Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/36
Дата публикации22.01.2014
Размер3.35 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
СУЛУМБЕК САГОПШИНСКИЙ

(роман) Кодзоев Исса
Посвящается истинным патриотам прошлого, настоящего и будущего, отважным рыцарям чести и народной свободы, несломимому духу галгайскому, тем, кто склоняется перед Всевышним, но не склоняется перед Тираном.
О НАЦИОНАЛЬНЫХ ГЕРОЯХ ИНГУШЕЙ

Ей Богу, наши ингушские мозги съехали на бок и их надо водворять на место. Кто есть кто? и Что есть что? - вот в чем вопрос. Национальные герои. Где нам их искать? А где угодно, но только не среди генералов и офицеров. Среди многочисленных прославленных военных из ингушей XIX, ХХ и ХХI вв., всего несколько человек, отличавшихся патриотичным духом, и один из последних Кортоев Джабраил. Мы не говорим, что ингушские военные не были героями вообще. Были. Но были героями Российской империи, были героями Турецкой республики, были героями СССР, были и есть герои РФ, но они не суть герои ингушского народа, так как не пожертвовали ни одним волоском со своей головы во имя своего родного народа. Они просто делали военную карьеру, делали честно и мужественно, используя личную доблесть. Мы ими даже гордимся, как храбрыми людьми, хотя подвиги они совершали за чужие интересы. Нам приятно, что они не были трусами. Но памятники им пусть ставят те, чьи интересы они защищали, не щадя своих жизней. Возьмите любого ингуша и спросите: знает ли он истинных героев своего народа - он, не задумываясь, вам ответит, что знает, и с гордостью начнет перечислять имена генералов и офицеров, служивших в разные времена Царям-Батюшкам и Отцам Народов, этаких служак с лихо закрученными вверх усами, при наградном оружии, эполетах, погонах и орденах. Грамотеи каждого ингушского тайпа составили полный иконостас этих бравых молодцов - знай, мол, наших! Да! Да! Они были, несомненно, храбрыми людьми, прекрасными воинами, но они служили не своему народу. Они были далеки от интересов своего народа. Их вообще не интересовал свой народ. Мы даже допускаем, что среди служивых были и такие, которым не чуждо было чувство патриотизма, глубоко-о, глубоко-о-о спрятанное в душе, так чтобы, не дай Бог, об этом не узнал Хозяин. Такой патриотизм умирает вместе с обладателем, никак не проявившись, как дитя-выкидыш, умерший во чреве матери. А были среди служак и такие, которые с оружием в руках помогали чужакам приводить в покорность родной народ, «ради его же блага», как они, может быть, предполагали - и числятся у нас в героях. Парадокс: изменники на пьедестале героев!
Я не назову народным героем служаку, если даже у него будет обвешена звездами не только богатырская грудь, но спина и то, что ниже нее. Он прекрасно служил своему Хозяину, и Хозяин по достоинству оценил его услуги. Все! Он получил то, что заслужил сполна. От народа, для которого он ничего не сделал, ему ничего не полагается. Он чужой для нас. И честь, и хвалу, и славу пусть ему воздают потомки тех, кому он служил. Такие служаки называются ландскнехтами. Народным героизмом здесь и не пахнет. Герой обладает тремя качествами: патриотизм, мужество, самопожертвенность. Патриотизм - на первом месте. Герой патриот, патриот своего народа. Наши истинные герои ушли в Вечность. Их могилы заросли бурьяном. Их имена и деяния преданы потомками забвению, а иногда позору и поношению. Их чурты зарываются в землю, а эпитафии покрылись прахом… Герою мало быть героем - надо еще, что бы у него было достойное потомство. В этой книге я попытаюсь сдунуть пыль чурта одного из наших истинных народных героев. Попытаюсь. Удалось мне это или не удалось - судите сами. Нам следует вытаскивать из тьмы забвения на божий свет имена истинных наших героев, которые безоглядно жертвовали собой за жизнь, за честь и достоинство своего
народа и Родины. Одним из таких был Сулумбек Сагопшинский, сын Гоарожа, из тайпа Г1оандлой.
ПЕСНЯ О ГЕРОЯХ Мир бренный построен Из горя и бед. В нем трудно найти Счастливых. Но правде послужит Отцовский завет, В нем хитрости нет И лукавого слова: За честь и достоинство, За счастье здесь жить, За место под небом, За солнечный свет, За наш благородный
Галгайский Эздел, За нашу Отчизну, Народ за родной, Сражаться, как лев, До последнего вздоха.
«С именем Саламбека связаны самые дерзкие набеги Зелимхана, в то время как Зелимхан одухотворял шайку своей религиозно-политической популярностью, Саламбек производил на шайку магическое действие своей неустрашимостью и своей безумной отвагой. За ним абреки шли почти на верную смерть, в самый центр города, отдаваясь прямо в руки войск. Кроме храбрости, Саламбек отличался необычайной силой воли свойством не теряться в минуты опасности и, главное, - беспощадностью. Безумная храбрость Саламбека - это идеал, которого желал бы достичь каждый абрек. Словом, Зелимхан и Саламбек взаимно друг друга дополняли». К-ский. (из книги Дзахо Готуева «Зелимхан»)
ВНУШЕНИЕ ДОБРОНРАВИЯ ПОГОРСКИ

Он не щадил ни своих сил, ни юного тела подростка. Гоарож очень старался. И не гнев побуждал его к этому, а желание внушить сыну правила хорошего тона. Устав от тяжких отцовских трудов, он подумал, что, пожалуй, достаточно этих назиданий, сын должен исправиться, если вообще способен исправляться. Когда отец наконец отпустил его, мальчик первым долгом поднял с земли упавшую при трепке шапку, отряхнул и водрузил на голову. Невозмутимо поправил одежду и, как будто ничего не случилось, твердо и серьезно посмотрел на отца. - Воти, теперь, когда ты закончил свое дело, хотелось бы знать: какова причина твоего гнева против меня. - Ты не знаешь? - отец вперил в сына свирепые глаза. - Не знаю. - просто ответил он - Нет. - Я тебя послал учиться грамоте, а не драться. Учитель жалуется, что ты подрался с сыном Баадала Борцакха1 и сильно избил его. На что это годится? Человека послали учиться, а он бросается на людей, как бешеный пес! Не йовсурствуй!2 - Хорошо, Воти. Речь идет обо мне. И от тебя взбучку получил тоже я. Раз это так, тебе, как отцу, не помешало бы немного
справедливости. - Что ты сказал? - Сперва тебе следовало отделить ложь от правды, а побить всегда успеется. Куда я могу деться? Мальчик, перенеся суровое наказание, не был напуган, не шмыгал носом и не просил пощады. - По-твоему учитель говорит неправду? - Говорит-то он правду, только. - Что только? - Только его правда похожа на полчаплика. Половину правды он сказал тебе, а другую половину оставил себе. Тебе следовало получить полную правду. - Как это?· - Пошли, зайдем в учебное помещение, там дети скажут тебе все, как было. Я бы промолчал, если бы ты не заговорил о йовсурстве. Я это не могу принять. Когда Гоарож вошел в класс, дети встали, приветствуя его. Учитель, который стоял у стола, повернулся к ним. - Хамбор, отец меня побил, после твоих жалоб. Отцы на то и созданы Богом, чтобы наказывать провинившихся детей. Это битье не унижает мое достоинство, а наоборот делает мне
честь: не было бы отца - не побил бы. И все же я задам своим товарищам несколько вопросов, с твоего разрешения. Канты, говорите чистую правду. Позавчера между мной и Хуци возникла ссора? - Возникла! - Возникла! - Эй, мальчик! Сулумбек, вопросы буду задавать я - разве не я учитель в этом классе? - Да, ты учитель, но наказание по твоей жалобе понес я. Ты можешь задавать сколько угодно вопросы касательно нашей учебы. Но сейчас мы должны постичь истинную причину случившегося. Мальчики, мы в тот день сидели и учили задание учителя. Так это было? - Так! Так! - Да, мы все читали урок. - Хуци ведь пришел на урок с опозданием. - сказал Сулумбек. - Да, он опоздал. - подтвердили одни. - Он вошел в класс с опозданием, а на нем была новая бухарская шапка. - сказали другие. - Разве все не высказали ловца3 по поводу этой обновки? спросил Сулумбек. - Все. Все.
- А я высказал? - И ты высказал, Сулумбек. Ты сказал: «Носи на здоровье! Красивая шапка». - А что было дальше? Класс неожиданно замер, смолк одновременно. Но вдруг вскочил один мальчик: - Хуци остановился у стола Сулумбека и говорит: «Яьй, ты чего уткнулся в бумагу? Говори ловца громко, чтобы все слыхали, Завидуешь? Твой отец Гоарож все лето роется в земле, как червь, а зимой - в навозе, как майский жук! Он никогда не купит тебе такую, если даже будет рыть землю рылом, как дикий кабан. Сулумбек вскочил и ответил: «Ты как смеешь произносить имя моего отца, ублюдок? Не твой ли отец наживается на копейках, продавая детские жвачки и женские штаны. Нашел чем гордиться! Кличка у твоего отца Хаче Барч»? Хуци бросился на Сулумбека. Они подрались. Сулумбек его побил, сильно побил. Вот все. - Дети, так это было? - удостоверился Гоарож. - Так. - Так было, Воти. Гоарож повернулся к учителю и обжег его суровым прямым взглядом: - Почему ты не сказал мне все, как было?
- Я-то. Я. подумал, что не стоил ворошить детские дразнилки. Мы, взрослые. - Детские дразнилки, говоришь? Этим дразнилкам дети учатся у взрослых в собственных семьях. Воистину, правда, что и мои предки, и я обеспечиваем себя тем, что добывают вот эти руки. Мы землепашцы и скотоводы. В набеги не ходили, торговлей не занимались. Господь одарил нас честным, чистым хлебом. Семьи были обуты и одеты. Никогда не голодали. Оказывали прием гостю, помогали нуждающимся. - Гоарож поднял огромные свои натруженные руки. - Они нас кормят, как и ваших отцов. но среди нас попадаются и другие - к ним никакой зависти. Я прямо отсюда поеду к Баадалу Борцхаку, и если я что-либо ему должен, верну долг... Ну а то, что я тебя побил - заслуженно. - Я не понял за что, отец. - Видишь ли, мальчик, я сам хорошо не знал, за что тебя наказываю. А получилось правильно. - Объясни мне, Воти, подоходчивее. - Сын Баадала Борцакха нанес нам оскорбление языком. - Так? - Так. - А ты чем ответил? - Тоже языком.
- Мальчик, - Гоарож назидательно махнул перед его носом шершавым пальцем. - Это женщины парируют языком на язык. у мужчин для этого на поясе кинжал. Теперь ты понял? - Теперь-то я понял. - Мы - честные труженики, Сулумбек. А честь свою защищаем вот этим, - он хлопнул по рукояти кинжала, а потом показал пальцем на свой язык, - это не наше оружие. Оставь его бабам. - Но у меня нет, Воти, кинжала. - Будет! Гоарож вытащил из кармана рубль серебром и положил на стол перед сыном: - Купишь себе бумаги, чернил, карандашей. Горец бросил еще один уничтожающий, беспощадный взгляд на учителя и вышел из класса. Дети в окно видели, что всадник поскакал к центру Нясаре4, где располагались магазины нясаринских богачей. - Хуци, - сказал тот правдивый мальчик, - твоему отцу не позавидуешь! Эшшахь! Дети засмеялись.
БОДЛИВЫЙ БЫЧОК

Поперек седла лежал туго набитый мешок кукурузы, Сулумбек вел коня под уздцы не спеша, жалея животное. На зимних каникулах отец сделал ему два дорогих сердцу для любого молодого кавказца подарка - коня и кинжал. После неприятного случая в школе с сыном нясаринского торговца Гоарож совершенно изменился по отношению к сыну, стал воспринимать его, как взрослого. - Сулумбек, - наставлял его отец, вручая серебряный пояс с кинжалом. - Носи, но помни: за каждый его взмах мужчине приходится отвечать перед другими, и за не взмах в нужном месте приходится отвечать перед своим мужским сердцем до самого могильного холмика. Тот, кто считает себя галгаем, должен усвоить эти две науки. Теперь на занятие поедешь на собственном коне, он стоит в сарае. Корм для твоего коня я привезу сам. Знаешь, как нужно относиться к коню? - Скажи, Воти. Я мало что в этом смыслю. - Конь должен быть накормленным и ухоженным. Подчини его своей воле. - сурово наставлял Гоарож. - Я постараюсь. - Ты уже бегло читаешь любую газету и переводишь его смысл на наш язык. Учитель доволен твоими успехами. Может быть, после окончания школы мы отправим тебя учиться дальше в Буро или Кизляр.
- Нет, Воти, не стоит этого делать. Я не хочу сидеть на шее семьи. Это будет стоить больших средств. Я не стану обузой для семьи. После школы я вернусь домой и буду помогать тебе и братьям. Гоарож подумал немного и с теплой улыбкой на лице проговорил: - Это слова мужчины и хорошего сына. Первая и последняя в жизни похвала отца. Детские крики вернули Сулумбека из родного отчего дома в Насыр-Корт, на тропинку, ведущую к мельнице. Слева была пологая поляна, а по ней бежала девочка, спасаясь от преследовавшего её бычка. - Ва-а-ай! Вай! По-мо-ги-те! Над кручей несколько мальчиков закатывались смехом. Бычок нагнал несчастную, боднул, опрокинул и пробежал шагов двадцать. Потом развернулся для новой атаки. Девочка присела и в ужасе закрыла глаза, заплакала навзрыд. Сулумбек отпустил лошадь и бросился наперерез животному, но не успел. Бычок пронесся в двух шагах от мальчика, повалил девочку, отбежал и застыл в боевой позе. - Хlайт! Хlайт! Уходи, глупое животное! - замахал на него руками Сулумбек, бросил камень. Но бодливый бычок «бекнул» и бросился на защитника девочки. Могучим ударом он свалил с ног мальчика-крепыша, но тот успел схватить
противника за один рог обеими руками. Оба покатились по поляне. Бычок вырывался, подросток не отпускал. Те, что стояли, перестали смеяться, наблюдали за сражением, подбадривая своего: - Уци! Уци!5 Дай ему, как следует! До слуха Сулумбека дошли эти слова. - Аьъ! - он вышел из себя, силы утроились, схватил оба рога, опрокинул животное на спину, выхватил из ножен кинжал, громко крикнул: «Бисмиллях!»6 и в следующий миг полоснул кинжалом по горлу. В лицо и на грудь фонтаном хлестнула кровь. Сулумбек встал. Бычок бился на земле, заваливаясь то на один, то на другой бок. - Эшшах, мальчик! Что это ты наделал? Будет большой скандал. Хозяин этого животного очень неприятный человек. Может, тебе быстрее уйти отсюда и сообщить своим родным? Могут сгоряча побить. - Нет, Дади, меня бить безнаказанно нельзя. - ответил Сулумбек старику. - Тебя родители не похвалят. - настаивал старик. - А что тогда, сынок? - Тогда я их накажу. - твердо ответил подросток. Старик смерил его с ног до головы, восхитился отвагой юного человека:
- Видать ты отпрыск бесстрашных. Но и тебе да будет известно, кант, я хоть и старик, но мужского достоинства терять не собираюсь. Эта девочка из нашего тайпа. У меня есть такая зацепка. Постараемся решить дело миром, а если не получится, тогда, тогда посмотрим. Меня зовут Иэсолта. Впереди шел полнотелый холеный мужчина, за ним семенил, опираясь на посох, старик. - Кто? Кто зарезал моего быка? Кто? Я спрашиваю. Он встал в боевую позу: запрокинул голову, левая рука на пояснице, правая - на кинжале. - Я зарезал твоего бычка, - невозмутимо ответил Сулумбек, двинувшись навстречу этим двоим. - Ты? - Я. Он не давал здесь проходу людям, бодался. Вон ту девочку он чуть не убил. Ваши мальчики этим забавляются. Вы старшие не знали об этом? - Ай-я! Чтоб. Сулумбек сообразил по губам мужчины, что тот готов произнести гадкое оскорбление в адрес его отца, это могло закончиться печально. Он надвинулся на полнотелого, положил руку на рукоять кинжала и сквозь зубы произнес: - Побереги тебя Бог сказать плохое слово о моем отце! Полнотелый по стальному блеску глаз понял, что мальчик
готов пустить в ход кинжал, сорвись с его губ неблагородное слово. Тут вовремя вмешался старик Иэсолта, он обратился к отцу полнотелого с укором: - Я удивляюсь тебе, Махьи. Где твое приветствие, или ты решил сложить с себя эздел? Ну сын твой погорячился, хотя тут не стоит мужчинам горячиться из-за несчастного животного. - Я виноват. Я заторопился. Ассаламу алейкум, Иэсолта! Что здесь произошло на самом деле? - Ваалейкум Салам, Махьи! Ты хочешь знать, все как есть? - Говори правду. Говори. - Вот эти ваши подростки с самой весны не дают проходу людям по этой тропе к мельнице. Напускали бодливого бычка. Напустят его, а сами смеются над тем, как животное издевается над человеком. Разве это хорошо? Этот мальчик шел впереди меня, на коне поклажа. Вдруг крики: «Помогите! Спасите!». Видим бычок сбивает несчастную девочку раз за разом с ног и бьет своими рогами поверженную. Мальчик бросил лошадь и побежал на выручку. Так ваш бычок и его затиранил, повалил и давай бодать. Ну сгоряча он его и зарезал. Посмотри на него, он почти взрослый мужчина. Не убивать же за это. А девочка та из нашего тайпа, дочь Аскхе Исхака. А, не дай Бог, если бы животное выбило ей глаз или сломало что-нибудь, чтобы ты тогда сказал, Махьи? А? Ты об этом подумал? Людям не нравится, когда на них спускают бешеных собак или бодливых животных. - Это был племенной бычок, купленный в Моздоке специально для улучшения породы наших коров, а вы его зарезали? Кто нам возместит ущерб? - вопрошал полнотелый Бача. - Это уже другой разговор, Бача. Ущерб надлежит возмещению. На это есть народные судьи. Но и ты не забывай, и вам могут выставить счет - животное забодало и девочку, и этого благородного мальчика. - Я ничего не знаю и знать не хочу, пусть возместят мне полную стоимость моего быка. Никто не просил этого амбала бросаться с кинжалом на мое животное, только за то, что оно из-за своей природной резвости заигралось с той девочкой. Кем она приходится ему? - Отныне она будет моей сестрой. - сказал Сулумбек твердо. - Да? - усмехнулся Бача, - Что ж, вот ты и рассчитаешься за то, что натворил из-за сестры. Ты чей? - Я сын Гоарожа из Сагопши, наш род Г1оандлой. Меня самого зовут Сулумбеком. - А что ты делаешь здесь в Нясаре? - Я здесь учусь, я живу у ноанахоевского7 родственника Баке Чоалдара. - Иэсолта, раз ты взял на себя роль заступника за этого. Сулумбека, будешь и посредником. Возместите мне ущерб! Все!
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск