Провела учитель начальных классов
МБОУ «Какашуринской СОШ №2»
Эльмурзаева Л.А.
2012 – 2013 уч.год. Тема: "Склонение имен прилагательных"
Цели и задачи: Образовательные цели:
Познакомить детей со склонением имен прилагательных.
Повысить уровень знаний детей по теме "Имя прилагательное" Задачи:
Создать условия для удовлетворения потребности субъекта в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями. Развивающие цели:
Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность. Задачи:
Развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображения, умение контролировать свой результат.
Воспитательные цели:
Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд.
Воспитание чувства дружбы и товарищества. 1. Организационный этап. Цель: психологически настроить детей на интересную плодотворную работу на уроке. - Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Урок русского языка. Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом. Каким вы хотите видеть урок? (познавательным, интересным.) - Но для этого нужно помнить, что мы одна дружная семья. Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы учимся отлично!
У нас всё получится! -Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее? У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить! II. Повторение и закрепление пройденного материала
Прочитайте текст, написанный на доске.
Есть ли в этом тексте что-то необычное? (нет прилагательных) (слайд 1)
Пришла весна. Ярко светит солнышко. Быстро тает снег. Журчат ручьи. Зеленеет травка. Летят в родные края птицы. 2. Работа у доски.
« Имя прилагательное + имя существительное» определить род имени прилагательного.
Чтобы определить род имени прилагательного., надо:
Найти в предложении…….
Определить его………….
По роду существительного, узнать……..
3.Какие слова зашифрованы ДГО (год) ВОНЫЙ (новый)
ГРОСУНЕЧКА (снегурочка) ЗОРМО (МОРОЗ)
ЛЁЧОКА (ЁЛОЧКА)
4. Работа над словообразованием и обогащением словарного запаса.
-Я буду диктовать существительные, а вы от них должны будете образовывать однокоренное прилагательное и придумать к нему подходящее по смыслу существительное. Счастье – (счастливый день)
Солнце –
Свежесть –
Лес –
Школа –
Зима –
Мороз –
Праздник - 5. Чистописание. Из окончаний прилагательных составить цепочку, чередуя окончания:
ая, яя, ое, ее, ой, ый, ий. Учительница показывает фрукты: апельсин, яблоко, груша. Учащиеся составляют словосочетания с подходящими по смыслу прилагательными и записывают их в единственном и во множественном числе. 6. Работа с карточками. (несколько учащихся работают по карточкам) 1. Допишите прилагательное, определите его род.
Мак…., пальто…., трава…, снежинка….
Дерево…, молоко…, потолок…., сыр…., щенок…, собака….
Найди словосочетания, которые состоят из существительного и прилагательного. Определите склонение существительного:
Белый дом,
Чудесный дом,
Но что-то застучало в нём
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое,
Такое пушистое и золотистое Тем временем остальные учащиеся заняты другим заданием.
Работа у доски «Подбери пару»
(слайд 2)
Холодн…. характер
Золт…. яблоко
Гостепримн… небо
Скверн… хозяйка
Спел… кольцослайд
Голуб… котёнок
Ласков…. погода Выполнение самостоятельной работы.
Выполнение задания № 118 стр. 76. Физминутка Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь в воду - упадёт.
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не лепится,
От мороза стынет птица.
Повернулось солнце к лету
Что скажи за месяц это? III. Работа по теме урока Продолжим работу в парах.
Посмотрите на тесты, которые лежат у вас на партах (Каждая пара получает один текст)
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов и запиши его.
- Ответив на вопросы теста, назвать ключевое слово. - Как вы будете выполнять задание? (Отвечая на вопросы теста, обводить букву, соответствующую правильному ответу)
- Желаю удачи! ( дети работают в парах)
- Какое ключевое слово вы получили?
Дети: Склонение.
- Что такое склонение? (изменение окончаний по падежам называется склонением)
- Какой цели вы достигли, выполнив это задание? (не только отгадали ключевое слово, но и повторили всё об имени прилагательном)
- Я рада за вас!
Предлагаю просклонять прилагательное вместе с существительным (в тетрадях).
(слайд №3)
Зимний лес
И.п. зимний лес
Р. п. зимние леса
Д.п. зимнему лесу
В.п. зимний лес
Т.п. зимним лесом
П.п. о зимнем лесе - Проанализируем результаты и попробуем найти способ определения падежа у имени прилагательного.
- Как можно определить падеж у прилагательного? ( прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному) - Итак, давайте составили памятку определения падежа у имён прилагательных.
- Какие шаги мы должны сделать? (слайд 4) 1 шаг –
2 шаг –
3 шаг – IV. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.
Учитель: Рассмотрите следующую карточку. Посмотрите на запись. Нужно к каждому существительному подобрать подходящее по смыслу прилагательное, поставив его в нужном падеже. (слайд 5) На……….поле открытое
У ………..окна футбольный
Около…..ёлки весёлый
Без………… друга пушистая Работа в мини тетрадях (дети работают самостоятельно) Прочитайте получившиеся словосочетания. Назовите падеж.
- выполнив это задание, мы научились определять падеж имён прилагательных. V. Итог урока. - И В завершении урока, я хочу вам прочитать стихотворение, посвященное имени прилагательному: Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь – ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутит?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая,
Любимая, красивая»,
Отцу и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
Прилагательные!
Чтобы всё отличным стало
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять! VI. Домашнее задание |