Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010.
Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде,
Рабочая программа ориентирована на учебник Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения – 6 кл. – М.: Дрофа, 2007. – 372с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
В рабочую программу внесены следующие изменения:
в связи с тем, что в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа 2010, нет темы «Классификация растений», а в государственном стандарте основного общего образования содержится требование к умению ученика определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация), была введена тема «Классификация растений» ( 4 часа) за счет сокращения часов по следующим темам: «Введение» 1 час вместо 2 часов; «Клеточное строение организмов» вместо 4 часов 3 часа; «Природные сообщества» вместо 3 часов 1 час. Тема «Природные сообщества» более подробно будет изучена в 9 классе.
при изучении отделов растений необходимо изучать и размножение водорослей, мхов, папоротников и голосеменных растений, так как государственный стандарт основного общего образования требует от выпускника знать сущность процесса размножения живых организмов, в том числе и растений, а в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа 2010, эти вопросы не рассматриваются. Поэтому считаю целесообразным в теме «Жизнь растений» один урок посвятить способам размножения споровых растений. Размножение голосеменных целесообразно изучать в теме «Царство Растения» урок «Голосеменные растения, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных растений».
Считаю целесообразным изучать строение стебля, рост стебля в толщину, так как в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа 2010, этого вопроса нет, а в государственном стандарте основного общего образования от выпускника требуется сравнивать биологические объекты ( клетка, ткани, органы и системы органов представителей отдельных систематических групп).
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.
Содержание программы
Введение (1 час)
Объект изучения биологии – живая природа. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. Клеточное строение организмов (3 часа)
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп)
Строение клетки: оболочка, цитоплазма, ядро. Вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация: микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы: 1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Рассмотрение клеток с помощью лупы.
2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Царства Бактерии и Грибы (4 часа) Роль бактерий в природе и жизни человека и собственной деятельности.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Царство грибы. Роль грибов в природе и жизни человека Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы - паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.
Правила сбора съедобных грибов и их охрана.
Меры профилактики отравления грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Роль лишайников в природе и жизни человека и собственной деятельности.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов.
(трутовика, ржавчины, головни, спорыньи, лишайников)
Царства Растения. (5ч) Царство Растения. Ботаника- наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со внешней средой обитания. Роль в биосфере.
Роль растений (водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных, покрытосеменных) в природе и жизни человека и собственной деятельности. Охрана растений.
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов, их значение. .
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, их охрана.
Голосеменные, их строение и многообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Размножение голосеменных.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Строение и многообразие покрытосеменных ( 8 часов) Строение семян однодольных и двудольных растений.
Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.
Лабораторные работы: 1. Изучение строения цветка.
Ознакомление с различными видами соцветий. 3. Ознакомление с сухими и сочными плодами.
Жизнь растений ( 7 часов) Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение споровых растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация опытов получения хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями. Классификация растений (4 часа)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых и сложноцветных.
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Демонстрация живых и гербарных растений семейств двудольных и однодольных, районированных сортов указанных растений. Природные сообщества (1 час)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп Лабораторная работа: Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
Резерв времени - 2 часа
Обозначения:
Объект изучения биологии – живая природа. – Фразы, взятые из стандарта
Основные экологические – фразы, взятые из программы
Знакомство с классификацией цветковых растений. – Фразы, взяты из программы для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Биология М., Дрофа, 2004.
Учебно – тематический план
Тема
| Количество часов
| По программе В. В. Пасечника
| По рабочей программе
| Лабораторных, практических работ
| 1. Введение
| 2
| 1
|
| 2. Клеточное строение организмов
| 4
| 3
| Л.р.№1, Л.р№2
| 3. Царства Бактерии и Грибы
| 4
| 4
|
| 4. Царство Растения
| 5
| 5
|
| 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений
| 8
| 8
| Л. р, №3, №4., №5,
| 6. Жизнь растений
| 7
| 7
|
| 7. Классификация растений
| -
| 4
|
| 8. Природные сообщества
| 3
| 1
| Л.р.№6
| 9 Резервное время.
| 2
| 2
|
| Итого
| 35
| 35
|
|
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебно – методические средства обучения.
Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения – 6 кл. – М.: Дрофа, 2007. – 372с.
Пасечник В. В., Снисаренко Т. А. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Рабочая тетрадь.
Список дополнительной литературы для учителя:
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000
Муртазин Активные формы обучения биологии - М., Просвещение, 1991
Галушкова Н. И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс Поурочные планы – Волгоград:Учитель, 2007
Парфилова Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 класс). - М., Экзамен, 2004
Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). - М., Экзамен, 3005
Бенуж Е. М. Тесты по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). - М., Экзамен, 2008
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995
Журнал «Биология в школе»
Список дополнительной литературы для учащихся:
Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 2 – М., Аванта +, 1997
Журнал «Биология для школьников».
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1992, 1995 гг.
Трайтак Д. И. Книга для чтения по биологии. Растения – М., Просвещение, 1996
Календарно – тематическое планирование
№п/п
| Название раздела, темы урока,
тип урока
| Планируемые результаты
| Плановые
сроки
прохождения
| Формы и
средства
контроля
| Практическая часть
программы
| Подготовка к ГИА
| Подготовка к ЕГЭ
| Домашние задания
| 1.
| Введение (1 ч)
Биология – наука о живой природе. Царства растений, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Вводный |
Использовать имеющиеся знания, сравнивать, обсуждать.
|
|
|
|
ГИА 1.1
|
| Стр. 9 - 12
| 2.
| Клеточное строение организмов (3 ч) Устройство увеличительных приборов.
Комбинированный |
Знать устройство увеличительных приборов
|
|
| Лаб. работа: «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Рассмотрение клеток с помощью лупы».
|
|
| Пар. 1
| 3.
| Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Комбинированный | Знать строение растительной клетки и функции ее органоидов
|
|
| Лаб. работа. «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»
| ГИА 2.1
| ЕГЭ 2.1
| Пар. 2
| 4.
| Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Комбинированный | Знать основные процессы жизнедеятельности клетки
|
| Работа по карточкам
| Демонстрация микропрепаратов различных тканей
| ГИА 2.3
| ЕГЭ 4.4
| Пар. 3, 4
| 5.
| Царства Бактерии и Грибы (4 ч)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение.
Комбинированный |
Знать строение, питание, рост и развитие бактерий, роль в природе и жизни человека, разнообразие
|
|
Тестовый контроль «Строение и жизнедеятельность растительной клетки. Ткани»
|
|
ГИА 3.2
| ЕГЭ 4.2
| Пар. 5,6
| 6.
| Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Роль грибов в природе и жизни человека.
Комбинированный | Знать строение и жизнедеятельность грибов, значение.
|
|
| Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи)
|
ГИА 3.3
| ЕГЭ 4.3
| Пар. 7,8
| 7.
| Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы – паразиты.
Комбинированный
| Знать строение, условия жизни грибов, болезни растений и животных, вызванные грибами - паразитами
|
|
|
| ГИА 3.3
| ЕГЭ 4.3
| Пар. 9, 10
| 8.
| Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Комбинированный
| Знать строение, жизнедеятельность, размножение лишайников. значение
|
| Тестовый контроль «Грибы»
|
| ГИА 3.3
| ЕГЭ 4.3
| Пар. 13
| 9.
| Царство Растения (5 ч)
Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Вводный |
Знать методы изучения растений, общую характеристику растений, роль в биосфере.
|
|
|
|
| ЕГЭ 4.5
| Пар. 11
| 10.
| Строение и особенности жизнедеятельности многоклеточных и одноклеточных водорослей. Многообразие водорослей.
Комбинированный
| Строение и жизнедеятельность водорослей, значение
|
|
|
| ГИА 3.4
| ЕГЭ 4.5
| Пар. 12
| 11.
| Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания.
Комбинированный
| Знать строение мхов, папоротников, хвощей, плаунов
|
| Тестовый контроль «Водоросли
|
| ГИА 3.4
| ЕГЭ 4.5
| Пар. 14,15
| 12.
| Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Размножение голосеменных. Распространение голосеменных.
Комбинированный
| Знать строение и разнообразие, среду обитания, размножение, распространение голосеменных.
|
|
|
| ГИА 3.4
| ЕГЭ 4.5
| Пар. 16, 42
| 13.
| Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Комбинированный
| Знать признаки цветковых растений, многообразие
|
|
|
| ГИА 3.4
| ЕГЭ 4.5
| Пар. 17
| 14.
| Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений.
Комбинированный
|
Знать строение семян однодольных и двудольных растений.
|
|
|
|
| ЕГЭ 4.4
| Пар. 18
| 15.
| Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней.
Комбинированный
| Знать виды корней, типы корневых систем, видоизмененные корни
|
|
|
| ГИА 2.3
| ЕГЭ 4.4
| Пар. 19, 20
| 16.
| Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Комбинированный
| Знать строение почки, рост и развитие побега
|
|
|
| ГИА 2.3
| ЕГЭ 4.4
| Пар. 21
| 17.
| Внешнее и клеточное строение листа. Видоизменение листьев
Комбинированный
| Знать строение листа, видоизмененные листья
|
|
|
| ГИА 2.3
| ЕГЭ 4.4
| Пар. 23, 24, 25
| 18.
| Строение стебля. Рост стебля в толщину. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.
Комбинированный
| Знать строение, рост, многообразие и видоизменение стебля
|
|
|
| ГИА 2.3
| ЕГЭ 4.4
| Пар. 26, 27
| 19.
| Цветок и его строение Комбинированный
| Знать строение цветка
|
| Тестовый контроль «Строения стебля»
| Лаб. работа: «Изучение строения цветка»
| ГИА 2.3
| ЕГЭ 4.4
| Пар. 28
| 20.
| Соцветия
Комбинированный
| Знать типы соцветий
|
|
| Лаб. работа: «Ознакомление с различными видами соцветий»
| ГИА 2.3
| ЕГЭ 4.4
| Пар. 29
| 21.
| Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян
Комбинированный
| Знать классификацию, распространение плодов и семян
|
|
| Лаб. работа: «Ознакомление с сухими и сочными плодами»
| ГИА 2.3
| ЕГЭ 4.4
| Пар. 30, 31
| 22.
| Жизни растений (7 ч)
Минеральное питание растений. Передвижение воды и питательных веществ.
Комбинированный
|
Знать о передвижении воды и мин. веществ по стеблю
|
|
Тестовый контроль «Цветок. Соцветие. Плод»
|
|
| ЕГЭ 4.4
| Пар. 33. 37
| 23.
| Фотосинтез и дыхание
Комбинированный
|
Знать механизм фотосинтеза и дыхания
|
|
| Демонстрации опытов: доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, получение вытяжки хлорофилла, образование крахмала , дыхание растений.
|
| ЕГЭ 4.4
| Пар. 34, 35
| 24.
| Испарение воды растениями. Листопад.
Комбинированный
| Знать причины испарения воды и листопада
|
|
| Демонстрация опыта: испарение воды листьями
|
| ЕГЭ 4.4
| Пар. 36
| 25.
| Рост растений. Растительный организм как единое целое
Комбинированный
| Знать, как происходит рост растений
|
|
|
|
|
| Пар. 38, 39
| 26.
| Способы размножения растений. Размножение споровых растений
Комбинированный
| Знать о размножении споровых растений
|
|
|
| ГИА 2.3
| ЕГЭ 4.4
| Пар.40,41
| 27.
| Вегетативное размножение покрытосеменных растений
Комбинированный
| Знать о способах вегетативного размножения
|
|
|
| ГИА 2.3
| ЕГЭ 4.4
| Пар. 43
| 28.
| Половое размножение покрытосеменных растений
Комбинированный
| Знать об опылении и оплодотворении у цветковых растений
|
|
|
| ГИА 2.3
| ЕГЭ 4.4
| Пар. 44
| 29.
| Классификация растений (4 ч)
Основы систематики растений. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Вводный |
Знать основные систематические категории
|
|
|
|
ГИА 3.1
| ЕГЭ 4.5
| Пар. 45, 46
| 30.
| Класс Двудольные. Морфологическая характеристика крестоцветных, розоцветных, пасленовых. Комбинированный
| Знать морфологические признаки растений указанных семейств
|
|
| Демонстрация живых и гербарных растений указанных семейств, районированных сортов сельскохозяйственных растений.
| ГИА 3.1
| ЕГЭ 4.5
| Пар. 47, 48, 49
| 31.
| Морфологическая характеристика бобовых, сложноцветных Комбинированный
| Знать морфологические признаки растений указанных семейств
|
|
| Демонстрация живых и гербарных растений указанных семейств, районированных сортов сельскохозяйственных растений.
| ГИА 3.1
| ЕГЭ 4.5
| Пар. 50,51
| 32.
| Класс Однодольные. Морфологическая характеристика лилейных и злаков Комбинированный
| Знать морфологические признаки растений указанных семейств
|
|
| Демонстрация живых и гербарных растений указанных семейств, районированных сортов сельскохозяйственных растений.
| ГИА 3.1
| ЕГЭ 4.5
| Пар. 52,53
| 33.
| Природные сообщества (1 ч)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений Комбинированный
|
Знать, как влияют основные экологические факторы на растения
|
|
| Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп. Лаб. работа: «Изучение особенностей строения растений различных экологических групп»
|
|
| Пар. 54, 55
|
| Резерв 2 часа |
|
|
|
|
|
|
| |