Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чубуклинская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального района РТ
«Рассмотрено»
Руководитель МО
Ахтямова С.А..
Протокол № 1 от
« 27 » августа 2013 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «Чубуклинская СОШ»
Нафиков Р.М.
« 28 » августа 2013 г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ «Чубуклинская СОШ» Габидуллин И.Н.
Приказ № 70 от « 2 »сентября 2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по предмету БИОЛОГИЯ
6 класс
на 2013/2014 учебный год
Шарафеевой Гузалии Вазетдиновны,
учителя первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _____от «____»________________2013г
Пояснительная записка Данная рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основании следующих документов:
- Федерального компонента государственного стандарта начального, основного общего и среднего( полного) общего образования(Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. №1089)
-федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. (Сборник нормативных документов.) Биология. Сост .Э .Д .Днепров, А.Г.Аркадьев.-3-ое издание, стереотип.-М. Дрофа,»2009 г.
- примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263),за основу рабочей программы взята программа курсабиологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2009.
-Приказа МО и Н РТ от 2 августа 2011 года № 3934 /11/ « Об утверждении базисного учебного плана на 2013-2014 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования»- Учебный план МБОУ-Чубуклинская СОШ Заинского муниципального района Республики Татарстан на 2013-2014 учебный год. учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чубуклинская средняя общеобразовательная школа»
Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Рабочая программа ориентирована на учебник Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2009. – 304с.
Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.
Содержание программы Введение (1 час) Объект изучения биологии – живая природа. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. Клеточное строение организмов (3 часа) Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп)
Строение клетки: оболочка, цитоплазма, ядро. Вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация: микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторныеработы:
1. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Царства Бактерии и Грибы (5 часов) Роль бактерий в природе и жизни человека и собственной деятельности.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Царство грибы. Роль грибов в природе и жизни человека
Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы - паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.
Правила сбора съедобных грибов и их охрана.
Меры профилактики отравления грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Роль лишайников в природе и жизни человека и собственной деятельности.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов.
(трутовика, ржавчины, головни, спорыньи, лишайников)
Лабораторныеработы: Строение плесневых грибов.
Строение шляпочных грибов Царства Растения. (5часов)
Царство Растения. Ботаника- наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со внешней средой обитания. Роль в биосфере.
Роль растений (водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных, покрытосеменных) в природе и жизни человека и собственной деятельности. Охрана растений.
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов, их значение. .
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, их охрана.
Голосеменные, их строение и многообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Размножение голосеменных.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Лабораторные работы:
Внешнее строение водорослей
Изучение внешнего строения мхов
Изучение внешнего строения Папоротников Многообразие покрытосеменных растений. Классификация. ( 4 часа) Строение семян однодольных и двудольных растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых и сложноцветных.
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Демонстрация живых и гербарных растений семейств двудольных и однодольных, районированных сортов указанных растений.
Лабораторные работы:
Изучение семени цветкового растения
Определение принадлежности к классу Двудольные
Определение принадлежности к классу Однодольные
Строение покрытосеменных растений (6 часов) Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.
Лабораторные работы:
Строение корня.
Строение почек.
Классификация плодов..
Жизнь растений ( 9 часов) Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение споровых растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация опытов получения хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды .
Лабораторная работа:
Рост растения Природные сообщества (2 часа) Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
| Тема
| Количество часов
| 1
| ВВЕДЕНИЕ
| 1
| 2
| КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ
| 3
| 3
| ЦАРСТВО БАКТЕРИИ
| 2
| 4
| ЦАРСТВО ГРИБЫ
| 3
| 5
| ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ
| 5
| 6
| МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ
| 4
| 7
| СТРОЕНИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ
| 6
| 8
| ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ
| 9
| 8
| РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА
| 1
| 9
| ОБОБЩЕНИЕ
| 1
| ВСЕГО
| 35
| |