Скачать 65.56 Kb.
|
Тема: Месть или прощение? (урок внеклассного чтения по рассказу В.А. Солоухина «Мститель») Тип урока: изучение новой темы Цели: Образовательные: на материале рассказа добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; учить определять характер героя по его внутреннему монологу; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения. Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку, содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее. I Организационный момент II Основная часть урока Зорко лишь одно сердце. Самого главного глазами не увидишь. А. Экзюпери Здравствуйте! Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с чтения одной старинной притчи. Послушайте ее внимательно (читает ученик). Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести весть людям и вопрошал у каждого встречного: - Ты имеешь Сердце? Люди недоумевали и спрашивали: - Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только “имеешь сердце”? Он отвечал им: - Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное все приложится! - Как вы думаете, почему отшельник ставил наличие сердца на первое место? (все исходит от сердца) - Действительно, можем ли мы обратиться к любви, если ей негде пребывать? А где поместится терпение, доброта, отказ от дурного, если Сердце закрыто? Чтобы не растерять ценные блага души – человеческие чувства, нужно создать для них прекрасный сад, который называется Сердце. - Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Назовем их. (Положительные: любовь, защита, прощение, помощь, забота, радость. Отрицательные: ненависть, обида, месть, злость, негодование, зависть). - Они всегда идут рядом. Нам, людям, порой бывает трудно сопротивляться, чтобы не поддаться отрицательным чувствам. Вы согласны? - Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают? (обида, желание отомстить) - Прозвучало слово месть (открыть лист со словом месть на доске). ЛЗ слова. Месть – намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду (зачитать) А какие ассоциации с данным словом возникают у вас? (пожар в лесу, уничтожающий все живое; огонь, буря, кипяток) - Желание отомстить – очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Так и герой рассказа Владимира Солоухина, ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации нравственного выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания, т.е. простить (открыть лист со словом прощение на доске). - Итак, сегодня мы войдём в мир своеобразного и яркого художника, писателя доброго и светлого. Имя этого писателя Владимир Алексеевич Солоухин (ученик читает краткую биографию). Рассказ был написан в 1961 году. - Как вы думаете, какова проблема рассказа? (проблема: сильное желание отомстить обидчику) - От какого лица ведется рассказ? (От мальчика, он доверяет нам) - Разделите рассказ на смысловые части и каждую озаглавьте. (1 часть – Удар в спину 2 часть – Желание отомстить 3 часть – Несостоявшаяся месть) - Какое настроение у героя в начале рассказа? Почему? (радостное, потому что вместо урока «выпала удача копать картошку», «денек стоял на редкость: тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым», можно повозиться с приятелем, бросать шарик, слепленный из земли) - Что изменило настроение мальчика? («…как вдруг почувствовал сильный удар между лопаток») - Автор вводит в повествование описание осеннего дня, когда случилось это «маленькое происшествие». Сравните, как меняется восприятие пейзажа в начале рассказа и после «происшествия» (работа по вариантам, составление таблицы на доске). I вариант – до конфликта II вариант – после конфликта
- Почему такую обиду вызвал у героя поступок Витьки, ведь он «никогда не плакал от физической боли» (потому что ударил тайно, герой его защищал, “на любака” ( драться один на один) не дрались). - Вскоре созрел план мести. Расскажите о нем. Обратите внимание на лексику данного абзаца. ( «…набью морду», «…дам ему прямо в нос», «…тресну по уху, чтобы загудело по всей голове», «…скажу ему: «Ну что, попался на узенькой дорожке?») - Герой решает пригласить Витьку Агафонова в лес. Казалось бы, что тут такого: пригласить сверстника в лес жечь костер? Но он очень взволнован. Докажите. («В горле стало сухо», «голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой», «руки вдруг ни с того ни с сего задрожали».) - Итак, они пошли в лес. Когда был первый удачный момент? (на горе был удачный момент, но герой раздумывает. Витька увидел шмеля, и им стало интересно за ним наблюдать) - Что на опушке леса увидел Витька? Чем потом занялись ребята? (Витька нашел рыжики. Стали разводить теплинку (огнище, костер) и жарить их) РАЗМИНКА – ИЗОБРАЗИТЬ ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЕВ В ЛЕСУ - Какие мысли появились у рассказчика о Витьке? (Неплохой парень, и в лесу с ним интересно. Витька такой доверчивый, хороший, что-то придумывает. Да и злости в себе не чувствую) - Что в итоге? Изменилось ли состояние нашего героя? (мне сделалось легко на душе) - Какой момент в рассказе является кульминационным (кульминация - точка наивысшего напряжения, подъема, развития чего-либо) в желании отомстить или нет? (сцена «развели теплинку») - Ребята, как вы думаете, почему автор называет костер диалектным словом «теплинка»? (образовано от слова тепло. От этой теплинки маленький комочек мести растаял. Мальчик принимает решение не бить Витьку Агафонова) - А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ (добрый, т.к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке) - Следовательно, почему герой не отомстил? (Потому что добрый и потому что «…очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя»). ВЫВОД: Мальчик сделал мужественный выбор: он отказался от мести. - Приходилось ли вам испытывать чувство мести? Всегда ли вы мстили обидчику? Что вы ощущали в этот момент? - Так что же несут с собой месть, а что прощение? (названное учитель записывает на доске под листами №1 и №2) Месть: обида и злость, боль и ненависть, вражда и кровь, тьма грех (смерть) Прощение: радость и добро, счастье, тепло, мир, свет милость (жизнь) - Мне хочется, чтобы вы выразили свое отношение к проблеме и в целом к рассказу (составление синквейна, чтение своих работ). - Месть живёт только среди людей, животные не знают, что такое месть. И прощать умеет только человек, для этого ему дан разум. Нужно оставаться человеком ! Оставайтесь добрыми, милосердными, человечными и учитесь прощать. И пусть вам в этом поможет наш сегодняшний урок и рассказ Владимира Солоухина. А строки стихотворения Татьяны Кузовлёвой станут вашим жизненным девизом (читает ученик): Твори добро – Нет большей радости. И жизнью жертвуй, И спеши Не ради славы или сладостей, А по велению души. Когда кипишь, Судьбой униженный, Ты от бессилья и стыда, Не позволяй душе обиженной Сиюминутного суда. Постой. Остынь. Поверь – действительно Все встанет на свои места. Ты сильный. Сильные не мстительны. Оружье сильных - доброта. III Итоги урока - (Зачитать эпиграф, записанный на доске) Мне хочется, чтобы вы задумывались, прежде чем совершить что-то и всегда старались слушать свое сердце. Сердце плохого никогда не подскажет. Думайте Сердцем! Сейчас закройте глаза, приложите руку к своему сердцу и прислушайтесь к нему. Что оно вам говорит после беседы по данному произведению? (ответы учеников). Всем большое спасибо за урок! |
Тема школы: Формирование ценности образования в адаптивной системе... Воспитательная: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством», «Вечер накануне Ивана Купалы»,... | ||
Эта горькая сладкая месть Но тут дело принимает неожиданный оборот – чья-то безжалостная рука одного за другим убирает свидетелей, так или иначе связанных... | Терехина Ирина Алексеевна учитель русского языка и литературы моу... Воспитательная: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность | ||
Урок №6 Нагорная проповедь, расширить представление о таких категориях как месть, добро, духовное богатство | Конспект урока литературы в 6 классе «Нравственный выбор моего ровесника... Воспитательная: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность | ||
Конспект урока литературы в 6 классе. В. Астафьев. «Конь с розовой... Воспитательная: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... У 84 Месть за победу — новая война. — М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2005. — 544 с | ||
Тема: «Спешите делать добро» Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения... | Тема: «Что такое вежливость?» Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения... | ||
Тема : Пересказ рассказа В. А. Осеевой «Хорошее» по опорным картинкам Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения... | Конспект мероприятия Рыцарский турнир вежливости в 4 классе Тема: культура поведения Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения... | ||
Учебно-методического комплекса предмета Комплект «Тема» Технокарта (или план урока, или методическая разработка) по теме занятия | Тема : С. Я. Маршак «Урок вежливости» Цели: 1 развитие речи учащихся,... Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения... | ||
Классный час Тема «Наркотика свобода или зависимость, полет или падения?» Повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанных с наркотиками | Реферат Тема: «Гибискус китайский или китайская роза» Цветки бывают разных оттенков оранжевые, желтые красные, розовые или белые, а так же разной формы простые или махровые. Есть сорта... |