«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г





Скачать 267.59 Kb.
Название«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г
Дата публикации14.07.2014
Размер267.59 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чубуклинская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального района РТ


«Рассмотрено»

Руководитель МО

Ахтямова С.А..

Протокол № 1 от

« 27 » августа 2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ

«Чубуклинская СОШ»

Нафиков Р.М.

« 28 » августа 2013 г.



«Утверждаю»

Директор МБОУ «Чубуклинская СОШ»

Габидуллин И.Н.

Приказ № 70 от

« 2 » сентября 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

среднего (полного) общего образования

по предмету
БИОЛОГИЯ

10 класс

на 2013/2014 учебный год

ШарафеевойГузалииВазетдиновны,

учителя первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _____от

«____»________________2013г

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа разработана для учащихся 10-х классов и составлена на основе:-федерального компонента государственного стандарта среднего (полного )общего образования по биологии (базовый уровень) для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. (Сборник нормативных документов.). Биология. Сост .Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-3-ое издание, стереотип.-М. Дрофа,»2008-примерных программ основного общего образования по биологии (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень). -базисного учебного плана МБОУ «Чубуклинская СОШ» на 2013/2014г.Срок реализации 1 год.

Настоящая программа по биологии составлена для учащихся 10-х классов, согласно образовательного стандарта на изучение биологии 10 классе отводится 35 часа(1 час в неделю). В целях формирования единой, целостной естественно научной картины мира и ориентации обучающихся на общеучебные, общеинтелектуальные умения и навыки, а так же в целях подготовки учащихся к ЕГЭ по данному предмету.

В программе среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень ) нашли отражение цели и задачи изучения :

Освоениесистемы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических рабочей

  • наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

  • овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе:знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

  • приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметных по своей сущности.В старшей школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.

Календарно-тематическое планирование:

 



п/п

Название раздела

Количество

часов

1

Биология как наука.

3

2

Клетка.

10+1

3

Организм.

3

4

Размножение и индивидуальное развитие организма

6

5

Закономерности наследственности и изменчивости

8

6

Генетика человека.

4


III.Содержание программы.
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (6 часов )

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы1.Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации:таблицы и модели «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Методы познания живой природы»

КЛЕТКА (22часов)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн).Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Обобщение знаний. Контрольная работа №1.

Демонстрации:таблицы и модели «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК»,

«Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот»,

«Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК»

Лабораторные и практические работы:


  1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

  2. Сравнение строения клеток растений и животных

  3. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

ОРГАНИЗМ (42час)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности.Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Обобщение знаний. Контрольная работа №2.

Демонстрации:таблицы и модели «Многообразие организмов», «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», «Фотосинтез», «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие организма», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест хромосом», «Неполное доминирование», «Сцепленное наследование»,

«Наследование, сцепленное с полом», «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность», «Мутации», «Модификационная изменчивость», «Центры многообразия и происхождения культурных растений»,«Искусственный отбор», «Гибридизация», «Исследования в области биотехнологии»

Лабораторные и практические работы:


  1. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

  2. Составление простейших схем скрещивания

  3. Решение элементарных генетических задач

  4. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

  5. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

Примечание:

Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки учеников.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВВ результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать и понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);

  • особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;

  • особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

  • причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.

Уметь (владеть способами деятельности):

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):

  • соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;

  • оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворении.




п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип

 урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата проведения

План

Факт

Биология как наука (3 часа)

1/1

Краткая история развития биологии. Методы биологии.

1

Вводный урок.

Система биологических наук. Живая природа - объект изучения биологии. Методы познания живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез.

Уметь называть естественные биологические науки; вклад ученых в развитие биологии на разных этапах; методы исследования живой природы.

Фронтальный опрос.

 







2/2

Сущность жизни и свойства живого.

1

Урок повторения и обобщения.

Жизнь. Отличительные признаки живой природы.

Давать определение понятию «жизнь»; перечислять свойства живого.

Фронтальный опрос.

 







3/3

Уровни организации жизни.

1

Урок повторения и обобщения.

Основные уровни организации живой природы.

Перечислять уровни организации живой природы.

Фронтальный опрос. Тест.








Клетка (10 часов + 1 час зачет)

4/1

История изучения клетки.

Клеточная теория.

1

Урок изучения нового материала.

Цитология, клеточная теория, клетки эукариот и прокариот.

Знать определения, описывать этапы развития клеточной теории.

Фронтальный опрос.

 







5/2

Химический состав клетки.

Неорганические вещества.

1

Комбинированный урок

Макро-, микроэлементы, гидрофильные и гидрофобные соединения; особенности строения воды и ее свойства. Роль неорг. в-в в клетке. Единство живого и неживого.

Перечислять химический состав клетки, характеризо-вать биологическое значение хим. элементов, мин. солей, воды.

Фронтальный опрос.

 







6/3

Органические вещества клетки. Липиды и углеводы.

1

Комбинированный урок

Органические в-ва; липиды, липоиды, углеводы, биополимеры; роль орг. в-в в клетке.

Знать элементарный состав, приводить примеры липидов, углеводов, характе-ризовать их биоло-гическую роль в клетке.

Фронтальный опрос.

 







7/4

Белки.

1

Комбинированный урок

Биополимеры, полипеп-тиды белка, их состав, стро-ение и свойства, роль белков в клетке.

Знать элементарный состав, структуру и функции белков; характеризовать биологическую роль белков.

Фронтальный опрос.

 







8/5

Нуклеиновые кислоты.

1

Комбинированный урок

Биополимеры ДНК, РНК. Структуры ДНК и РНК, виды РНК, их роль в клетке; удвоение ДНК.

Знать состав нуклео-тидов, строение моле-кул НК, их биоло-гическую роль; выде-лять различия в стро-ении и функции НК.

Фронтальный опрос.

 







9/6

Эукариоты. Цитоплазма и ее органоиды.

1

Комбинированный урок

Фагоцитоз, пиноцитоз, мембрана, ЭПС, АГ, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы.

Называть мембран-ные и немембранные органоиды клетки, особенности строения эукариот.

Фронтальный опрос.Л/р 1,2

 







10/7

Клеточное ядро.Хромосомы.

1

Комбинированный урок

Кариотип, гомологичные хромосомы, ди- и гаплоид-ный набор хромосом; клеточное ядро, его строение.

Описывать строение ядра, функции его компонентов, стро-ение и состав хрома-тина.

Фронтальный опрос.

 







11/8


Прокариотическая клетка.

Бактерии.

1

Комбинированный урок

Органоиды прокариот: клеточная стенка, мембра-на, нуклеоид,плазмида, рибосомы; разнообразие прокариот, значение.

Знать части и органо-иды прокариот, экологическую роль бактерий; различие в строении эукариот и прокариот.

Фронтальный опрос.

 







12/9

Реализация наследственной информации в клетке.

1

Комбинированный урок

Ген, генетический код, матричный синтез, транскрипция, трансляция, биосинтез белка, принцип комплементарности.

Знать основные понятия, называть св-ва генетического кода, описывать процесс биосинтеза белка.

Фронтальный опрос.

 







13/10

Вирусы.

Неклеточные формы жизни.

1

Комбинированный урок

Вирус, бактериофаг, генетическая информация, строение вируса, значение в природе и для человека.

Знать определения, строение вирусов, проникновение его в клетку, профилактика заболеваний.

Фронтальный опрос.

 







14/11

Зачет по теме: «Клетка»

1

Урок- контроля.

Проверить знания учащихся.

Уметь показать знания.

Тест.







Организм (3 часа)

15/1

Многообразие организмов.

1

Изучения нового материала

Организм, гомеостаз; одно-клеточные, многоклеточ-ные, колониальныеорга-низмы; организм – единое целое.

Давать определение понятиям, приводить примеры и отличать одно- и многоклеточных.

Фронтальный опрос.







16/2

Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен.

1

Комбинированный урок

Метаболизм, диссимиляция, брожение, гликолиз, анаэробные и аэробные организмы.

Знать определе-ния, роль АТФ, назы-вать этапы энергети-ческого обмена на примере глюкозы.

Фронтальный опрос.







17/3


Пластический обмен. Фотосинтез.

1

Комбинированный урок

Ассимиляция, автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез и его фазы.

Знать определения, типы питания, приме-ры авто- и гетеротро-фов; характеризовать фотосинтез.

Фронтальный опрос.







Размножение и индивидуальноеразвитие (6 часов)

18/1

Деление клетки.Митоз.

1

Комбинированный урок

Жизненный цикл. Размножение – свойство живого. Деление клетки – основа роста, развития и размножения.Митоз, его сущность и значение.

Знать определения, уметь описывать удвоение ДНК; последовательность фаз митоза; объяснять сущность и биологич-еский смысл митоза.

Фронтальный опрос.







19/2

Размножение: половое и бесполое.

1

Урок применения ЗУН

Размножение половое и бесполое, типы бесполого размножения.

Знать определения, сравнивать половое и бесполое размнож-ение.

Фронтальный опрос.







20/3

Образование половых клеток. Мейоз.

1

Комбинированный урок

Гаметогенез, овогенез, сперматогенез; строение половых клеток.

Давать определение понятиям, называть стадии гаметогенеза, описывать процесс мейоза, строение половых клеток, отличие мейоза от митоза.

Фронтальный опрос.







21/4

Оплодотворение.

1

Комбинированный урок

Внутреннее и наружное оплодотворение, двойное оплодотворение.

Давать определение понятиям, называть типы оплодотворе-ния, характеризовать сущность и значение оплодотворения.

Фронтальный опрос.







22/5

Индивидуальное развитие организма.

1

Комбинированный урок

Онтогенез.

Эмбриогенез.

Знать определения; периоды онтогенез; типы простейшего эмбрионального развития.

Фронтальный опрос.







23/6

Постэмбриональный период.

1

Комбинированный урок

Периоды постэмбриональ-ного развития; прямое и непрямое развитие.

Периоды: ювениль-ный, пубертатный, старение.

Фронтальный опрос.







Закономерности наследственности и изменчивости (8 часов)

24/1

Генетика.

1

Комбинированный урок

Генетика, ген, генотип, изменчивость, наследствен-ность, фенотип.

Характеризовать сущность наслед-ствен-ности и измен-чивости, знать опре-деления; значение гибридологического метода Г.Менделя.

Фронтальный опрос.







25/2

Моногибридное скрещивание.

1

Комбинированный урок

Аллельные гены, гомо- и гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, законы доминирования и расщепления.

Описывать механизм моногибридного скрещивания, неполного доминирования, знать формулировки правил и определения.

Фронтальный опрос.







26/3

Дигибридное скрещивание.

1

Комбинированный урок

Дигибридноескрещивание; закон независимого наследования.

Описывать законо-мерностидигибрид-ного скрещивания; формулировать закон независимого наследования.

Фронтальный опрос.







27/4

Хромосомная теории наследственности. Наследование, сцепленное с полом.

1

Комбинированный урок

Группа сцепления, генетические карты, сцепленное наследование, закон Моргана.

Основные положения хромосомной теории, формулировать закон Моргана, сущность сцепленного наследования.

Фронтальный опрос.







28/5

Решение генетических задач.

1

Комбинированный урок

Моногибридное, анализи-рующее, дигибридное скрещивание.

Уметь решать простейшие генети-ческие задачи.

Решение задач.







29/6

Генетика пола.

1

Комбинированный урок

Аутосомы, моногаметный и гетерогаметный пол, поло-вые хромосомы, наслед-ственные заболевания.

Знать определения; типы хромосом, механизм определе-ния пола; наследова-ние гемофилии и дальтонизма.

Фронтальный опрос.







30/7

Изменчивость: наследственная и ненаследственная.

1

Комбинированный урок

Изменчивость: фенотипи-ческая, генотипическая, мутационная, комбинатив-ная, норма реакции, мутации, типы мутаций.

Знать определения понятий; называть виды изменчивости, типы мутаций.

Фронтальный опрос.







31/8

Мутации, виды и причины мутаций.

1

Комбинированный урок

Мутации: генные, хромосомные, геномные, полиплоидия; мутагенные факторы.

Знать типы и причины мутаций, влияние мутагенных факторов.

Фронтальный опрос.







Генетика человека (3 часа)

32/1

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье.

1

Изучение нового материала

Методы изучения генетики человека; генные заболе-вания, хромосомные болезни.

Называть методы исследования генома человека; основные причины наслед-ственныхзаболе-ваний.

Фронтальный опрос.







33/2

Проблемы генетической безопасности.

1

Комбинированный урок

Медико-генетическое консультирование; родственные браки.

Знать проблемы генетической безопасности; иметь представление о важности генетических знаний для сохранения здоровья и рождения здоровых детей.

Фронтальный опрос.







34/3

Зачетный урок по теме «Генетика».


1

Урок- контроля

Все понятия темы.

Все по теме «Генетика».

Тест.







35/4

Заключительный урок.
























Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.В.Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов. Биология. Общая Биология. Учебник 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2013. – 367с.;

методического пособия для учителя:

1)    Т.А. Козлова.  Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология. 10-11 класс. – М.: Экзамен, 2006.

2)    Учебное электронное издание Лабораторный практикум Биология 6-11класс. – М., 2007.



1


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г icon«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чубуклинская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального...
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г icon«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чубуклинская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального...
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г icon«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чубуклинская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального...
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г icon«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чубуклинская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального...
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г icon«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1от «27» августа 2013 г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чубуклинская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального...
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г icon«Рассмотрено» на заседании мо «Согласовано» «Утверждено»
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от августа 2013 г
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г iconПриказ от 29 августа 2013 №110 Рассмотрено на педагогическом Совете...
...
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г iconПротокол заседания от «30» августа 2011г. №01
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г iconПротокол №1 от 15 августа 2013 года Починок-Сутер №111 от 27 августа 2013 г
Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г iconУтверждаю «27» августа 2014 г протокол №1 от «27»августа 2014 г. Руководитель образовательного
...
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии преподавателей психолого-педагогических дисциплин «28» августа 2013 г. Протокол...
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности
Рассмотрено на заседании кафедры истории и теории журналистики от 30 августа 2013 г., протокол № Соответствует требованиям к содержанию,...
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 от «29» августа 2013 г
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 от «29» августа 2013 г
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г iconЗаседание педагогического совета школы Протокол №1 от 30 августа...
Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск