Программа факультативной дисциплины «Аллергология и иммунология»





Скачать 235.67 Kb.
НазваниеПрограмма факультативной дисциплины «Аллергология и иммунология»
Дата публикации26.04.2015
Размер235.67 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Военное дело > Программа


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

Кафедра детских болезней
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по научной и

клинической работе

профессор Н.П. Сетко

________________________

«____»_____________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативной дисциплины «Аллергология и иммунология»

основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

по научной специальности 14.01.08 «Педиатрия»

Присуждаемая учёная степень

кандидат медицинских наук

Форма обучения

заочная

Оренбург, 2012



1

Содержание
Цели и задачи освоения дисциплины



3

2

Место дисциплины в структуре ОПОП

3

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

3

4

Объем дисциплины и виды учебной работы

4

5

Структура и содержание программы

4

6

Структура и содержание дисциплины

6

7

Учебно-методическое и информационное обеспечение

10

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины раздела

11




Лист регистрации внесения изменений

12




Лист согласования

13











































































































1. Цели и задачи программы:
-Формирование специальных профессиональных знаний и умений в области клинической иммунологии, аллергологии, необходимых для эффективной профессиональной, научной, педагогической и клинической деятельности в педиатрии.

-Овладение общекультурными и профессиональными компетенциями клинического иммунолога, аллерголога, научного работника и преподавателя высшей школы.

Задачи:

-Формирование специальных знаний по современной иммунологии, аллергологии.

-Освоение современных технологий в аллергологии, необходимых для практической работы в различных областях здравоохранения, в научной сфере и в высшей школе.

-Обеспечение личностно-профессионального роста обучающегося, необходимого для его самореализации как специалиста.
2.Место дисциплины в структуре ОПОП

Факультативные дисциплины не являются обязательными для изучения аспирантом, однако они предоставляют возможность для самостоятельного увеличения объёма приобретаемых знаний и навыков по своей специальности. В то же время по желанию аспиранта время, отведённое на факультативы, может быть использовано как для увеличения объёма изучения обязательных дисциплин, так и для других разделов образовательной составляющей, в том числе – на педагогические дисциплины.

Курс клинической иммунологии и аллергологии направлен на изучение этиологии и патогенеза аллергических заболеваний у детей, их клинических проявлений с особенностями в зависимости от возраста, методов иммунодиагностики, лечения больных и разработки программ реабилитации и диспансерному наблюдению, социально-правовых и организационных основ помощи детскому населению.
3. Требования к результатам освоения программы:
Знать цели и задачи клинической иммунологии, аллергологии в здравоохранении и в социальной помощи населению; принципы организации аллергологической помощи; принципы иммунодиагностики при различных аллергических заболеваниях детского возраста, классификации и основы применения различных методов лечения детей, включая аллерген специфическую иммунотерапию (АСИТ).

Уметь оказывать неотложную помощь; проводить дифференциальный диагноз различных аллергических заболеваний у детей и подростков, обоснованно назначить этиотропную, патогенетическую и симптоматическую терапию конкретному больному; осуществлять психологическую коррекционную работу с родными и близкими больных, реабилитационные программы; соблюдать требования федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" от 22.11.11, №323.

Владеть клиническими методами исследования; способами и методами лечения и реабилитации больных в стационарных и амбулаторных условиях; принципами и навыками профессионального взаимодействия в детских лечебно-профилактических учреждениях; способами оценки эффективности лечения и реабилитации больных; профессиональной этикой врача-аллерголога; методами и технологиями профилактики аллергических заболеваний детского возраста.

4. Объем дисциплин (модулей) и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия всего

В том числе:

Лекции

Практические занятия и лабор. занятия

Самостоятельная работа:

Ведение больных в клинике

Прием больных в стационаре

Дежурства в клинике

Работа с научной литературой

Подготовка рефератов, докладов

Решение тестовых и ситуационных задач

72ч.
24

48
36ч.

Общая трудоёмкость – 3 з.е.

Всего: 108 часов


5. Структура и содержание программы

№ п/п

Специальные дисциплины (модули)

Вид учебной работы

Рубежные контрольные точки и итоговый контроль (формы контроля)




Раздел I.

Основы иммунитета.

Лек.

Пр.

зан.

Лаб.

зан.

Сам.

работа

1

Иммунитет. Строение иммунной системы. Иммунологическая реактивность. Дифференцировка В - и Т- лимфоцитов.

2

2

-

4

Тестирование, реферат

2

Иммунный ответ. Взаимодействие клеток в иммунном ответе. Эффекторные механизмы иммунитета.

2

2

-

4

Тестирование, реферат

3

Лабораторная работа

-

-

2

2

Оценка иммунологических анализов.

4

Вторичные иммунодефициты. Иммунокорегирующая терапия.

2

2

-

2

Тестирование, опрос, клинический разбор




Раздел II. Иммунологичекие основы аллергологического процесса
















5

Основные типы аллергических реакций. Механизм формирования аллергии. Факторы риска. Методы аллергодиагностики

2

2

-

2

Тестирование, реферат.

6

Лекарственная аллергия. Патогенез. Методы диагностики. Лечения. Профилактика.

2

2

-

2

Тестирование, решение ситуационных задач, собеседование

7

Пищевая аллергия, механизмы развития, диагностика. Лечение.

Профилактика.

2

2

-

2

Тестирование, решение ситуационных задач, собеседование

8

Атопический дерматит. Факторы риска. Клиника. Диагностика. Лечение. Принципы наружной терапии

2

10

-

4

Тестирование, клинический разбор, собеседование

9

Анафилактический шок Патогенез. Клиника. Неотложная помощь.

2

2

-

2

Тестирование, решение ситуационных задач, собеседование

10

Бронхиальная астма. Патогенез. Особенности клиники у детей младшего возраста. Диагностика. Лечение.

2

12

-

4

Тестирование, клинический разбор, собеседование

11

Сезонный аллергический риноконъюнктивит. Клиника. Аллергодиагностика. АСИТ

2

4

-

2

Тестирование, клинический разбор, собеседование

12

Острая крапивница. Отек Квинке. Ангионевротический отек. Дифдиагностика. Клиника. Лечение.

2

2

-

2

Тестирование, клинический разбор, собеседование

13

Острые токсико – аллергические реакции. Патогенез. Клиника. Лечение.

2

4

-

4

Тестирование, решение ситуационных задач, собеседование




Всего

24

46

2

36





6. Содержание и структура дисциплин


№ п/п

Наименование дисциплины (модули) трудоёмкость в часах

Содержание дисциплины

(в дидактических единицах)

Требования к результатам освоения дисциплины

1

Иммунитет. Строение иммунной системы. Иммунологическая реактивность. Дифференцировка В - и Т- лимфоцитов.


- Определение понятия иммунитет. Органы, ткани и клетки иммунной системы. Иммунологическая реактивность

- Субпопуляции лимфоцитов. Система комплемента. Фагоцитоз.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Знать:

  • иммунитет – понятие. Центральные и периферические органы иммунной системы. Дифференцировка. В - и Т - лимфоцитов.

  • Механизмы защиты от инфекций.

Уметь:

  • анализировать и оценивать состояние органов иммунной системы;

Владеть:

  • методами оценки изменений в органах иммунной системы.

2

Иммунный ответ. Взаимодействие клеток в иммунном ответе. Эффекторные механизмы иммунитета.



- Основы иммунного ответа. Иммунологическая память.

- Взаимодействие клеток в иммунном ответе

- Взаимодействие Т - и В - лимфоцитов

- Цитокины

Требования к результатам освоения дисциплины:

Знать:

  • этапы иммунного ответа.

Уметь:

* анализировать нарушения иммунного ответа

Владеть:

    • методами оценки иммунологических показателей.

3

Лабораторная работа



  • Основы иммунодиагностики

Требования к результатам освоения дисциплины:

Знать:

* Показатели иммунитета (гуморальное, клеточное звено, фагоцитоз и другие факторы естественной резистентности)

Уметь:

* анализировать отклонения иммунологических показателей

Владеть:

* методами оценки иммунологических показателей

4

Вторичные иммунодефициты. Иммунокоррегирующая терапия



- Этиологические факторы вторичных иммунодефицитов.

- Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД)

- Этиология. Клиника.

  1. - Лабораторная диагностика СПИД. Лечение.

- Классификация иммунокоррегирующих препаратов, показания к назначению.

  1. - Принципы иммунокоррегирующей терапии

Требования к результатам освоения дисциплины:

Знать:

* Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Клинические проявления.

Лабораторная диагностика. Лечение. Принципы иммунокоррегирующей терапии.

Уметь:

* собрать анамнез заболевания, выделить ведущие клинические синдромы, провести дифференциальную диагностику. Провести иммунологическое обследование. Обосновать дифференцированные показания для иммунокоррегирующей терапии

Владеть: сбором анамнеза заболевания, методами клинического обследования, методами иммуномодулирующей терапии, интерпретацией клинико- лабораторных и иммунологических методов обследования.

5

Основные типы аллергических реакций. Механизмы формирования аллергии. Факторы риска. Методы аллергодиагностики


- Патогенез аллергии. Типы аллергических реакций

- Современные представления об аллергенах, их современная классификация.

- Распространенность аллергических заболеваний, атопический марш у детей.

- Методы алергодиагностики: сбор анамнеза, кожные тесты, провокационные тесты.

Знать:

* типы аллергических реакций распространенность аллергических реакций, механизмы формирования аллергии, факторы риска

Уметь:

* оценить клинические проявления аллергии, факторы риска

Владеть:

* методами аллергодиагностики (аллергоанамнез, КСП, провокационные тесты).

6

Лекарственная аллергия. Патогенез. Методы диагностики. Профилактика



- Распространенность лекарственной аллергии

- Классификация побочных реакций на медикаменты.

- Современные представления о механизмах лекарственной аллергии. Виды лекарственной аллергии

- Клинические проявления лекарственной аллергии.

- Диагностика, лечение.

Знать:

* современные представления о механизмах развития лекарственной аллергии, клинические проявления

Уметь:

* оценить клинические проявления лекарственной аллергии

Владеть:

* методами диагностики лекарственной аллергии, фармакотерапией

7

Пищевая аллергия, механизмы развития, диагностика. Лечение.

Профилактика.



- Этиологическая роль продуктов питания в развитии пищевой аллергии.

- Механизмы развития пищевой аллергии.

- Клинические проявления, диагностика

- Фармакотерапия пищевой аллергии.

Знать:

* механизмы развития пищевой аллергии

Уметь:

* собрать анамнез, оценить клинические проявления пищевой аллергии

Владеть:

* методами клиничекого обследования, диагностики пищевой аллергии, принципами лечения

8

Атопический дерматит. Факторы риска. Клиника. Диагностика. Лечение. Принципы наружной терапии



-Распространенность атопического дерматита.

-Иммунологические механизмы формирования

- Классификация. Клинические проявления.

-Фармакотерапия. Принципы наружной терапии

Знать:

* распространенность атопического дерматита, диагностические критерии тяжести, принципы лечение

Уметь:

* собрать алергоанамнез, провести клиническое обследование, назначить лечение, наружную терапию.

Владеть:

* методами диагностики и лечения атопического дерматита

9

Анафилактический шок Патогенез. Клиника. Неотложная помощь.



- Распространенность, классификация

- Патогенез анафилактического шока.

- Клинические проявления

- Диагностика и дифференциальная диагностика при анафилактическом шоке.

-.Неотложная помощь при анафилактическом шоке

- Методы профилактики.

Знать:

* клинические проявления анафилактического шока

Уметь:

* собрать анамнез, оценить степень тяжести, назначить неотложную терапию.

Владеть:

* методами неотложной помощи при анафилактическом шоке

10

Бронхиальная астма. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение.



- Распространенность бронхиальной астмы. Факторы риска

- Этиология. Классификация бронхиальной астмы.

- Клинические проявления. Особенности клиники у детей младшего возраста

- Диагностика и дифференциальная диагностика.

- Принципы фармакотерапии. Классификация по уровню контроля. Ступенчатая терапия бронхиальной астмы.

- Критерии астматического статуса. Неотложная помощь

- Немедикаментозные методы лечения.

Знать:

* клинические проявления бронхиальной астм

* особенности клиники у детей младшего возраста, принципы лечения.

* критерии астматического статуса. Неотложная помощь

Уметь:

* собрать анамнез, оценить степень тяжести астм

* назначить фармакотерапию астмы и неотложную терапию при статусе.

Владеть:

* методами диагностики и лечения бронхиальной астмы

11

Сезонный аллергический риноконъюнктивит. Клиника. Аллергодиагностика. АСИТ



- Распространенность поллиноза у детей. Клинические проявления. Дифференциальная диагностика поллиноза

- Фармакотерапия в период обострения

- Аллергодиагностика. АСИТ

Знать:

* клинические проявления поллиноза

* принципы диагностики, лечения

* методы АСИТ.

Уметь:

* собрать анамнез, оценить степень тяжести поллиноза

* назначить фармакотерапию

* провести АСИТ в период ремиссии.

Владеть: методами диагностики и лечения поллиноза у детей

* методами АСИТ

12

Острая крапивница. Отек Квинке. Дифференциальная диагностика. Клиника. Лечение.



- Распространенность крапивницы у детей. Факторы риска

- Классификация. Клинические проявления

-Диагностика, дифференциальая диагностика.

- Основные принципы лечения крапивницы.

Знать:

* клинические проявления крапивницы, диагностику, принципы лечения.

Уметь:

* собрать анамнез, оценить степень тяжести крапивницы, назначить фармакотерапию.

Владеть:

  • методами диагностики и лечения крапивницы у детей



13

Острые токсико – аллергические реакции. Патогенез. Клиника. Лечение


- Распространенность, этиология.

- Клинические проявления многоморфной экссудативной эритемы, синдрома Стивенса -Джонсона, Лайела

- Диагностика и дифференциальая диагностика

- Принципы терапии ОТАР

Знать:

* клинические проявления ОТАР диагностику, принципы лечения.

Уметь:

* собрать анамнез, оценить степень тяжести, назначить фармакотерапию.

Владеть:

* методами диагностики и лечения ОТАР у детей


Самостоятельная внеаудиторная работа: 18 часов в неделю
Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа

Вид работы


Вид контроля

Работа с лекционным материалом

Собеседование

Подготовка к практическим занятиям

Устный опрос

Работа с тестами для самоподготовки

Тестирование по заданным темам

Написание рефератов, сообщений по темам

Защита и обсуждение реферата, сообщения

Создание итоговой аттестационной работы

Защита итоговой аттестационной работы

Дополнительная внеаудиторная самостоятельная работа

Вид работы


Вид контроля

Подготовка обзора по заданной тематике, поиск научных публикаций и электронных источников информации

Реферативное сообщение по заданной тематике, подборка литературы, научных публикаций и электронных источников информации

Составление тестовых заданий по изучаемым темам

Проверка продуктов деятельности


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) Основная литература:

1. Аллергология и иммунология: клинические рекомендации для педиатров /под ред. А.А. Баранова, Р.М.Хаитова.- М., 2011.

2. Клиническая аллергология и иммунология: руководство для практических врачей /под ред. Л.А. Горячкиной, К.П.Кашкина. М., 2009.

3. Карпова Е.П. Лечение аллергического ринита у детей: руководство для врачей. М., 2007.

4. Земсков А.М., Земсков В.М. Караулов А.В. Клиническая иммунология: - М., 2006.

4. Пищевая аллергия у детей /под ред. Ревякиной В.А. М., 2010

5. Клиническая аллергология: руководство для практических врачей / под ред. Р.М. Хаитова. - М., 2002.

6.Ярилин А.А. Иммунология: учебник / А.А.Ярилин. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. – 752с.
б) Дополнительная литература:

1. Аллергология и иммунология: клинические рекомендации для педиатров /под ред . А.А. Баранова и Р.М.Хаитова.- М., 2008-2009.

2. Способ повышения эффективности лечения бронхиальной астмы у детей и подростков с применением гипобарической гипоксической стимуляции (новая медицинская технология ФС № 2010/045)., 2010

3. Р.М. Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г.Сидорович: Иммунология: учебник.- М: Медицина, 2000.

4.Атопичекий дерматит у детей: диагностика, лечение и профилактика. Научно – практическая программа (Рекомендации рабочей группы специалистов российской Федерации)., 2000.

в) Программное обеспечение: общесистемное и прикладное

г) Информационно-справочные и поисковые системы:

http://www.mmm.spb.ru/Allergology «Аллергология»

http://www.allergology.ru Аллергология – библиотека научных и справочных материалов по проблемам аллергии

http://www.allergosite.ru Аллергосайт – все об аллергии

http://www.air-online.ru Астма в России

http://www.immunology.ru Российский научно-популярный иммунологический сервер

http://www.privivka.ru Все о вакцинах и вакцинации

10. Материально-техническое обеспечение дисциплин

№ п/п

Наименование разделов дисциплины

Материально-техническое обеспечение

1

Раздел I.

Основы иммунитета

Аудитория, оснащенная посадочными местами, столами, доской и мелом; мультумедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран). Проблемная лаборатория: реактивы, оборудование, учебная комната, оснащенная посадочными местами, столами, доской и мелом. Набор анализов (иммунограмм) для оценки

2

Раздел II. Иммунологические основы аллергического процесса

Аудитория, оснащенная посадочными местами, столами, доской и мелом; мультумедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран). Клиническая база, ГАУЗ ООКБ №2, областной детский центр аллергологии и клинической иммунологии



Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Кафедра детских болезней

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ВНЕСЕНИЙ ИЗМЕНЕНИЙ








Утверждено на совещании кафедры детских болезней








Протокол №_____ от «___»___________20__ г.
















Зав. кафедрой, профессор Л.Ю. Попова

(звание, ФИО)



№№

Раздел

Наименование пункта дисциплины

Дата введения изменений в

действие

Подпись

исполнителя

Подпись зав.

кафедрой



















































































































































№№

Раздел, пункт

Содержание внесенных изменений

Подпись зав.

кафедрой

















































ЛИСТ

согласования рабочей программы

Программа составлена в соответствии с утвержденными федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура), утверждённого приказом Минобрнауки России 16.03.2011 № 1365.
Разработчик:

Зав. кафедрой детских болезней

д.м.н., профессор ___________________«___» _______________2012 г. Л.Ю. Попова

подпись дата
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры детских болезней «____» ______20____ года, протокол №____.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета по аспирантуре, протокол №___ от «____» ________________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО:

Зав. кафедрой педиатрии _______________«____»____ 20___ г .Г.Ю. Евстифеева
Зав. кафедрой госпитальной педиатрии______________ «___»____20____г. М.А. Скачкова
Зав. кафедрой факультетской педиатрии________ «___»____20____г. А.А. Вялкова

Председатель методического совета

по аспирантуре профессор ____________«____»____ 20___ г. А.А. Вялкова

Начальник отдела докторантуры

аспирантуры и организации научных

исследований _________________«____»___20 ___ г. М.В. Фомина



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа факультативной дисциплины «Аллергология и иммунология» iconПрограмма факультативной дисциплины «Аллергология и иммунология»
Формирование специальных профессиональных знаний и умений в области клинической иммунологии, аллергологии, необходимых для эффективной...
Программа факультативной дисциплины «Аллергология и иммунология» iconКлинико-иммунологическая характеристика больных атопическим дерматитом...
Учитель истории и обществознания Гусевской средней общеобразовательной школы Бабаева С. В
Программа факультативной дисциплины «Аллергология и иммунология» iconФеноменология иммунного ответа на т-независимые антигены 2-го типа...
В этом плане явились мероприятия, проведенные в 9-11 классах «Нет – наркотикам», «Мы за здоровый образ жизни» с приглашением мед...
Программа факультативной дисциплины «Аллергология и иммунология» iconСравнительная характеристика натуральных киллерных клеток человека...
Охватывает те же этапы, что и протокол предложенный Хиллом, но компания предлагает использовать свою среду неизвестного пользователю...
Программа факультативной дисциплины «Аллергология и иммунология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки врача по специальности «аллергология и иммунология», образовательные...
Программа факультативной дисциплины «Аллергология и иммунология» iconПримерная программа наименование дисциплины «иммунология»
Основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» дать студентам современные знания о фундаментальной иммунологии, привить практические...
Программа факультативной дисциплины «Аллергология и иммунология» iconРоль индикации отдельных специфических маркеров вируса гепатита в...
Работа выполнена в фгун «Нижегородский нии эпидемиологии и микробиологии им академика И. Н. Блохиной» Роспотребнадзора и филиале...
Программа факультативной дисциплины «Аллергология и иммунология» iconСэндвич-метод иммуноферментного определения hbsAg с помощью рн чувствительных...
Данный период был обозначен неизбежным моментом, который в любом случае наступил в результате перехода от феодализма к капитализму....
Программа факультативной дисциплины «Аллергология и иммунология» iconСравнительная характеристика мезенхимальных стромальных клеток костного...
Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Г. М. Пальдяева. – 3-е изд. Стереотип. –М.: Дрофа, 2011. и образовательных программ...
Программа факультативной дисциплины «Аллергология и иммунология» iconИммунология
Иммунология: Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы / А. А. Савченко. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. – 14 с
Программа факультативной дисциплины «Аллергология и иммунология» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины 62 Протокол...
«Иммунология – клиническая иммунология» состоит в овладении знаниями по изучению иммунной системы организма человека, форм иммунного...
Программа факультативной дисциплины «Аллергология и иммунология» iconРабочая программа факультативной дисциплины «Здравоохранение за рубежом»
Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы
Программа факультативной дисциплины «Аллергология и иммунология» iconКлиническая иммунология
Клиническая иммунология: Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы / А. А. Савченко. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011....
Программа факультативной дисциплины «Аллергология и иммунология» iconИммунология клиническая иммунология
Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений...
Программа факультативной дисциплины «Аллергология и иммунология» iconИммунология клиническая иммунология
Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений...
Программа факультативной дисциплины «Аллергология и иммунология» iconРабочая программа факультативной дисциплины «кардиология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск