Пояснительная записка образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И. Н





Скачать 306.43 Kb.
НазваниеПояснительная записка образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И. Н
страница1/4
Дата публикации07.10.2014
Размер306.43 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4
c:\users\секретарь\documents\рп\биология\биология 9 класс.jpg
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа составлена

на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой

(Основы общей биологии – М., изд. "Вентана-Граф", 2007 г. ), рассчитанной на 70 часов (2 урока в неделю)


  • в соответствии с учебником, допущенным

Министерством образования Российской Федерации:

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова

Биология 9 класс /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2011г./
Изучение биологии направлено на достижение cледующих целей:

- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в общность носителей норм, ценностей, ориентаций, осваи ваемых в процессе знакомств а с миром живой природы

- приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей , накопленных обществом в сфере биологической науки

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей , признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, экологическое сознание.,

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о живой природе, познавательных качеств личности, связанныхс усвоением основ научных знаний, овладение методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными,

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
Задачи раздела «Общая биология» ( 9 класс )
Обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

    1. обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников.




    1. добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний




    1. продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы

Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотива-ционной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторно памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе ,

закрепить умение достигать поставленной цели.


Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-

успешных личностей с положительной «Я - концепцией»,

продолжить нравственное воспитание учащихся и

развитие коммуникативной компетентности (умения жить в

обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

Содержание учебной программы:
Введение в основы общей биологии - 2 часа.

Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе.
В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общие свойства живого

  • многообразие форм жизни

  • уровни организации живой природы

на повышенном уровне:

  • причинно-следственные связи в возникновении многообразия живого мира на Земле


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • объяснять значение биологических знаний для современного человека

  • давать характеристику уровням организации живой природы

на повышенном уровне:

  • доказывать, что любой организм – это биосистема


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • самовоспроизведение – с. 6

  • автотрофы – с. 7

  • гетеротрофы – с. 7

  • рост – с. 8

  • развитие – с.8

  • биосистема – с. 10

  • уровни организации жизни – с.12




на повышенном уровне:

  • гидробионты – с.9

  • аэробионты – с. 9

  • террабионты – с.9

  • педобионты – с.9

  • эндобионты – с.9



Тема 1 «Основы цитологии» - 10 часов.

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке).

Строение клетки: строение и функции основных компонентов.

Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез. Обеспечение клеток энергией.
В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • основные положения клеточной теории

  • химическая организация клетки: строение и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ

  • строение и функции основных органоидов клетки

  • особенности клеток про- и эукариот

  • сущность пластического и энергетического обмена веществ

  • сущность биосинтеза белка

  • фотосинтез, его значение

на повышенном уровне:

  • историю развития учения о клетке

  • строение и функции НАДФ

  • взаимосвязи строения и функций органоидов клетки

  • сходства и различия у растительной, животной и грибной клеток

  • этапы энергетического и пластического обмена

  • свойства генетического кода


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться цитологической терминологией

  • характеризовать основные положения клеточной теории

  • объяснять роль химических веществ в жизни клетки

  • пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты

  • рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом

  • читать схематичные рисунки, схемы процессов, воспроизводить их

на повышенном уровне:

  • сравнивать строение клеток

  • находить взаимосвязь между строением и функциями

  • делать выводы о клетке как структурной и функциональной единице

  • находить и объяснять причины внутриклеточных превращений веществ

  • применять знания и умения по химии для объяснения протекающих в клетках процессов

  • уметь объяснять наблюдаемые явления и процессы


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • углеводы – с. 18

  • липиды – с.18

  • белки – с. 19

  • фермент – с. 19

  • мономер – с.19

  • полимер- с. 19

  • ДНК – с.21

  • нуклеотид – с. 22

  • комплементарность – с.22

  • РНК (Т-РНК, И-РНК, Р-РНК) – с.22

  • АТФ – с. 31

  • мембрана – с.27

  • цитоплазма – с.23

  • ядро – с.24

  • рибосома – с.29

  • митохондрии – с.28

  • ЭПС- с.27

  • аппарат Гольджи – с. 28

  • лизосомы – с.28

  • пластиды - с.28

  • ассимиляция - с. 30

  • диссимиляция – с. 30

  • фотосинтез – с.36

  • транскрипция – с.33

  • трансляция – с.33

  • биосинтез – с.32

  • ген - с. 32

  • генетический код – с. 33

  • триплет – с.33




на повышенном уровне:

  • репликация – с.22

  • микротрубочки – с. 29

  • матричный синтез – с. 33

  • метаболизм – с. 30

  • катаболизм- с. 30

  • анаболизм – с. 30

  • строма – с.36

  • грана – с. 36

  • тилакоид – с. 36

  • ламелла – с.36



Тема 2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов.Онтогенез» - 5 часов.

Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток.Мейоз. Оплодотворение.

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез.
В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • формы размножения организмов: бесполое и половое

  • способы деления клеток

  • фазы митоза

  • видовое постоянство числа хромосом

  • диплоидный и гаплоидный набор хромосом

  • биологическое значение митоза и мейоза

  • оплодотворение

  • развитие оплодотворенной яйцеклетки: бластула, гаструла

  • постэмбриональное развитие: прямое и непрямое

на повышенном уровне:


  • фазы мейоза

  • сравнительная характеристика митоза и мейоза

  • зародышевые листки и органогенез





учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться терминологией

  • определять на микропрепарате и характеризовать фазы митоза

на повышенном уровне:

  • давать сравнительную характеристику процессам митоза и мейоза

  • раскрывать причины постоянства числа хромосом (устанавливать причинно-следственные связи)





термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • вегетативное размножение – с50

  • спора – с.51

  • почкование – с. 50

  • половое размножение – с. 48

  • яйцеклетка – с.48

  • сперматозоид – с.49

  • гамета – с.48

  • зигота – с. 49

  • диплоидный набор хромосом - с. 56

  • гаплоидный набор хромосом 56

  • клеточный цикл – с. 52

  • митоз – с.53

  • мейоз – с.54

  • интерфаза – с. 54

  • профаза - с. 54

  • метафаза – с.54

  • анафаза – с.54

  • телофаза – с.54

  • онтогенез – с. 59

  • эмбриональное развитие – с.60

  • постэмбриональное развитие 62

на повышенном уровне:

  • конъюгация – с. 49

  • партеногенез

  • овогенез – с.58

  • сперматогенез –с.58

  • кроссинговер – с. 58


Тема 3 «Основы учения о наследственности и изменчивости» - 12 часов.

Основные понятия генетики. Генетические эксперименты Г. Менделя. Законы наследственности.

Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.
В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • генетическую символику и терминологию

  • законы Менделя

  • схемы скрещивания

  • хромосомное определение пола

  • особенности изучения наследственности человека

  • модификационную и мутационную изменчивость, их причины

  • значение генетики для медицины и здравоохранения

на повышенном уровне:

  • цитогенетическое обоснование законов Г. Менделя

  • причины отклонения от них (закон Т. Моргана)

  • хромосомную теорию наследственности

  • взаимодействие генотипа и среды при формировании признака

  • норма реакции

  • взаимосвязь наследственности и изменчивости в процессе эволюции

  • закон гомологических рядов


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • характеризовать методы и законы наследственности

  • решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание

  • строить вариационный ряд и вариационную кривую

на повышенном уровне:

  • находить причинно-следственные связи в генетических явлениях

  • сравнивать генотипы и фенотипы, гомо- и гетерозигот, модификационную и мутационную изменчивость

  • объяснять генетические законы с позиций цитологии

  • определять сферу действия генетических законов применительно к конкретной ситуации

  • обосновывать вредное влияние на наследственность человека загрязнения природной среды мутагенами

  • решать задачи на наследование, сцепленное с полом и группы крови


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • генетика – с.66

  • наследственность – с. 69

  • изменчивость – с.71

  • ген – с. 67

  • генотип – с. 71

  • фенотип – с.71

  • аллельные гены - с.70

  • альтернативные признаки с.70

  • гомологичные хромосомы с.70

  • гомозиготная особь – с. 70

  • гетерозиготная особь – с.70

  • доминантный признак – с. 74

  • рецессивный признак – с. 74

  • моногибридное скрещивание73

  • дигибридное скрещивание – 74

  • гибрид – с.74

  • модификация – с. 99

  • вариационный ряд

  • вариационная кривая

  • мутация – с.96

  • мутагенный фактор – с. 98

на повышенном уровне:

  • неполное доминирование – с.76

  • анализирующее скрещивание

  • сцепленное наследование – с. 81

  • взаимодействие генов – с.83

  • полимерия – с. 84

  • цитоплазматическая наследственность

  • норма реакции – с. 101

  • хромосомные мутации

  • генные мутации

  • геномные мутации



Тема 4 «Основы селекции» - 6 часов.

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Клеточная инженерия.

Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология.
В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • основные методы селекции растений: гибридизация и отбор (массовый и индивидуальный)

  • основные методы селекции животных: родственное и неродственное скрещивание

  • что такое биотехнология

на повышенном уровне:

  • учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений

  • полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез

  • основные местные сорта и породы

  • методы работы И. В. Мичурина

  • основные направления развития биотехнологии


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться научной терминологией

  • характеризовать основные методы селекции, приводить примеры



на повышенном уровне:

  • применять знания законов наследственности и изменчивости для обоснования выбора методов селекции

  • раскрывать практическую значимость генетических законов в народном хозяйстве и на этой основе обосновывать развитие биотехнологии


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • сорт - с.106

  • порода - с.106

  • гибридизация – с.107

  • индивидуальный отбор – с. 107

  • массовый отбор – с. 107

  • биотехнология – с.122

на повышенном уровне:

  • чистая линия

  • инбридинг – с. 118

  • аутбридинг – с. 119

  • гетерозис – с.107

  • полиплоидия – с. 108

  • мутагенез – с. 108

  • генная инженерия – с. 121

  • клоновая селекция



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И. Н iconПояснительная записка образовательная программа составлена на основе...
И. Н. Пономаревой Биология в основной школе: Программы / сост. И. Н. Пономарева и др. – М.,: Вентана-Граф, 2009, рассчитанной на...
Пояснительная записка образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И. Н iconПояснительная записка образовательная программа составлена на основе...
И. Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Планета", 2011 г стр....
Пояснительная записка образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И. Н iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 176 с.), рассчитанной на 68 часов (2 урока...
Пояснительная записка образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И. Н iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного...
Изучение предмета базируется и на знаниях, приобре­тенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии
Пояснительная записка образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И. Н iconОбразовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание...
Пояснительная записка образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И. Н iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством...
Пояснительная записка образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И. Н iconПрограмма по региональной и локальной истории «Ленинградская земля:...
Моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3» г. Всеволожска
Пояснительная записка образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И. Н iconРабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана...
Данная программа составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования. Перечень нормативных документов,...
Пояснительная записка образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И. Н iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная программа разработана на основе Программы курса «Биология» авторского коллектива, под руководством И. Н. Пономаревой для 10-11...
Пояснительная записка образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И. Н iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная программа разработана на основе Программы курса «Биология» авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой для 10-11...
Пояснительная записка образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И. Н iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по биологии для...
Пояснительная записка образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И. Н iconПояснительная записка
Программа составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», автор Горяева Н. А. / под руководством...
Пояснительная записка образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И. Н iconРабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана...
Рабочая программа нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога
Пояснительная записка образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И. Н iconРабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана...
Рабочая программа нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога
Пояснительная записка образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И. Н iconРабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана...
Рабочая программа нормативно управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога
Пояснительная записка образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И. Н iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 7 класс разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск