По программе «Детство»
Сентябрь (Старшая группа перспективный план)
Задачи:
Формировать представление о первом периоде осени как времени года (стало холоднее, увеличилось количество дождливых дней; созрели овощи и фрукты; люди стали по-другому одеваться). Развивать умения самостоятельно находить первые признаки осени, устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе (частые дожди способствуют росту грибов в лесу; похолодало — первыми спрятались насекомые).
Обобщать знания детей о живом объекте на примере животных (дышит, двигается, питается, растет, размножается).
Формировать интерес к человеку как биологическому объекту. Устанавливать связи между внешним строением человека и его образом жизни.
Развивать умственную операцию «сравнение» и доказательную речь.
Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
№ п/п
| Тема и задачи занятий
| Совместная деятельность педагога и детей
| 1
2
| Рассматривание картинки черепаха
[1.с. 191].
Задачи: обобщить знания о признаках живых объектов природы (дышит, двигается, питается, размножается, растёт); развивать умение вести диалог, строить доказательную речь; воспитывать познавательный интерес к жизнью животных.
Выполнение задания 2
в рабочей тетради
[ 1, с. 5] Рассматривание и сравнение овощей и фруктов
[1,с. 192].
Задачи: закреплять и уточнять знания о характерных свойствах овощей и фруктов (форма, цвет, вкус, особенности поверхности); профессиях людей, выращивающих овощи и фрукты (на огороде - овощеводы, в саду - садоводы); развивать умение сравнивать объекты, используя модели (форма, цвет, характер поверхности, рост, вкус, место произрастания - сад, огород); формировать представления о плоде и семени с опорой на модели
Выполнение задания 3
в рабочей тетради
[2, с. 6]
| Наблюдения
Наблюдения за солнцем (светит ярко, долго). Спросить, как солнце грело летом и как греет теперь. Обратить внимание детей на ежедневный путь солнца (осмотр участка утром и вечером).
Изменение освещенности в течение дня, продолжительность дня и ночи, высота стояния солнца, изменение температуры (работа с термометром), первые заморозки, туман, роса, небо (луна, звезды, солнце, облака).
Наблюдения за погодой. Обратить внимание на дующие прохладные ветры, приносящие дожди и пасмурную погоду. В сентябре бывают грозы, несущие холодные дожди (вспомнить признаки грозы). Обратить внимание на утренние туманы и росы и объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха).
Наблюдения за растениями. Обратить внимание на изменения цвета листьев у дуба, клена, березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурция), уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений. Рост поврежденных растений. Прекращение роста и отмирание верхних частей растений.
Различение деревьев, кустарников, трав по стволам, веткам, цветкам плодов, листьев. Растения однолетние и многолетние.
Наблюдения за насекомыми. Обратить внимание, что насекомых стало меньше, объяснить почему, куда они исчезли, предложить поискать насекомых на участке.
Наблюдение за птицами. Обсудить с детьми, почему птицы улетают. Понаблюдать за скворцами, которые собираются в стаи. Отлет насекомоядных птиц (подготовка к отлету, сбор в стаи); водоплавающие птицы.
Осмотр участка детского сада (игра в разведчиков).
Прозрачность воздуха, скорость его передвижения.
Труд дворника, садовника.
Живородящие рыбки.
21 сентября - Осенины (изготовление детьми кормушек для птиц).
23 сентября - день осеннего равноденствия (день по долготе равен ночи)
Опыты. Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. Содержание: обрезать корнеплоды до половины, поместить в плоскую емкость с водой, поставить в теплое светлое место. Дети наблюдают за ростом зелени, зарисовывают результат наблюдения. Когда зелень начнет вянуть, рассмотреть корнеплод. Сделать выводы. «Этот удивительный воздух», «Как действуют магниты на предметы», «Земля - наша кормилицы», «В мире бумаги», «Проверим слух», «Упрямый воздух», «В погоне за светом».
Рассматривание картин. И. Грабарь. Осенний день. И. Левитан. Осенний день. Осень. Золотая осень. И. Шишкин. Утро в сосновом бору. А. Ершов. Хлебное поле. Корова. Ван Гог. Картофель. Корзина с яблоками.
Чтение художественной литературы. В. Бианки «Месяц прощания с Родиной»; П. Вяземский «Осень»; А. Майков «Пейзаж»; Н. Павлова «Растения осенью»; А. Прокофьев «Рябины»; Е. Благинина «Рябина», «Осень»; Ю. Тувим «Овощи»; О. Дриз «Новость в узелке»; Г. Глушнев «Черепаха»; Ф. Лев «Пять дней из жизни черепахи».
Загадывание загадок [1, с. 260].
Беседы. «Правила друзей леса»; «Наш урожай»; «Природа и человек; муляжи овощей и фруктов; иллюстрации с изображением сбора урожая.
В центре книги разместить подбор литературы осенней тематики.
В центре экспериментальной деятельности поместить емкости (небольшие подносы, миски) с водой и разнообразные корнеплоды.
Создать условия для поделок из природного материала, предложить детям обводки трафаретов овощей, фруктов, грибов, кустарников, деревьев; выкладывание аналогичных силуэтов на панно; рисование контуров по точкам.
Подвижная игра «Пустое место» [5, с. 194].
Объяснить и разучить пословицу «Холоден сентябрь, да сыт».
Объяснить и разучить примету «Гром в сентябре - к тёплой осени».
Пальчиковая гимнастика «Осень» [16, с. 18].
Игровая ситуация «Школа для игрушечных зайцев. Первый урок» [11, с. 25].
Обучающая ситуация «Айболит осматривает животных - обитателей уголка природы» [11, с. 44].
Дидактические игры. «Что сначала, что потом» [16, с. 42], «Магазин», «Овощи и фрукты» [4, с. 44], «Угадай, что в мешочке» [4, с. 40], «Найди по описанию» [13, с. 142].
Выполнение заданий 1,4, 5, 6 в рабочей тетради [2, с. 47,49].
Логическая задача «По грибы» [12, с. 104].
Составление коллекции «Лакомства снегирей: ягоды рябины и бузины, крылатки ясеня, клёна, шишечки ольхи, семена конского щавеля, лебеды, крапивы, осота, репейника».
Предложить детям перечислить овощи, фрукты оранжевого, жёлтого, красного, синего, зелёного цвета.
Познавательное сообщение «Это интересно» [15, с. 133]
| Октябрь
Задачи:
Продолжать формирование представлений о втором периоде осени — золотая осень (дальнейшее похолодание, первые заморозки, сокращение светового дня, холодные затяжные дожди, расцвечивание листьев).
Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды (через опыты).
Познакомить детей с составом почвы (через опыты).
Закрепить представление о приспособлении растений и животных к осенним изменениям (листья желтеют и опадают — почему?; перелетные птицы улетают на юг, зимующие — ближе к человеческому жилью; отмирают наземные части некоторых растений).
Расширять представления о многообразии неживой природы: реки и их характерные признаки.
Продолжать формировать познавательный интерес к человеку (познакомить детей с особенностями зрения).
№ п/п
| Тема и задачи занятий
| Совместная деятельность педагога и детей
| 3
4
| Беседа о домашних
животных [1, с. 193]
Задачи: закреплять понятие «домашние животные»; обучать навыкам составления описательных рассказов о домашних животных, используя модели; развивать умение находить признаки внешнего сходства домашних животных с предметами, расположенными вокруг (элементы ТРИЗ); логическое мышление; совершенствовать творческое воображение; воспитывать доброе и чуткое отношение к животным.
В третьей части занятия во время физкультминутки, когда дети «присаживаются» на лесной полянке, включается аудиозапись голосов лесных птиц и других звуков леса (2 мин). Дети делятся своими ассоциациями.
В четвёртой части занятия после обсуждения, как можно определить домашнее животное по звукам, которое оно издаёт, включается аудиозапись голосов домашних животных: коровы, свиньи, лошади, кошки, собаки (2 мин).
Выполнение задания 9
в рабочей тетради
[2, с. 12] Рассказ педагога
«Чудесное яблоко, или Зеркало нашей души»
[1, с. 197].
Задачи: формировать познавательный интерес к изучению строения тела человека; познакомить с органом зрения - глазом и его основными функциями
| Наблюдения:
Наблюдения за солнцем. Отметить с детьми сокращение световой части суток на примере прихода и ухода детей из детского сада.
Наблюдения за осадками. Понаблюдать за изменениями осадков, сравнить с сентябрем (кроме дождей мокрый снег, иней по утрам).
Наблюдения за небом. Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по нему. Выяснить причину быстрого движения туч.
Наблюдения за почвой.
Наблюдения за птицами. Наблюдать, какие птицы остаются зимовать (воробьи, галки, вороны - всеядные); отметить, что все чаще можно увидеть лесных воробьев с белой полоской на крыле, на зиму они перелетают ближе к людям - подкормиться.
Длительное наблюдение за многолетним растением - одуванчиком. Объяснить, что корень остался в земле. Отметить колышками место, где рос одуванчик. Весной здесь вырастет новый.
Наблюдения за деревьями. Рассмотреть ель и сосну. Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев. Порассуждать с детьми, почему октябрь называют «золотым периодом» осени. Обратить их внимание на то, что после первых заморозков начнется листопад; полюбоваться этим явлением. Предложить детям самостоятельно объяснить, почему облетают листья.
В течение месяца наблюдения за листьями на деревьях - закрашивать листья цветными карандашами в течение месяца (клён, рябина, берёза, тополь).
Рассмотреть строение гриба, объяснить понятие «хрупкий». Предложить найти общие признаки и отличия между кошкой и собакой.
Опыты. Опыт по знакомству со свойствами почвы: имеет разный состав (глинистая, песчаная, чернозем). Цель: подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав. Содержание. В три стеклянные банки насыпать различную почву, залить водой, взболтать. Дети увидят, что песок скоро осядет, глина долго будет находиться в воде в виде мути. Предложить детям оставить следы на песчаной и глинистой почве. Сделать выводы о том, что песок пропускает воду, а глина задерживает. В третьей банке всплывут оставшиеся в почве корешки растений. Обратить на них внимание детей, уточнить, что через корни растения впитывают из почвы питательные вещества и влагуОпыт с водой «Первые заморозки». Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха. Содержание. В две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выносится на улицу, другая - остается в группе. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице, в группе. Определить причину замерзания воды.
«Вдох-выдох», «Земля - наша кормилица», « Мы - фокусники», «Мир ткани», «Наши помощники - глаза», «Волшебный шарик».
Чтение художественной литературы. В. Бианки «Месяц полных кладовых», «Зима скоро»; А. Майков «Осень»; А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила»; К. Бальмонт «Осень»; А. Блок «Осенний день высок и тих»; С. Есенин «Отговорила роща золотая...»; И. Бунин «Осень в чаще леса»; А. Барто «Перед отлетом»; К. Ушинский «Хлеб», «Кто нужнее»; А. Кольцов «Урожай»; Э. Сорби «Осенние колосья», «Прощание с журавлями»; Е. Благинина «Улетают -улетели»; М. Пришвин «Последние грибы», «Птицы и листья»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», стихотворение о домашних животных [1, с. 263].
Разучивание скороговорки «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку».
Беседы. «Мой четвероногий друг», «Как растения готовятся к зиме» (почему опадают листья, происходит отмирание наземных частей), «Дождь» (хорошо - плохо). Народный календарь. «Покров» - первое зазимье. «Октябрь - хлебник» -полны закрома, убраны все поля. «О чем поведал колосок», «Чудесное яблоко» [1, с. 197], «Хлеб всему голова» [8, с. 68]. Вспомнить пословицы и поговорки о хлебе.
Подвижные игры. «Бездомный заяц» [5, с. 195], «Поймай грибок» [16, с. 21].
Труд в природе. В центре природы: уход за комнатными растениями; совместно с воспитателем смена воды в аквариуме; индивидуальные поручения по кормлению рыб; совместная уборка клеток и террариума; индивидуальные поручения по смене корма и воды. Посев семян на корм. Зарисовки опытов в календаре наблюдений. В природе: сбор семян растений для кормления зимующих птиц; уборка веток и сухих листьев. Посадка одного-двух кустарников.
Рассматривание картин. И. Бродская. Опавшие листья. И. Горлов. Осень. И. Остроухое. Золотая осень. Лошадь.
В центре природы разместить модели-схемы признаков домашних животных, модели-схемы ухода за растениями. Гербарий злаковых растений, готовые хлебные изделия
В центре книги размесить книги, иллюстрации осенней тематики.
В центре художественно-творческой деятельности - обводка детьми трафаретов домашних животных, их раскрашивание, рисование контуров растений и животных по точкам, использование книжек-раскрасок.
В центре экспериментальной деятельности поместить емкости с почвой, глиной, песком, емкость с водой, палочки либо пластмассовые ложки для самостоятельных опытов.
Объяснить и разучить пословицу «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит и рвёт, и льёт, и снизу метёт». Объяснить и разучить примету «Осенью паутина - на ясную погоду». Игровая ситуация «Школа для игрушечных зайчиков. Второй урок» [11, с. 28].
Обучающие ситуации. «Как получается мука» [11, с. 55], «Кот Матроскин учится ухаживать за домашними животными» [11, с. 80], «Красная Шапочка собирает грибы» [11, с. 92].
Дидактические игры. «Найдите лишнего» [13, с. 146], «Дикие и домашние животные» [13, с. 148].
Выполнение заданий 1,7, 10, 11 в рабочей тетради [2, с. 4, 10, 14, 15].
Составление описательного рассказа «Речка, реченька, река» [1, с. 198].
Составление коллекции плодов и семян деревьев и кустарников, которые растут на экологической тропинке.
Составление коллекции - игры «Кто питается шишками?» Сравнение шишек ели и сосны.
Подбор материалов о растениях на тему «Мы их знаем».
Познавательное сообщение «Почему желтеют листья» [13, с. 70], «Это интересно» [15, с. 137]
| |