Руководители проекта:
| Фамилия, имя, отчество автора
| Андрюхина Светлана Михайловна,
Кузьмина Наталья Михайловна,
Назаренко Лариса Алексеевна
| Регион, в котором находится школа
| Приморский край
| Город, в котором находится школа
| г. Лесозаводск
| Номер и/или название школы
| Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 Лесозаводского городского округа»
|
|
| "Визитная карточка" проекта
Тема учебного проекта:
| Вода – вещество привычное и необычное
| Краткое описание проекта:
| Проект ориентирован на учащихся 8-ых классов, долгосрочный (01.10.12г. - 30.12.12г.), исследовательский, носит межпредметный характер. Он соответствует требованиям государственного стандарта среднего (общего) образования по химии, биологии, физике. Работа над этим проектом позволит обучающимся глубже освоить учебные темы по химии, биологии и физике: «Электролитическая диссоциация», «Химические и физические свойства воды», «Реакции ионного обмена», "Роль воды в жизнедеятельности живых организмов», «Сущность биологических процессов: питания и дыхания», «Источники загрязнения гидросферы. Способы очистки питьевой воды», «Агрегатные состояния воды», «Плавление и кристаллизация», «Парообразование и конденсация», «Удельная теплоёмкость воды», «Влажность воздуха», сформировать целостное представление о воде. Цель проекта: изучение строения, свойств и роли воды в нашей жизни, формирование нравственно-ценностного отношения к ней. Проект может быть использован при проведении интегрированных уроков, а также в процессе изучения отдельных учебных тем по химии, биологии, физики. Изучение аномальных свойств воды, связанное с особенностями строения молекулы воды, объясняет уникальность этого вещества по своим физическим свойствам. Исследование питьевой воды помогает учащимся ответить на вопрос: соответствует ли исследуемая вода санитарным нормам, можно ли использовать питьевую воду по назначению, существует ли аналог питьевой воде. Методика проведения исследовательских работ может быть использована при подготовке к ученическим научно-практическим конференциям.
| Предметная область:
| Химия, биология, физика
| Возрастная группа учащихся, классы:
| 14 – 15 лет, 8 класс
|
Приблизительная продолжительность проекта:
| 3 месяца, с 01.10.2012 г. По 30.12.2012 г.
| Основа проекта:
| Содержание, соответствующее образовательным стандартам:
| ГОС, на которые ориентирован проект
Раздел химии: Элементарные основы неорганической химии.
Учебная тема: Вода и её свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в
природе.
Знать/понимать: смысл понятий: структура и формула воды, растворимость, растворы,
свойства воды, процессы испарения и конденсации.
Уметь:
Раздел химии: Химическая реакция.
Учебная тема: Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена.
Знать/понимать: смысл понятий: электролит и неэлектролит, электролитическая
диссоциация; основные законы: сохранения массы веществ, постоянного
состава, периодический закон.
Уметь: определять возможность протекания реакций ионного обмена.
Раздел биологии: Человек и его здоровье.
Учебная тема: Питание. Дыхание.
Знать/понимать: сущность биологических процессов: питания и дыхания.
Уметь: объяснять необходимость защиты окружающей среды, анализировать и оценивать
влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Раздел физики: Молекулярная физика и термодинамика.
Учебная тема: Агрегатные состояния вещества.
Знать/понимать: смысл понятий: вещество, физическое тело, агрегатное состояние
вещества; смысл физических величин: температура, давление, внутренняя
энергия; смысл физических законов: сохранения полной энергии тел.
Уметь: описывать и объяснять физические свойства тел в различных агрегатных
состояниях, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить
примеры, подтверждающие истинность физической теории, использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Раздел физики: Молекулярная физика и термодинамика.
Учебная тема: Изменения агрегатного состояния вещества.
Знать/понимать: смысл понятий: физическое явление, вещество, тело, гипотеза, теория;
смысл физических величин: внутренняя энергия, работа, количество теплоты,
влажность воздуха.
Уметь: описывать и объяснять физические явления: плавление и отвердевание,
парообразование и конденсация, свойства жидкостей, твёрдых тел и газов; приводить
примеры, подтверждающие связь теории с практикой; применять приобретённые
знания в практической деятельности и повседневной жизни. Список приоритетных умений, развиваемых у обучающихся в ходе проекта:
Общенаучные умения – объяснять результаты исследований с помощью физической
теории.
Информационные умения – воспринимать и на основе полученных знаний
самостоятельно оценивать информацию.
Социальные умения – обеспечивать безопасность жизнедеятельности в процессе
исследования, при использовании физического оборудования,
соблюдать технику безопасности в повседневной жизни.
Умения личностного совершенства – ставить и стремиться выполнять высокие цели,
толерантность.
Коммуникативные умения – работать в группе, использовать технологии сетевого
взаимодействия, использовать социальные сети для совместной
работы.
| Дидактические цели / Ожидаемые результаты
| развивать умения самостоятельно конструировать свои знания;
выработать умения самостоятельно проводить эксперимент и исследования;
формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности,
критического мышления, навыков работы в команде;
развивать умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве и применять информационные технологии.
Участие в проекте позволит:
- закрепить предметные знания, освоенные в ходе проекта;
- создать оптимальные условия для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний с учётом возраста, опыта, пола, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;
- эффективно решать задачи развития творческих способностей детей;
- создать у ребёнка уверенность в своих силах, стремление к активному поиску нового;
- решить проблему «неуспешного» ученика.
| Вопросы, направляющие проект
| Основополагающий вопрос: Вода – это чудо природы?
| Проблемные вопросы: Вода – это не просто обычная жидкость?
Что мы пьём?
Есть ли тайны у воды?
Зачем нужно беречь воду?
| Вопросы учебной темы: Какие свойства воды вам известны?
Какова биологическая роль воды?
Как состав воды влияет на живое и неживое?
Какую воду мы пьем?
Какие способы очистки воды вам известны?
Какими физическими и химическими свойствами обладает вода?
Качество питьевой воды - какое оно?
Как влияет вода на человеческий организм?
Как вода влияет на климат?
Что такое «память воды»?
Причины и последствия круговорота воды в природе?
|
График оценивания
| Подготовительный
этап
| Практический
этап
| Заключительный
этап
| Формирующее оценивание «стартовых знаний» учащихся:
в форме фронтальной беседы в процессе демонстрации вводной презентации;
в ходе прохождения теста.
Знакомство с:
критериями оценивания презентации;
критериями оценивания публикации-буклета;
критериями оценки итоговой работы.
Анализ учителем результатов тестов.
| Проводится текущее оценивание для корректировки качества обучения и ориентации на поощрение успехов:
тестирование.
Лист продвижения по проекту для группы.
Самооценивание:
Самооценка учащихся работы над проектом (оценочный лист для самооценки).
Сооценивание:
Оценка личного вклада участников (оценочный лист для взаимооценки).
| Итоговое оценивание.
Конференция. Защита проекта.
Взаимооценивание:
итоговое оценивание (таблица оценивания проекта).
Размещение работ на wiki-странице..
Рефлексия.
| Необходимые начальные знания, умения и навыки
| Перед началом работы над проектом учащиеся должны:
Знать/понимать: основные базовые понятия курсов химии, биологии и физики основного общего образования, требования техники безопасности в кабинетах химии и физики.
Уметь: работать с физическим и химическим оборудованием, проводить необходимые измерения, выявлять зависимости между величинами, самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, использовать современные технологии для обработки информации.
| Учебные мероприятия
|
| Подготовительный этап (1-2 недели октября):
Презентация проекта
Выявление знаний по теме проекта
Выявление навыков использования сервисов Web 2.0
Работа по привлечению родителей к проектной деятельности
Деление на группы
Постановка целей и задач проекта
Определение плана работы
Знакомство с критериями оценки в проекте и правилами защиты проекта
Практический этап (3-4 недели октября, ноябрь, 1-2 недели декабря):
| Поиск источников информации
Работа с учебными вопросами
Оформление ответов
Встреча с сотрудниками СЭС
Проведение экспериментов
Анализ результатов исследования
Заключительный этап (3-4 недели декабря):
Корректировка материалов
Размещение материалов на Wiki-страницу
Заполнение листов оценивания
Рефлексия
Защита исследовательских работ на конференции.
Подведение итогов
| Средства для дифференцированного обучения
| Обучение под руководством учителя, взаимообучение, рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы, пошаговые инструкции, памятки, подсказки, помощь в проведении экспериментов.
| Одарённые ученики:
|
| В ходе работы над проектом возможны различные пути изучения материала, которые может выбрать сам ученик. Он выходит за рамки выполняемых задач и проводит более глубокие исследования, расширяя поле деятельности проекта. Использование специальной научной литературы, индивидуального исследования для дальнейшей защиты на школьной научно-практической конференции «Шаги к успеху», участие в различных конкурсах.
| Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта
| Персональные компьютеры, принтер, цифровая видеокамера, видеопроектор, экран, средства подключения к Интернету, CD-диски, флэш-память.
Материалы на печатной основе:
1.Алистер Смит, Филипп Кларк. Смеси и соединения. М.: Росмэн, 2002.
2.Статья доктора медицины Ф. Батмангхелидж из книги "Вода для здоровья" Произв./изд...Попурри, 2006.
3. Баландин Р. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. Москва, «Знание», 1979г.
4. Большая школьная энциклопедия. Точные науки/ Сост. П.Кошель. – М.:ОЛМА – ПРЕСС,2002.
5. Габриелян О.С. Химия 8 класс. М: Дрофа, 2001.
6. Гроссе Э, Вайсмантель Г. Химия для любознательных. Ленинград, «Химия», 1985г.
7. Дерпгольц В.Ф. Вода во вселенной. Ленинград, «Недра», 1971г
8.Книга для чтения по неорганической химии. Ч.1 / сост.: В.А. Крицман – 3-е изд., перераб.– М.: Просвещение.
9. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. М: Просвещение,1993.
10. Маcару Эмото . Послания воды: тайные коды кристаллов льда.
11. Петрянов И.В. Самое необыкновенное вещество в мире. Москва, «Педагогика», 1981.
12. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Физика 8 класс. Составитель- А. В. Перышкин. Издательство- «Дрофа», 2002 г.
13.Швецов П.Ф. Живая вода в недрах севера. Москва, «Наука», 1981г.
14. Рефераты для школьников. Биология.- ООО «Медиа-сервис-2000».
15. Алексеев С. В. Экология, учебник 10—11 класс, Санкт—Петербург, СМИО ПРЕСС, 2001 г.;
16. Ю. Большаков «Чтобы остаться в живых», Москва – Санкт-5. Петербург, Издательство «ДИЛЯ», 2002 год.
17. Детская энциклопедия. Вторая жизнь воды. «Аргументы и факты — детям», 2006 г.;
| Интернет ресурсы
| Другие ресурсы:
| родители,
| Другие принадлежности:
| Лабораторное оборудование кабинета химии и физики
| |