МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Ректор (декан, директор института) «……» ___________ 2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ.
ЧАСТЬ 1. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ДОКУМЕНТОВ
Направление подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность»
Профиль подготовки «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности»
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр Форма обучения – очная, заочная
Пермь - 2012
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины (модуля) «АСПИ. Ч.1. БОД» являются : познакомить студентов с теоретическими и технологическими основами обработки различных видов документов, представить современную систему стандартов в области библиографического описания и библиографической записи, проследить эволюцию библиографического описания.
Достижение поставленной цели возможно за счет решения следующих задач:
1) обеспечить освоение студентами терминологии курса;
2) проследить путь становления и развития теории и практики библиографического описания в России и в зарубежных странах;
3) познакомить студентов с системой стандартов в области создания библиографической записи и библиографического описания;
4) обеспечить освоение навыков в использовании стандартов для создания библиографической записи и библиографического описания;
5) помочь освоить общую и частную методику составления библиографической записи и библиографического описания;
6) познакомить с перспективами развития и совершенствования правил библиографического описания;
7) содействовать освоению основных технологических процессов каталогизации (организация алфавитного каталога).
Дисциплина предусматривает изучение теоретических основ и овладение практическими навыками создания библиографической записи и библиографического описания.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина (модуль) входит в базовую часть профессионального цикла (Б.3) ООП ВПО. Рабочая программа дисциплины (модуля) «Аналитико-синтетическая переработка информации. Ч.1. Библиографическое описание документов» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по специальности, Примерной программой по дисциплине по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность», профиль подготовки «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», квалификация (степень) бакалавр.
Дисциплина «Аналитико-синтетическая переработка информации. Ч.1. Библиографическое описание документов» (АСПИ. Ч.1. БО) направлен на подготовку специалистов в области переработки информации. Следует отметить, что сегодня этому курсу уделяется особое внимание в связи с принятием ряда новых ГОСТов в области создания библиографических записей и библиографических описаний на различные виды документов.
От степени усвоения первой части данного учебного курса зависит качество выполнения практических и контрольных работ, связанных с переработкой информации, ее свертыванием, подготовка библиографической продукции, выполнение как самостоятельных курсовых работ (создание библиографических указателей), так и в случае составления списков использованных источников к курсовым и дипломным работам.
Курс «Аналитико-синтетическая переработка информации. Ч.1. Библиографическое описание документов» может рассматриваться как основа для изучения следующих учебных курсов «Аналитико-синтетическая переработка информации. Ч.2. Индексирование документов», «Библиографическая деятельность библиотек», «Аналитико-синтетическая переработка информации. Ч.3. Аннотирование и реферирование», «Информационная культура специалиста».
В содержательном аспекте данная программа построена в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность», профиль подготовки «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», квалификация (степень) бакалавр.
В ходе изучения данной дисциплины студент посещает лекционные занятия, выполняет ряд лабораторно-практических работ. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе студента (более углубленное изучение истории развития теории и методики библиографического описания в России и за рубежом, систематическая подготовка к лабораторно-практическим занятиям, постоянный тренинг по составлению библиографических записей и библиографического описания различных типов и видов документов).
Курс изучается студентами дневного отделения во втором семестре и предполагает сдачу экзамена. Допуск к нему осуществляется при условии успешного выполнения всех практических и лабораторных работ.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) – ОК-1, ОК-5,ОК-12, ПК-1, ПК-3, ПК-28.
ОК-1
| Владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения
| Пороговый уровень
Дает определение терминов «анализ», «синтез», «обобщение»
Понимает, как с помощью анализа, синтеза и обобщения
можно обработать полученную разнообразную информацию
Продвинутый уровень
Готов воспринимать необходимую информацию, как в
электронной, так и традиционной форме и осуществлять ее
анализ, синтез, обобщение с учетом решаемых задач
Знает, как использовать обработанную информацию для решения
профессиональных задач
Высокий уровень
Составляет суждение об эффективности существующих методов
анализа, синтеза, обобщения
Сравнивает полученный результат с запланированным
и определяет результативность (эффективность) профессиональной
деятельности
| ОК-5
| Уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
| Пороговый уровень
Называет нормативно-правовые документы, регулирующие
профессиональную деятельность
Применяет на практике нормативно-правовые документы,
регулирующие профессиональную деятельность
Продвинутый уровень
Избирает из массива и потока нормативно-правовых
документов значимые для реализации профессиональной
деятельности
Соотносит содержание нормативно-правовых документов
с проблемами, решаемыми в ходе профессиональной деятельности
Высокий уровень
Определяет ценность нормативно-правовых документов
для успешной реализации профессиональной деятельности
|
ОК-12
| Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией
| Пороговый уровень
Называет современные технические средства получения,
обработки, хранения и распространения информации
Знает технические возможности современных средств
получения, обработки, хранения и распространения информации
Применяет на практике современные технические средства
получения, обработки, хранения и распространения информации
для решения профессиональных проблем
Продвинутый уровень
Сравнивает технические возможности современных средств
получения, обработки, хранения и распространения информации
Реализует на более высоком качественном уровне
выполнение профессиональных целей и задач, активно
используя разнообразное программное обеспечение
Высокий уровень
Дает оценку результативности (эффективности)
использования средств получения, обработки, хранения и
распространения информации
Учит применять на практике имеющееся программное обеспечение
| ПК-1
| Быть способным создавать и предоставлять информацию, отвечающую запросам пользователей
| Пороговый уровень
Имеет представление о теоретических основах обработки
документов;
Распознает особенности различных видов обработки документов;
Анализирует пути становления и развития теории и практики
аналитико-синтетической переработки документов в России и за
рубежом
Демонстрирует знание стандартов, регулирующих аналитико-
синтетическую переработку информации;
Приобретает практические навыки осуществления аналитико-
синтетической переработки информации;
Применяет на практике общую методику аналитико-
синтетической переработки информации
Использует в профессиональной деятельности технологические
процессы аналитико-синтетической переработки информации
Описывает в общих чертах формирование справочно-поискового
аппарата
Демонстрирует на практике навыки аналитико-синтетической
переработки документов
Называет особенности библиографирования периодических и
продолжающихся изданий
Продвинутый уровень
Применяет в профессиональной деятельности практические
навыки аналитико-синтетической переработки информации
Демонстрирует знание частной методики аналитико-
синтетической переработки информации
Подготавливает информацию, действуя на основе
технологических процессов аналитико- синтетической
переработки информации
Применяет библиографический поиск, библиографирование,
формирования справочно- поискового аппарата (баз и банков
данных) с целью раскрытия содержания фонда, удовлетворения
запросов и потребностей различных категорий пользователей
Высокий уровень
Анализирует созданную информацию с позиции качества
Оценивает соответствие созданной информации запросам и
потребностям пользователей
| ПК-3
| Быть способным формировать документные фонды, базы и банки данных, обеспечивать их эффективное использование и сохранность
| Пороговый уровень
Объясняет содержание основных понятий, связанных с
понятием «документный ресурс»
Распознает особенности различных видов обработки
документов
Перечисляет стандарты в области формирования баз и банков
данных
Продвинутый уровень
Применяет знания об особенностях документных ресурсов в
профессиональной деятельности
Применяет практические навыки аналитико-синтетической
переработки информации в профессиональной деятельности
Демонстрирует знание частной методики аналитико-
синтетической переработки информации
Подготавливает базы и банки данных, действуя на
основе технологических процессов аналитико-
синтетической переработки информации и формирования
справочно-поискового аппарата
Высокий уровень
Анализирует и оценивает эффективность формирования,
хранения и использования документных фондов, баз и банков
данных
| ПК-28
| Быть готовым к аналитико-синтетической переработке информации
| Пороговый уровень
Дает определение основных понятий, характеризующих
аналитико-синтетическую переработку документов
Обнаруживает представление теоретических основ обработки
документов
Распознает особенности различных видов обработки
документов;
Анализирует путь становления и развития теории и
практики аналитико-синтетической переработки документов
в России и за рубежом
Проявляет на практике стремление знакомиться со
стандартами в области аналитико-синтетической переработки
информации
Приобретает практические навыки аналитико-синтетической
переработки информации
Применяет на практике общую методику аналитико-
синтетической переработки информации
Использует в профессиональной деятельности
технологические процессы аналитико- синтетической
переработки информации
Демонстрирует на практике аналитико-синтетическую
переработку документов
Продвинутый уровень
Применяет практические навыки аналитико-синтетической
переработки информации в профессиональной деятельности
Демонстрирует знание частной методики аналитико-
синтетической переработки информации
Создает информацию, действуя на основе технологических
процессов аналитико-синтетической переработки информации
Высокий уровень
Анализирует созданную информацию с позиции качества
Оценивает её соответствие запросам пользователей
Принимает решения, направленные на
совершенствование методов предоставления пользователям
информации
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: определения основных понятий курса, функции, структуру и виды БОД; общие положения и этапы составления БОД; содержание ГОСТов, регламентирующих общие требования и правила составления БОД.
Уметь : осуществлять технологические процессы составления БОД для различных информационно-поисковых массивов.
Владеть: методикой составления библиографического описания различных видов документов.
Структура и содержание дисциплины (модуля) «АСПИ.Ч.1. БОД»
Общая трудоемкость дисциплины, включая СРС, составляет 3 зачетных единицы, 108 часов на д/о, 10 ч. на з/о.
№
п/п
| Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| 1
| Теоретические основы биб-лиографичес-кой записи и БОД
| 2
| 1,2
| 6 ч. декц.; 2ч.лекц.(з/о)
| -
| 6 ч. СРС
|
| Терминологический словарь по курсу (2 семестр)
| 2
| Общая техно-логия составле-ния БЗ и БОД
| 2
| 2-6
| 4 ч. лекц.; 2ч. лекц. (з/о)
| 5 ч. практ.; 2ч. пр.(з/о)
| 12 ч. СРС
| 3 ч. в интер-актив. форме
| Проверка и оценка практ. работ, индив. консульта-
ции (2-6 н.); межсессион-
ная аттестация (2 семестр)
| 3
| Специальная технология составления БЗ и БОД
| 2
| 6-18
| 4 ч. лекц.
| 22 ч. практ.; 4 ч. пр. (з/о)
| 36 ч. СРС
| 10 ч. в интер-актив. форме
| Проверка и оценка практ. работ,индив. консультации (6-18 н.); контрольная работа на з/о, экзамен (д/о), зачет (з/о) (2 семестр)
|
Содержание дисциплины Раздел 1. Теоретические основы библиографической записи и библиографического описания документов Введение
Значение и задачи курса «АСПИ». Место курса «АСПИ.Ч.1. БОД» в системе профессиональной подготовки бакалавров БИД. Связи курса с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Объем, структура и содержание курса. Основные понятия курса. Формы учебной работы по курсу, его методическое обеспечение и рекомендуемая литература.
|