Скачать 256.06 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________/Волосникова Л.М./ __________ _____________ 2013 г. СИСТЕМАТИКА АМФИБИЙ И РЕПТИЛИЙ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы __________________________/Сорокина Н.В./ «28» августа 2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол № 1 от «29» августа 2013 г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 13 стр. Зав. кафедрой ____________________/Гашев С.Н./ «______»___________ 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института биологии. Протокол №2 от «31»октября 2013 г. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ___________________/Мелентьева А.А./ «31» октября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. библиотекой биологической литературы Института биологии _____________/Киприна Н.И./ «______»_____________2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фарафонова И.Ю./ «______»_____________2013 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт биологии Кафедра зоологии и эволюционной экологии животных Сорокина Н.В. СИСТЕМАТИКА АМФИБИЙ И РЕПТИЛИЙ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» Тюменский государственный университет 2013 Сорокина Н.В. Систематика амфибий и рептилий. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных». Тюмень, 2013, 13 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Систематика амфибий и рептилий [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и эволюционной экологией животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных Тюменского государственного университета, д.б.н. Гашев С.Н.© Тюменский государственный университет, 2013. © Сорокина Н.В., 2013
Целью дисциплины «Систематика амфибий и рептилий» является получение базовых знаний по систематике, морфологии, анатомии, экологии и происхождении амфибий и пресмыкающихся, а также о научных и прикладных аспектах использования данной научной дисциплины. В процессе изучения дисциплины магистранты решают следующие задачи:
Учебно-методический комплекс «Систематика амфибий и рептилий» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Дисциплина «Систематика амфибий и рептилий» относится к математическому и естественнонаучному циклу М.2. Дисциплины по выбору. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами М.2 Математического и естественнонаучного цикла: Вариативная часть (в том числе дисциплины по выбору магистра): теоретические проблемы зоологии и экологии хордовых и палеонтология, а также М.3. Профессионального цикла: дисциплинами по выбору: сравнительной анатомией и морфологией хордовых, экологией позвоночных животных, зоогеографией и историей фаун. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по зоологии, экологии, географии, теории эволюции. Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: ботаники, зоологии, экологии и рационального природопользования; теории эволюции, наук о Земле.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач – ПК 1; - знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению – ПК 2. Карта компетенций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Семестр 3. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица, 36 часов.
Таблица 1. Тематический план
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы студентов
1. Основы биологической систематики. Систематика как наука. Основные цели и задачи систематики. История систематики животных. Концепции фенетической, нумерической и филогенетической систематики. Вид как систематическая единица. Биологическая концепция вида. Принципы номенклатуры таксонов. Международный кодекс зоологической номенклатуры. Правила пользования определительными таблицами, или ключами. Принципы построения определительных таблиц. Особенности систематики класса Амфибии и класса Рептилии. 2. Особенности организации, происхождения и эволюции земноводных. Общая характеристика класса Земноводных. Кожные покровы и их производные. Скелет и мускулатура. Кровеносная и дыхательная системы. Пищеварительная система. Половая и выделительная системы. Центральная нервная система и органы чувств. Обмен веществ. Водно-солевой баланс. Газообмен. Пойкилотермность. Преобразования класса амфибий в связи с приспособлением к наземно-водному образу жизни. Особенности географического распространения современных амфибий. Сезонная и суточная активность. Колебания численности. Особенности размножения и развития. Питание и трофическая экология. Ядовитые амфибии. Химический состав, механизм действия яда. Демография: половая и возрастная структура популяций амфибий. Размножение амфибий (внешнее и внутреннее оплодотворение). Метаморфоз. Типы метаморфоза. Неотения. Забота о потомстве. Репродуктивная тактика. Развитие амфибий. Различия в развитии хвостатых и бесхвостых амфибий. Рост и продолжительность жизни амфибий. Миграции амфибий и перемещение. Значение земноводных, их использование. Работы И.И.Шмальгаузена по происхождению амфибий, сходство их с кистеперыми рыбами, промежуточные формы. Образование пятипалых конечностей. Происхождение современных отрядов амфибий. Предковые формы земноводных. Значение лабиринодонтов в эволюции земноводных. Отличия в строении современных и предковых форм. Спорные вопросы в происхождении трех современных отрядов земноводных. Древние земноводные и проблемы выхода на сушу. Пути эволюции земноводных. 3.Современная систематика земноводных. Отряд Безногие (Apoda). Особенности систематики и образа жизни. Семейство Настоящие червяги (Caecilidae), рыбозмеи (Ichtyophiidae), водные червяги (Typhlonectidae). Отряд Хвостатые земноводные (Caudata). Особенности образа жизни следующих семейств: скрытожаберники (Cryptobranchidae), углозубы (Hynobiidae), амбистомовые (Ambystomatidae), сиреновые (Sirenidae), протеи (Proteidae), настоящие саламандры (Salamandridae), безлегочные саламандры (Plethodontidae), амфиумы (Amphiumidae). Отряд бесхвостые земноводные (Anura). Общая характеристика семейств круглоязычные (Discoglossidae), пиповые (Pipidae), чесночницы (Pelobatidae), настоящие жабы (Bufonidae), квакши (Hylidae), древолазы (Dendrobatidae), настоящие лягушки (Ranidae), веслоногие лягушки (Polypedatidae), ринодермы (Rhinodermidae). Земноводные – группа, изучение которых имеет общебиологический интерес. Открытие полиплоидных видов земноводных, особенности регенерации отдельных видов. Адаптивная радиация основных систематических групп. 