«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г





Название«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г
страница1/10
Дата публикации12.09.2014
Размер1.14 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чубуклинская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального района РТ


«Рассмотрено»

Руководитель МО

Ахтямова С.А..

Протокол № 1 от

« 27 » августа 2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ

«Чубуклинская СОШ»

Нафиков Р.М.

« 28 » августа 2013 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Чубуклинская СОШ»

Габидуллин И.Н.

Приказ № 70 от

« 2 » сентября 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по предмету
БИОЛОГИЯ

9 класс

на 2013/2014 учебный год

Шарафеевой Гузалии Вазетдиновны,

учителя первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _____от

«____»________________2013г

I.Пояснительная записка
Настоящая программа разработана для учащихся 9-х классов и составлена на основе:

-федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. (Сборник нормативных документов.) Биология. Сост .Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-3-ое издание, стереотип.-М. Дрофа,»2008

-примерных программ основного общего образования по биологии (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень).

-базисного учебного плана МБОУ «Чубуклинская СОШ» на 2013/2014 г.

Срок реализации 1 год.

Настоящая программа по биологии составлена для учащихся 9-х классов на базовом уровне в объеме 68 часов (2 часа в неделю) Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задачей:

• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
• формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
• гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
• установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
• подготовка школьников к практической деятельности в области сельского и лесного хозяйства, медицины, здравоохранения;
• социальная адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
• формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;
• способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школыдля 10-11 классов.В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе,однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня.Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпустников,уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований,предъявляемых к учащимся 10-11классов,как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практических работы.Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки- зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также пременить умения,преобритенное при изучении биологии.

II.Календарно – тематическое планирование


№ п/п

Название  раздела

Количество  часов


1

Введение

1

2

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

19

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

2

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

1

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

3

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

2

Тема 1.5. Микроэволюция

3

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

3

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле

2

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле

3

3

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

15

Тема 2.1. Химическая организация клетки

4

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

3

Тема 2.3. Строение и функции клеток

7

4

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

Тема 3.1. Размножение организмов

2

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3

5

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

14

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

6

Тема 4.2. Закономерности изменчивости

4

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

3

6

Раздел 5. Взаимоотношения организма и Основы экологии среды.

11

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции

7

Тема 5.2. Биосфера и человек

4

4

Обобщение. Заключение.

5




ИТОГО

70


III.Содержание

1.Введение ( 1 часа)

Место курса « Общие закономерности» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

Раздел 1.Эволюция Животного мира на Земле (19 часов)

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Развитие биологии в додарвиновский период. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, и кайнозойскую эры.

Практические работы «Выявление приспособленности к среде обитания» и выводы к ней.

Раздел 2.Структурная организация живых организмов (15 часов)

Клеточная теория (Р.Гук, А.Левенгук, М. Шлейден и Т. Шванн). Строение клеток прокариот и эукариот, клеток растений, грибов и животных (рисунки). Основные функции клеточных органелл. Взаимодействие ядра и цитоплазмы в клетке.

Химический состав живых организмов. Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры и липиды) и их основные функции в организме.

Биосинтез белка как регулируемый процесс. Программное обеспечение: роль генов. Ферменты и их регуляторная функция (белки в роли ферментов запускают биосинтез белка).

Биосинтез углеводов на примере фотосинтеза. Поступление энергии в клетку из внешнего источника (энергия солнца) и синтез первичных органических соединений из неорганических веществ. Фиксация энергии солнечного излучения в форме химических связей. Автотрофы и гетеротрофы.

Обмен веществ в клетке. Мембрана – универсальный строительный материал клеточных органелл. Поступление веществ в клетку. Фагоцитоз и пиноцитоз.

Извлечение и использование энергии, запасенной в форме химических связей. Энергетический обмен клетки. АТФ – универсальный переносчик энергии. Краткосрочные и долгосрочные депо энергии в организме.

Цикл деления и развития клетки. Митоз и мейоз. Роль генов и хромосом в передаче наследственных признаков в ряду клеточных поколений и поколений организмов. Универсальность генетического кода.

Нарушения в строении и функционировании клетки – причина заболевания у организмов. Клеточная патология (Р. Вирхов).

Вирусы – неклеточные формы жизни. Биосинтез и обмен веществ поручены хозяину. Вирусные инфекции и их профилактика.

Практические работы

Изучение клеток бактерий

Изучение клеток растений и животных

Раздел 3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Размножение. Половое и бесполое размножение и их биологический смысл. Образование половых клеток. Оплодотворение. Зигота – оплодотворенная яйцеклетка.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Закон зародышевого сходства К. Бэра. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Жизненные циклы: личинка и взрослый организм, метаморфоз, смена поколений. Достоинства и недостатки разных типов жизненных циклов. Регуляция полового и бесполого размножения в жизненном цикле.

Типичный онтогенез многоклеточного организма. Важнейшие стадии онтогенеза. Биологический смысл дробления и эквипотенциального деления клеток. Избыточная генетическая информация каждой клетки – предпосылка регуляции ее функций в процессе развития организма: возможность регенерации, изменение функций клетки в процессе ее дифференцировки. Дробление зародыша служит предпосылкой различной дифференциации составляющих его клеток. Относительное положение клеток в зародыше и их взаимодействие влияют на их будущую судьбу.

Устойчивость онтогенеза от нарушений, его направленность. Примеры уродств, вызванных нарушением нормального хода развития.

Раздел 4.Наследственность и изменчивость организмов (14 часов)

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Законы наследования признаков И.-Г. Менделя. Правило доминирования и исключения из него. Правило независимого расщепления признаков. Принцип чистоты гамет.

Генетическое определение пола и связь генов с хромосомами. Сцепленное наследование. Цитологические основы наследственности. Закон линейного расположения генов в хромосоме: сцепленное наследование и кроссинговер.

Примеры изменчивости. Норма реакции: наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотип и фенотип. Мутации. Главное обобщение классической генетики: наследуются не признаки, а нормы реагирования. Регуляторная природа реализации наследственной информации в ходе онтогенеза.

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Генетическая инженерия. Генетически модифицированные штаммы микроорганизмов, сорта растений и животных: реальные достоинства, мнимые испуги, реальные и потенциальные опасности.

Практические работы

Решение генетических задач

Выявление изменчивости организмов

Раздел 5.Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии

(11 часов)

Экология – наука о взаимоотношениях организмов с средой обитания, включающей их живое и неживое окружение. Взаимоотношения организмов и их адаптации к абиотическим (свет, температура, влажность, субстрат), биотическим (конкуренция, хищничество и паразитизм, мутуализм, комменсализм, нейтрализм) и антропогенным факторам среды. Роль внешних и внутренних факторов в регуляции проявления индивидуальных адаптаций: сезонные наряды, линька, сезонный цикл жизни, сезон размножения. Особенности жизни в водной, наземно-воздушной, почвенной средах. Организм как среда обитания. Понятие об экологической нише и жизненной форме.

Закон оптимума. Лимитирующий фактор. Регулирующая роль факторов среды, зависящих и не зависящих от плотности населения.

Популяция как сообщество организмов одного вида. Структура популяции (пространственная, возрастная, половая и т.п.) и ее воспроизведение в ходе смены поколений особей. Регуляция численности у организмов с разным уровнем плодовитости и выживания, их связь с заботой о потомстве и образом жизни. Регуляция численности и ее механизмы. Популяционный гомеостаз. Общие принципы эксплуатации природных популяций. Перепромысел как причина истощения воспроизводимых ресурсов.

Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в круговороте веществ и превращении энергии в природе. Пищевые связи организмов в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии цепей питания. Пастбищная и детритная пищевые цепи. Пищевые пирамиды на суше и в океане.Роль человека в биосфере.

Практические работы

Составление схем передачи веществ и энергии.

Обобщение ( 3 часов)

IV. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать/понимать:

Базовый уровень

- роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем;

- основные уровни организации живого;

- основные свойства жизни;

- основные положения клеточной теории, особенности строения клеток разных царств живых организмов;

- об основных структурных элементах клетки и их функциях;

- о биосинтезе белка и самосборке макромолекул;

- о материальных основах наследственности;

- принципиальную схему фотосинтеза и его космической роли;

- об обмене веществ в клетке и его энергетическом обеспечении;

- о способах деления клеток;

- об особенностях вирусов, вирусных инфекций и их профилактике;

- основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;

- биологический смысл и основные формы размножения организмов;

- об индивидуальном развитии организма (онтогенезе), образовании половых клеток, оплодотворении и важнейших этапах онтогенеза многоклеточных;

- о среде обитания, основных экологических факторах среды и закономерностях их влияния на организмы;

- основные положения учения о популяциях, их структуре, динамике и регуляции;

- понятия о биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте;

- понятия о продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;

- о причинах низкой устойчивости агроценозов;

- о биосфере, ее основной функции и роли жизни в ее осуществлении;

- о роли биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ;

- законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы;

- основные положения хромосомной теории наследственности; представление о гене и хромосоме;

- об изменчивости и наследственности живых организмов и их причине;

- об эволюции органического мира, ее свидетельствах;

- основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина;

- основные положения учения о виде и видообразовании;

- основные положения учения А.Н. Северцова о главных направлениях эволюционного процесса;

- основные положения теории искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы;

- основные события, выделившие человека из животного мира;

- о покорении биосферы, об экологических проблемах, стоящих в связи с этим перед человечеством.

Повышенный уровень

- о природе устойчивости нормального онтогенеза;

- особенности жизни в разных средах обитания;

- понятие об экологической нише и жизненной форме;

- об использовании природных популяций и перспективах их использования в будущем;

- о сукцессии как последовательности сменяющих друг друга сообществ, обеспечивающих замыкание круговорота;

- о природе и профилактике наследственных болезней;

- о происхождении и основных этапах эволюции жизни;

- о месте человека среди животных и экологических предпосылках происхождения человека.

Учащиеся должны уметь:

Базовый уровень

- применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества;

- находить обратные связи в простых системах и обнаруживать их роль в процессах их функционирования и развития;

- находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого;

- пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;

- обнаруживать наблюдаемые регуляторные изменения в собственном организме и объяснять биологический смысл происходящего;

- классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;

- приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных;

- пользоваться знаниями по генетике, селекции и физиологии для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);

- приводить примеры приспособлений у растений и животных;

- находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;

- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;

- находить ответы на интересующие их практические и теоретические вопросы в дополнительной литературе.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г icon«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чубуклинская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального...
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г icon«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чубуклинская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального...
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г icon«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чубуклинская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального...
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г icon«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чубуклинская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального...
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г icon«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1от «27» августа 2013 г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чубуклинская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального...
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г icon«Рассмотрено» на заседании мо «Согласовано» «Утверждено»
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от августа 2013 г
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г iconПриказ от 29 августа 2013 №110 Рассмотрено на педагогическом Совете...
...
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г iconПротокол заседания от «30» августа 2011г. №01
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г iconПротокол №1 от 15 августа 2013 года Починок-Сутер №111 от 27 августа 2013 г
Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г iconУтверждаю «27» августа 2014 г протокол №1 от «27»августа 2014 г. Руководитель образовательного
...
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии преподавателей психолого-педагогических дисциплин «28» августа 2013 г. Протокол...
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности
Рассмотрено на заседании кафедры истории и теории журналистики от 30 августа 2013 г., протокол № Соответствует требованиям к содержанию,...
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 от «29» августа 2013 г
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 от «29» августа 2013 г
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г iconЗаседание педагогического совета школы Протокол №1 от 30 августа...
Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования
«Рассмотрено» Руководитель мо ахтямова С. А протокол №1 от «27» августа 2013 г iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск