При этом учебная задача – это не любое задание, решаемое детьми на уроке. Учебная задача – понятие, введенное в психологию обучения авторами теории учебной деятельности, и оно означает только такую задачу, решая которую, дети открывают наиболее общий способ действия для целого класса задач.
Понятно, что постановка и решение подобной учебной задачи – дело не одного урока. Именно период, включающий постановку и решение учебной задачи (а не отдельный урок!), должен быть единицей анализа и планирования учебного процесса (В.В. Репкин).
Предлагается строить урок в зависимости от его места в цикле постановки и решения детьми учебной задачи.
По месту в цикле постановки и решения учебной задачи уроки прежде всего делятся на вводные (или постановочные), уроки решения учебной задачи и уроки конкретизации открытого способа действия (уроки решения частных задач). Постановочные уроки – это наиболее острые и трудные уроки в курсах обучения по системе РО, потому что именно на этих уроках происходит драматический переход от старого к новому способу действий.
Типология уроков в РО


Тип урока

Структура урока




  1. Урок (или часть урока) постановки учебной задачи (постановочный, или вводный).

Цель – постановка учебной задачи.

Демонстрируется несовершенство (ограниченность в применении) старого, освоенного способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче.

1.Создание ситуации успеха. Самооценка детьми степени владения известным способом действий.

2.Постановка перед детьми конкретно-практической задачи. Создание ситуации «разрыва».

3.Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.

4.Формулирование учебной задачи учащимися и учителем.

5.Рефлексия.




Самоанализ урока постановки УЗ


  1. Была ли учителем создана в начале урока (или на предыдущем уроке) ситуация, являющая детям освоенность тех способов действий, без которых нельзя ставить новую учебную задачу? В чем она выражалась?


2. Какими средствами пользовались учитель и учащиеся для создания ситуации "интеллектуального конфликта", приведшей к постановке новой учебной задачи?

3. Обнаруживается ли на уроке умение учащихся "почувствовать" необходимость особого умения при решении новой задачи (попытки найти собственное решение, рассмотрение причин неудачи, обращение за способом к учителю и т.п.)?

4. Смогли ли дети зафиксировать ту трудность, которая не дает возможность решить поставленную новую задачу в виде вопроса в любой форме: словесной, графической, знаковой?

5. Был ли зафиксированный "разрыв" переведен учащимися в задачу?

6. Соответствовали ли формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленным целям урока?





  1. Урок решения учебной задачи.

Цель - поиск общего способа, принципа подхода ко многим частным задачам данного типа.

! Часто этот тип урока тесно переплетается с уроком моделирования в ситуации, когда уже в ходе анализа условий дети обращаются к модели (строят или преобразовывают ее)

1.Анализ условий решения задачи.

2.Собственно решение задачи, конструирование нового способа действий.

3.Рефлексия.




Самоанализ урока решения учебной задачи

[См. урок моделирования и конструирования]

Способы организации учащихся для УД: организационный, коммуникативный,и содержательный аспекты. Функции учителя на данном уроке.





Этапы учебного занятия


Критерии оценки эффективности учебного занятия

1.Мотивационно-ориентировочный

1 .Создание учебной ситуации:

  • методические средства создания ситуации;

  • форма организации работы;

  • позиция учителя и его роль;

  • постановка с учащимися учебно-практической задачи (УЗ), приняли ли её учащиеся.

2.Исполнительский

(функциональный?)

2. Характер позиции учителя и его роль на данном этапе;

Организация коллективно-распределительной деятельности:

  • способность вести дискуссию на разных уровнях (форма и уровень взаимодействия ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа);

  • умение аргументировать, выдвигать гипотезы, ставить вопросы на понимание;

  • методика организации работы в малой группе, в паре; индивидуально

соответствие формы коллективно-распределительной. деятельности поставленным целям

2.1.Создание ситуации принятия учебного действия моделирования

  • способ принятия действия;

  • виды моделей и обоснованность выбора модели;

  • связь с предыдущим действием;

  • форма организации сотрудничества при выполнении данного действия;

  • уровень понимания учащимися построенной модели;

  • характер позиции учителя и его роль на данном этапе;




3.Рефлексивно-оценочный

3.1.Создание ситуации принятия учебного действия контроля

  • выбор способа контроля и его целесообразность;

  • степень автоматизированности и самостоятельности;

  • уровень организованности учащихся на выполнение действия;

  • уровень направленности (что контролируется?);

  • наличие критериальной базы;

  • формы и время контроля;

  • отбор предметного материала для контроля;

  • понимание учащимися значимости действия для решения учебной задачи;

3.2.Создание ситуации принятия учебного действия оценки

  • средства и механизм введения данного действия;

  • наличие потребности у учащихся в оценке своих действий;

  • наличие самооценки или прибегают к оценке учителя, степень самостоятельности;

  • учет содержания выполненного действия;

  • учет позиций ученика и понимание субкультуры класса;

  • системность и цикличность организации действия оценки;

набор средств и форм для освоения этого действия учащимися

  1. Урок моделирования и преобразования модели.

Цель — выделить и зафиксировать наибо­лее общее отношение в предмете для его исследования.

1.Преобразование условия задачи.

2.Собственно моделирование.

3.Преобразование модели.

4.Рефлексия.




Анализ урока моделирования и преобразования модели

  1. Каким образом учитель создает ситуацию, при которой дети принимают учебное действие - моделирование (преобразование модели) и используют его как инструмент для решения ранее поставленной учебной задачи?

  2. Какие виды моделей используются на данном уроке (однотипные, разнотипные)? кто это действие задает (в зависимости от уровня и возраста клас­са)? Обоснованность выбора модели.

  3. Какие формы организации учебного сотрудничества использовал учитель на данном уроке? Их необходимость и целесообразность.

  4. Каков уровень обобщения (абстрагирования) построенных моделей? Помогают ли они решению поставленной задачи? (Отражает ли модель не­обходимое отношение в предмете и способе действия с ним?)

  5. Умение производить анализ условий задачи с помощью модели «в чистом виде». Способы фиксации установленных внутренних связей изучаемого объекта.







4.Урок конструирования способа (понятия)

Цель – поиск оптимального способа решения и конструирование нового понятия (способа) на основе построения «содержатель­ней абстракции и содержательного обобщения» .

Этот урок можно либо выделить как отдель­ной тип урока, либо рассматривать его как составную часть урока моделирования.

1. Поиск оптимального способа решения задачи в групповой работе.

2.Рассмотрение нового понятия в коллективно-распределённой деятельности (в межгрупповой работе).

3.Фиксация в «тетрадях открытий» сформированного поня­тия (открытого способа решения задачи).

4.Рефлексия.

5.Индивидуальная самостоятельная работа по применению открытого способа решения задачи.










Уроки решения частных задач

Цель – практическое овладение учащимися установленным обобщённым способом действий (или понятием) на уровне навыка и формирование действий контроля и самооценки.

Подтипы:

  1. Уроки конкретизации «открытого» общего способа действия (понятия), которые имеют структуру урока решения учебной задачи;

  2. Уроки решения конкретно-практических задач.

Цель - формирование навыка, отработка способа действия.



1.Анализ условий решения задачи.

2.Собственно решение задачи, конструирование нового способа действий.

3.Рефлексия.




Самоанализ урока конкретизации «открытого» способа (понятия)


  1. Какими формами работы пользуется учитель для конкретизации спо­соба или понятия?

  2. Адекватность подбора задач поставленной цели:

- ориентированы ли задачи на выявление сущности способа или только на его воспроизведение;

- использует ли учитель специально составленные задачи или ограничивается стандартным дидактическим материалом;

- пробуют ли дети сами составлять задачи.

  1. Структура урока (как выдерживает учитель последовательность рабо­ты над задачами. Обоснованность этой последовательности).

  2. Реализуется ли в ходе урока дифференцированный подход к детям?

  3. На каком уровне владеют дети «открытым» способом, понятием?

  4. Идет ли детская рефлексия овладения материалом (способом)?

  5. Уровень интереса детей к уроку.




Уроки контроля и оценки.

Цель - проверка и оценка уровня овладения учащимися известным способом действия и понима­ния границ его применения че­рез контрольно-оценочные действия детей.

7. Тестовая диагностическая работа №1 (на «входе»).

Цель – определение уровня первичного усвоения «открытого» способа действия и выявление освоения учащимися пооперационного состава способа действия.

8.Самостоятельная работа учащихся по решению частных задач.

Цель – освоение учащимися действий контроля и оценки на этапе овладения понятием.

Определение самими учащимися уровня усвоения предложенного материала, выработка «инструмента» самоконтроля и самооценки.

9. Тестовая диагностическая работа №2 (на «выходе»).

Цель – проверка уровня усвоенности учащимися изучаемого понятия (способа).

10.Уроки проверочной работы (в рамках следующей темы).

Цель – проверка усвоения определённых ЗУН.


10*. Цель – определение уровня познавательного интереса учащихся, отслеживание в динамике способностей учащихся определять свои возможности (прогностическая оценка) и выполнять предложенные задания с их учётом.
11. Контрольная работа.

Цель – определение «зоны ближайшего развития» и ЗУН учащихся.

1. Создание учебной ситуации.

2.Контроль и оценка использования способа действия.

3.Рефлексия.


1. Индивидуальная работа по заданию.

2. Парная работа по выработке общих критериев контроля выполненного задания.

3.Взаимопроверка выполненного задания по общим выработанным критериям.

4.Обсуждение результатов контроля в парах учащихся.

5. Рефлексия.
Первый вид (занимает 2-3 урока):

1 этап

1. Прогностическая оценка работы учащимися.

2.Выполнение проверочной работы №1.

2 этап

Проверка учителем работы №1.Содержательный её анализ.

3 этап

1.Индивидуальная работа с текстом проверочной (рефлексивной) работы №2

2.Коллективное обсуждение результатов 2-ой работы.

3.Самопроверка проверочной работы №1 (вторичный контроль).

4.Рефлексия.
Второй вид (7 уровней заданий на выбор учащегося).




Самоанализ урока контроля

  1. Обоснованность выбора и целесообразность урока контроля на данном этапе обучения.

  2. Степень автоматизированности контроля (его протекание). Представляет ли он собой самостоятельное развернутое действие или включен в процесс выполнения других действий?

  3. Уровень организованности детей на выполнение действия контроля.

  4. Каков уровень направленности контроля (что контролирует­ся: процесс выполнения действий или лишь их результат?)

  5. Отбор предметного содержания для проведения действия контроля. Соответствие данного содержания
    принципам, заложен­ным в разных видах уроков контроля (тестово-диагностический, са­мостоятельного выполнения заданий, проверочный, контрольный, административный).

  1. Роль и место учителя на данном уроке.

  2. Понимают ли дети значимость данного этапа работы для решения главной задачи обучения.




Тип урока - урок оценки

1. Уроки работы с эталонами оценки.

Задача - создавать условия для того, что­бы ребенок в своей учебной работе не упускал из виду эталон, умел оперировать им, делать выводы из сравнения с ним результата своего труда, ставить себе задачу по совершенствованию подлежащего усвое­нию действия.

2. Уроки выработки собственных эталонов детьми.

Цель - выработка учащимися собственных эталонов в виде точки зрения, позиции, вкуса.

3. Уроки «социальной значимости».

Цель - усиление и обогащение в ребёнке мотивационного отношения к своей учебно-познавательной и творческой деятельности.

4. Уроки анализа и корректировки выполненных работ.

Цель – совершенствование действия оценки до более целенаправленного, полного.








Схема анализа урока оценки

  1. Какую структуру урока определил учитель для оптимальной работы над действием оценки у учащихся. Ее обоснованность.

  2. Испытывают или не испытывают учащиеся потребность в оценке своих действий?

  3. Опираются ли дети при работе на свою собственную оценку (собственные эталоны) или прибегают к оценке учителя (эталонам учителя)?

  4. Учитывается ли детьми при действии оценки содержание оцениваемого действия или оценка производится по случайным признакам?

  5. Каков на данном этапе обучения уровень возможностей дес­тей по оценке своих способностей относительно решения предстоящей учебной задачи?

  6. Арсенал средств учителя для освоения этого действия с детьми и формы их реализации.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведен на семинаре по теме Формирование компетентностей учащихся в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова...
Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова iconЭтапы работы по внедрению педагогических технологий
Освоение системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова через обучение на курсах Сибиро в г. Томске (защита диплома в 1995г)
Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова iconЦель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков. Задачи
По программе развивающего обучения (система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова) я работаю с 1995 года. Выпустила четыре класса
Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова...
Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические разработки уроков развивающего обучения к курсу «Окружающий мир» Е. В. Чудиновой, Е. Н. Букваревой (система Д. Б. Эльконина...
Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова iconПлан работы мбоу «сош №1» как ресурсного центра с мкоу дод «имц»
...
Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зинченко. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина...
Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С описанием технологии можно познакомиться в книге «Учебная деятельность: введение в систему Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова», авторы:...
Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова iconГипотеза о содержании обучения подростка в системе Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова
Порядку оказания медицинской помощи по профилю «хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека)», утвержденному приказом...
Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В системе развивающего обучения дело обстоит иначе. И проблема вовсе не в том, что эта система оформилась как альтернативная традиционной...
Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина о развивающем обучении, Г. П. Щедравицкого и Ю. В. Грамыко о мыследеятельностной педагогики. А также...
Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова iconХоршева Лариса Петровна конспект урок
Конспект урока по математике 1 класс Сравнение по массе. Способы сравнения (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова)
Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова iconОтчет за период 2004-2005 учебный год по сетевому проекту
Разработка и экспериментальная апробация содержания, форм и методов обучения в основной школе образовательной системы Д. Б. Эльконина...
Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основной задачей компонента "Окружающий мир" в системе Эльконина-Давыдова является формирование основ научного мышления ребенка в...
Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова iconУрок русского языка 4 класс ( система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова)
Определите место этой части речи в схеме. Это служебная или самостоятельная часть речи? Можно ли ее отнести к именам?


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск