Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом программы авторского коллектива под руководством





Скачать 194.79 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом программы авторского коллектива под руководством
Дата публикации12.09.2014
Размер194.79 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (Биология в основной школе: Программы / сост. И.Н. Пономарева и др. – М.,: Вентана-Граф, 2007.) , рассчитанной на 68 часов

(2 урока в неделю), в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. "Основы общей биологии" (М., изд. центр "Вентана-Граф», 2004 год)

Программа состоит из трёх разделов: пояснительной записки, основного содержания, требований к уровню подготовки выпускников.

Концептуальной основой раздела биологии для основной школы являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Программа курса включает в себя полностью во­просы программы общеобразовательной школы для 9 класса. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возраст­ными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных ра­бот, демонстраций и экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологиче­ского образования, завершаемого в 9 классе.

Программой предусматривается изучение учащимися те­оретических и прикладных основ общей биологии. В ней на­шли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед био­логической наукой, решение, которых направлено на сохране­ние окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знани­ях учащихся, полученных при изучении биологических дис­циплин в основной школе по общеобразовательным програм­мам. Изучение предмета базируется и на знаниях, приобре­тенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии.


Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению.

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;



Требования к уровню подготовки обучающихся

на ступени основного общего образования



Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;

  • знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

  • знание сущности законов (Г. Менделя; сцепленного наследования; сущность правил доминирования, экологических пирамид; принципов репликации, транскрипции, трансляции; гипотезы (происхождения человека, чистоты гамет);

  • знание имён великих учёных биологов;

  • знание строения биологических объектов: клеток, тканей, генов, ДНК, РНК;

  • знание (понимание) сущности биологических процессов и явлений: хранение наследственной информации, митоз, мейоз, онтогенез, действие различных форм отбора, влияние человека на различные процессы биосферы;

  • знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;

  • знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;

  • знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;

  • представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;

  • умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.

  • умение решать биологические задачи разного уровня сложности;

  • умение составлять схемы: скрещивания, цепей питания, экосистем, биогеоценоза.



Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

  • умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;

  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;

  • умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

  • участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона.


Учебно-тематический план курса




Содержание тем

Кол-во часов




Введение в основы общей биологии

3




Основы учения о клетке

10




Размножение и индивидуальное развитие организма

5




Основы учения о наследственности и изменчивости

11




Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5




Происхождение жизни и развитие органического мира

4




Учение об эволюции

10




Происхождение человека

6




Основы экологии

11




Экскурсии

2




ИТОГО:

67




Резерв

1



Перечень лабораторных работ

Л.р. № 1. Сравнение растительной и животной клеток. Многообразие клеток.

Л.р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

Л.р. № 3. Решение генетических задач

Л.р. № 4. Приспособленность организмов к среде обитания.

Л.р. №5. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.
Учебно-методическое обеспечение:

а) литература для учащихся:


  • Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. "Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2004 г.)

  • Биология в таблицах, схемах. СПб, ООО «Виктория плюс», 2004.- 128с.


б) литература для учителя:
И.Н.Понаморёва, О.А.Корнилова Биология: 9 класс: учебник- М.: Вентана-Граф, 2004г.
И.Н.Понаморёва, О.А.Корнилова Биология: 9 класс: методическое пособие для учителя М.:Вентана-Граф, 2008 г.
О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 464с.
Борзова З.В, Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва Биология в основной школе: Программы:

5-9 классы.- М.: Вентана – Град, 2007. – 72 с.




Дата

Учебно-тематическое

планирование

Лабор. и практ. работы







Глава 1. Введение в основы общей биологии (3ч)+ экскурсия





1.




Биология- наука о жизни.




2.




Общие свойства живого.




3.




Многообразие форм жизни.




4.




Экскурсия. Биологическое разнообразие вокруг нас.










Глава 2. Основы учения о клетке (10ч)




5.




Цитология — наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.




6.




Химический состав клетки.




7.




Белки и нуклеиновые кислоты.




8.




Строение клетки.

Л.р. № 1. Сравнение растительной и животной клеток. Многообразие клеток.

9.




Органоиды клетки и их функции.




10.




Обмен веществ — основа существо­вания клетки.




11.




Биосинтез белков в живой клетке.




12.




Биосинтез углеводов — фотосинтез.




13.




Обеспечение клетки энергией.






14.




Обобщение по теме «Основы учения о клетке».










Глава 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) – (5ч)




15.




Типы размножения организмов.




16.




Деление клетки. Митоз.

Л.р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

17.




Образование половых клеток. Мейоз.




18.




Индивидуальное развитие организ­мов — онтогенез.




19.




Обобщающий урок по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов».










Глава 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч)




20.




Из истории развития генетики.




21.




Основные понятия генетики.




22.




Генетические опыты Г. Менделя.




23.




Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Л.р. № 3. Решение генетических задач.

24.




Сцепленное наследование генов и кроссинговер




25.




Взаимодействие генов и их множест­венное действие.





26.




Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.




27.




Наследственные болезни, сцепленные с полом.




28.




Наследственная изменчивость.




29.




Другие типы изменчивости.




30.




Обобщающий урок по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости».










Глава 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)




31.




Генетические основы селекции организмов.




32.




Особенности селекции растений.




33.




Центры многообразия происхожде­ния культурных растений.




34.




Особенности селекции животных.




35.




Основные направления селекции микроорганизмов.










Глава 6. Происхожде­ние жизни и развитие

органического мира (4 ч)




36.




Современные представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.




37.




Современные гипотезы возникнове­ния жизни на Земле.




38.




Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.




39.




Этапы развития жизни на Земле.










Глава 7. Учение об эволюции (10ч)





40.




Идея развития органического мира в биологии.




41.




Основные положения эволюцион­ной теории Ч. Дарвина.




42.




Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор.




43.




Современные представления об эволюции органического мира.

Л.р. № 4. Приспособленность организмов к среде обитания.

44.




Вид, его критерии и структура.




45.




Процесс образования видов — видообразование.




46.




Макроэволюция – результат микроэволюций.




47.




Основные направления эволюции.




48.




Основные закономерности биологической эволюции.




49.




Обобщающий урок по теме «Учение об эволюции».










Глава 8. Происхожде­ние человека (антропогенез) - (6ч)




50.




Доказательства эволюционного происхождения человека.




51.




Эволюция приматов.




52.




Этапы эволюции человека.




53.




Первые и современные люди.




54.




Человеческие расы, их родство и происхождение.





55.




Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.










Глава 9. Основы экологии (11ч)+2





56.




Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.




57.




Общие законы действия факторов среды на организмы.

Л.р. № 5. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.

58.




Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.




59.




Биотические связи в природе.




60.




Популяции.




61.




Функционирование популяции и динамика ее численности.




62.




Итоговый контроль знаний.




63.




Сообщества.




64.




Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.




65.




Развитие и смена биогеоценозов.




66.




Основные законы устойчивости живой природы.




67.




Рациональное использование природы и ее охрана.




68.




Экскурсия «Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды».






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом программы авторского коллектива под руководством iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа курса биологии для 8 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом программы авторского коллектива под руководством iconРабочая программа по изобразительному искусству (базовый уровень)
Б. М. Неменского, а также на основе Государственного стандарта общего образования,в соответствии с Федеральным базисным учебным планом...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом программы авторского коллектива под руководством icon1. Пояснительная записка
...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом программы авторского коллектива под руководством iconПрограмма систематического курса биологии для основной школы (6-9...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом программы авторского коллектива под руководством iconПояснительная записка Данная рабочая учебная программа составлена...
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утверждённым
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом программы авторского коллектива под руководством iconАннотация рабочей программы по учебному предмету «Биология»
Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, примерной программы...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом программы авторского коллектива под руководством iconРабочая программа по учебному предмету «Биология»
Программа предназначена для углубленного изучения курса биологии в средней (полной) общей школе. Программа составлена на основе государственного...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом программы авторского коллектива под руководством iconАннотация к рабочей программе
Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта,...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом программы авторского коллектива под руководством iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 176 с.), рассчитанной на 68 часов (2 урока...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом программы авторского коллектива под руководством iconРабочая программа
Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом,2004
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом программы авторского коллектива под руководством iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе
Министерством образования РФ и в соответствие с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего образования,...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом программы авторского коллектива под руководством iconРабочая программа по курсу Мировая художественная культура. 10-11 классы
Программа составлена в соответствии с новым федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, федеральным базисным...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом программы авторского коллектива под руководством iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по биологии авторов. В соответствии...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом программы авторского коллектива под руководством iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для углубленного изучения курса биологии разделов: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» в 6 классе основной...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом программы авторского коллектива под руководством iconПояснительная записка образовательная программа составлена на основе...
Основы общей биологии – М., изд. "Вентана-Граф", 2007 г. ), рассчитанной на 70 часов (2 урока в неделю)
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом программы авторского коллектива под руководством iconРабочая программа
«Об образовании», Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.)., Федеральным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск