Скачать 66.7 Kb.
|
В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение – повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируются их научно – материалистическое мировоззрение, эффективнее вырабатываются интеллектуальные и практические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности. Контрольно - обобщающий урок в 6-ом классе по теме: «Цветок – соцветия. Семя – плод». ( Программа по учебнику В.В. Пасечник «Биология Растения. Грибы. Бактерии»). Волкова Наталья Владимировна учитель биологии МОУСОШ № 1 г. Королев Московской области При изучении данных тем, учащимся необходимо было усвоить много понятий и терминов, научится на практике отличать семена однодольных растения от двудольных растений, уметь находить тот или иной тип соцветий на гербариях и рисунках, распознавать типы плодов и семян в коллекциях и сопоставлять их с названиями растений. Данный урок поможет активизировать мыслительную и познавательную деятельность школьников, а его необычные задания дадут возможность «оживить» и закрепить пройденный материал. Урок рассчитан на 40 минут. Цель урока: Закрепить и систематизировать знания о цветке, плоде как генеративном органе покрытосеменных растений. Обобщить и систематизировать знания о понятиях: соцветия, плод. Продолжать развивать и закреплять навыки работы с гербариями, коллекциями плодов и семян, таблицами. Оборудование: Модель «Цветок». Таблица «Соцветия». Коллекции семян и плодов. Таблица «Строение семян». Раздаточный материал с заданиями для каждого ученика по вариантам. Ход урока Учитель раздает учащимся карточки с заданиями. Все таблицы (без обозначений к ним), находятся на доске. Коллекции плодов и семян, гербарии растений раздаются на парту. Учащиеся могут использовать их при выполнении заданий. Ответы к заданиям помещены в приложении 1. Задание 1 Ниже перечислены термины. Слева термину соответствует цифра, а справа – буква.
Учащиеся, отвечающие на вопросы первого варианта, записывают в тетради номер вопроса и рядом – соответствующую правильному ответу цифру. Учащиеся, отвечающие на вопросы второго варианта, после номера ответа указывают соответствующую букву. Вариант 1 1. Первые листья зародыша растения. 2. Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи. 3. Из чего развивается семя? 4. Растения, имеющие в зародыше одну семядолю. 5. Если в цветке только один пестик, то плод, развившийся из него называют… 6. Запас питательных веществ семени находится в особой запасающей ткани. Какой? Вариант 2 1. Видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. 2. Группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. 3. Совокупность чашелистиков и лепестков. 4. Если на растении находятся и мужские и женские цветки, то растение называют… 5. Женский орган цветка. 6. Назовите составляющие тычинки. Задание 2 Учащимся предлагается выбрать правильный вариант ответа на вопросы. Вариант 1 1. К репродуктивным органам растения можно отнести: плоды, семена, цветки, все эти органы. 2. Зародыш фасоли включает в себя: стебель, корень, листья, все эти органы. 3. Две семядоли имеются в семенах: лука, моркови, пшеницы, всех этих растений. 4. Основную часть семени ржи занимает: зародыш, семядоля, эндосперм, оболочка. 5. Однодомные растения имеют: только пестичные цветки, только тычиночные цветки, обоеполые цветки, тычиночные и пестичные цветки на одном растении. 6. Простой околоцветник свойственен: вишне, яблоне, лилии. 7. Назовите плод, который трижды влияет на судьбу человека. 8. Двойной околоцветник свойственен: мхам, папоротникам, голосеменным, цветковым. Вариант 2 1. Какого пола тычиночные цветки? 2. Назовите составляющие чашечку цветка. 3. Сидячие цветки свойственны: яблоне, сирени, укропу, подорожнику. 4. Однополые цветки свойственны: огурцу, вишне, пшенице, гороху. 5. Правильный цветок имеют: горох, вишня, капуста, шалфей. 6. Двойной околоцветник имеют: роза, тюльпан, орхидея. 7. Много семян имеется в плодах: подсолнечника, ржи, гороха, всех этих растений. 8. Составляющая часть околоцветника: венчик, тычинка, пестик, цветоножка. Задание 3 Вариант 1 Ниже перечислены названия растений
Сопоставьте предлагаемые названия растений, названию соцветий, которые для них характерны.
Вариант 2 Ниже перечислены названия растений.
Сопоставьте предлагаемые названия растений, названию плодов (соплодий).
Задание 4 Учащимся предлагается по смыслу закончить предложения. Вариант 1 1. К зернобобовым растениям относят… . 2. Банан можно отнести к…. (указать жизненную форму). 3. К двулетним растениям относят… . 4. К многолетним растениям относят… . 5. Белков в особенности много в семенах… . 6. Основным запасным углеводом у растений является…. Вариант 2 1. Две семядоли имеются в семенах… . 2 .Основную часть семени ржи занимает… . 3. Мало жиров содержится в семенах… . 4. При температуре почвы 1 – 20С прорастают семена… . 5. Мелкие семена лука можно сажать на глубину… . 6. Одна семядоля содержится в семенах…. Задание 5 Расставьте буквы на свои места и угадайте заданное слово. Вариант 1
Вариант 2
Задание 6 Вариант 1 Рассмотрите коллекции семян. Отберите в коллекции семена однодольных растений, а затем семена двудольных растений. Назовите типы плодов отобранных вами экземпляров. ( Учитель раздает коллекции семян на парты). Вариант 2 Рассмотрите гербарии предлагаемых вам растений. Укажите тот или иной тип соцветия характерный данному растению. Назовите эти растения. ( Учитель раздает гербарии растений на парту). В конце урока учащиеся сдают свои работы учителю. Приложение 1 Контрольно-обобщающий урок по теме: Цветок - Соцветия. Семя – Плод. (ОТВЕТЫ). Задание 1 Вариант 1. 1 – 10; 2 – 6; 3 – 12; 4 – 1; 5 – 3; 6 – 8. Вариант 2. 1 – Л; 2 – Д; 3 – Ж; 4 – И; 5 – Г; 6 – Б. Задание 2. Вариант 1. 1 - все образования; 2 - все эти органы; 3 - морковь; 4 - эндосперм; 5 - тычиночные и пестичные цветки на одном растении; 6 – лилия; 7 – первое – яблоко с дерева познания; второе – яблоко раздора; третье – яблоко Ньютона; 8 – цветковым. Вариант 2. 1 – мужского; 2 – чашелистики; 3 – подорожник; 4 – огурец; 5 – вишня, капуста; 6 – роза; 7 – горох 8 – венчик. Задание 3. Вариант1. Кисть – 12, 7; Метелка – 6, 14; Простой колос – 10; Сложный колос – 9, 13; Початок – 4; Простой зонтик – 1, 2;. Корзинка – 3, 8; Сложный зонтик – 5, 11. Вариант2. Костянка – 1, 9; Ягода – 2; Коробочка – 3, 10; Семянка – 7; Яблоко – 11, 13; Зерновка – 6; боб – 4; стручок – 5; Соплодия – 12, 14. Задание 4. Вариант 1. 1 – соя; 2 – трава; 3 – свекла; 4 – василек; 5 – фасоль; 6 – крахмал. Вариант 2. 1 – морковь; 2 – эндосперм; 3 – горох; 4 – рожь; 5 – 1-2 см; 6 – лук. Задание 5. Вариант 1. 1 – углеводы; 2 – опыление; 3 – распространение; 4 – глюкоза; 5 – проростками. Вариант 2. 1 – крахмал; 2 – сахар; 3 – саморазбрасывание; 4 – классификация; 5 – цветоложе. |
Урока биологии на тему: «Царство грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы» Умк: В. В. Пасечник Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения. – М.: Дрофа, 2011 | Урок на тему: Дыхание растений. По учебнику В. П. Викторова, А. И.... По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс | ||
Рабочая программа по биологии для 6 класса к учебнику В. В. Пасечник В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» (М.: Издательство «Экзамен», 2004). Курс «Биология с элементами краеведения»... | Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), за основу рабочей программы взята... | ||
Учебник для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» автор В. В. Пасечник:... Оборудование: таблицы, гербарий, текст и рисунки учебника, технологическая карта урока, учебник для 6-го класса «Бактерии. Грибы.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник – Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс / В. В. Пасечник. М.: Дрофа, 2012 г | ||
Аннотация к рабочей программе по биологии для 6 класса В. В. Пасечник, В. В. Латющин, В. М. Пакулова «Бактерии. Грибы. Растения.» Программа для общеобразовательных учреждений Биология... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Пасечник В. В. 14-е изд «Биология. Бактерии,грибы,растения. 6 класс.» Пасечник В. В. 14-е изд. М.: 2011. 304 с., Положения о рабочей программе педагога мбоши... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс | Учебник: Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. «Биология.... Планирование составлено на основе (программа): «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономаревой,... | ||
Учебник: Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. «Биология.... Планирование составлено на основе (программа): «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономаревой,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Базовый учебник В. В. Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва.... | ||
Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник... Сборник нормативных документов Биология. М., «Дрофа», 2007 г. (составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев), учебного плана мбоу «Качелинская... | Карта урока «Птицы разные нужны, птицы разные важны!» Цели и задачи По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс |