Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чубуклинская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального района РТ
«Рассмотрено»
Руководитель МО
Ахтямова С.А..
Протокол № 1 от
« 27 » августа 2013 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ
«Чубуклинская СОШ»
Нафиков Р.М.
« 28 » августа 2013 г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ «Чубуклинская СОШ»
Габидуллин И.Н.
Приказ № 70 от
« 2 » сентября 2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по предмету БИОЛОГИЯ
9 класс
на 2013/2014 учебный год
Шарафеевой Гузалии Вазетдиновны,
учителя первой квалификационной категории Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _____от
«____»________________2013г
I.Пояснительная записка Настоящая программа разработана для учащихся 9-х классов и составлена на основе:
-федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. (Сборник нормативных документов.) Биология. Сост .Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-3-ое издание, стереотип.-М. Дрофа,»2008
-примерных программ основного общего образования по биологии (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень).
-базисного учебного плана МБОУ «Чубуклинская СОШ» на 2013/2014 г.
Срок реализации 1 год.
Настоящая программа по биологии составлена для учащихся 9-х классов на базовом уровне в объеме 68 часов (2 часа в неделю) Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задачей:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры; • гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека; • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле; • подготовка школьников к практической деятельности в области сельского и лесного хозяйства, медицины, здравоохранения; • социальная адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. • формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития; • способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школыдля 10-11 классов.В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе,однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня.Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпустников,уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований,предъявляемых к учащимся 10-11классов,как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практических работы.Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки- зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также пременить умения,преобритенное при изучении биологии.
II.Календарно – тематическое планирование
№ п/п
| Название раздела
| Количество часов
| 1
| Введение
| 1
| 2
| Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле
| 19
| Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов
| 2
| Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период
| 1
| Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
| 3
| Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
| 2
| Тема 1.5. Микроэволюция
| 3
| Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция
| 3
| Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле
| 2
| Тема 1.8. Развитие жизни на Земле
| 3
| 3
| Раздел 2. Структурная организация живых организмов
| 15
| Тема 2.1. Химическая организация клетки
| 4
| Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке
| 3
| Тема 2.3. Строение и функции клеток
| 7
| 4
| Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов
| 5
| Тема 3.1. Размножение организмов
| 2
| Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
| 3
| 5
| Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов
| 14
| Тема 4.1. Закономерности наследования признаков
| 6
| Тема 4.2. Закономерности изменчивости
| 4
| Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов
| 3
| 6
| Раздел 5. Взаимоотношения организма и Основы экологии среды.
| 11
| Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции
| 7
| Тема 5.2. Биосфера и человек
| 4
| 4
| Обобщение. Заключение.
| 5
|
| ИТОГО
| 70
|
III.Содержание
1.Введение ( 1 часа)
Место курса « Общие закономерности» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
Раздел 1.Эволюция Животного мира на Земле (19 часов)
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Развитие биологии в додарвиновский период. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, и кайнозойскую эры.
Практические работы «Выявление приспособленности к среде обитания» и выводы к ней.
Раздел 2.Структурная организация живых организмов (15 часов)
Клеточная теория (Р.Гук, А.Левенгук, М. Шлейден и Т. Шванн). Строение клеток прокариот и эукариот, клеток растений, грибов и животных (рисунки). Основные функции клеточных органелл. Взаимодействие ядра и цитоплазмы в клетке.
Химический состав живых организмов. Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры и липиды) и их основные функции в организме.
Биосинтез белка как регулируемый процесс. Программное обеспечение: роль генов. Ферменты и их регуляторная функция (белки в роли ферментов запускают биосинтез белка).
Биосинтез углеводов на примере фотосинтеза. Поступление энергии в клетку из внешнего источника (энергия солнца) и синтез первичных органических соединений из неорганических веществ. Фиксация энергии солнечного излучения в форме химических связей. Автотрофы и гетеротрофы.
Обмен веществ в клетке. Мембрана – универсальный строительный материал клеточных органелл. Поступление веществ в клетку. Фагоцитоз и пиноцитоз.
Извлечение и использование энергии, запасенной в форме химических связей. Энергетический обмен клетки. АТФ – универсальный переносчик энергии. Краткосрочные и долгосрочные депо энергии в организме.
Цикл деления и развития клетки. Митоз и мейоз. Роль генов и хромосом в передаче наследственных признаков в ряду клеточных поколений и поколений организмов. Универсальность генетического кода.
Нарушения в строении и функционировании клетки – причина заболевания у организмов. Клеточная патология (Р. Вирхов).
Вирусы – неклеточные формы жизни. Биосинтез и обмен веществ поручены хозяину. Вирусные инфекции и их профилактика.
Практические работы
Изучение клеток бактерий
Изучение клеток растений и животных
Раздел 3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)
Размножение. Половое и бесполое размножение и их биологический смысл. Образование половых клеток. Оплодотворение. Зигота – оплодотворенная яйцеклетка.
Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Закон зародышевого сходства К. Бэра. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Жизненные циклы: личинка и взрослый организм, метаморфоз, смена поколений. Достоинства и недостатки разных типов жизненных циклов. Регуляция полового и бесполого размножения в жизненном цикле.
Типичный онтогенез многоклеточного организма. Важнейшие стадии онтогенеза. Биологический смысл дробления и эквипотенциального деления клеток. Избыточная генетическая информация каждой клетки – предпосылка регуляции ее функций в процессе развития организма: возможность регенерации, изменение функций клетки в процессе ее дифференцировки. Дробление зародыша служит предпосылкой различной дифференциации составляющих его клеток. Относительное положение клеток в зародыше и их взаимодействие влияют на их будущую судьбу.
Устойчивость онтогенеза от нарушений, его направленность. Примеры уродств, вызванных нарушением нормального хода развития.
Раздел 4.Наследственность и изменчивость организмов (14 часов)
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Законы наследования признаков И.-Г. Менделя. Правило доминирования и исключения из него. Правило независимого расщепления признаков. Принцип чистоты гамет.
Генетическое определение пола и связь генов с хромосомами. Сцепленное наследование. Цитологические основы наследственности. Закон линейного расположения генов в хромосоме: сцепленное наследование и кроссинговер.
Примеры изменчивости. Норма реакции: наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотип и фенотип. Мутации. Главное обобщение классической генетики: наследуются не признаки, а нормы реагирования. Регуляторная природа реализации наследственной информации в ходе онтогенеза.
Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Генетическая инженерия. Генетически модифицированные штаммы микроорганизмов, сорта растений и животных: реальные достоинства, мнимые испуги, реальные и потенциальные опасности.
Практические работы
Решение генетических задач
Выявление изменчивости организмов
Раздел 5.Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии
(11 часов)
Экология – наука о взаимоотношениях организмов с средой обитания, включающей их живое и неживое окружение. Взаимоотношения организмов и их адаптации к абиотическим (свет, температура, влажность, субстрат), биотическим (конкуренция, хищничество и паразитизм, мутуализм, комменсализм, нейтрализм) и антропогенным факторам среды. Роль внешних и внутренних факторов в регуляции проявления индивидуальных адаптаций: сезонные наряды, линька, сезонный цикл жизни, сезон размножения. Особенности жизни в водной, наземно-воздушной, почвенной средах. Организм как среда обитания. Понятие об экологической нише и жизненной форме.
Закон оптимума. Лимитирующий фактор. Регулирующая роль факторов среды, зависящих и не зависящих от плотности населения.
Популяция как сообщество организмов одного вида. Структура популяции (пространственная, возрастная, половая и т.п.) и ее воспроизведение в ходе смены поколений особей. Регуляция численности у организмов с разным уровнем плодовитости и выживания, их связь с заботой о потомстве и образом жизни. Регуляция численности и ее механизмы. Популяционный гомеостаз. Общие принципы эксплуатации природных популяций. Перепромысел как причина истощения воспроизводимых ресурсов.
Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в круговороте веществ и превращении энергии в природе. Пищевые связи организмов в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии цепей питания. Пастбищная и детритная пищевые цепи. Пищевые пирамиды на суше и в океане.Роль человека в биосфере.
Практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии.
Обобщение ( 3 часов)
IV. Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны знать/понимать:
Базовый уровень
- роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем;
- основные уровни организации живого;
- основные свойства жизни;
- основные положения клеточной теории, особенности строения клеток разных царств живых организмов;
- об основных структурных элементах клетки и их функциях;
- о биосинтезе белка и самосборке макромолекул;
- о материальных основах наследственности;
- принципиальную схему фотосинтеза и его космической роли;
- об обмене веществ в клетке и его энергетическом обеспечении;
- о способах деления клеток;
- об особенностях вирусов, вирусных инфекций и их профилактике;
- основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;
- биологический смысл и основные формы размножения организмов;
- об индивидуальном развитии организма (онтогенезе), образовании половых клеток, оплодотворении и важнейших этапах онтогенеза многоклеточных;
- о среде обитания, основных экологических факторах среды и закономерностях их влияния на организмы;
- основные положения учения о популяциях, их структуре, динамике и регуляции;
- понятия о биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте;
- понятия о продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;
- о причинах низкой устойчивости агроценозов;
- о биосфере, ее основной функции и роли жизни в ее осуществлении;
- о роли биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ;
- законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы;
- основные положения хромосомной теории наследственности; представление о гене и хромосоме;
- об изменчивости и наследственности живых организмов и их причине;
- об эволюции органического мира, ее свидетельствах;
- основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина;
- основные положения учения о виде и видообразовании;
- основные положения учения А.Н. Северцова о главных направлениях эволюционного процесса;
- основные положения теории искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы;
- основные события, выделившие человека из животного мира;
- о покорении биосферы, об экологических проблемах, стоящих в связи с этим перед человечеством.
Повышенный уровень
- о природе устойчивости нормального онтогенеза;
- особенности жизни в разных средах обитания;
- понятие об экологической нише и жизненной форме;
- об использовании природных популяций и перспективах их использования в будущем;
- о сукцессии как последовательности сменяющих друг друга сообществ, обеспечивающих замыкание круговорота;
- о природе и профилактике наследственных болезней;
- о происхождении и основных этапах эволюции жизни;
- о месте человека среди животных и экологических предпосылках происхождения человека.
Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень
- применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества;
- находить обратные связи в простых системах и обнаруживать их роль в процессах их функционирования и развития;
- находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого;
- пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
- обнаруживать наблюдаемые регуляторные изменения в собственном организме и объяснять биологический смысл происходящего;
- классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
- приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных;
- пользоваться знаниями по генетике, селекции и физиологии для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
- приводить примеры приспособлений у растений и животных;
- находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
- находить ответы на интересующие их практические и теоретические вопросы в дополнительной литературе.
|