Скачать 78.19 Kb.
|
Урок ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «ГАРМОНИЯ» СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА. КОМПАС Цел и: - сформировать знания о горизонте, сторонах горизонта; - познакомить учащихся с устройством компаса и механизмом его действия; - научить учащихся определять с помощью компаса стороны горизонта; - развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес к изображениям человека; - воспитывать аккуратность в обращении с приборами. Оборудование: таблица «Определение сторон горизонта по звездам»; рисунок «Древний китайский компас»; школьные компасы; две швейные иглы, магнит, бумага, нитка для изготовления компаса. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. -Продемонстрируйте свои карты. Анализ работ:
III. Сообщение темы урока. Постановка проблемы. - Как можно ориентироваться в незнакомой местности, в которой вы не бывали? - Как не заблудиться и вернуться домой? - Как правильно описать, где находятся замеченные вами ориентиры? Вывод: необходимо договориться об одинаковых способах ориентирования. Составление и заполнение 1 графы таблицы
IV. Что такое горизонт. Учитель предлагает трем ученикам описать видимые ими предметы в классе, расположив их по-разному: лицом к доске, к окнам, к двери. Учитель обращает внимание на то, что определение местоположения предметов у разных учеников будет разное. Далее учащиеся читают статью «Что такое горизонт» на с. 28-29 учебника. - Рассмотрите фотографию в учебнике на с. 28. Здесь изображены старинные постройки на Псковской земле. Расскажите, где вы будете находиться (на дороге, земляном валу, церкви) и что будете видеть. Ответы: (………………..) Вывод: для однозначного определения положения предметов и наблюдателя необходима некоторая договоренность, однозначное определение направлений на земной поверхности. - В незнакомом месте знания «правый» и «левый» недостаточны. Вправо и влево... от чего? Неизвестно. Нельзя даже идти прямо. Дело в том, что ширина шага правой ноги немного больше, чем левой. Поэтому человеку кажется, что он идет прямо, а на самом деле с каждым шагом незаметно для самого себя заворачивает налево и в конце концов делает круг и возвращается к исходной точке. Недаром в старину говорили, что «леший кружит в лесах». А как быть на море или в пустыне, где все волны и пески похожи друг на друга? - Что же такое ориентирование? - Какие выделяют основные стороны горизонта? - Как их еще называют? - Рассмотрите рисунок на с. 29 учебника. Укажите, в каком направлении относительно путешественника расположены водяная колонка, радиомачта, разбитый молнией дуб, засохшее дерево с дуплом. V. Как определяют стороны горизонта. - Почему Солнце называют дневной путеводной звездой? - Вот как определяют стороны горизонта по солнцу: • В полдень Солнце находится на юге. В это время тени от предметов самые короткие и направлены на север. • В 7 часов утра Солнце бывает на востоке, а тени направлены на запад. • К 19 часам Солнце находится на западе - тени направлены на восток. Следует помнить, что, хотя определить стороны горизонта по Солнцу можно легко и быстро, результат получается приближенный. - Где находится Солнце в полдень? - Как определить по Солнцу север в полдень? - Определите стороны горизонта по Солнцу в рабочей тетради (с. 12, №2). - Отгадайте загадку: Постелен ковер, Рассыпан горох. Ни ковра не поднять, Ни гороху не собрать. - Стороны горизонта можно определить и по звездам, по Полярной звезде. Полярная звезда всегда находится в направлении на север. Ее легко найти по созвездию Большой Медведицы. Для этого мысленно продолжают прямую, проходящую через две крайние звезды «ковша» (А, Б) и откладывают на ней расстояние, равное пятикратному видимому расстоянию между этими звездами. В конце этого расстояния и находится Полярная звезда. Эту звезду называют «ночной путеводной звездой», так как она указывает направление на север. - Отгадайте загадку: Ночью по небу гуляют, Тускло землю освещают. Скучно, скучно мне одной, А зовут меня... - Стороны горизонта можно определить и по Луне. Наиболее просто определить стороны горизонта в полнолуние, когда виден весь диск Луны. В полнолуние Луна находится против Солнца. Это значит, что в полдень (в час ночи) она бывает на юге, в семь часов - на западе, в 19 - на востоке. Вот еще несколько простых способов определения сторон горизонта: • ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют, желтеют) с южной стороны; • снег быстрее подтаивает на склонах и у предметов с южной стороны; • в горах дуб чаще произрастает на южных склонах; • просеки в лесу обычно ориентируются в направлении север -юг и запад - восток. - Определите стороны горизонта, используя местные признаки: 1) Смола сосен и елей плавится под солнечными лучами. С какой стороны деревьев натеки смолы будут больше? 2) На каких склонах холма быстрее весной расцветают одуванчики? 3) С какой стороны дерева устраивают муравьи свои жилища? 4) Одинакова ли будет густота кроны дерева с северной и южной стороны, если дерево растет на открытой местности? VI. Путешествие с компасом. - Как же ориентироваться по сторонам горизонта, если Солнце (звезда) скрыто за тучками? Вывод: необходимо устройство, помогающее определять стороны горизонта в таких случаях. - В любую погоду, днем и ночью можно точно определить стороны горизонта при помощи компаса. Компас - прибор для определения сторон горизонта. В наши дни без компаса не обходится ни один путешественник, летчик или мореплаватель. И вам, если вы собираетесь совершить поход, надо иметь компас и знать, как он устроен, уметь этим прибором пользоваться. Основная часть каждого компаса - намагниченная стрелка. Она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, красный конец ее повернут к югу, а синий показывает на север. Стрелка компаса помещается в специальной коробочке. На дне коробочки находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, В, 3. - Как же изобрели компас? Люди давно заметили свойство магнитной руды притягивать к себе железные предметы. Еще в III веке до нашей эры китайцы додумались до того, как использовать это свойство для определения главных географических направлений. Самые древние китайские компасы представляли собой квадратную медную пластинку с делениями, на которой свободно вращались стрелка из магнитного железняка. Впрочем, стрелкой этот стержень, похожий больше на нашу деревянную ложку, можно назвать лишь условно. Ложкообразная стрелка касалась медной пластинки с делениями только выпуклой своей частью и легко изменяла положение. Еще характерная деталь этого компаса: он был «югоуказующей иглой». В течение многих веков эта игла использовалась только на суше: прибор укрепляли на повозке, которую брали в путешествие. Китайские мореплаватели стали пользоваться компасом в XI веке. Это дало им возможность оторваться от берегов и безбоязненно выйти в открытое море. Теперь они не зависели от капризов погоды. Даже если тучи закроют ночное небо, компас все равно укажет, где юг, где север. Применив компас, китайцы опередили в мореходном искусстве все другие народы мира. Только спустя столетия начали пользоваться компасом арабы и иранцы, а в Европе волшебная магнитная стрелка нашла признание лишь в XVIII веке. При этом она претерпела серьезные изменения: из юго- стала североуказующей, а главное - была посажена на стержень. В наше время компас остается основным прибором для определения географических направлений, но, конечно, технический его уровень далеко ушел от своего прародителя. Компасы есть на каждом корабле, в каждом самолете, их используют все, кто так или иначе связан с перемещением. Есть и у вас школьные компасы. Общее в каждом из них - магнитная игла, один конец которой указывает на север, другой - на юг. - Можно изготовить свой компас в домашних условиях. Учитель демонстрирует опыт. Опыт. Для него нам потребуется магнит, две швейные иглы, нитка и небольшой листок бумаги. Поднесите иглу к магниту и вы увидите, как она к нему «приклеится». Чтобы оторвать ее, потребуется некоторое усилие. Пусть она пока посидит там, намагнитится. Мы же займемся другими делами. Сложив листок пополам, проденьте при помощи другой иглы нитку, дайте бумаге свободно повиснуть, как показано на рисунке. Бумажка на нитке покрутится, покрутится, а затем остановится в каком-то определенном положении, на что укажут концы иглы. Снова покрутите нитку, и вновь, успокоившись, бумажка с иглой замрет в том же положении. Концы иглы будут указывать на те же направления. Мы сделали компас, прибор для определения географических направлений. Один конец иглы указывает на север, значит, противоположный - на юг, а слева и справа от вас будут запад и восток. Суть дела здесь в том, что Земля сама является магнитом, а потому и воздействует на вашу иглу, заставляя ее останавливаться в строго определенном направлении. VII. Ориентирование животных. - Прочитайте дополнительный текст на с. 33 учебника. - Возможно, животные тоже умеют ориентироваться по сторонам света. Так, бабочка располагается утром на листке так, чтобы тень от ее крыльев была минимальной. - В каком направлении складывает бабочка крылья? - Нарисуйте на доске форму тени крыльев бабочки в двух случаях: крылья расположены с севера на юг и с запада на восток. VIII. Рефлексия. Заполнение 2,3 граф таблицы
Составление синквейна к слову КОМПАС. IX. Итог урока. - Что же такое ориентирование на местности - По каким небесным телам можно определить стороны горизонта? - Какой прибор был изображен для определения сторон света? Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (с. 12, задания № 3, 4, 6 (изготовление домашнего компаса); учебник (с. 28-35). |
Урок окружающего мира в 1 классе по программе «Гармония» По теме : «Книга тревоги» Развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение анализировать, обобщать | Урок окружающего мира в 3 классе умк «Гармония» Гэп 2 уровня «Создание системы научно-методической поддержки сетевого взаимодействия образовательных учреждений, внедряющих модель... | ||
Урок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.» Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира | Конспект урока окружающего мира в 1-м классе по программе умк "Школа-2100" Конспект урока окружающего мира в 1-м классе по программе умк "Школа–2100" на тему:"Наши помощники – ум и память" | ||
Урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: «Умножение... Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: Умножение и деление на 4 | Урок Окружающего мира во 2-м классе по программе Перспективная начальная школа Оборудование: учебники, хрестоматии, таблицы с изображениями животных, карточки для групповой работы, выставка книг из серии «Энциклопедия... | ||
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Где живут белые медведи?" Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира | Урок окружающего мира в 3 классе Тема: «Ориентирование по компасу» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок разработан по программе Б. М. Неменского в 6 классе. Идет знакомство с жанром живописи через творчество голландских, русских... | Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Рост и развитие растений" (А. Плешаков) | ||
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Экосистема леса и его обитатели Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о лесе, как о природном сообществе на примерах растительного и животного... | Урок окружающего мира в 4 классе. Учитель Е. В. Осина моу «сош №2 г. Ершова» Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по природным зонам России. (слайд 1) | ||
Урок-путешествие по окружающему миру в 3 классе по теме: «Наследие древнего мира» Работая в системе Л. В, Занкова, на уроках окружающего мира я развиваю в детях логическое и творческое мышление, речь, умение работать... | Урок окружающего мира в 4 классе Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений | ||
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Экологическая безопасность» Сегодня мы проведем необычный урок. На этом уроке мы вместе с вами должны будем решить очень важную проблему. А какую, мы определим... | Урок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа по теме Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 |