Скачать 0.78 Mb.
|
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЧАЛЬНЫМ ЗНАНИЯМ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ И ИХ ПОДГОТОВКИ ПО ОСНОВАМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЖ» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Москва 2009 г. 2 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЧАЛЬНЫМ ЗНАНИЯМ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ И ИХ ПОДГОТОВКИ ПО ОСНОВАМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЖ» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Разработана под общей редакцией директора Центра военно-патриотического и гражданского воспитания Р.С.Акчурина Авторский коллектив: Бурденюк В.В Гусарский В.М. Журавлев СВ. Кириченко А.Ю Лукьянченко Ж.О. Сарайкин СВ. Сорокин А.Д. Рецензенты: Чернюк Я.Б. Полковник, военный комиссар Гагаринского района ЮЗАО городаМосквы Хабнер М.И.Заведующий учебно-методической лабораторией МИОО Трегубов В.М. Методист района преподаватель ОБЖ «Почетный работник общего образования РФ» Подкас П.К.Преподаватель-организатор ОБЖ «Отличник народного образования РСФСР» Купцов А.М.Председатель РОСТО ЮЗАО города Москвы кандидат военных наук, полковник запаса 3 Введение Программа обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.59), Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «Об образовании», приказом Министра обороны и Министра образования Российской Федерации от 3 мая 2001 г. №203/1936 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы». В соответствии с требованиями Федерального Закона от 21 июля 2005 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон "О воинской обязанности и военной службе» и статьи 14 Закона РФ «Об образовании», до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, в течение двух последних лет обучения Предлагаемая программа позволяет решить эту задачу. При составлении программы учитывался опыт работы преподавателей ветеранов, военных преподавателей-организаторов ОБЖ. Проанализированы программы начальной военной подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах СССР и учтены положительные вопросы при составлении данного документа, проведен анализ «Основы военной службы», программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования города Москвы. В предлагаемой программе за счет уменьшения количества часов на изучение отдельных тем, увеличено количество часов на учебные темы, проводимые на учебных сборах. Это даст возможность провести дополнительное количество уроков на изучение учебных тем и вопросов до начала учебных сборов в воинской части. Как известно, в мотострелковых подразделениях основным видом боевой подготовки является тактическая подготовка. В интересах этого предмета и осуществляется планирование учебы, например, предлагается изучить тему «Действия солдата в наступлении». Для того, чтобы на данном занятии отработать все вопросы в полном объеме, необходимо до его начала с обучающимися изучить: по огневой подготовке - приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия и правила метания гранат; по радиационной, химической и биологической защите (далее-РХБ защита) - пользование индивидуальными средствами защиты, порядок проведения частичной специальной обработки оружия и санитарной обработки личного состава; по инженерной подготовке - способы и последовательность фортификационного оборудования позиций и их маскировки подручными и табельными средствами; по строевой подготовке - перебежки и переползание. Только после изучения всех этих вопросов можно планировать названное занятие по тактической подготовке на учебных сборах. Именно так проводились занятия при подготовке 5-ти дневных учебных сборов. Предлагаемая программа разработана с учетом опыта проведения занятий по разделу «Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности». В программе отражены задачи обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации. 5 ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УКАЗАНИЯ 1. Подготовка граждан Российской Федерации к военной службе является составной частью их подготовки к действительной военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, обязательным государственным предметом в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях профессионального образования и других типов средних учебных заведений. Задачи подготовки граждан по основам военной службы до их призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации заключаются в том, чтобы в процессе обучения они усвоили свои конституционные права, уяснили цели и характер нашей оборонительной доктрины, предназначение Российских Вооруженных Сил и других войск, освоили основы военного дела, приобрели необходимые практические навыки, физическую закалку и психологическую устойчивость и, будучи призванными на действительную военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска, смогли безупречно выполнить свой конституционный долг по защите Отечества, успешно овладеть программой боевой подготовки личного состава пополнения, поступившего (призванного) на военную службу, вверенным им вооружением и военной техникой. 2. На подготовку юношей и получение ими начальных знаний в области обороны и их подготовку по основам военной службы в учебных заведениях отводится 108 часов. Разработанная программа предусматривает теоретические и практические занятия в 10-х классах (1 час в неделю). Обучение в 10-х классах завершается 5-дневными учебными сборами по 40-часовой программе на базе воинских частей. В 11-х классах (1 час в неделю) заканчивают изучение тем разделов: "Вооруженные Силы Российской Федерации ", конституционные положения закона «О воинской обязанности и военной службе». Углубляют и закрепляют свои знания, полученные в 10-ом классе: основы медицинских знаний, защита без оружия - рукопашный бой, стрелковый спорт. 3. Допризывная подготовка проводится на теоретических, практиче ских, комплексных к контрольных занятиях. Теоретические занятия проводятся преимущественно в форме рассказа и беседы с использованием дидактического материала и технических средств обучения. На этих занятиях рассматриваются понятия, определения, основные положения темы, требования устава, наставлений, руководств и даются советы, рекомендации, как использовать полученные знания на других занятиях и при прохождении действительной военной службы. Практические занятия включают изучение и закрепление техники выполнения приемов, действий и нормативов, решения стрелковых и других задач с использованием оружия, приборов, снаряжения, средств индивидуальной защиты, спортивных снарядов, преодоление полосы препятствий, рукопашного боя, при отработке учебных вопросов, по тактической, строевой подготовке и уставам. Комплексные занятия включают выполнение приемов, действий, нормативов задач или их комбинаций нескольких разделов программы. Они проводятся в целях закрепления и совершенствования умений и навыков, практических действий, развития смекалки и инициативы, приобретения моральной и психологической устойчивости в условиях повышенной физической нагрузки. Комплексные занятия проводятся в форме игр на местности, эстафет, соревнований. Контрольные занятия проводятся, как правило, в конце первого года обучения 10-го класса, на учебных сборах после их окончания, и на завершающем этапе обучения в 11 -х. классах. На контрольных занятиях учащиеся отвечают на теоретические вопросы, выполняют нормативы, упражнения, задачи, определяемые преподавателями по основам военной службы. 4. Планирование подготовки учащихся начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в учебных заведениях, на учебных сборах в воинской части осуществляется в соответствии с требованиями учебной Программы. Оно должно обеспечивать полное выполнение программы, комплексное изучение всех ее разделов в тесной связи с другими предметами обучения. В каждом учебном заведении составляется понедельный тематический план прохождения занятий на полугодие или учебный год. В расписании занятий учебного заведения указываются учебные часы, отведенные на этот предмет. Для проведения каждого занятия составляется план-конспект или план урока (на усмотрение преподавателя). В плане-конспекте (плане урока) занятия отображаются: тема, метод проведения, учебные и воспитательные цели, учебные вопросы, распределение учебного времени, материальное обеспечение и ход занятия (при необходимости краткое содержание учебных вопросов). В целях обеспечения более организованного проведения занятия и привития учащимся практических навыков в выполнении требований уставов каждый класс, учебная группа именуется взводом и делится на отделения. Из числа учащихся приказом директора учебного заведения назначаются командиры взводов и отделений. Занятия по начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы начинаются с построения взвода (класса) в двухшереножном строю и доклада командира взвода руководителю занятий о наличии и отсутствии учащихся и готовности к занятию. Приняв рапорт, руководитель занятия подходит к середине строя и здоровается с учащимися: «Здравствуйте, товарищи!" Учащиеся отвечают на приветствие громко, четко и согласовано: «Здравия желаем, товарищ майор» (преподаватель, инструктор)!" На занятиях постоянно должны поддерживаться порядок и организованность. При обращении преподавателя к обучаемому, последний встает, принимает положение «смирно», представляется «учащийся такой-то» (называет фамилию). Если преподаватель занятия обращается к обучаемому по фамилии, последний отвечает: «Л». Получив разрешение сесть, обучаемый говорит: «Есть» и быстро садится. При обращении к преподавателю обучаемый поднимает руку и, получив разрешение, встает, принимает положение «смирно», представляется и задает вопрос. После окончания занятия (урока) командир взвода с разрешения преподавателя подает команду: «Смирно» или «Встать, смирно». Преподаватель говорит: «До свидания, товарищи», обучаемые согласованно отвечают: "До свидания, товарищ майор" (преподаватель). Ношение военной формы одежды преподавателями - офицерами запаса и в отставке при проведении занятий рекомендуется. Обучаемые обязаны прибывать на занятия подготовленными и одетыми по установленной в учебном заведении форме одежды. Форма одежды на очередное занятие устанавливается преподавателем (спортивная или обычная). 5. Годовая или итоговая оценки по начальным знаниям в области обороны и подготовки к военной службе выставляются на основании общей оценки, полученной на учебных сборах и годовой оценки, полученной за учебный год. Результаты учебных сборов оцениваются в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложении № 11 Приказа Министра обороны РФ и Министра образования РФ от 3 мая 2091 г- № 203/1936. Гражданам, уклонившимся от учебных сборов по неуважительной причине, выставляется неудовлетворительная оценка за сборы. После изучения всей программы обучения подготовки граждан РФ к военной службе, в учебных заведениях проводятся контрольные занятия с целью определения уровня знаний и практических навыков, учащихся с выставлением итоговых оценок. На этом занятии каждый учащийся по заданию преподавателя отвечает на один учебный теоретический вопрос из разделов программы и выполняет два практических действия (прием, норматив). Кроме того, все юноши выполняют одиночные строевые приемы без оружия. При этом оценка за практические действия имеет определяющее значение. Итоговая оценка за окончание учебы в 11 -ом классе выставляется из годовой оценки и оценки, полученной за учебные сборы. I 8 Таблица
Вводная тема. Занятие 1-1 час Теоретическое. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы - общегосударственная задача. Ее сущность, задачи и цели/Историческая необходимость организации и проведения допризывной подготовки» Её значение в современных условиях. Общее содержание программы обучения. Занятие 2-1 час Теоретическое (на сборах). Цели и задачи учебных сборов. Содержание программы учебных сборов. Правила безопасности при проведении учебных сборов. Обязанности обучаемых по выполнению программы сборов и соблюдению правил безопасности на занятиях, особенно при проведении стрельбы из боевого оружия. 9 Раздел 1. Вооруженные Силы Российской Федерации Задачи обучения: Знать: -основы обороны государства, основные принципы организации обороны; - нормативно-правовые документы, регламентирующие прохождение военной службы гражданами Российской Федерации, права и ответственность военнослужащих; -основа воинской дисциплины, значение воинских уставов в жизни и деятельности частей и подразделении, правила воинской вежливости, поведения и отдания, воинских приветствии, обязанности солдата перед построением и в строю. Воспитывать учащихся в духе патриотизма, беспредельной преданности и любви к Отечеству и его Вооруженным Силам, готовность к безупречному выполнению ВОИНСКОГО долга, высокой дисциплинированности и личной ответственности за защиту Отечества. Тема 1. Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска на современном этапе 1-10. Занятие 1-1 час. История создания Вооруженных Сил России. Вооруженные силы Московского государства в Х1У-ХУ1 веках. Военная реформа Ивана IV Грозного. Военные реформы Петра I. Создание регулярной русской армии. Военные реформы в России во второй половине XIX - начала XX веков. Создание массовой армии. Создание Советских Вооруженных Сил, их роль и значение в защите Родины. Вооруженные Силы России - наследники многовековой ратной славы защитников Отечества. 2-10. Занятие 2-1 час. Оборона - важнейшая функция государства по обеспечению безопасности общества и личности. Основы обороны. Организация обороны. Управление обороной. Организационная структура Вооруженных Сил РФ. Задачи Вооруженных Сил РФ, их роль и место в обеспечении национальной безопасности. 3-10. Занятие 3-1 час. Войска не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, их состав, задачи и предназначения (ФПС, МВД, ГО, ФАПСИ, ЖДВ). |