Тема: Месть или прощение?





Скачать 65.56 Kb.
НазваниеТема: Месть или прощение?
Дата публикации03.08.2014
Размер65.56 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Астрономия > Вопрос
Тема: Месть или прощение?

(урок внеклассного чтения по рассказу В.А. Солоухина «Мститель»)

Тип урока: изучение новой темы

Цели:

Образовательные: на материале рассказа добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; учить определять характер героя по его внутреннему монологу; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.

Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку, содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее.

I Организационный момент

II Основная часть урока

Зорко лишь одно сердце.

Самого главного глазами не увидишь.

А. Экзюпери

Здравствуйте! Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с чтения одной старинной притчи. Послушайте ее внимательно (читает ученик).

Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести весть людям и вопрошал у каждого встречного:

- Ты имеешь Сердце?

Люди недоумевали и спрашивали:

- Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только “имеешь сердце”?

Он отвечал им:

- Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное все приложится!

- Как вы думаете, почему отшельник ставил наличие сердца на первое место?

(все исходит от сердца)

- Действительно, можем ли мы обратиться к любви, если ей негде пребывать? А где поместится терпение, доброта, отказ от дурного, если Сердце закрыто? Чтобы не растерять ценные блага души – человеческие чувства, нужно создать для них прекрасный сад, который называется Сердце.

- Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Назовем их. (Положительные: любовь, защита, прощение, помощь, забота, радость. Отрицательные: ненависть, обида, месть, злость, негодование, зависть).

- Они всегда идут рядом. Нам, людям, порой бывает трудно сопротивляться, чтобы не поддаться отрицательным чувствам. Вы согласны?

- Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают?

(обида, желание отомстить)

- Прозвучало слово месть (открыть лист со словом месть на доске).

ЛЗ слова. Месть – намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду (зачитать)

А какие ассоциации с данным словом возникают у вас? (пожар в лесу, уничтожающий все живое; огонь, буря, кипяток)

- Желание отомстить – очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Так и герой рассказа Владимира Солоухина, ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации нравственного выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания, т.е. простить (открыть лист со словом прощение на доске).

- Итак, сегодня мы войдём в мир своеобразного и яркого художника, писателя доброго и светлого. Имя этого писателя Владимир Алексеевич Солоухин (ученик читает краткую биографию).

Рассказ был написан в 1961 году.

- Как вы думаете, какова проблема рассказа? (проблема: сильное желание отомстить обидчику)

- От какого лица ведется рассказ? (От мальчика, он доверяет нам)

- Разделите рассказ на смысловые части и каждую озаглавьте.

(1 часть – Удар в спину

2 часть – Желание отомстить

3 часть – Несостоявшаяся месть)

- Какое настроение у героя в начале рассказа? Почему? (радостное, потому что вместо урока «выпала удача копать картошку», «денек стоял на редкость: тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым», можно повозиться с приятелем, бросать шарик, слепленный из земли)

- Что изменило настроение мальчика? («…как вдруг почувствовал сильный удар между лопаток»)

- Автор вводит в повествование описание осеннего дня, когда случилось это «маленькое происшествие». Сравните, как меняется восприятие пейзажа в начале рассказа и после «происшествия» (работа по вариантам, составление таблицы на доске).

I вариант – до конфликта

II вариант – после конфликта




До конфликта

После конфликта

Пейзаж

«Теплый, радостный денек»;

«Серебряные нити паутины»

«Не видел ни солнца, ни неба»

Цвета

Золотой, голубой, синий, серебристый

Черно на душе

Чувства

Дурачились, радовались

Навертывались слезы, обида, злость

- Почему такую обиду вызвал у героя поступок Витьки, ведь он «никогда не плакал от физической боли» (потому что ударил тайно, герой его защищал, “на любака” ( драться один на один) не дрались).

- Вскоре созрел план мести. Расскажите о нем. Обратите внимание на лексику данного абзаца. ( «…набью морду», «…дам ему прямо в нос», «…тресну по уху, чтобы загудело по всей голове», «…скажу ему: «Ну что, попался на узенькой дорожке?»)

- Герой решает пригласить Витьку Агафонова в лес. Казалось бы, что тут такого: пригласить сверстника в лес жечь костер? Но он очень взволнован. Докажите. («В горле стало сухо», «голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой», «руки вдруг ни с того ни с сего задрожали».)

- Итак, они пошли в лес. Когда был первый удачный момент? (на горе был удачный момент, но герой раздумывает. Витька увидел шмеля, и им стало интересно за ним наблюдать)

- Что на опушке леса увидел Витька? Чем потом занялись ребята? (Витька нашел рыжики. Стали разводить теплинку (огнище, костер) и жарить их)

РАЗМИНКА – ИЗОБРАЗИТЬ ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЕВ В ЛЕСУ

- Какие мысли появились у рассказчика о Витьке? (Неплохой парень, и в лесу с ним интересно. Витька такой доверчивый, хороший, что-то придумывает. Да и злости в себе не чувствую)

- Что в итоге? Изменилось ли состояние нашего героя? (мне сделалось легко на душе)

- Какой момент в рассказе является кульминационным (кульминация - точка наивысшего напряжения, подъема, развития чего-либо) в желании отомстить или нет? (сцена «развели теплинку»)

- Ребята, как вы думаете, почему автор называет костер диалектным словом «теплинка»? (образовано от слова тепло. От этой теплинки маленький комочек мести растаял. Мальчик принимает решение не бить Витьку Агафонова)

- А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ (добрый, т.к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке)

- Следовательно, почему герой не отомстил? (Потому что добрый и потому что «…очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя»).

ВЫВОД: Мальчик сделал мужественный выбор: он отказался от мести.

- Приходилось ли вам испытывать чувство мести? Всегда ли вы мстили обидчику? Что вы ощущали в этот момент?

- Так что же несут с собой месть, а что прощение? (названное учитель записывает на доске под листами №1 и №2)

Месть: обида и злость, боль и ненависть, вражда и кровь, тьма грех (смерть)

Прощение: радость и добро, счастье, тепло, мир, свет милость (жизнь)

- Мне хочется, чтобы вы выразили свое отношение к проблеме и в целом к рассказу (составление синквейна, чтение своих работ).

- Месть живёт только среди людей, животные не знают, что такое месть. И прощать умеет только человек, для этого ему дан разум.

Нужно оставаться человеком !

Оставайтесь добрыми, милосердными, человечными и учитесь прощать.

И пусть вам в этом поможет наш сегодняшний урок и рассказ Владимира Солоухина.

А строки стихотворения Татьяны Кузовлёвой станут вашим жизненным девизом (читает ученик):

Твори добро –

Нет большей радости.

И жизнью жертвуй,

И спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь,

Судьбой униженный,

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой. Остынь.

Поверь – действительно

Все встанет на свои места.

Ты сильный. Сильные не мстительны.

Оружье сильных - доброта.

III Итоги урока

- (Зачитать эпиграф, записанный на доске) Мне хочется, чтобы вы задумывались, прежде чем совершить что-то и всегда старались слушать свое сердце. Сердце плохого никогда не подскажет. Думайте Сердцем! Сейчас закройте глаза, приложите руку к своему сердцу и прислушайтесь к нему. Что оно вам говорит после беседы по данному произведению? (ответы учеников).

Всем большое спасибо за урок!


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Месть или прощение? iconТема школы: Формирование ценности образования в адаптивной системе...
Воспитательная: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность
Тема: Месть или прощение? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством», «Вечер накануне Ивана Купалы»,...
Тема: Месть или прощение? iconЭта горькая сладкая месть
Но тут дело принимает неожиданный оборот – чья-то безжалостная рука одного за другим убирает свидетелей, так или иначе связанных...
Тема: Месть или прощение? iconТерехина Ирина Алексеевна учитель русского языка и литературы моу...
Воспитательная: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность
Тема: Месть или прощение? iconУрок №6
Нагорная проповедь, расширить представление о таких категориях как месть, добро, духовное богатство
Тема: Месть или прощение? iconКонспект урока литературы в 6 классе «Нравственный выбор моего ровесника...
Воспитательная: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность
Тема: Месть или прощение? iconКонспект урока литературы в 6 классе. В. Астафьев. «Конь с розовой...
Воспитательная: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность
Тема: Месть или прощение? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
У 84 Месть за победу — новая война. — М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2005. — 544 с
Тема: Месть или прощение? iconТема: «Спешите делать добро»
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения...
Тема: Месть или прощение? iconТема: «Что такое вежливость?»
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения...
Тема: Месть или прощение? iconТема : Пересказ рассказа В. А. Осеевой «Хорошее» по опорным картинкам
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения...
Тема: Месть или прощение? iconКонспект мероприятия Рыцарский турнир вежливости в 4 классе Тема: культура поведения
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения...
Тема: Месть или прощение? iconУчебно-методического комплекса предмета
Комплект «Тема» Технокарта (или план урока, или методическая разработка) по теме занятия
Тема: Месть или прощение? iconТема : С. Я. Маршак «Урок вежливости» Цели: 1 развитие речи учащихся,...
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения...
Тема: Месть или прощение? iconКлассный час Тема «Наркотика свобода или зависимость, полет или падения?»
Повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанных с наркотиками
Тема: Месть или прощение? iconРеферат Тема: «Гибискус китайский или китайская роза»
Цветки бывают разных оттенков оранжевые, желтые красные, розовые или белые, а так же разной формы простые или махровые. Есть сорта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск