Урок путешествие по теме: Провела: учитель начальных классов





Скачать 89.56 Kb.
НазваниеУрок путешествие по теме: Провела: учитель начальных классов
Дата публикации02.10.2014
Размер89.56 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
МБОУ «Трускляйская СОШ»

Урок – путешествие по теме:





Провела: учитель начальных классов

Овечкина Т. А

Тема урока: «Море и его богатства»

Цели урока:

1.Дать представление о море;

2.Познакомить с важнейшими морями нашей страны;

3.Углубить знания детей об обитателях морей и морских растениях;

4.Довести до учащихся, почему надо охранять моря нашей страны, наметить основные пути охраны морей.

Тема занятия сообщается учащимся за неделю. Подготовка к нему идёт по группам. Учитель предлагает ученикам готовый материал, кроме того, учащиеся самостоятельно ищут дополнительную литературу.

Класс оформлен в виде импровизированного корабля: мачты, флаги, сети, верёвочные лестницы, спасательные круги, штурвал.

На стенах физическая карта страны, карта Мордовии, таблицы «Рыбы», «Морские животные», рисунки учащихся по теме «Море».

К уроку приготовлены:

морская соль, йод, морская капуста, ракушки, морские раковины, морские камни, засушенные морские ежи и звёзды, нефть, птичье перо, пластмассовые бутылки и банки из-под напитков, боксёрские перчатки, рыбные консервы, эмалированное блюдо с водой, модель танкера.
Учащиеся, одетые в морскую форму, стоят по периметру прямоугольника, в центре – капитан (учитель) и штурман (ученик).
Ученик.
И ночью, и днём

В просторе морском

Колышется даль голубая,

Не видно нигде берегов…

Мы с детства о море мечтаем,

О дальних огнях маяков.

Летят белокрылые чайки-

Привет от родимой земли!

И ночью, и днём в просторе морском

Стальные идут корабли.
Штурман.

- Команда равняйсь! Смирно!

Капитан.

-Здравствуйте, товарищи!

Учащиеся.

-Здравия желаем, товарищ капитан!

Капитан.

-Вольно!

Штурман.

-Вольно!

Капитан.

- Дорогие друзья, сегодня на научно исследовательском судне

«Искатель» мы отправляемся в плавание. Нам предстоит узнать, что такое море, какие есть моря, какую пользу они приносят человеку.

Мы исследуем глубины моря, узнаем о его обитателях и о том, почему должны охранять моря и океаны нашей планеты.

Но, прежде чем отправиться в путь, мы должны заслужить право называться юнгами, т.е. младшими матросами.
Двум ученикам предлагаются карточки.

1 карточка. Используя схему, рассказать, как образуются реки и показать части реки.

Дополнительный вопрос. Назовите и покажите на карте главную реку нашей области и её притоки.

2 карточка. Используя схему, расскажите об озёрах.

Дополнительный вопрос. Чем озеро отличается от реки?

Вопросы ко всему классу:

Почему в реке вода течёт круглый год и никогда не выливается до конца?

Почему у некоторых рек дно песчаное, а вода не уходит через него вглубь земли?

Куда впадают реки?

Капитан.

-Ну что ж, вы справились с заданием. Поздравляю вас с присвоением вам звания юного матроса – юнги.

-Корабль готов к отправлению. Да вот беда! Многие не знают морских терминов и понятий. Посмотрите на доску.

На доске или на плакате написаны слова. (Термины объясняются с опорой на личный опыт и знания детей.)
Камбуз - корабельная кухня.

Капитан - командир судна.

Кок - повар на судне.

Кубрик - жилое помещение для матросов на корабле.

Штиль - тихая погода на море, безветрие.

Штурвал - рулевое колесо, которым управляют судно.

Штурман - специалист по вождению судов.

Якорь - металлический стержень с лапами, укрепленными на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.
Капитан.

-Ну, теперь всё готово! Слушай команду: Полный вперёд! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!

-Чтобы нам было удобнее работать, мы разделим всю команду на группы по5-6 человек:

а) исследователи морской воды;

б) исследователи морских растений;

в) исследователи морских животных;

г) экологи (люди, занимающиеся изучением и охраной природы);

д) коки.
-Группы по кубрикам!

Капитан.

-Если мы посмотрим на карту, то увидим, что большую часть поверхности

Земли занимают океаны: Индийский, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый. Океаны у берегов суши образуют моря. Моря - это часть океана, которая вдаётся в сушу.

А сейчас о том, какой маршрут предстоит нам пройти. Слово нашему штурману.

Штурман.

-Откройте атласы. Сверьте маршрут. (Показывает по карте.) Наш корабль вышел из Мурманска. Мы плывём по Баренцеву морю. Затем на нашем пути Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское море. Через Берингов пролив мы попадаем в Берингово море и через Охотское и Японское моря подходим к конечной точке нашего маршрута- городу Владивостоку.

Капитан.

-Спасибо, штурман.

-А кто из вас сможет назвать моря, которые не входят в наш маршрут, но омывают Россию с запада и юга?
(Учащиеся по карте называют моря, учитель обобщает.)
Капитан.

-Ребята, вы смотрели в атлас. Каким цветом изображены моря на карте? (Синим и голубым).

-Но всегда ли в действительности море имеет синий цвет? (Не всегда).

-Раз уж речь зашла о цвете моря, о морской воде, предоставим слово исследователям воды.
Первый ученик.

-Каждое море имеет свой цвет, который может меняться в зависимости от различных условий: от погоды, от водорослей, песка, от цвета морских обитателей и даже от времени суток.

Второй ученик.

Есть у моря свои законы,

Есть у моря свои повадки…

Море может быть то зелёным

С белым гребнем на резкой складке,

То без гребня, свинцово - сизым,

С мелкой рябью волны гусиной,

То задумчивым, светло - синим,

Просто светлым и просто синим,

Третий ученик.

То молчащим, то говорливым,

Чуть колышимым лёгким бризом.

Море может быть в час заката

То лиловым, то красноватым,

С гордой гривой в час прилива.

Море может быть голубое,

И порою в дневном дозоре

Глянешь за борт- и под тобою

То ли небо, а то ли море.

Но бывает оно и чёрным,

Чёрным, мечущимся, покатым,

Неумолчным и непокорным,

Поднимающимся, горбатым.

Капитан.

-Каким же цветом бывает море?

-А можно ли пить морскую воду?

(Ответы детей).
Четвёртый ученик.

Да, действительно, морскую воду пить невозможно, так как в ней растворено много различных солей (35г в одном литре). Это примерно спичечный коробок на литровую банку. (Демонстрация.) В морской воде также есть йод. Поэтому морская вода имеет неприятный солёно-горьковатый вкус и запах йода.

Капитан.

-Купание в морской воде очень полезно для здоровья. В аптеках продаётся морская соль для того, чтобы люди могли принимать морские ванны в домашних условиях.

-А кто из вас знает, почему вода в море солёная?

-А какое свойство воды использует человек для получения соли из морской воды?

-А что если всю воду в море опреснить? Как вы думаете, стоит это делать или нет?

Капитан.

А теперь с докладом выступит «научно-исследовательский центр», занимающийся изучением морских растений.

Первый ученик.

-Подводный мир растений так же богат и разнообразен, как и наземный. Под водой есть и непроходимые леса, и голые пустыни. Сегодня мы поговорим о водорослях.

Капитан.

- Ребята, что вы знаете о водорослях?

Второй ученик.

-Водоросли активно используются человеком. Например, у нас в магазинах продаются консервы из морской капусты - одной из разновидностей водорослей. Ценность морской капусты в том, что в ней содержится много различных минеральных солей, необходимых организму человека, а также йод, недостаток которого влияет, например, на умственные способности человека.

Капитан.

-Даже в соль, которая продаётся в магазине, добавляют йод.

Третий ученик.

-На побережье морей на Дальнем Востоке и в Прибалтике созданы специальные морские фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм домашним животным, на производство пластмасс, водонепроницаемых тканей и даже шампуня и крема.

Капитан.

-А как вы думаете, какая связь между водорослями и боксёрскими перчатками?

-Иногда для набивки боксёрских перчаток используют морские водоросли.

-А ещё из водорослей получают йод, который применяется в медицине.

Капитан.

-На море полный штиль. Значит, можно спуститься под воду. Давайте посмотрим, что там? (Видеосюжет о подводном мире.)

Капитан.

-А сейчас слово группе, которая, которая занимается изучением морских обитателей.

-Кто на этот раз попался в наши сети? (Ученики достают из сетей рисунки морских животных).

Первый ученик.

-Летучая рыба. Это рыба, как рыба. Только грудные плавники у неё длинные. Но они плотно прижаты к телу, и когда рыба плавает, их даже не заметно. Но вот - опасность. Рыбка разогнулась и выпрыгнула из воды. Расправила свои плавники и полетела, как планер. Поэтому её называют летучей.

Второй ученик.

-Кальмары. У кальмара десяток щупалец-рук. И все десять прикреплены к голове. На «руках» у кальмара есть присоски, а иногда острые крючья, которыми они ловят свою добычу - мелких рыб и креветок.

Третий ученик.

-Рыба - луна. Рыба- луна – ленивая. Качается на волнах, плывёт по течению. Она почти круглая. А кожа у неё вся в мелких- мелких бугорочках, среди которых встречаются крохотные пузырьки воздуха. И когда через них проходит солнечный лучик, они светятся голубым светом. Вот эту рыбу и зовут луной.

Четвёртый ученик.

-Морской кот. В Чёрном море живёт морской кот. Это такая рыба. Плоская, с длинным хвостом. За этот хвост рыбу и назвали морским котом. На хвосте у морского кота острая колючка, которой он колет всякого, кто на него нападает.

Пятый ученик.

-Удильщик. Удильщики живут на большой глубине, куда не доходит солнечный свет. Там всегда темно. Как же удильщику поймать рыбу? А вот как. На голове у него длинный толстый усик, а на конце этого усика маленький фонарик. «Зажжёт» удильщик фонарик, увидит креветка или маленькая рыбка свет и бросится к нему. А удильщику только этого и нужно: раскроет пасть и проглотит добычу.

Капитан.

В морях водятся морские ежи, морские звёзды, осьминоги, акулы, киты, дельфины, морские котики, тюлени. (Демонстрация.)

-Ребята, а каких обитателей моря вы ещё знаете?

-Ещё есть так называемые промысловые рыбы. Их человек использует как продукт питания, из некоторых изготавливают консервы. Это треска, сельдь, скумбрия, ставрида, морской окунь, кефаль, горбуша и др.

- В морских глубинах обитает много живых организмов. А живые организмы, как известно, дышат. Чем же они дышат? Откуда в воде берётся кислород?

Капитан.

-А сейчас слово «экологом».

Первый ученик.

Шёл по морю лайнер.

В тот миг роковой

Кипела вода за высокой кормой.

Но прямо по курсу,

Сквозь грохот и гул

Услышал старпом

За бортом: «Караул!»

Как вы думаете, ребята, чей это зов о помощи?

Капитан.

-«Караул!» может кричать человек, упавший за борт судна, но в последнее время «Караул!» кричит море…

Второй ученик.

-За последнее время люди нанесли огромный ущерб морю и его обитателем. Например: Плыл по морю огромный танкер, вёз в своих трюмах нефть. Беда случилась перед рассветом: Корабль наскочил на подводную скалу, и нефть широко разлилась по поверхности воды.

Капитан.

-Какие свойства нефти вы знаете?

Третий ученик.

-Мы знаем, что нефть - маслянистая, тёмно- бурая жидкость. Легче воды. Поэтому она растекается по поверхности моря огромным чёрным пятном.

-Что же происходит после этого? В первую очередь страдают птицы. Чайки, гагары, утки, садясь на воду, уже не могут взлететь, потому что нефть склеила их перья, и гибнут.

Четвёртый ученик.

Тонкая нефтяная плёнка не пропускает солнечный свет: Морские растения, лишившись солнечных лучей, уже не могут вырабатывать кислород. Рыбам становится нечем дышать и они погибают.

Пятый ученик.

-В последнее время в море очень много выбросов бытового мусора: (бутылок, банок, целлофановых мешков, промышленных отходов).

Однажды у далёких берегов случилась беда: стали гибнуть киты. Они просто задохнулись, так как их дыхательные пути были забиты полиэтиленовыми пакетами, которые принесло морское течение.

Капитан.

-Мы хорошо поработали. И сейчас на камбузе полным ходом идёт подготовка к обеду. Но прежде мы должны сообщить результаты нашей экспедиции.

-Что такое море?

-В чём отличие морской воды?

-Какие лечебные свойства морской воды вы можете назвать?

-О каких интересных обитателях моря вы узнали?

-Чем дышат обитатели моря? Как попадает в море кислород?

-Почему нужно охранять моря и океаны?

Капитан.

-Ну, а сейчас слово нашим поварам.

Первый ученик.

-У меня вопрос к команде. Какие блюда можно приготовить из рыб и других обитателей моря?

Второй ученик.

-Море поставляет к нашему столу множество полезных для здоровья продуктов. Из этих продуктов человек научился делать очень вкусные блюда. Назовём и покажем некоторые из них.

(Учащиеся демонстрируют рыбные блюда, приготовленные вместе с родителями. Затем идёт дегустация их всеми учениками класса).
Капитан.

-Команда! Равняйсь! Смирно!

Поздравляю с успешным выполнением задания!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок путешествие по теме: Провела: учитель начальных классов iconУрок русского языка в 3-м (1- 4) классе по теме «Определение рода имен существительных»
Провела: Беляйкина Анна Ивановна, учитель начальных классов мбоу «Русско – Велязьменская начальная школа – детский сад», Атюрьевского...
Урок путешествие по теме: Провела: учитель начальных классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок провела учитель начальных классов Сергиево-Посадского района моу «нош №13» Терентьева Светлана Александровна
Урок путешествие по теме: Провела: учитель начальных классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Жилищный урок" в 11 классе, провела Качимова Н. В., учитель начальных классов, на тему "Поведение в общественных местах. Улица"
Урок путешествие по теме: Провела: учитель начальных классов iconУрока
Приготовила и провела учитель начальных классов маоу «Средняя школа №20» г. Балаково Саратовской области
Урок путешествие по теме: Провела: учитель начальных классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных...
Урок путешествие по теме: Провела: учитель начальных классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала...
Урок путешествие по теме: Провела: учитель начальных классов iconДень матери в 3 классе. Провела учитель начальных классов: Гаврилова Н. П.
Цель: воспитание у младших школьников чувства уважения и любви к самому близкому, верному, преданному человеку маме
Урок путешествие по теме: Провела: учитель начальных классов iconУрок русского языка по теме: «Правописание 3 лица с предлогами»
Энтина Елена Юрьевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория
Урок путешествие по теме: Провела: учитель начальных классов iconПровела учитель начальных классов мбоу «Какашуринской сош №2»
Корпоративное право ядро предпринимательского права § Тенденции в развитии корпоративного права за рубежом и в России
Урок путешествие по теме: Провела: учитель начальных классов iconУрок литературного чтения во 2 в классе. Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода»
Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Шевченко Людмила Анатольевна
Урок путешествие по теме: Провела: учитель начальных классов iconМ. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов)
Алгоритм организации преемственности между ступенями начального и основного образования, насчитывает восемь шагов
Урок путешествие по теме: Провела: учитель начальных классов iconТема: Россия- это многонациональное государство
...
Урок путешествие по теме: Провела: учитель начальных классов iconКонспект занятия по курсу «Речь и культура общения». Тема «Весёлые рассказы»
...
Урок путешествие по теме: Провела: учитель начальных классов iconБерестова Станислава Казимировна учитель начальных классов Опытный...
Балакшина Валентина Васильевна квалифицированный педагог. Высшее образование. Окончила филологический факультет Калининградского...
Урок путешествие по теме: Провела: учитель начальных классов iconСценарий мероприятия для учащихся начальной школы «Давайте будем...
Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа"
Урок путешествие по теме: Провела: учитель начальных классов iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год
Методическое объединение учителей начальных классов состоит из семи человек (5 учителей начальных классов, 1 – логопед, 1- учитель...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск