Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации10.03.2014
Размер0.71 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Военное дело > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НЕПЛЮЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
УТВЕРЖДЕНА:

Директором МОУ «Неплюевская СОШ»

«_____»________________20______г.

Директор СОШ

_______________(Шарыгин Ю.А.)

СОГЛАСОВАНО:

зам.по ВР

________________Кузнецова Ю.В.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


Срок реализации: 1 год.

Возрастная категория: 9-13 лет.
Лучевникова Светлана Алексеевна-

педагог дополнительного образования

г. КАРТАЛЫ-2012

Информационная карта

образовательной программы

Ф.И.О педагога

Лучевникова Светлана Алексеевна

Тип программы:

Адаптированная


Образовательная область:

Искусство

Направленность деятельности:

Художественно-эстетического воспитания ребенка, обогащение его духовного мира развития художественно-творческого потенциала личности.

Способ освоения содержания образования:

Освоение программы с преподавателем используя индивидуальный поход.

Уровень освоения содержания образования:

Общекультурное изучение программы.

Уровень реализации программы:

Среднее общее

Форма реализации программы:

Групповая

Продолжительность реализации программы:

1 год



СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………… 4

Учебно-тематический план 1 часть обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………… 10

Содержание программы 1 часть обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………. 12

Учебно-тематический план 2 часть обучения……………………………………………... 18

Содержание программы 2 часть обучения………………………………………………….19

Учебно-тематический план 3 часть обучения………………………………………………22

Содержание программы 3 часть обучения………………………………………………….24

Методическое обеспечение программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . …………………...29

Формы проведения занятий………………………………………………………………………….29

Методы обучения………………………………………………………………………………………29

Техническое оснащение и дидактический материал…………………………………………..30

Формы подведения итогов…………………………………………………………………………..32

Список литературы для педагога. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………...32

Список литературы для учащихся и родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………33

Методическое обеспечение программы 1 часть…………………………………………36

Методическое обеспечение программы 2 часть…………………………………………47

Методическое обеспечение программы 3 часть…………………………………………54

Приложение …………………………………………………………………………………63
Без “духовной осёдлости”, без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, далёкой и близкой, не может быть полноценного человеческого счастья. Культурная среда также необходима для нравственной жизни, как растительный и животный мир для нашего биологического существования.
Академик Д.С. Лихачёв


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В наше время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира.

В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин естественнонаучного цикла, наблюдается тенденция к ослаблению познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся. В связи с этим возникает потребность в расширении художественно- творческого пространства, в создании комплексных программ, посвященных не какому-то отдельному виду декоративно-прикладного творчества, а, включающих одновременно несколько разделов данной образовательной области. Такие программы способствовали бы развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения – особого отношения к миру и понимания места человека в нём, правильного представления о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”.

Комплексная программа “Очумелые ручки”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами обработки природных материалов, ткани, техникой бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Она призвана познакомить детей с особенностями декоративно-прикладного искусства народов мира, России, национально-культурными особенностями. Она способствует адаптации учащихся к нестабильным социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире.

Следует отметить, что, являясь комплексной, данная программа позволяет избежать монотонности в обучении, благодаря овладению учащимися разнообразными видами декоративно-прикладного творчества.

Цель настоящей программы - разностороннее творческое развитие детей, активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Задачи:

  • образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии народных художественных промыслов Челябинской области, формирование знаний по основам калористики и материаловедения, освоение основных приёмов обработки природных материалов и ткани, овладение навыками бисероплетения;

  • воспитательные - привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда;

  • развивающие - развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области “Технология”. Подавляющее большинство программ для государственных внешкольных учреждений предполагает изучение лишь какого-то одного вида декоративно-прикладного творчества, о чем говорят сами названия программ: “Аппликация соломкой”, “Вышивка”, “Художественная вышивка”, “Мягкая игрушка”.

В программе “Технология” отводится мало времени изучению такого вида декоративно-прикладного искусства как вышивание, и совсем не уделяется внимания флористике, биолатрике, изготовлению изделий из солёного теста, изготовлению мягкой игрушки, искусственных цветов из ткани, вышиванию лентами, бисероплетению.

Программа “Очумелые ручки” не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ и является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики.

Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные и трудоёмкие приёмы обработки разнообразных материалов и различные техники выполнения изделий декоративно-прикладного творчества, но и побудить интерес к творческой деятельности, направленной на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Благодаря обучению в творческом объединении “Очумелые ручки” учащиеся в возрасте 9 - 13 лет могут получить начальные сведения о таких видах декоративно-прикладного творчества, как флористика, биолатрика, бисероплетение, а так же расширить и углубить свои знания в области художественной обработки ткани при выполнении вышивки, мягкой игрушки, изготовлении искусственных цветов из ткани. Большое внимание уделяется такому до сих пор малоизвестному в России виду декоративно-прикладного искусства как вышивка шёлковыми лентами.

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, биологии, физики, химии. При работе с выкройками-лекалами, выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, не подкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В социальном плане подросткам свойственны высокая самооценка (часто адекватная), стремление к самоутверждению (зачастую через негативные поступки), культ силы в дружбы, критическое отношение к взрослым. В этот период формирования групп большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками. На данном возрастном этапе существует опасность возникновения смысловых барьеров и мотивационного кризиса (школьной дезадаптации).

Программа рассчитана на 1 год обучения, 102 часа. Режим работы: занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа с перерывами в 10 минут.

В начале обучения учащиеся знакомятся с основными способами обработки природных материалов растительного происхождения. Они овладевают навыками классификации текстильных волокон, усваивают основы калористики, материаловедения, осваивают технику выполнения швов (“вперед иголку”, “шнурок”, “за иголку”, “тамбурный”, “елочка”, “узелки”, “роспись”, “стебельчатый”, “петельный”), используемых в ручной вышивке. Они выполняют основные этапы изготовления полу плоской и объёмной мягкой игрушки, искусственных цветов из ткани, учатся выполнять простейшие приёмы бисероплетения (простая цепочка, цепочки с бусинками, с бугорками, с петельками, цепочки “зигзаг”, “змейка”, “в крестик”, цветком из шести лепестков, цветком из восьми лепестков, плоское и объёмное соединение цепочек “в крестик”, наплетения на цепочку “колечки”, подвески). Дети учатся пользоваться описаниями, условными обозначениями, читать схемы и составлять рабочие рисунки самостоятельно.

Затем они осваивают основные способы обработки природных материалов животного происхождения (плавники, чешуя, яичная скорлупа, раковины моллюсков), знакомятся со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей, видами переплетения тканей, учатся чётко выполнять швов “козлик”.Они постигают основные этапы и особенности изготовления перчаточных кукол, обучаются более сложным приёмам бисероплетения (цепочка “мозаика”, “восьмёрки”, “соты”, ромбы, “фонарики”, ажурное полотно (сетка), полотно “в крестик”, ажурный цветок, кубик из 12-ти бисерин), а также учатся рассчитывать плотность плетения.

В следующей части обучения учащиеся знакомятся с основными способами обработки природных материалов (кожа, соленое тесто), свойствами шерстяных и шелковых тканей, осваивают технику выполнения швов (“владимирская гладь”, “крестик”), осваивают технику вышивания лентами, основные этапы и особенности изготовления каркасной мягкой игрушки, учатся чётко выполнять изученные приёмы бисероплетения (уголки, многослойное, объёмное плетение).

Программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования или во внеклассной работе общеобразовательных школ. В связи с тем, что программа является комплексной, её реализация может осуществляться несколькими педагогами, каждый из которых может вести занятия по одному из видов декоративно-прикладного творчества.

В творческом объединении “Очумелые ручки” основной дидактический принцип – обучение творчеству в предметно-практической деятельности. Одним из способов организации учебной деятельности является упражнение, заключающееся в многократном выполнении необходимых действий.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: - объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

Помимо учебной деятельности с учащимися творческого объединения проводится просветительская и досугово-развивающая работа: экскурсии в музеи, посещение театров и т.д.

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:

I уровень - репродуктивный с помощью педагога;

II уровень - репродуктивный без помощи педагога;

III уровень - продуктивный

IV уровень - творческий

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся в творческом объединении осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

I. Промежуточный контроль.

  1. Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.

  2. Фронтальная и индивидуальная беседа.

  3. Цифровой, графический и терминологический диктанты.

  4. Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

  5. Решение ситуационных задач направлено на проверку умения использовать приобретенные знания на практике.

  6. Решение кроссвордов.

  7. Игровые формы контроля.

Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня: внутришкольных, районных, областных.

II. Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 часть обучения



Тема

Общее кол-во

часов

В том числе:

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Работа с природными материалами.










2.1

Экскурсия в природу.

1

1




2.2

Подготовка природных материалов.

1




1

2.3

Аппликация из соломки.

2

1

1

2.4

Флористические работы: открытка, игрушки.

2

1

1

3.

Художественная обработка ткани.










3.1

Общие сведения о тканях и волокнистых материалах.

1

1

-

3.2

Основы цветоведения.

1

1

-

3.3

Отделка ткани: виды швов, их применение.

3

1

2

3.4

Мягкая игрушка: технология выполнения.

1

1

-

3.5

Полуобъёмная мягкая игрушка.

2

1

1

3.6

Объёмная игрушка.

3

1

2

3.7

Искусственные цветы из ткани.

4

2

2

4.

Бисероплетение.










4.1

Основные приемы бисероплетения.

4

2

2

4.2

Цветы из бисера.

3

1

2

4.3

Плетение плоских фигурок животных.

3

1

2

5.

Итоговое занятие.

2

2




ИТОГО:

34

18

16
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 часть обучения
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития художественных народных промыслов. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

2. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

2.1 ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ

Экскурсия в природу. Знакомство с общим планом строения растений. Использование растений для флористических работ. Сбор природных материалов. Осенние явления в жизни растений.

2.2ПОДГОТОВКА ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Теоретические сведения. Способы подготовки природных материалов растительного происхождения: плоская, объемная сушка (воздушная, в песке или соли), консервация. Способы обработки соломки: сухой, влажный, отбеливание, тонировка.

Практическая работа. Плоская сушка растений. Объемная сушка; консервация частей растений. Вырезание междоузлий у стеблей злаковых. Разрезание вдоль волокна, разглаживание, создание различных цветовых тональностей.

2.3 АППЛИКАЦИЯ ИЗ СОЛОМКИ

Теоретические сведения. Особенности рисунка в аппликации соломкой. Стилизация рисунка. Виды основы: фанера, ДВП, черная бархатная бумага, картон с приклеенной тканью, стекло. Аппликация соломкой на деревянной, фанерной, бумажной основе.

Практическая работа. Выбор рисунка, нанесение ориентировочных линий приклеивания соломки. Последовательное разрезание рисунка на отдельные фрагменты. Приклеивание соломки. Подготовка фона. Наклеивание рамки. Размещение деталей аппликации.

2.4.ФЛОРИСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: ОТКРЫТКА, ИГРУШКИ

Теоретические сведения. Основные правила составления композиции. Основы цветоведения. Виды основы: бумага, картон, ткань, фанера, ДВП, кора деревьев, спилы древесины. Применение засушенных листьев, соцветий, плодов, семян при выполнении декоративной композиции. Способы их расположения.

Практическая работа. Подготовка основ. Расположение фрагментов композиции. Приклеивание. Пространственное расположение компонентов композиции при изготовлении игрушек. Оформление.

3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ТКАНИ
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск