ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа составлена
на основе программы авторского коллектива под руководством
И.Н. Пономаревой (Рабочие программы по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. «Глобус", 2009 г. стр. 117-131), рассчитанной на 34 часа (1 час в неделю)
в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации:
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко
«Биология: Растения, Бактерии. Грибы. Лишайники./М., изд. дом "Вентана-Граф", 2004г./
Изучение биологии направлено на достижение cледующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценка последствий своей деятельности по отношению к природной среде, соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Задачи раздела «Биология: Растения, Бактерии. Грибы. Лишайники» ( 6 класс ) Обучения: 1. создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний по биологии в соответствии со стандартом биологического образования
добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
.продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли
при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной,
эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, критического
мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели
Воспитания: продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в
обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
Рабочая программа по биологии 6 класс
№
| Тема урока /
Электронные учебные пособия
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид контроля, измерители
| Элементы дополнительного содержания
| Оборудо-вание, эксперимент
| д/з
| Дата проведения
| план
| факт
| Тема 1. Введение. Общее знакомство с цветковыми растениями ( 2 часа)
| 1
| Наука о растениях - ботаника. Мир растений.
Введение/
ЭУ №4
Урок 1
| 1
| УОСЗ
| Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные.
Наука о растениях- ботаника. Роль в природе и в жизни человека. Жизненные формы растений
| Приводить примеры значения ботанических знаний. Называть основные царства живых организмов. Давать определение термину ботаника
| Текущий опрос
| Культурные и дикорастущие растения
| Экземпляры живых цветковых растений. Табл, «Органы цветкового растения»
| § 1, вопросы ( устно в конце§)
| 07.09
|
| 2
| Разнообразие растений.
ЭУ №4
Урок 2
| 1
| УИЗНЗ
| Признаки растений. Высшие и низшие растения. Основные органы растений. Семенные и споровые растения
| Распознавать и описывать органы растения. Сравнивать высшие и низшие растения на примере папоротников и водорослей.
Доказывать, что растение- живой организм ( биосистема)
| Текущий опрос, беседа
| Условия жизни растений. Абиотические и биотические факторы
| Табл. «Органы цветкового растения», гербарии
| § 2, вопросы ( устно
| 14.09
|
| Тема 2. Клеточное строение организмов (2 часа)
| 3
| Строение растительной клетки. Жизнедеятельность
ЭУ №4
Урок 3
| 1
| УИЗНЗ
| Правила работы с микроскопом. Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро.
Особенности строения мякоти листа. Хлоропласты. Хлорофилл. Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление и рост.
| Распознавать и описывать : клеточное строение кожицы лука, мякоти листа, деление клетки, рост.
Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа.
| . Текущий опрос
| Изменения ядра и цитоплазмы при делении
| Лупы, микроскоп, предметное стекло, табл. Строение раст Л.Р. «Клеточное строение кожицы лука. ит. Клетки,
| § 7,8, 1-3 вопросы (у, в конце§)
| 21.09
|
| 4
| Ткани растений и их виды ЭУ №5
Урок 3
| 1
| КУ
| Ткань: виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей.
| Распознавать и описывать строение и функции тканей растений. Давать определение термину ткань.
Объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани.
| Тест №1
| Ксилема. Флоэма.
| Табл. Ткани растений,
| § 9, выбрать утверждения (с. 37-38)
| 28.09
|
| Тема 3. Органы цветковых растений (9 часов)
| 5
| Строение семени
ЭУ №4
Урок 5,6
| 1
| УИЗНЗ
| Двудольные. Однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Значение семян для растений как органа его размножения и распространения.
| Называть значение семян.
Давать определения терминам однодольные и двудольные растения.
Распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений.
Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка.
Сравнивать по предложенным критериям семена однодольных и двудольных растений.
|
| Прорастание семян: надземное и подземное. Условия прорастания семян: вода, кислород, воздух, температура.
| Л.Р. №5 «Изучение строения семени фасоли»
| .§ 10, 11,12(3-7 устно), стр. 50
| 05.10
|
| 6
| Корень Внешнее и внутреннеестроение корня.
ЭУ №4
Урок 7,8
| 1
| КУ
| Виды корней: главный, боковые, придаточные. Функции корня. Корневые системы. Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая.
Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания, зона проведения.
| Распознавать и описывать:
-виды корней,
- зоны корня.
Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями.
Сравнивать по заданным критериям типы корневых систем.
Различать корневые системы однодольных и двудольных растений.
| Проверочная работа
| Способы увеличения массы корней у растения: пикировка, окучивание.
Хемотропизм и геотропизм.
| Л.Р. №6
«Строение корня у проростка тыквы»
| .§ 13, 14,15
| 12.10
|
| 7
| Побег. Строение и значение побега.
ЭУ №4
Урок 10,11
| 1
| КУ
| Побег - сложный орган. Строение побега: стебель, листья, почки.
Строение почки. Виды почек: пазушные, верхушечные,; генеративные и вегетативные.
| Распознавать и описывать на живых объектах строение побега и почки.
Определение названий деревьев и кустарников по строению почек.
| Проверочная работа Зад. №1,
Стр 28,/ тетр №1
| Придаточные и спящие почки. Листорасположение. Ветвление. Крона. Кущение. Пасынкование
| Л.Р. №7 «Строение вегетативных и генеративных почек»
| § 16,17
| 19.10
|
| 8
| Лист- часть побега. Значение листа для растения.
ЭУ №4
Урок 13,
14
| 1
| КУ
| Функции листа. Простые и сложные. Жилкование. Клеточное строение листа: покровная ткань ( кожица, строение и расположение устьиц),столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок( ситовидные трубки и сосуды) механическая ткань (волокна).
Видоизменения листьев - приспособления к условиям жизни
| Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа.
Рассмотреть на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа .
Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев.
| Текущий опрос
| Разнообразие листьв : с прилистниками и без , жилкование (перистое,параллельное,дуговое), способ прикрепления (черешковые, сидячие). Световые и теневые листья. Приспособления листьев к факторам освещенности и влажности.
| Л.Р. №8 «Внешнее строение листа»
| § 18,19
| 26.10
|
| 9
| Стебель. Внешнее и внутреннее строение. ЭУ №4
Урок 16
| 1
| КУ
| Функции стебля. Рост стебля в толщину. Внешнее строение стебля. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина.
Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля ( кожица, пробка) ; механическая ткань ( лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань ( ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань.
| Называть функции стебля.
Распознавать и описывать на живых объектах внешнее строение стебля.
Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию.
Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения
| Текущий опрос
| Стебли по длине междоузлия: удлиненные и укороченные; по положению в пространстве ( лежачие, прямостоячие, ползучие, вьющиеся, приподнимающиеся, лазающие, цепляющиеся)
| Л.Р. №9 «Внешнее и внутреннее строение стебля».
| § 20, 21
| 02.11
|
| 10
| Видоизменения подземных побегов. ЭУ №4
Урок 12
| 1
| КУ
| Видоизменения побегов: корневища, луковица, клубень.
| Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги.
Распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов.
Доказывать, что корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги.
| Проверочная работа
| Л.Р. №10
«Внешнее строение корневища и клубня
| Табл. Разнообразие стеблей растений,
Побеги различных деревьев и кустарников,клубень картофеля, луковица
| § 22, знать определения к терминам ( стр.86)
| 16.11
|
| 11
| Цветок. Строение и значение.
ЭУ №4
Урок 18
19
| 1
| КУ
| Строение цветка: околоцветник ( простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, пестик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.
Соцветия.
Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка.
Биологическое значение соцветий.
Функции цветка. Опыление.
| Распознавать и описывать по рисункам :
Строение цветка ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений;
Типы соцветий.
Объяснять взаимосвязь строения цветка и его опылителей.
Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий.
Сравнивать строение цветков различных растений.
| Задание№4 / рабочая тетр №1 /стр.43
| Обоеполые и раздельнополые цветки.
Однодомные и двудомные растения..
Обозначения различных частей цветка.
| Л.Р. №11
«Типы соцветий»
Таблицы «Цветковые растения и его органы, модель «Цветок персика», цветущие комнатные растения
| § 23, 24
| 23.11
|
| 12
| Плод. Разнообразие и значение. ЭУ №4
Урок 20
| 1
| КУ
| Функции плода. Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб.
Сухие и сочные плоды.
Односемянные и многосемянные плоды.
Способы распространения плодов.
| Давать определение термину покрытосеменные.
Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов.
Приводить примеры растений с различными типами плодов.
Выделять приспособления для распространения плодов.
| Текущий опрос
|
| Таблица «Типы плодов»,коллекции сухих и сочных плодов,
| § 25, вопр.2,4 (стр.96)
Знать основные термины
| 30.11
|
|
13
|
Растительный организм как живая система
| 1
|
УОИСЗ
|
Растение- биосистема. Признаки взаимосвязи органов.
|
Называть признаки взаимосвязи органов.
Доказывать, что растение- биосистема.
Объяснять влияние окружающей среды на растения.
|
К.Р.№1 по теме «Органы цветковых растений»
|
|
|
§ 26
|
07.12
|
| |