Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (Биология в основной школе: Программы / сост. И.Н. Пономарева и др. – М.,: Вентана-Граф, 2007.) , рассчитанной на 68 часов
(2 урока в неделю), в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. "Основы общей биологии" (М., изд. центр "Вентана-Граф», 2004 год)
Программа состоит из трёх разделов: пояснительной записки, основного содержания, требований к уровню подготовки выпускников.
Концептуальной основой раздела биологии для основной школы являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Программа курса включает в себя полностью вопросы программы общеобразовательной школы для 9 класса. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций и экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение, которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в основной школе по общеобразовательным программам. Изучение предмета базируется и на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии.
Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению.
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени основного общего образования
Предметно-информационная составляющая образованности:
знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;
знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
знание сущности законов (Г. Менделя; сцепленного наследования; сущность правил доминирования, экологических пирамид; принципов репликации, транскрипции, трансляции; гипотезы (происхождения человека, чистоты гамет);
знание имён великих учёных биологов;
знание строения биологических объектов: клеток, тканей, генов, ДНК, РНК;
знание (понимание) сущности биологических процессов и явлений: хранение наследственной информации, митоз, мейоз, онтогенез, действие различных форм отбора, влияние человека на различные процессы биосферы;
знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;
знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;
знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;
представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;
умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.
умение решать биологические задачи разного уровня сложности;
умение составлять схемы: скрещивания, цепей питания, экосистем, биогеоценоза.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;
умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;
умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона.
Учебно-тематический план курса
№
| Содержание тем
| Кол-во часов
|
| Введение в основы общей биологии
| 3
|
| Основы учения о клетке
| 10
|
| Размножение и индивидуальное развитие организма
| 5
|
| Основы учения о наследственности и изменчивости
| 11
|
| Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
| 5
|
| Происхождение жизни и развитие органического мира
| 4
|
| Учение об эволюции
| 10
|
| Происхождение человека
| 6
|
| Основы экологии
| 11
|
| Экскурсии
| 2
|
| ИТОГО:
| 67
|
| Резерв
| 1
|
Перечень лабораторных работ
Л.р. № 1. Сравнение растительной и животной клеток. Многообразие клеток.
Л.р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.
Л.р. № 3. Решение генетических задач
Л.р. № 4. Приспособленность организмов к среде обитания.
Л.р. №5. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места. Учебно-методическое обеспечение:
а) литература для учащихся:
Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. "Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2004 г.)
Биология в таблицах, схемах. СПб, ООО «Виктория плюс», 2004.- 128с.
б) литература для учителя: И.Н.Понаморёва, О.А.Корнилова Биология: 9 класс: учебник- М.: Вентана-Граф, 2004г. И.Н.Понаморёва, О.А.Корнилова Биология: 9 класс: методическое пособие для учителя М.:Вентана-Граф, 2008 г. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 464с. Борзова З.В, Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с. Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва Биология в основной школе: Программы:
5-9 классы.- М.: Вентана – Град, 2007. – 72 с.
№
| Дата
| Учебно-тематическое
планирование
| Лабор. и практ. работы
|
|
| Глава 1. Введение в основы общей биологии (3ч)+ экскурсия
|
| 1.
|
| Биология- наука о жизни.
|
| 2.
|
| Общие свойства живого.
|
| 3.
|
| Многообразие форм жизни.
|
| 4.
|
| Экскурсия. Биологическое разнообразие вокруг нас.
|
|
|
| Глава 2. Основы учения о клетке (10ч)
|
| 5.
|
| Цитология — наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.
|
| 6.
|
| Химический состав клетки.
|
| 7.
|
| Белки и нуклеиновые кислоты.
|
| 8.
|
| Строение клетки.
| Л.р. № 1. Сравнение растительной и животной клеток. Многообразие клеток.
| 9.
|
| Органоиды клетки и их функции.
|
| 10.
|
| Обмен веществ — основа существования клетки.
|
| 11.
|
| Биосинтез белков в живой клетке.
|
| 12.
|
| Биосинтез углеводов — фотосинтез.
|
| 13.
|
| Обеспечение клетки энергией.
|
| 14.
|
| Обобщение по теме «Основы учения о клетке».
|
|
|
| Глава 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) – (5ч)
|
| 15.
|
| Типы размножения организмов.
|
| 16.
|
| Деление клетки. Митоз.
| Л.р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.
| 17.
|
| Образование половых клеток. Мейоз.
|
| 18.
|
| Индивидуальное развитие организмов — онтогенез.
|
| 19.
|
| Обобщающий урок по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
|
|
|
| Глава 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч)
|
| 20.
|
| Из истории развития генетики.
|
| 21.
|
| Основные понятия генетики.
|
| 22.
|
| Генетические опыты Г. Менделя.
|
| 23.
|
| Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
| Л.р. № 3. Решение генетических задач.
| 24.
|
| Сцепленное наследование генов и кроссинговер
|
| 25.
|
| Взаимодействие генов и их множественное действие.
|
| 26.
|
| Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.
|
| 27.
|
| Наследственные болезни, сцепленные с полом.
|
| 28.
|
| Наследственная изменчивость.
|
| 29.
|
| Другие типы изменчивости.
|
| 30.
|
| Обобщающий урок по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости».
|
|
|
| Глава 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)
|
| 31.
|
| Генетические основы селекции организмов.
|
| 32.
|
| Особенности селекции растений.
|
| 33.
|
| Центры многообразия происхождения культурных растений.
|
| 34.
|
| Особенности селекции животных.
|
| 35.
|
| Основные направления селекции микроорганизмов.
|
|
|
| Глава 6. Происхождение жизни и развитие
органического мира (4 ч)
|
| 36.
|
| Современные представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.
|
| 37.
|
| Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.
|
| 38.
|
| Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
|
| 39.
|
| Этапы развития жизни на Земле.
|
|
|
| Глава 7. Учение об эволюции (10ч)
|
| 40.
|
| Идея развития органического мира в биологии.
|
| 41.
|
| Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.
|
| 42.
|
| Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор.
|
| 43.
|
| Современные представления об эволюции органического мира.
| Л.р. № 4. Приспособленность организмов к среде обитания.
| 44.
|
| Вид, его критерии и структура.
|
| 45.
|
| Процесс образования видов — видообразование.
|
| 46.
|
| Макроэволюция – результат микроэволюций.
|
| 47.
|
| Основные направления эволюции.
|
| 48.
|
| Основные закономерности биологической эволюции.
|
| 49.
|
| Обобщающий урок по теме «Учение об эволюции».
|
|
|
| Глава 8. Происхождение человека (антропогенез) - (6ч)
|
| 50.
|
| Доказательства эволюционного происхождения человека.
|
| 51.
|
| Эволюция приматов.
|
| 52.
|
| Этапы эволюции человека.
|
| 53.
|
| Первые и современные люди.
|
| 54.
|
| Человеческие расы, их родство и происхождение.
|
| 55.
|
| Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
|
|
|
| Глава 9. Основы экологии (11ч)+2
|
| 56.
|
| Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.
|
| 57.
|
| Общие законы действия факторов среды на организмы.
| Л.р. № 5. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.
| 58.
|
| Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.
|
| 59.
|
| Биотические связи в природе.
|
| 60.
|
| Популяции.
|
| 61.
|
| Функционирование популяции и динамика ее численности.
|
| 62.
|
| Итоговый контроль знаний.
|
| 63.
|
| Сообщества.
|
| 64.
|
| Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.
|
| 65.
|
| Развитие и смена биогеоценозов.
|
| 66.
|
| Основные законы устойчивости живой природы.
|
| 67.
|
| Рациональное использование природы и ее охрана.
|
| 68.
|
| Экскурсия «Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды».
|
|
|