4. Особенности организации, происхождения и эволюции пресмыкающихся. Общая характеристика класса Рептилий. Кожные покровы и их производные, линька. Скелет и мускулатура. Кровеносная и дыхательная системы. Пищеварительная система. Половая и выделительная системы. Центральная нервная система и органы чувств. Обмен веществ. Вводно-солевой баланс. Газообмен. Терморегуляция рептилий. Пойкилотермность. Преобразования класса рептилий в связи с выходом на сушу. Особенности географического распространения современных рептилий. Сезонная и суточная активность. Колебания численности. Особенности размножения и развития. Питание и трофическая экология. Ядовитые рептилии. Химический состав, механизм действия яда. Первая помощь при отравлении. Демография: половая и возрастная структура популяций рептилий. Размножение рептилий (внутреннее оплодотворение, развитие эмбриона с зародышевыми оболочками, партеногенез). Откладка яиц. Забота о потомстве. Репродуктивная тактика. Развитие рептилий. Рост и продолжительность жизни рептилий. Миграции рептилий и перемещение. Виды миграций. Ориентация в пространстве. Зеленая черепаха как модель изучения миграций у рептилий. Значение пресмыкающихся, их использование. Современная систематика рептилий. Предки современных рептилий. Ящеротазовые (Saurischia) и птицетазовые (Ornithischia) динозавры. Возможные причины вымирания динозавров. Происхождение и эволюция пресмыкающихся. Эволюция черепа котилозавров. Пути эволюции пресмыкающихся. 5. Основные систематические группы рептилий. Подкласс Анапсиды (Anapsida). Отряд Черепахи (Testudines). Особенности систематики подотрядов скрытошейных (Cryptodira), морских (Chelonioidea), мягкотелых (Trionychoidea), бокошейных (Pleuroidea) и бесщитковых (Athecae) черепах. Подкласс Лепидозавры (Lepidosauria). Гаттерия – единственный представитель отряда клювоголовые (Rhynchocephalia). Отряд Чешуйчатые (Squamata). Особенности систематики подотряда Ящериц (Sauria). Семейства гекконы (Gekkonidae), червеобразные ящерицы (Dibamidae), игуаны (Iguanidae), агамы (Agamidae), хамелеоны (Chamaeleontidae), сцинковые (Scincidae), настоящие ящерицы (Lacertidae), поясохвосты (Cordylidae), веретенницевые (Anguidae), безногие ящерицы (Annelidae), вараны (Varanidae), ядозубы (Helodermatidae), безухие вараны (Lanthanotidae). Особенности систематики подотряда Амфисбен (Amphisbaenia). Семейства тронгонофисы (Trongonophidae), настоящие амфисбены (Amphisbaenidae), двуноги (Biperdidae). Особенности систематики подотряда змей (Serpentes). Семейства ложноногие змеи (Boidae), вальковатые змеи (Anilidae), ужеобразные змеи (Colubridae), аспидовые (Elapidae), морские (Hydrophidae), гадюковые (Viperidae), ямкоголовые змеи (Crotalidae). Отряд Крокодилы (Crocodylia). Среда обитания. Особенности экологии аллигаторов (Alligatoridae), настоящих крокодилов (Crocodylidae), гавиалов (Gavialidae). Адаптивная радиация основных систематических групп.
Практическое занятие «Работа с определительными таблицами» (по теме №1).
Практическое занятие «Определение амфибий» (по теме №3) .
Интерактивные формы обучения: круглый стол «Систематические признаки отрядов класса Амфибии» (по теме №3). Практическое занятие «Определение рептилий» (по теме №5) .
Интерактивные формы обучения: круглый стол «Систематические признаки отрядов класса Рептилии» (по теме №5).
2. Особенности организации, происхождения и эволюции земноводных. Контрольная работа:
3. Современная систематика земноводных. Устный опрос: Особенности систематики класса Амфибий. Подклассы. Вымершие формы амфибий. Темы компьютерных презентаций:
Темы докладов:
Работа с фондом Зоомузея ТюмГУ и Красной Книгой России Составление систематического списка амфибий Зоомузея и Красной книги России. Реферирование периодической литературы по теме «Систематика амфибий» Составление фаунистического списка и презентации «Батрахофауна Тюменской области» 4. Особенности организации, происхождения и эволюции пресмыкающихся. Контрольная работа
5. Основные систематические группы рептилий. Темы компьютерных презентаций:
Темы докладов
Работа с фондом Зоомузея ТюмГУ и Красной Книгой России Составление систематического списка амфибий Зоомузея и Красной книги России. Реферирование периодической литературы по теме «Систематика рептилий» Составление фаунистического списка и презентации «Герпетофауна Тюменской области» 8. Контрольные вопросы к зачету.
9. Образовательные технологии. Интерактивные образовательные технологии: круглый стол «Систематические признаки отрядов классов Амфибии и Рептилии». Мультимедийные средства обучения (презентации по всем темам тематического плана), исследовательские методы, мультимедийные продукты. Экскурсии в Зоомузей ТюмГУ. 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 10.1. Основная литература:
10.2. Дополнительная литература:
10.3.Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: http://www.zoomet.ru/metod_zveri.html http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm http://www.floranimal.ru/ http://www.sevin.ru/vertebrates/ http://www.librus.ru/ 11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля). Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором, видеофильмами. Занятия по дисциплине специализации «Систематика амфибий и рептилий» проводятся в специализированной лаборатории кафедры зоологии и эволюционной экологии животных, оборудованной компьютерной системой и переносным видеооборудованием. Для проведения занятий имеется мультимедийная аудитория. В качестве учебного материала используются географические карты и атласы, специальные таблицы, фонд Зоомузея ТюмГУ. |
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | ||
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | ||
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | ||
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Биология очной формы обучения профилей Ботаника, Зоология, Физиология, Биоэкология | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология Трофимов О. В. Основные методы генетической инженерии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федченко Е. А. Проблемы познаваемости истории растительного мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... |