Скачать 89.56 Kb.
|
МБОУ «Трускляйская СОШ» Урок – путешествие по теме: Провела: учитель начальных классов Овечкина Т. А Тема урока: «Море и его богатства» Цели урока: 1.Дать представление о море; 2.Познакомить с важнейшими морями нашей страны; 3.Углубить знания детей об обитателях морей и морских растениях; 4.Довести до учащихся, почему надо охранять моря нашей страны, наметить основные пути охраны морей. Тема занятия сообщается учащимся за неделю. Подготовка к нему идёт по группам. Учитель предлагает ученикам готовый материал, кроме того, учащиеся самостоятельно ищут дополнительную литературу. Класс оформлен в виде импровизированного корабля: мачты, флаги, сети, верёвочные лестницы, спасательные круги, штурвал. На стенах физическая карта страны, карта Мордовии, таблицы «Рыбы», «Морские животные», рисунки учащихся по теме «Море». К уроку приготовлены: морская соль, йод, морская капуста, ракушки, морские раковины, морские камни, засушенные морские ежи и звёзды, нефть, птичье перо, пластмассовые бутылки и банки из-под напитков, боксёрские перчатки, рыбные консервы, эмалированное блюдо с водой, модель танкера. Учащиеся, одетые в морскую форму, стоят по периметру прямоугольника, в центре – капитан (учитель) и штурман (ученик). Ученик. И ночью, и днём В просторе морском Колышется даль голубая, Не видно нигде берегов… Мы с детства о море мечтаем, О дальних огнях маяков. Летят белокрылые чайки- Привет от родимой земли! И ночью, и днём в просторе морском Стальные идут корабли. Штурман. - Команда равняйсь! Смирно! Капитан. -Здравствуйте, товарищи! Учащиеся. -Здравия желаем, товарищ капитан! Капитан. -Вольно! Штурман. -Вольно! Капитан. - Дорогие друзья, сегодня на научно исследовательском судне «Искатель» мы отправляемся в плавание. Нам предстоит узнать, что такое море, какие есть моря, какую пользу они приносят человеку. Мы исследуем глубины моря, узнаем о его обитателях и о том, почему должны охранять моря и океаны нашей планеты. Но, прежде чем отправиться в путь, мы должны заслужить право называться юнгами, т.е. младшими матросами. Двум ученикам предлагаются карточки. 1 карточка. Используя схему, рассказать, как образуются реки и показать части реки. Дополнительный вопрос. Назовите и покажите на карте главную реку нашей области и её притоки. 2 карточка. Используя схему, расскажите об озёрах. Дополнительный вопрос. Чем озеро отличается от реки? Вопросы ко всему классу: Почему в реке вода течёт круглый год и никогда не выливается до конца? Почему у некоторых рек дно песчаное, а вода не уходит через него вглубь земли? Куда впадают реки? Капитан. -Ну что ж, вы справились с заданием. Поздравляю вас с присвоением вам звания юного матроса – юнги. -Корабль готов к отправлению. Да вот беда! Многие не знают морских терминов и понятий. Посмотрите на доску. На доске или на плакате написаны слова. (Термины объясняются с опорой на личный опыт и знания детей.) Камбуз - корабельная кухня. Капитан - командир судна. Кок - повар на судне. Кубрик - жилое помещение для матросов на корабле. Штиль - тихая погода на море, безветрие. Штурвал - рулевое колесо, которым управляют судно. Штурман - специалист по вождению судов. Якорь - металлический стержень с лапами, укрепленными на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте. Капитан. -Ну, теперь всё готово! Слушай команду: Полный вперёд! Поднять якоря! Право руля! Лево руля! -Чтобы нам было удобнее работать, мы разделим всю команду на группы по5-6 человек: а) исследователи морской воды; б) исследователи морских растений; в) исследователи морских животных; г) экологи (люди, занимающиеся изучением и охраной природы); д) коки. -Группы по кубрикам! Капитан. -Если мы посмотрим на карту, то увидим, что большую часть поверхности Земли занимают океаны: Индийский, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый. Океаны у берегов суши образуют моря. Моря - это часть океана, которая вдаётся в сушу. А сейчас о том, какой маршрут предстоит нам пройти. Слово нашему штурману. Штурман. -Откройте атласы. Сверьте маршрут. (Показывает по карте.) Наш корабль вышел из Мурманска. Мы плывём по Баренцеву морю. Затем на нашем пути Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское море. Через Берингов пролив мы попадаем в Берингово море и через Охотское и Японское моря подходим к конечной точке нашего маршрута- городу Владивостоку. Капитан. -Спасибо, штурман. -А кто из вас сможет назвать моря, которые не входят в наш маршрут, но омывают Россию с запада и юга? (Учащиеся по карте называют моря, учитель обобщает.) Капитан. -Ребята, вы смотрели в атлас. Каким цветом изображены моря на карте? (Синим и голубым). -Но всегда ли в действительности море имеет синий цвет? (Не всегда). -Раз уж речь зашла о цвете моря, о морской воде, предоставим слово исследователям воды. Первый ученик. -Каждое море имеет свой цвет, который может меняться в зависимости от различных условий: от погоды, от водорослей, песка, от цвета морских обитателей и даже от времени суток. Второй ученик. Есть у моря свои законы, Есть у моря свои повадки… Море может быть то зелёным С белым гребнем на резкой складке, То без гребня, свинцово - сизым, С мелкой рябью волны гусиной, То задумчивым, светло - синим, Просто светлым и просто синим, Третий ученик. То молчащим, то говорливым, Чуть колышимым лёгким бризом. Море может быть в час заката То лиловым, то красноватым, С гордой гривой в час прилива. Море может быть голубое, И порою в дневном дозоре Глянешь за борт- и под тобою То ли небо, а то ли море. Но бывает оно и чёрным, Чёрным, мечущимся, покатым, Неумолчным и непокорным, Поднимающимся, горбатым. Капитан. -Каким же цветом бывает море? -А можно ли пить морскую воду? (Ответы детей). Четвёртый ученик. Да, действительно, морскую воду пить невозможно, так как в ней растворено много различных солей (35г в одном литре). Это примерно спичечный коробок на литровую банку. (Демонстрация.) В морской воде также есть йод. Поэтому морская вода имеет неприятный солёно-горьковатый вкус и запах йода. Капитан. -Купание в морской воде очень полезно для здоровья. В аптеках продаётся морская соль для того, чтобы люди могли принимать морские ванны в домашних условиях. -А кто из вас знает, почему вода в море солёная? -А какое свойство воды использует человек для получения соли из морской воды? -А что если всю воду в море опреснить? Как вы думаете, стоит это делать или нет? Капитан. А теперь с докладом выступит «научно-исследовательский центр», занимающийся изучением морских растений. Первый ученик. -Подводный мир растений так же богат и разнообразен, как и наземный. Под водой есть и непроходимые леса, и голые пустыни. Сегодня мы поговорим о водорослях. Капитан. - Ребята, что вы знаете о водорослях? Второй ученик. -Водоросли активно используются человеком. Например, у нас в магазинах продаются консервы из морской капусты - одной из разновидностей водорослей. Ценность морской капусты в том, что в ней содержится много различных минеральных солей, необходимых организму человека, а также йод, недостаток которого влияет, например, на умственные способности человека. Капитан. -Даже в соль, которая продаётся в магазине, добавляют йод. Третий ученик. -На побережье морей на Дальнем Востоке и в Прибалтике созданы специальные морские фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм домашним животным, на производство пластмасс, водонепроницаемых тканей и даже шампуня и крема. Капитан. -А как вы думаете, какая связь между водорослями и боксёрскими перчатками? -Иногда для набивки боксёрских перчаток используют морские водоросли. -А ещё из водорослей получают йод, который применяется в медицине. Капитан. -На море полный штиль. Значит, можно спуститься под воду. Давайте посмотрим, что там? (Видеосюжет о подводном мире.) Капитан. -А сейчас слово группе, которая, которая занимается изучением морских обитателей. -Кто на этот раз попался в наши сети? (Ученики достают из сетей рисунки морских животных). Первый ученик. -Летучая рыба. Это рыба, как рыба. Только грудные плавники у неё длинные. Но они плотно прижаты к телу, и когда рыба плавает, их даже не заметно. Но вот - опасность. Рыбка разогнулась и выпрыгнула из воды. Расправила свои плавники и полетела, как планер. Поэтому её называют летучей. Второй ученик. -Кальмары. У кальмара десяток щупалец-рук. И все десять прикреплены к голове. На «руках» у кальмара есть присоски, а иногда острые крючья, которыми они ловят свою добычу - мелких рыб и креветок. Третий ученик. -Рыба - луна. Рыба- луна – ленивая. Качается на волнах, плывёт по течению. Она почти круглая. А кожа у неё вся в мелких- мелких бугорочках, среди которых встречаются крохотные пузырьки воздуха. И когда через них проходит солнечный лучик, они светятся голубым светом. Вот эту рыбу и зовут луной. Четвёртый ученик. -Морской кот. В Чёрном море живёт морской кот. Это такая рыба. Плоская, с длинным хвостом. За этот хвост рыбу и назвали морским котом. На хвосте у морского кота острая колючка, которой он колет всякого, кто на него нападает. Пятый ученик. -Удильщик. Удильщики живут на большой глубине, куда не доходит солнечный свет. Там всегда темно. Как же удильщику поймать рыбу? А вот как. На голове у него длинный толстый усик, а на конце этого усика маленький фонарик. «Зажжёт» удильщик фонарик, увидит креветка или маленькая рыбка свет и бросится к нему. А удильщику только этого и нужно: раскроет пасть и проглотит добычу. Капитан. В морях водятся морские ежи, морские звёзды, осьминоги, акулы, киты, дельфины, морские котики, тюлени. (Демонстрация.) -Ребята, а каких обитателей моря вы ещё знаете? -Ещё есть так называемые промысловые рыбы. Их человек использует как продукт питания, из некоторых изготавливают консервы. Это треска, сельдь, скумбрия, ставрида, морской окунь, кефаль, горбуша и др. - В морских глубинах обитает много живых организмов. А живые организмы, как известно, дышат. Чем же они дышат? Откуда в воде берётся кислород? Капитан. -А сейчас слово «экологом». Первый ученик. Шёл по морю лайнер. В тот миг роковой Кипела вода за высокой кормой. Но прямо по курсу, Сквозь грохот и гул Услышал старпом За бортом: «Караул!» Как вы думаете, ребята, чей это зов о помощи? Капитан. -«Караул!» может кричать человек, упавший за борт судна, но в последнее время «Караул!» кричит море… Второй ученик. -За последнее время люди нанесли огромный ущерб морю и его обитателем. Например: Плыл по морю огромный танкер, вёз в своих трюмах нефть. Беда случилась перед рассветом: Корабль наскочил на подводную скалу, и нефть широко разлилась по поверхности воды. Капитан. -Какие свойства нефти вы знаете? Третий ученик. -Мы знаем, что нефть - маслянистая, тёмно- бурая жидкость. Легче воды. Поэтому она растекается по поверхности моря огромным чёрным пятном. -Что же происходит после этого? В первую очередь страдают птицы. Чайки, гагары, утки, садясь на воду, уже не могут взлететь, потому что нефть склеила их перья, и гибнут. Четвёртый ученик. Тонкая нефтяная плёнка не пропускает солнечный свет: Морские растения, лишившись солнечных лучей, уже не могут вырабатывать кислород. Рыбам становится нечем дышать и они погибают. Пятый ученик. -В последнее время в море очень много выбросов бытового мусора: (бутылок, банок, целлофановых мешков, промышленных отходов). Однажды у далёких берегов случилась беда: стали гибнуть киты. Они просто задохнулись, так как их дыхательные пути были забиты полиэтиленовыми пакетами, которые принесло морское течение. Капитан. -Мы хорошо поработали. И сейчас на камбузе полным ходом идёт подготовка к обеду. Но прежде мы должны сообщить результаты нашей экспедиции. -Что такое море? -В чём отличие морской воды? -Какие лечебные свойства морской воды вы можете назвать? -О каких интересных обитателях моря вы узнали? -Чем дышат обитатели моря? Как попадает в море кислород? -Почему нужно охранять моря и океаны? Капитан. -Ну, а сейчас слово нашим поварам. Первый ученик. -У меня вопрос к команде. Какие блюда можно приготовить из рыб и других обитателей моря? Второй ученик. -Море поставляет к нашему столу множество полезных для здоровья продуктов. Из этих продуктов человек научился делать очень вкусные блюда. Назовём и покажем некоторые из них. (Учащиеся демонстрируют рыбные блюда, приготовленные вместе с родителями. Затем идёт дегустация их всеми учениками класса). Капитан. -Команда! Равняйсь! Смирно! Поздравляю с успешным выполнением задания! |
Урок русского языка в 3-м (1- 4) классе по теме «Определение рода имен существительных» Провела: Беляйкина Анна Ивановна, учитель начальных классов мбоу «Русско – Велязьменская начальная школа – детский сад», Атюрьевского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок провела учитель начальных классов Сергиево-Посадского района моу «нош №13» Терентьева Светлана Александровна | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Жилищный урок" в 11 классе, провела Качимова Н. В., учитель начальных классов, на тему "Поведение в общественных местах. Улица" | Урока Приготовила и провела учитель начальных классов маоу «Средняя школа №20» г. Балаково Саратовской области | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала... | ||
День матери в 3 классе. Провела учитель начальных классов: Гаврилова Н. П. Цель: воспитание у младших школьников чувства уважения и любви к самому близкому, верному, преданному человеку маме | Урок русского языка по теме: «Правописание 3 лица с предлогами» Энтина Елена Юрьевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория | ||
Провела учитель начальных классов мбоу «Какашуринской сош №2» Корпоративное право ядро предпринимательского права § Тенденции в развитии корпоративного права за рубежом и в России | Урок литературного чтения во 2 в классе. Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Шевченко Людмила Анатольевна | ||
М. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов) Алгоритм организации преемственности между ступенями начального и основного образования, насчитывает восемь шагов | Тема: Россия- это многонациональное государство ... | ||
Конспект занятия по курсу «Речь и культура общения». Тема «Весёлые рассказы» ... | Берестова Станислава Казимировна учитель начальных классов Опытный... Балакшина Валентина Васильевна квалифицированный педагог. Высшее образование. Окончила филологический факультет Калининградского... | ||
Сценарий мероприятия для учащихся начальной школы «Давайте будем... Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа" | Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год Методическое объединение учителей начальных классов состоит из семи человек (5 учителей начальных классов, 1 – логопед, 1- учитель... |