Современные педагогические технологии в преподавании биологии





НазваниеСовременные педагогические технологии в преподавании биологии
Дата публикации31.07.2014
Размер94.2 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Современные педагогические технологии

в преподавании биологии

Чтобы ребенок преуспел в жизни, ему необходимо не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и развивать нестандартное (творческое) мышление. Развивая данный вид мышления, ребенок лучше адаптируется в обществе, смотрит нетрадиционно на будущие проблемы, легче овладевают учебным материалом.

Рациональное и результативное решение состоит в осознании учителем приоритетности творческих технологий обучения, конечным результатом которых является получение учащимися собственных знаний.

Идеальной системы обучения, как известно, не существует. Поэтому наиболее целесообразным является отбор ряда методов из разных обучающих систем и применение их в определенных сочетаниях, взаимодополняющих друг друга, обогащающих выбранную систему обучения. Преобладающими при этом будут методы, соответствующие типу системы, на основе которой строится урок разнообразными дидактическими элементами. Определяющую роль в выборе учителем типа обучающей системы играет характер изучаемого материала. Немаловажным также является уровень компетентности учащихся (знания, умения, изученность темы) и цели обучения, как общие, так и характерные данному школьному периоду.

Приступая к планированию урока, учителю необходимо изучить и учесть:

своеобразие темы, степень её изученности;

место и роль данной темы в курсе, воспитании гражданских качеств личности;

уровень способностей учащихся данного класса, их познавательную активность;

отбор учебного материала;

постановку цели и задач урока;

связь с предыдущим материалом;

форму и тип урок

оптимальный набор приемов и методов.
Модульная технология в преподавании биологии.

Модульное обучение как педагогическая технология получила широкое распространение в практике преподавания биологии. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Модульный урок тем и отличается от обычного, что школьники учатся работать самостоятельно, общаются друг с другом, оценивают работу свою и своего товарища. Особое внимание обращается на то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока – что и как необходимо изучить, на чем сосредоточить внимание.

Роль учителя на модульном уроке – управление работой учащихся. При такой организации урока есть возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных. Не менее важным для управления обучением школьников является принцип обратной связи, так как никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции в сочетании с самоуправлением процессом познания со стороны учеников.

При переходе на модульное обучение система действий учителя предполагает разработку модульной программы, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели.

Чтобы составить такую программу, учителю, прежде всего, необходимо:

выделить основные научные идеи курса, например: организм, биологическая система, экологические системы и другие;

структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определенные блоки;

cформулировать комплексную дидактическую цель;

из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели и формируются модули;

каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели:

на основе частных дидактических целей выделяются учебные элементы.

Введение модулей в учебный процесс должно осуществляться постепенно. Можно сочетать традиционную систему с модульной, что усиливает качество и эффективность любой системы обучения.

Данную технологию с успехом можно внедрять в среднем звене школы при изучении раздела «Растения» в 6 классе, «Животные», «Человек» в 7 и 8 классах, в 9 классе при изучении темы «Основы учения о клетке», «Происхождение человека».
Проблемное обучение на уроках биологии.

Оно предоставляет широкие возможности для развития самостоятельного мышления, творческого поиска учащихся. Мышление начинается с возникновения проблемы, вопроса, задачи, которые успешно решаются при использовании частично-поискового, или эвристического метода. Его сущность в том, что небольшой подсказкой учителя сокращается поле поиска, либо задача расчленяется на подзадачи и тем самым сохраняется проблемность, облегчается пошаговое движение ученика к конечному решению. Поисковый метод представляет собой высший уровень проблемного обучения. Он характеризуется тем, что ученики самостоятельно, без существенной помощи учителя, открывают и усваивают новые знания и способы действия через постановку учебных проблем и их решение. Этот метод применяется в старших классах, когда ученики уже имеют достаточную теоретическую базу и определенный уровень мировоззрения. В старших классах поисковый метод можно включать в уроки, проводимые в форме семинара. Схема проблемного семинара:

Постановка и осмысление проблемы

Генерирование вариантов решения проблемы(1-10)

Отбор наиболее аргументированных вариантов(1-5)

Отбор вариантов, решений, наиболее устойчивых к критике(1-3)

Обсуждение способов реализации для отобранных вариантов решения

Подведение итогов

Виды деятельности на проблемных уроках биологии

Работа в группах

Весь класс может работать над выполнением общего задания, или у каждой группы оно может быть своим. Задача групп – обсудить и сформулировать свое решение вопроса или проблемы. Например, необходимо выяснить особенности строения Голосеменных растений (6 класс) в процессе самостоятельной работы с материалом учебника и изучения строения ветки сосны по раздаточному материалу. Для решения данного вопроса учащиеся вспоминают материал о внешнем строении побега, который изучался на примере ветки. Группа может сразу начать его обсуждение, давая по очереди высказаться каждому, или сначала вопрос решают в парах, а затем все решения обсуждаются группой. Возможна и такая форма работы, при которой каждый ученик в группе получает отдельное задание, становясь как бы экспертом по какому-либо аспекту изучаемой темы, а затем помогает своим товарищам по группе освоить этот материал. Такая форма возможна при изучении темы «Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды»(6 класс). На заключительном этапе с результатами знакомятся все учащиеся в классе. Результаты работы оцениваются индивидуально, можно оценивать работу всей группы и тогда все получают одинаковые оценки. Состав группы подбирается так, чтобы в ней были разные по уровню развития и по степени активности работы ученики.

Самостоятельная работа с учебником.

Задания при работе с учебником могут носить различный характер: поисково-продуктивный, сравнительно-аналитический, творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении.

1. Поисково-репродуктивная работа.

Заполнение таблиц.

Эта форма работы развивает умение кратко излагать и отбирать информацию. Например:

Зоны корня

Какой тканью образована

Какую функцию выполняет










Работа с терминами

От усвоения новой терминологии во многом зависит и усвоение самого материала. Помимо устной работы возможна и письменная:

-записать терминологический текст, вставить пропущенный термин и подчеркнуть;

-заполнить таблицу

Термин

Определение

Использование в тексте










Составление аналитических схем

Прием составления аналитических схем должен быть усвоен уже в 5-6 классах.

Составление аналитических схем желательно после каждого знакомства с новыми объектами. В прием входят следующие действия:

  1. установление критерия мысленного разделения объекта (анализ);

  2. деление на основные, различные по строению, составу или функции части;

  3. условное обозначение этого деления;

  4. дальнейшее разделение объекта на более мелкие части.

Овладение приемом составления аналитической схемы помогает пониманию отношений между частями, уменьшает количество ошибок при определении соподчинения частей.

2. Сравнительно-аналитическая работа.

Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его делать. В любом сравнении заложены элементы анализа и синтеза. Сравнение можно проводить, опираясь на текст, рисунки, схемы и оформление в виде таблиц и схем.

Например:

Тема: «Дыхание и фотосинтез»

Черты процесса

Фотосинтез

Дыхание

В каких клетках происходит?







Какой газ поглощается?







Какой газ выделяется?







Что происходит с органическими веществами?







Большую помощь в работе с учебником оказывают и рисунки. Их используют для выполнения задания по анализу и сравнению.

3. Творческая работа.

1.Составление вопросов требует от учащихся определенных усилий, тем более что составленные ими вопросы не должны дублировать вопросы параграфа. Проверку данного вида работы можно проводить несколькими способами:

-выборочно или у всего класса в тетрадях;

-организуется работа в парах;

-организуется работа внутри группы;

-организуется работа между группами.

2.Составление рассказа с биологическими ошибками, которые надо заметить и исправить, вызывает у ребят особый интерес. Она требует хороших знаний, воображения, логики, умения формулировать мысли.

3. Составление текстов с пропущенными словами целесообразно давать на первом уроке при изучении нового материала, так как оно не представляет большого труда.

4. Составление рассказа по заданным словам способствует развитию мыслительной и речевой деятельности. Этот вид работы удобен для дифференцированного обучения: «слабым дается более простое задание, «сильным – сложное».

5. Составление тестов, кроссвордов.

В качестве творческой работы с учебником ребятам предлагается самостоятельно разработать тесты к конкретному параграфу или разделу. Составление кроссвордов - вид работы, вызывающий особый интерес. Ученики любят не только решать, но и составлять их, проявляя при этом все свои интеллектуальные и творческие способности.
Информационно – коммуникационные технологии.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника, повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны.

Использование компьютерных программ решает ряд важных задач:

делает процесс обучения наглядным;

повышает объективность оценки ответов;

позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению;

сокращает время проверки знаний учащихся.

На уроках, элективных курсах по биологии и во внеурочное время можно использовать электронные учебники, которые помогают решить следующие дидактические задачи:

усвоить базовые знания по предмету,

систематизировать усвоенные знания,

сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием компьютера,

оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,

обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов. Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей; позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования памяти, внимания, гуманизации содержания образования. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Применяя информационные технологии в своей работе, необходимо помнить, что более эффективное применение на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов. Использование мультимедиа в течение всего урока неэффективно.

Компьютерные уроки также эффективны в использовании обобщающих уроков, уроков – зачетов, а также уроков – семинаров, игр.

Использование традиционных технологий урока в сочетании с компьютерными технологиями повышает работоспособность обучающихся, особенно повышается обратная связь диагностики ошибок, когда можно вернуться к любому вопросу и повторить его снова.
Используемые источники:

  1. www.school59.chebnet.com

  2. www.edu.cap.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современные педагогические технологии в преподавании биологии iconТема Сроки обучения
В программе: современные педагогические технологии в преподавании русского языка и литературы и современные методы оценки личностных,...
Современные педагогические технологии в преподавании биологии iconСовременные педагогические технологии и мониторинг качества учебно-методический...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «современные педагогические технологии и мониторинг качества»
Современные педагогические технологии в преподавании биологии iconСелевко Г. К. Современные образовательные технологии
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Современные педагогические технологии в преподавании биологии iconИспользование икт в преподавании биологии
«компьютерного чайника». И таких как я много. Но всегда хотелось изменить это и ваш журнал показывает как это возможно сделать, уверенности...
Современные педагогические технологии в преподавании биологии icon"Современные педагогические технологии на занятиях и уроках гуманитарного...
Общероссийского педагогического конкурса "Современные педагогические технологии на занятиях и уроках гуманитарного направления 2014-2015...
Современные педагогические технологии в преподавании биологии iconПочему модульное обучение называют технологией?
Современные педагогические технологии подразделяются на проблемные, дидактивно-игровые, совместного обучения и модульные технологии....
Современные педагогические технологии в преподавании биологии iconКонтрольная работа №1 по дисциплине: «Педагогические технологии»
Отечественные педагоги ищут пути реформирования учебного процесса. В педагогике все большую значимость приобретают педагогические...
Современные педагогические технологии в преподавании биологии iconСовременные педагогические технологии в решении стратегической задачи...
Государственное общеобразовательное учреждение дополнительного профессионального
Современные педагогические технологии в преподавании биологии iconСовременные
Педагогические технологии представляют собой процесс, при котором происходит качественное изменение педагогического воздействия на...
Современные педагогические технологии в преподавании биологии iconУрок русского языка в 4 классе Тема «Наречие»
«Современные педагогические технологии обучения русскому языку в начальной школе»
Современные педагогические технологии в преподавании биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современные информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранных языков
Современные педагогические технологии в преподавании биологии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы...
В рамках курса «Современные проблемы биологии» рассматривается широкий круг вопросов, сыгравших определяющую роль в развитии современной...
Современные педагогические технологии в преподавании биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Современные педагогические технологии как условие реализации урока на основе требований фгос ооо»
Современные педагогические технологии в преподавании биологии iconКурсовая работа На тему: «Современные технологии обучения»
Ii. Современные технологии организации образовательного процесса
Современные педагогические технологии в преподавании биологии iconПлан работы муниципального казенного общеобразовательного учреждения...
Фгос ноо, коррекционно-развивающего обучения, современные педагогические технологии, куз
Современные педагогические технологии в преподавании биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Современные педагогические технологии в образовательном процессе как одно из условий формирования духовно – нравственной культуры...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск