Материалы на муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов «мой лучший урок -2013»





Скачать 144.08 Kb.
НазваниеМатериалы на муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов «мой лучший урок -2013»
Дата публикации08.08.2014
Размер144.08 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Отдел образования администрации

Красненского района Белгородской области

Методический кабинет

МАТЕРИАЛЫ НА МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК -2013»


НАПРАВЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ
УРОК БИОЛОГИИ

«ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ И ДРОЖЖИ. ГРИБЫ-ПАРАЗИТЫ»

6 КЛАСС
АВТОР

АНДРУС ЕЛЕНА ИВАНОВНА
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ

МОУ «НОВОУКОЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2013 год

Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. (слайд 1)

Цель урока: создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о плесневых грибах, дрожжах, грибах-паразитах;

Задачи:

  • расширить знания учащихся о царстве грибов, об их разнообразии; познакомить их с отличительными особенностями, строением и способом питания плесневых грибов, дрожжей и грибов паразитов, дать представление о способах борьбы с грибами - паразитами,

  • развивать умения распознавать плесневые грибы, дрожжи и грибы-паразиты.

  • раскрыть значение грибов в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.

  • способствовать развитию умения самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения;

  • развивать общеучебные навыки, логическое мышление, смысловую память и творческие способности;

  • создать условия для формирования у учащихся бережного отношения к своему здоровью.

  • содействовать развитию универсальных учебных действий.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, микроскопы световые, микроскоп электронный, микролаборатории, кусочки плесневого хлеба, готовый микропрепарат «Плесневый гриб мукор», указка, диск «Виртуальная школа» уроки биологии Кирилла и Мифодия, ЭОР по биологии, учебник Биология. Бактерии. Грибы. Растения Автор Пасечник В.В. М.: Дрофа, 2010 год

Ход урока


1.Организационный этап

Учитель: Прозвенел звонок, а это значит, что наше занятие началось. Я приветствую всех присутствующих сегодня на уроке биологии. Дети, я рада, что вы пришли на урок биологии, чтобы узнать что-то новое из этой сложной, но очень интересной и занимательной науки. Крайне сожалению о тех, кто не смог прийти на него, кто болеет, я желаю им скорейшего выздоровления. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня. Прием обратной связи "Ладошки". Я думаю, что вы будете активны в течение всего урока.

На протяжении нескольких уроков мы знакомились с грибами. На сегодняшнем уроке мы продолжим изучать многообразие грибов. Предлагаю Вам выполнить задания, которые в дальнейшем помогут нам при изучении новой темы. Работать мы сегодня будем в группах. Определитесь, кто будет ответственным организатором в группе.

2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

1 группа - Ответьте на вопросы: (слайд 2)

  1. Почему грибы принято выделять в отдельное царство?

  2. Какой тип питания характерен для грибов? (слайд 3)

  3. В чем состоит основное отличие трубчатых грибов от пластинчатых?

  4. Что такое микориза? (слайд 4)

2 группа - Работа на интерактивной доске: Какие грибы называют шляпочными? Расскажите о строении шляпочного гриба. Сделайте пометки на доске. (слайд 5)

3 группа - Интерактивный рисунок Шляпочный гриб» Выберите названия. (слайд 6)

4 группа - Выполнить тест (слайд 7)

1. Грибы питаются:

А – образуя на свету органические вещества;

Б – готовыми органическими веществами;

В – только органическими веществами живых организмов;

Г – поселяясь на продуктах питания.

2. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что:

А – они живут в почве,

Б – не имеют хлорофилла,

В – паразитируют на других живых организмах,

Г – имеют небольшие размеры.

3. Грибы:

А - размножаются спорами;

Б – семенами;

В – частью корня,

Г – частью стебля.

4. Микориза:

А – плодовое тело гриба,

Б - болезнь растений вызываемая грибами,

В – грибокорень,

Г – часть грибницы.

5. Сапрофиты:

А – мхи,

Б – грибы,

В – бактерии,

5 группа - Съедобные и ядовитые грибы    (слайд 8,9,10 ) Какие грибы относятся к съедобным, а какие к ядовитым ?

Работа на интерактивной доске: задание «Положи съедобные грибы в корзину»

6 группа - правила сбора грибов, меры первой помощи при отравлении грибами. Статьи из газеты (слайд 11-15)

- Что Вам известно из истории открытия грибов?

3. Этап подготовки к восприятию нового материала.(слайд 16)

Учитель. Вы уже знаете, что среди грибов встречаются и такие, которые не образуют плодовых тел. Попробуйте привести примеры таких грибов. Учитель. Многие из этих грибов живут рядом с нами, в наших домах и квартирах. Часто мы их даже не замечаем, пока они не проявят себя слишком уж явно. Как вы думаете, о каких грибах идет речь? Учитель. Оставьте в хлебнице куски белого или черного хлеба на несколько дней. Они покроются пятнами белой, желтоватой или зеленой плесени. На хлебе, варенье и других продуктах поселяются плесневые грибы. (Слайд 16) (Дети отвечают.) Плесневые грибы, дрожжи. Учитель сообщает, что это и есть тема сегодняшнего урока. Учитель предлагает обучающимся сформулировать цели урока.

4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Учитель в ходе фронтальной беседы рассказывает учащимся о плесневых грибах.

Белая пушистая плесень часто представляет собой гриб - мукор. Под микроскопом заметно, что мицелий мукора состоит из тонких бесцветных ветвящихся нитей. Но в отличие от шляпочных грибов, в мицелии мукора нельзя заметить отдельных клеток. Такой мицелий представляет собой как бы одну разветвленную клетку, имеющую много ядер. Некоторые гифы растут вертикально вверх и образуют на своих концах расширения в виде шариков, в которых образуются споры. Когда споры созревают, спорангий разрывается и споры оказываются в воздухе. Они очень мелкие, невидимые простым глазом и переносятся током воздуха. Попав в благоприятные условия, спора прорастает и образуется мицелий. Мукор не имеет хлорофилла и питается готовыми органическими веществами. Он находит благоприятные условия на продуктах питания.

Гриб мукор ( слайд 18)наиболее часто можно обнаружить на старом хлебе, особенно если он некоторое время находился во влажном теплом месте (например, в полиэтиленовом пакете). Если проследить за развитием этого гриба, можно заметить, что на хлебе сначала появляется пушистый белый налет. Как вы думаете, что это такое? (Дети отвечают.) Это начал расти плесневый гриб. Это гриб мукор. Если мы и дальше будем наблюдать за грибом, то мы заметим, что через некоторое время цвет гриба изменится. Он потемнеет. Это начали появляться и созревать споры. Грибница гриба мукор состоит фактически из одной сильно разросшейся и разветвленной клетки с большим количеством ядер в цитоплазме. Нити мицелия тонкие, бесцветные, поэтому и молодая плесень имеет вид белого пушка.

Грибница пеницилла (слайд 19-21)в отличие от грибницы мукора, состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на клетки. Споры пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах некоторых нитей грибницы в мелких кисточках. В клетках пеницилла образуется вещество, убивающее некоторые болезнетворные бактерии. Его специально разводят, чтобы получить лекарства для лечения многих болезней.

Из этого гриба изготовляют лекарство пенициллин. Чаще всего это лекарство используют при возникновении различных инфекций, возникающих в открытых ранах. Кроме того, пеницилл широко используется при легочных заболеваниях, менингите. Пенициллин является антибиотиком, то есть веществом, угнетающе действующим на болезнетворные бактерии и некоторые вирусы. Пенициллин был открыт в 1929 году английским бактериологом Александром Флемингом.

Работу над пенициллином продолжили Говард Флори и Эрнст Чейн. А. Флеминг, Г. Флори и Э. Чейн в 1945 году были удостоены Нобелевской премии. ( слайд20-21)

Учитель предлагает обучающимся выполнить лабораторную работу. (слайд 22)

1.   Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб на хлебе. Опишите его внешний вид.

2.     Рассмотрите микропрепарат под микроскопом при увеличении 60 Что представляет собой мицелий плесневого гриба?

3.     Рассмотрите микропрепарат при увеличении микроскопа 300 раз. Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их. Найдите на микропрепарате лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.

Ответьте на вопросы:

- Какой цвет имеет мицелий мукора?

-Почему этот гриб поселяется на продуктах питания?

-Как происходит размножение мукора?

-Как происходит размножение мукора?

Физкультминутка ( слайд 23)

Учитель говорит, а учащиеся выполняют упражнения под легкую веселую музыку.

Утром гномы в лес пошли.

(шаг на месте)
По дороге гриб нашли.

 (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три -

 (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три!

(руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали,

(наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опаздали.

(руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
Учитель демонстрирует видеофрагмент Дрожжи без звука, а потом предлагает учащимся определить, о чем идет речь в видеофрагменте. Затем включает звук и снова демонстрирует видеофрагмент. ( слайд 24)
Дрожжи, сборная группа одноклеточных грибов из различных классов . Широко распространены в природе. Размножаются преимущественно почкованием. Многие вызывают спиртовое брожение. Богаты белком, витаминами группы В. Дрожжи размножаются в результате почкования. ( слайд 25, ЭОР «Почкование дрожжей») Сначала на материнской клетке появляется бугорок, который постоянно увеличивается в размерах. Затем делится ядро материнской клетки. Часть ядра остается в материнской клетке, а часть отправляется в отпочковывающуюся дочернюю клетку. Новая молодая клетка может совсем отделиться от материнской или остаться радом с ней. Постепенно молодые клетки растут и образуют новые, дочерние клетки. В результате может возникнуть достаточно длинная разветвленная цепочка, состоящая из отдельных клеток дрожжей.

Грибы-паразиты Но среди грибов встречаются и грибы-паразиты. Вспомните, какие организмы называют паразитами? (Дети отвечают.) Паразитами называются организмы, питающиеся за счет живых организмов, нередко нанося им вред. Среди паразитических грибов встречаются такие, которые могут вызывать различные заболевания человека и животных, а также растений. Особое значение для человека имеют грибы, поражающие сельскохозяйственные растения, выращиваемые человеком. Давайте более подробно познакомимся с некоторыми наиболее часто встречающимися паразитическими грибами. ( слайды 26- 36 )

1.Паразитический гриб головня (слайд26). Различные виды этого гриба могут поражать разные виды хлебных злаков (например, пшеницу, овес, кукурузу, просо, ячмень и т. д.), а также и другие растения. Эти паразитические грибы наносят огромный вред многим сельскохозяйственным культурам. Если посмотреть на растение, пораженное этим грибом, то сразу будет заметно, какую часть растения он поражает. Колоски этих зараженных растений почерневшие, как бы обугленные, похожие на головешки. Отсюда и название гриба - головня. Если рассмотреть зараженные колоски более внимательно, то будет заметно, что они набиты не семенами, а черными мелкими спорами гриба. Питается мицелий гриба за счет органических веществ растения - хозяина. Однако до момента колошения гриб не приносит ощутимого вреда своему хозяину. Достигнув колоса, мицелий гриба начинает бурно развиваться, уничтожает ткани колоса и образует споры внутри зерен.

Как вы думаете, как люди борются с этим грибом на сельскохозяйственных растениях? (Дети делают свои предположения.) Для того, чтобы гриб не развивался на сельскохозяйственных растениях, необходимо уничтожить его споры, прилипшие к посевному зерну. Это делают с помощью центрифугирования, а так же некоторые зерна протравливают химическими веществами, например, раствором формалина.

2) Еще одним паразитом различных зерновых растений является гриб спорынья. (слайд 27). Споры этого гриба попадают в завязи цветка растения-хозяина и прорастают там. Во время образования колоса зерновки пораженных растений превращаются в черно-фиолетовые ядовитые образования, похожие на рожки. Это сплетения нитей грибницы спорыньи. На них образуются мелкие многочисленные споры, которые разносятся ветром. Сами грибы и их споры ядовиты и, попав в пищу к человеку, могут вызвать тяжелые отравления.

3) Злаки, в том числе и культивируемые человеком, поражает и гриб, называемый хлебной ржавчиной(слайд 28). Название свое гриб получил благодаря тому, что поражает преимущественно хлебные злаки. Цикл развития этого гриба очень сложен. Этот гриб сначала развивается на других растениях (часто на барбарисе), а в начале - середине лета на различных злаках, преимущественно на пшенице. За одно лето гриб образует несколько поколений спор. Споры окрашены в ржаво-коричневый цвет, за что гриб и получил свое название. Хлебная ржавчина поражает листья и стебли растений. -Но какой же вред от этого человеку? (Дети делают свои предположения.) На зараженных этим грибом растениях колосья могут вообще не образовываться или они оказываются мелкими и зерно не созревает. Споры этого гриба могут переноситься ветром на сотни и даже тысячи километров, что сильно затрудняет борьбу с ним.

Какие пути решения этой проблемы вы могли бы предложить? (Дети делают свои предположения.) Агрономы научились выводить сорта злаков, устойчивых к заражению этим грибом.

4)Грибы трутовики (слайд29), или трутовые грибы, тоже часто являются грибами - паразитами. Где можно обнаружить эти грибы? (Дети отвечают.) Эти грибы чаще всего можно обнаружить в лесу на стволах деревьев.

- Как вы думаете, какая часть гриба нам обычно видна?

(Дети отвечают.) Обычно на поверхности дерева находится плодовое тело гриба. - Какова его функция? (Дети отвечают.) В нем образуются споры гриба. - А где же находится мицелий гриба (грибница)? (Дети отвечают.) Мицелий гриба находится внутри ствола дерева. Гифы гриба разрушают древесину дерева, нанося ему большой вред.

- Но как же дерево может заразиться этим грибом? (Дети отвечают.) Плодовые тела трутовиков многолетние. Они нарастают каждый год, образуя концентрические наплывы. Что можно сказать о грибе по количеству этих наплывов? (Дети отвечают.) По количеству наплывов можно судить о возрасте плодового тела гриба.

5) Среди других грибов-паразитов наиболее часто встречается гриб черная ножка(слайд 30)., часто поражающий молодые побеги капусты. На томатах, клубнях картофеля развивается гриб черная гниль (слайд 31). На плодах и листьях томата и картофеля поселяется фитофтора(слайд 32).

На клубнике и землянике - серая гниль(слайд 33). На яблоках часто поселяется плодовая гниль ( слайд 34)Гриб, называемый мучнистой росой, (слайд 35) часто поражает листья, молодые побеги и плоды крыжовника, а также и других растений, таких как картофель, смородина, помидоры. Кроме того, некоторые грибы могут являться паразитами людей и животных. Поражения грибком Людей и животных называют микозами. (слайд 36)

Учитель подводит учащихся к формулировке вывода:

Плесневые грибы, таким образом, являются низшими грибами. Грибы-представители особого царства, занимающего промежуточное положение между растениями и животными. Наука, изучающая грибы называется микология.

4.Этап закрепления знаний о плесневых грибах и дрожжах, грибах-паразитах

А) Выполнение тестового задания ( подготовка к ГИА) ( Приложение №1) ( слайды 37-46)

Б) Самостоятельная работа учащихся с учебником. (Слайды 47-48)

Пользуясь текстом учебника (учебник В.В. Пасечника 8, 9,10), а также знаниями, полученными на уроке и записями в тетради, заполните таблицу. Плесневые грибы, дрожжи, грибы-паразиты.( Приложение № 2)

5.Этап подведения итогов урока. 6.Этап информации о домашнем задании.( слайд 49) Изучить параграф 9, 10, ответить на вопросы и выполнить задания на стр. 44, 47 , провести мини-исследование о плесневые грибы на кухне* 7.Этап рефлексии (слайд 50-51) Учитель предлагает продолжить предложения: Сегодня на уроке я …. Теперь я могу… Знания о грибах помогут мне…

Приложение № 1

Тесты для закрепления изученного материала

1. Грибница мукора - это:

А) многоклеточные образования;

Б) одна многоядерная клетка;

В) одна одноядерная клетка;

Г) неклеточное образование.

2. Пушистый белый налет мукора через некоторое время становится

черным, потому что:

А) его нити погибают и загнивают;

Б) с возрастом в нитях образуются вещества черного цвета;

В) в его головках образуются споры.

3. Гриб-кистевик, из которого вырабатывают лекарство:

А) пеницилл;

Б) трутовик;

В) головня;

Г) фитофтора.

4. Микроскопические грибы, издавна применяемые человеком:

А) дрожжи;

Б) Трутовик;

В) мукор;

Г) фитофтора.

5. Дрожжи размножаются:

А) спорами;

Б) почкованием;

В) мицелием;

Г) гифами.

6. Гриб-паразит, поражающий картофель и томаты:

А) спорынья;

Б) трутовик;

В) головня;

Г) фитофтора.

7. Гриб-паразит, поражающий хлебные злаки:

А) мукор;

Б) трутовик;

В) головня;

Г) фитофтора.

8. Споры какого гриба, попав с мукой в пищу, могут вызвать

отравление?

А) спорынья;

Б) головня;

В) трутовик;

Г) фитофтора.

9. Плодовое тело какого гриба имеет форму копыта?

А) фитофтора;

Б) трутовик;

В) головня;

Г) спорынья.

Приложение № 2

Плесневые грибы, дрожжи, грибы-паразиты

Представители

Биологические особенности

Значение в природе и жизни человека

Мукор

Мицелий представлен крупной сильно разветвленной клеткой со множеством ядер. Размножается участками мицелия и спорами. Споры образуются в головчатых спорангиях

Участвует в разложении растительных остатков. Наносит большой ущерб хозяйственной деятельности человека, портя продукты питания при хранении

Пеницилл

Мицелий многоклеточный, ветвистый. Размножается участками мицелия и спорами. Споры образуются на веточках спорангиеносцев

Вызывают порчу продуктов при хранении. Используются для получения антибиотиков (пенициллин)

Дрожжи

Мицелий состоит из овальных или вытянутых палочковидных одноядерных клеток. Обитают в средах, содержащих сахар. Размножаются почкованием и спорами

Участвуют в разложении органических соединений, вызывая брожение. Используются в хлебопечении, кондитерской промышленности, в производстве кормовых продуктов, белков, витаминов. Являются объектами изучения биохимиков и генетиков

Трутовик

Мицелий многоклеточный. Развивается в коре, древесине и сердцевине деревьев. На поверхности ствола образуются многолетние плодовые тела. Паразит или сапрофит

Сокращают сроки жизни деревьев. Участвуют в разложении растительных остатков. Разрушают деревянные постройки. Один из видов (чага) используется в медицине

Головня

Мицелий многоклеточный, паразиты хлебных и дикорастущих злаков и осок. Размножается мицелием и спорами

Наносит ущерб сельскому зерновому хозяйству. Снижает урожайность злаков или практически полностью уничтожает его

Спорынья

Мицелий многоклеточный, ветвистый. Паразит ржи посевной и других злаков. Размножается мицелием и спорами

Поражают луговые и хлебные злаки, снижают урожайность зерна. Споры гриба ядовиты и могут вызывать отравления. Некоторые химические вещества гриба используют в медицине

Фитофтора

Мицелий состоит из одной крупной ветвистой клетки с множеством ядер. Паразитирует на различных частях пасленовых растений. Размножается частями мицелия, спорами

Поражает листья и клубни картофеля, а также листья и плоды томата. Наносит ущерб сельскому хозяйству

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Материалы на муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов «мой лучший урок -2013» iconВсероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой...
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Материалы на муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов «мой лучший урок -2013» iconПоложение о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»
М. В. Ломоносова, Московский областной государственный университет, редакция журнала «Вестник образования России», при поддержке...
Материалы на муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов «мой лучший урок -2013» iconПоложение о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов...
«Вестник образования России», «Современный урок», Центр «Педагогический поиск» при поддержке Министерства образования и науки Российской...
Материалы на муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов «мой лучший урок -2013» iconРиказ
Администрации г. Апатиты №108-1/о от 01. 07. 2011 г. «О проведении муниципального этапа VI всероссийского конкурса профессионального...
Материалы на муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов «мой лучший урок -2013» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ального образования от 01. 09. 2011 года №01-20/1594 «О ежегодном Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой...
Материалы на муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов «мой лучший урок -2013» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (далее – конкурс) проводится в целях
Материалы на муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов «мой лучший урок -2013» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок" (далее Конкурс) проводится в целях
Материалы на муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов «мой лучший урок -2013» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок" (далее Конкурс) проводится в целях
Материалы на муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов «мой лучший урок -2013» iconПояснительная записка Направление работы: естественно-научное
Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» на 2011-2012 учебный год
Материалы на муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов «мой лучший урок -2013» iconПоложение о городском фестивале профессионального мастерства педагогов
Фестиваль профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (далее Фестиваль) проводится с целью поддержки творческих инициатив...
Материалы на муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов «мой лучший урок -2013» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Новоаннинского муниципального района, Муниципальное казенное учреждение «Образование» Новоаннинского муниципального района Волгоградской...
Материалы на муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов «мой лучший урок -2013» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Материалы на муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов «мой лучший урок -2013» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» на 2013 – 2014 учебный год
Материалы на муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов «мой лучший урок -2013» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Об организации и проведении муниципального этапа VIII всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший...
Материалы на муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов «мой лучший урок -2013» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вестник образования России", "Современный урок", Центр "Педагогический поиск", при поддержке Министерства образования и науки Российской...
Материалы на муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов «мой лучший урок -2013» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Редакции журналов "Вестник образования России", «Современный урок», Центр "Педагогический поиск", при поддержке Министерства образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск