Скачать 58.46 Kb.
|
Конспект урока « Я не беру, не отнимаю, я отдаю…»( стихи Новеллы Матвеевой на уроке в 5 классе) Методическая информация Тип урока: урок-практикум Цели урока:
Задачи урока: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Знания, умения, навыки и качества: 1. Формируются базовые знания о языке художественной литературы. 2. Закрепляются практические навыки частичного анализа поэтического текста. 3.Актуализируются знания об особенностях формы и содержания лирического произведения. 4. Развивается личность школьника, его эстетический опыт, познавательная культура, логическая память. Необходимое оборудование и материалы: раздаточный материал (тексты стихотворений Н. Матвеевой), мультимедиа проектор, компьютер с установленной программой Microsoft Office, акустическая система. Подробный конспект урока План урока. ☻☺☼ Пробуждение жизненных впечатлений. Актуализация знаний. 1. Пробуждение жизненных впечатлений. Создание учителем мотивационной ситуации для успешной деятельности учащихся. Слайд 1( психологический настрой ) -Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Наш сегодняшний урок особый. Это урок – поиск, где кроме знания текста и общей эрудиции, необходимы пытливый ум, пристальное внимание к слову и … вера в возможность свершения чуда. И пусть оно состоится - чудо открытия мира вокруг нас, Незаметно для ребят пускаю по классу солнечный зайчик. - Смотрите, к нам заглянул солнечный зайчик. Что он собой представляет? Какой он? Что мы можем о нем сказать?( выясняем образное воображение ) - Это пятнышко света. - Кусочек солнца. - Он игривый: то спрячется ,то покажется. - Он веселый , его не поймать. - А послушайте, что он сам расскажет о себе в стихотворении поэтессы Новеллы Матвеевой Слайд 2 ( стихотворение « Я зайчик солнечный …) - Можем ли мы сказать, что в стихотворении о солнечном зайчике выражен взгляд человека , умеющего видеть в жизни добро? В чем этот взгляд себя обнаружил ? Итак, в наш класс вощла поэзия. Было бы замечательно, если бы она вошла в нашу жизнь. Ведь поэзия - это великое чудо “Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение”. У этих слов есть особые названия: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. И под пером поэта они приобретают художественную силу, передают звучание, переливы цвета, смены настроения, разнообразные впечатления. Сегодня мы попытаемся найти “острия” таких слов, чтобы приподнять “покрывало” поэтической тайны. Читая стихи , мы лучше понимаем себя и других, учимся видеть красоту окружающего мира ,становимся добрее, умнее, красивее . - Как поэт создает свое чудо? Что становится волшебной палочкой в его руках? Конечно, слово. Обычное, оно в строках стихотворения становится необычным, окрашенным чувством поэта. Убедимся в этом? Слайд3 ( Стихотворение « Смотри! Полосатая кошка …») - Что скажете! Видели ли вы кошку так, как Новелла Матвеева ? Что делает ее необычной ?
- Она смотрит на неё и видит в ней то щуку, то шапку. - Она фантазерка, все время кошку с кем-то или с чем-то сравнивает. Учитель : Верно , у поэтессы богатое воображение и она умело пользуется сравнением. Я права? Хорошо бы и нам так научиться видеть мир. Как вы думаете, такому человеку бывает скучно? Конечно, нет, потому что она умеет видеть в обычном необычное. Представьте: осень, падают листья. Грустно. А поэтесса создает прекрасную маленькую сказку. Слайд 4 ( Стихотворение « Паук на теплый ветер …) _ Что-то привлекло вас в этой зарисовке ? Буду рада, если вы заметили олицетворение: паучок, как рыбак, забросил паутинку-невод. И желтый листик здесь живой и похож на золотую рыбку , которая попала в сеть. Послушаем еще одну историю. Слайд 5 ( « Между кольями забора серого …) _ Что понравилось вам в этом стихотворении? Верно, здесь все словно живые: и луч солнца , и подорожник , и день Э и вечер, и облака . Этот прием нам известен . Это… правильно, олицетворение. _ Хочу, чтобы вы вслушались в такие строки: Было тихо, очень тихо, Ночь на всей земле. Лишь будильник робко тикал На моем столе. Было тихо, очень тихо,- тихий, тихий час… Лишь будильник робко тикал, Мышь в углу скреблась… _ Можно было читать это стихотворение громко? Как здесь создается картина тихой ночи? У Новеллы Матвеевой куда бы ни упал её взгляд – всюду поэзия ! Вы видели когда – нибудь сороку ? Какая она? Да. Она черная , с белой грудью и зеленым отливом А у Поэтессы она говорит , что природа на её создание припасла кой-какое добро: на неё пошли перчатка ночи, салфетка дня и луковое перо. Вы поняли ? У Новеллы Матвеевой весь мир в красках, яркий, праздничный . Физкультминутка Во время физкультминутки учащиеся встают и под руководством учителя громко произносят слова стихотворения, сопровождая их движениями. Вышли мышки как-то раз (дети идут на месте) Поглядеть, который час (смотрят по сторонам, как в бинокль). Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши) Мышки дернули за гири (поднимают руки вверх и опускают вниз). Вдруг раздался страшный звон – (хлопают громче и быстрее) Убежали мышки вон! (бегут вокруг себя и смотрят по сторонам, прикладывая ладошку ко лбу, как бы разыскивая мышей) _ Сейчас посмотрим вместе с поэтессой на птичью жизнь. Не напоминает ли она нам нашу? Слайд 6 ( « Молодой скворушко … _ Можно ли сказать , что Матвеева сохранила в себе детство? Каким настроением наполнены её стихи? Я заметила , когда вы слушаете стихи этой поэтессы, у вас на лицах появляется улыбка . Почему? Хочу , чтобы вы знали еще об одном свойстве стихов Матвеевой . Они удивительно ритмичны и мелодичны . И сама Новелла Матвеева замечательно исполняет их под гитару . Слайд 7 ( песня « Я леплю из пластелина…) Понравилось? Что вы можете сказать о человеке , поведавшем такую историю. Она неутомимый человек, её манят дорога,море, мечта . Поэтому в ее стихах так много кораблей. Слайд 8. Послушаем песню «Кораблик» ( музыку и стихи написала сама Новелла Николаевна ). - Симпатичный кораблик ? Расскажите , каким вы его себе представляете? _ Он хороший мальчишка ? - Он самостоятельный , он отвечает за свои поступки. Опять по классу пускаю солнечного зайчика . _ Как вы думаете , почему к нам вновь пришел в гости солнечный зайчик? Солнечный зайчик – любимый образ поэтессы . Вся её поэзия – это пятнышки света , лучики солнца, несущие нам … -Добро! -Радость! Рефлексия Метод незаконченного предложения: - Мне понравилось … - Я понял, что … - Я научился … - Я сегодня работал … Заключительное слово учителя. - Ребята, вы готовы открывать чудеса и тайны поэтических строк. Вы удивили меня сегодня богатством речи, умением ответить быстро и правильно, общаться с вами – истинное удовольствие. Писатель С. Кучеренко как-то сказал: «То, что когда-то потрясло, перевернуло, обожгло или заледенило, - крепко засело в удивительных тайниках мозга нетускнеющими красками, звуками, движениями. Застывшими мгновениями». Застывшие мгновения жизни запечатлевают музыканты, художники, писатели. А мы разгадываем их тайны. Сегодня приоткрыли одну из них – тайну поэтического мастерства . Домашнее задание : |
Урок -практикум Цели урока Цели урока: систематизация знаний, развитие у учащихся способов мыслительной деятельности, овладение компетентностями, развитие умений... | Урок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья» Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным... | ||
Практикум 9 класс Тема урока: «Построение трех мерных диаграмм типа Поверхность». Цели урока Обучающая – отработать навыки создания графиков, повторить и систематизировать знания при работе с Мастером функций и Мастером диаграмм,... | Тема урока: Наука о природе Земли Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока) | ||
Урок практикум в 6 классе по обществознанию Тема : Символика нашей Родины Цели урока: Раскрыть смысл и значение символики России в прошлом и в современности. Объяснить, почему герб, флаг и гимн рф, являются... | Урока-экспедиции по географии в 7 классе Цели урока Цели урока: формирование знаний и представлений об особенностях природы влажных экваториальных лесов Южной Америки | ||
Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для... Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться... | Конспект урока практикум Цель урока: формирование знаний о строении вирусов, их многообразии и размножении. Болезни, вызываемые вирусами | ||
План урока по теме: «Практикум по решению задач на применение закона сохранения импульса» Тема урока: «Практикум по решению задач на применение закона сохранения импульса» | Конспект урока по физике в 10 классе тема урока: «Движение точки... Цели урока: объяснить необходимость изучения механики; ввести понятия «траектория», «перемещение», «путь», «система отсчета» | ||
Урока. Урок русского языка. 1 класс. Тема урока : Предложение. Главные члены предложения Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения | Практикум по переводу цели и задачи дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования | ||
Конспект урока на тему: «Россия в Первой мировой войне» 9класс, история... Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные) | Конспект урока Цели урока: Выявить своеобразие романтического мироощущения... Цели и задачи: изучить назначение операционной системы, познакомиться с основными элементами управления, графическим интерфейсом | ||
Конкурс «Учитель года» Цели урока Цели урока: Изучение новой темы, применяя знания пройденной темы, находя аналогию нахождением нод | Урок практикум. Цели для учащихся Цель: закрепить умение применять способ определения верного написания безударного личного |