Скачать 329.32 Kb.
|
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение Средняя образовательная школа №83
Предмет: Биология Класс: 9 Учитель: Маркова Елена Владимировна Общее количество часов 34 Количество часов в неделю 1 Воронеж 2013 г. Пояснительная записка Качественное биологическое образование становится в наше время особенно актуальным. Развитие новых технологий, интеграция наук, достижения генетики, биотехнологии, бионики с одной стороны и ухудшение здоровья населения, экологические проблемы – с другой поставили биологическую компетентность человека на одно из первых мест в системе личностных представлений и убеждений. Поэтому развитие биологической компетентности выпускника, а тем более выпускника, готового продолжить биологическое образование, способного решать проблемы как личностные, так и социальные, является одним из приоритетов современной школы. Предлагаемый курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к изучению генетики. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении в разделе «Общей биологии» в 9 классе. Конкретные знания являются ключом к получению новых знаний, причем не набора, а системы. Перед учащимися ставится задача научиться справляться с потоком новой информации. Это, прежде всего, приобретение способности искать и анализировать информацию. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам, а так же совершенствуют умения подготовки и защиты проектов. В связи с этим каждая тема предлагаемого курса может быть рассмотрена с разных точек зрения по одному вопросу. Методическое пособие предлагает совместную работу учеников по получению знаний (диалоговую, групповую, коллективную), что развивает коммуникативную компетентность учащихся. Изучение вопросов курса ведется через актуализацию личного опыта учащихся, конкретизацию наглядных образов к абстрактному обобщению. Элективный курс рассчитан на 34 часов. К нему разработан тематический план. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем и проведение семинаров. Особенность этого курса в том, что он дает учащимся сведения практического характера из области генетики. Он, включает в себя обязательное рассмотрение «Решение генетических задач», который поможет лучше понять основные законы наследственности, даст возможность тренировки логического мышления. Связь содержания изучаемого материала с жизнью самого ученика в значительной мере стимулирует формирование познавательного интереса. Поэтому в содержание курса включен ряд вопросов, которые исследуются в современной науке и широко освещаются в средствах массовой информации. Еще один фактор, помогающий школьникам определиться в выборе дальнейшего жизненного пути, – ориентация содержания курса на старшую школу. Целю элективного курса, является углубление, систематизация, подкрепление и расширение теоретических знаний учащихся о геномике, а так же рассмотрение основных свойствах живого: наследственности, изменчивости, размножении, росте и раз витии и их проявлениях в организме человека. Этот подход дает дополнительную возможность тренировки критического мышления, что является важным элементом любого обучения. Концепция данного элективного курса заключается в:
Исходя из данной цели и концепции элективного курса, можно поставить следующие задачи:
Ожидаемые результаты занятий, которые должны приобрести учащиеся: − знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; фундаментальных понятиях биологии;; наследственности и изменчивости; об основных теориях биологии: клеточной, хромосомной, наследственности, эволюционной; об основных областях применения биологических знаний в прикладном сельском хозяйстве, в ряде отраслей промышленности при охране окружающей среды и здоровья человека; основных терминах, использованных в биологической и медицинской литературы. − умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с научной позиции вопросов развития жизни на земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; работать с микроскопом; изготавливать простейшие микропрепараты для работы с микроскопом; решать генетические задачи различной сложности; составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале; работой с учебной и научно-популярной литературой, составлять все виды плана, все виды конспектов, рефераты; владеть языком предмета. Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель – ученик, активного обсуждения материала в форме ученик – ученик, ученик – учитель. Система оценки достижения учащихся Главная мотивация работы – познавательный интерес. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ. При изучении отдельных тем составляются обобщающие схемы, таблицы. Итогом лабораторной работы является отчет с выводами и рисунками. На этапе исследовательской работы оценивается уровень теоретической и практической подготовки, способность правильно оформить материал и эффективно его представить. В качестве основного образовательного результата выступает сформированная система базовых ценностей (жизнь, человек, здоровье), умение оперировать знаниями; развитие умений планирования и организации экспериментальной работы; развитие системного анализа, критического, творческого и комбинированного мышления; профориентация в области естественных наук Итоговый зачет ученику по всему курсу можно выставлять по таким критериям: 1) посещение не менее 80% учебных занятий учеником; 2) написание и презентация не менее одного сообщения или участие в анализе социологического опроса; 3) активное участие в дискуссиях на занятиях; 4) активное участие в подготовке и защите проектных и исследовательских работ. Программное обеспечение элективного курса :
Составил учитель биологии МБОУ СОШ № 83 Маркова Е.В. Программа рассмотрена на заседании методического совета Протокол № ___ от «__» ___________________ 200_ г. Руководитель совета Содержание курса ВВЕДЕНИЕ (1 час) Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов. Предмет, задачи и структура общей биологии. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. Исторические аспекты развития генетики. Основные понятия генетики. Демонстрация портретов, биографий виднейших генетиков. Межпредметные связи. Всемирная история. Великие деятели науки. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГЕНЕТИКИ (1 час) Вклад отечественных ученых в развитие генетики. Современные разделы генетики. Г. Мендель и его роль в становление генетики. История развития генетики после Г. Менделя до середины XX века. Заслуги отечественных ученых Ю.А. Филипченко, Г. А. Надсон, Г.Д. Карпеченко, А.С. Серебровский, С.Г. Навашен, Н.К. Кольцов, Н.И. Вавилов, П.Г. Лобашев и др. Современные направления в исследование генетики. Демонстрация портретов, биографий виднейших генетиков. Межпредметные связи. Всемирная история и история России. Великие деятели науки. ОСНОВНЫЕ НОСИТЕЛИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ (4 часа) Предмет и задачи цитологии. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки. Общие принципы организации клеток. Клеточная теория строения организмов. Строение клетки. Хромосомы. Типы хромосом организмов. Структура хромосом в различные периоды жизненного цикла клетки. Кариотип. Понятие гомологичных хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Жизненный цикл клеток. Передача наследственной информации в ряду клеточных поколений – размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза – период подготовки клетки к делению, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом в них. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза. Передача наследственной информации из поколения в поколение – половое размножение организмов. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза-I и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Биологическое значение и биологический смысл мейоза. Период формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у растений. Двойное оплодотворение у высших растений. Эволюционное значение полового размножения. Демонстрация моделей, схем строения клеток, органоидов растительной и животной клетки, схем митоза и мейоза, фигур митотического деления клетки в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме, микропрепаратов яйцеклеток. Лабораторная работа. Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом. Изучение фаз митоза под микроскопом. Химические основы наследственности (2 часа) ДНК – молекулы наследственности; история изучения; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности, двойная спираль, биологическая роль ДНК. РНК, структура и функции. Информационные (матричные), транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. Репликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение, роль ферментов в этом процессе. Молекулярная структура гена. Экзон-интронная организация гена. Гены структурные и регуляторные. Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков в клетке. Транскрипция; ее сущность и механизм. Трансляция; ее сущность и механизм. Генетический код и его свойства. Демонстрация таблиц, схем, объемных моделей структурной организации нуклеиновых кислот. Лабораторная работа. Решение генетических задач. Межпредметные связи. Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Нуклеиновые кислоты. МЕНДЕЛИЗМ ИЛИ МЕНДЕЛЕВСКАЯ ГЕНЕТИКА (6 часов) Автобиография и работы основателя генетики Г. Менделя. Понятие о наследственном факторе. Моно – и дигибридное скрещивание. Анализ потомства. Законы наследственности, установленные Г. Менделем. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие гибридов первого поколения. Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Гипотеза «чистоты гамет».Моно-, ди- полигибридное скрещивание. Статистический характер явлений расщепления. Цитологические основы единообразия первого поколения и расщепления признаков во втором поколении. Закон независимого наследования. Особенности аутосомного наследования. Демонстрация динамических моделей, иллюстрирующих законы Г.Менделя, слайдов с примерами наследования признаков. Лабораторная работа. Решение генетических задач. Межпредметные связи. Математика. Умножение многочлена на многочлен. Терема сложения вероятностей. Теорема умножения вероятностей. Взаимодействие генов (4 часа) Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов в определении признака: доминирование, неполное доминирование, кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия. Плейотропия. Экспрессивность и пенетрантность. Лабораторная работа. Решение генетических задач. Межпредметные связи. Математика. Умножение многочлена на многочлен. Теорема сложения вероятностей. Теорема умножения вероятностей. МОРГАНИЗМ. ГЕНЕТИКА ПОЛА. СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ (6 часов) Генетическое определение пола. Аутосомы и гетерохромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Гемизиготное состояние гена. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана – закон сцепленного наследования генов. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме. Генетические и цитологические карты хромосом. Кроссинговер, виды кроссинговера, кроссоверные и некроссоверные гаметы. Биологическая роль кроссинговера. Демонстрация родословных выдающихся представителей человечества. Карт хромосом человека, животных и растений. Лабораторная работа. Решение генетических задач. Межпредметные связи. Математика. Умножение многочлена на многочлен. Терема сложения вероятностей. Теорема умножения вероятностей. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (5 часов) Основные формы изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Свойства модификаций. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Дискретные и непрерывные признаки организмов. Генотипическая изменчивость и ее свойства. Мутации. Причины и свойства мутаций. Классификация мутаций. Генные мутации. Множественное действие гена. Хромосомные перестройки: дупликации, делеции, инверсии, транслокации. Геномные мутации. Основные группы геномных мутаций: анеуплоидия и полиплоидия. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Демонстрация примеров модификационной и мутационной изменчивости. Лабораторная работа. Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой. Межпредметные связи. Математика. Умножение многочлена на многочлен. Терема сложения вероятностей. Теорема умножения вероятностей. Физика. Ионизирующие излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите. Химия. Химические соединения: лекарства, антисептики. Тяжелые металлы. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (4 часа). Особенности человека как объекта генетических исследований. Методы изучения генетики человека: генеалогический, цитогенетический, биохимический, близнецовый, популяционно-статистический и др. карты хромосом (физические, химические, генные). Моногенные, хромосомные, мультифакторные болезни человека. Перенатальная диагностика наследственных заболеваний человека. Медико – генетическое консультирование: этапы и медицинское значение. Демонстрация хромосомных аномалий человека и их фенотипических проявлений. Лабораторная работа. Решение генетических задач. ГЕНЕТИКА ПОПУЛЯЦИЙ (2 часа). Генетика и эволюционная теория. Популяция как элементарная единица эволюции. Генофонд популяции. Перекрестно оплодотворяющиеся и самооплодотворяющиеся популяции. Панмиксия. Генетические процессы в популяциях. Идеальные и реальные популяции. Условия существования в природе идеальной популяции. Закон Харди – Вайнберга. Близкородственные браки. Лабораторная работа. Решение генетических задач. Межпредметные связи. Математика. Умножение многочлена на многочлен. Терема сложения вероятностей. Теорема умножения вероятностей. География. Распространение животного и растительного мира на Земле. Экономическая география. Население мира. География населения мира. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ (2 часа) Генетические основы селекции. Методы селекции. Явление гетерозиса. Особенности селекции животных, растений и микроорганизмов. Демонстрация примеров применения селекций на животных и растений, а так же значение селекции Межпредметные связи. География. Распространение животного и растительного мира на Земле. Экономическая география. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕНЕ (8 часов) Геном человека. Наследственность и изменчивость организмов. Хромосомный набор организма человека. Комплексные исследования генома человека. Методы современного молекулярно-генетического анализа. Геномная дактилоскопия. Этические и прикладные аспекты некоторых исследований связанных с геномом человека. Генная терапия. Перспективные открытия в области исследований генома человека. НАСЛЕДСВЕННОСТЬ И ГРУППЫ КРОВИ ЧЕЛОВЕКА (2 часа) Система АВО по типу серии множественных аллей. Действие трех аллей одного гена. Доминантные и рецессивные гены. Соотношение генотипов (гомозиготных и гетерозиготных) и групп крови. ИММУНИТЕТ, ЕГО МОЛЕКУЛЯРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ (3 часа) Защитные функции крови. Признаки заболевания, механизм проникновения вируса СПИДа в клетки и их заражения. Необходимость профилактики СПИДа. Учебно-тематический план
|
Рабочая программа по элективному курсу «Биология животных» Данная программа по элективному курсу составлена на основе программы элективного курса «Мир животных», автор И. Б. Агафонова, В.... | Пояснительная записка к элективному курсу в 10 классе «Генетика человека» Сивоглазов В. И., Пасечник В. В. «Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Программы элективных курсов» М., Дрофа, 2006г | ||
Аннотация к рабочей программе по элективному курсу «Химия и медицина», 9 класс Программа элективного курса предназначена для учащихся 9класса на 16 часов и носит межпредметный характер | Рабочая программа по элективному курсу «Генетика и Я» Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмета Общая биология по разделу «Основы генетики». В программе... | ||
Рабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество» | Рабочая программа по элективному курсу “ история отечества XX века глазами очевидцев” 11 класс Рабочая программа по элективному курсу “ история отечества XX века глазами очевидцев” | ||
Рабочая программа по элективному курсу «Астрономия и физика космоса» «Калмыцкомысовская средняя общеобразовательная школа» Поспелихинский район Алтайский край | Рабочая программа по элективному курсу «Физика и экология» в 9 классе. Составил Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Великодворская средняя общеобразовательная школа» | ||
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета, курса Рабочая программа составляется учителем-предметником (педагогом дополнительного образования) по определенному учебному предмету или... | Рабочая программа по элективному курсу «Нестандартные методы решения задач по математике» Данная рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе составлена на основании следующих документов | ||
Рабочая программа по элективному курсу «Методы решения уравнений» Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования от 05. 03 2004... | Рабочая программа по элективному курсу «Поэзия и проза русской эмиграции»... «Средняя общеобразовательная Роговатовская школа с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Рабочая программа по элективному курсу Составлена на основе программы профильного курса «Информатика x-xi» и элективного курса «Информационные системы и модели» (10-11... | Деловая игра «Генетика и медицина» Автор: Рыбкин В. Р., к ф н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью | ||
Рабочая программа по элективному курсу наглядная геометрия Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424 | Рабочая программа по элективному курсу «Универсальный метод решения неравенств» Целью профильного обучения является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к итоговой аттестации и продолжению... |