Скачать 317.9 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________/Волосникова Л.М./ __________ _____________ 2013 г. СИСТЕМАТИКА МЛЕКОПИТАЮЩИХ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы __________________________/Сорокина Н.В./ «28» августа 2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол № 1 от «29» августа 2013 г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 15 стр. Зав. кафедрой ____________________/Гашев С.Н./ «______»___________ 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института биологии. Протокол №2 от «31»октября 2013 г. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ___________________/Мелентьева А.А./ «31» октября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. библиотекой биологической литературы Института биологии _____________/Киприна Н.И./ «______»_____________2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фарафонова И.Ю./ «______»_____________2013 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт биологии Кафедра зоологии и эволюционной экологии животных Сорокина Н.В. СИСТЕМАТИКА МЛЕКОПИТАЮЩИХ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» Тюменский государственный университет 2013 Сорокина Н.В. Систематика млекопитающих. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных». Тюмень, 2013, 14 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Систематика млекопитающих [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных Тюменского государственного университета, д.б.н. Гашев С.Н.© Тюменский государственный университет, 2013. © Сорокина Н.В., 2013.
Целью дисциплины «Систематика млекопитающих» является получение базовых знаний по систематике, морфологии, анатомии, экологии и происхождении млекопитающих, а также о научных и прикладных аспектах использования данной научной дисциплины. В процессе изучения дисциплины магистранты решают следующие задачи:
Учебно-методический комплекс «Систематика млекопитающих» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Дисциплина «Систематика млекопитающих» относится к циклу М.3. Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами М.2. Математического и естественнонаучного цикла: Вариативная часть (в том числе дисциплины по выбору магистра): теоретические проблемы зоологии и экологии хордовых и палеонтология, а также М.3. Профессиональный цикл: Вариативная часть: сравнительной анатомией и морфологией хордовых, экологией позвоночных животных, зоогеографией и историей фаун. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по зоологии, экологии, географии, теории эволюции. Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: ботаники, зоологии, экологии и рационального природопользования; теории эволюции, наук о Земле.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач– ПК 1; - знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению - ПК 2. Карта компетенций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Семестр 1. Форма промежуточной аттестации экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Таблица 1. Тематический план
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы студентов
Систематика как наука. Основные цели и задачи систематики. История систематики животных. Концепции фенетической, нумерической и филогенетической систематики. Вид как систематическая единица. Биологическая концепция вида. Принципы номенклатуры таксонов. Международный кодекс зоологической номенклатуры. Правила пользования определительными таблицами, или ключами. Принципы построения определительных таблиц. Особенности систематики класса Млекопитающие.
Общая характеристика класса млекопитающих. Основные черты организации. Организм млекопитающих: анатомо-морфологическое строение зверей различных систематических групп (покровы, скелет, мышечная система, системы внутренних органов), водно-солевой обмен, газообмен и дыхание, теплообмен и терморегуляция. Многообразие жизненных форм. Сезонная и суточная цикличность животных. Демография: половая и возрастная структура популяций. Половой диморфизм. Яйцекладущие и живородящие виды. Размножение и развитие млекопитающих. Забота о потомстве. Рост, продолжительность жизни. Репродуктивная тактика. Питание и трофическая экология. Методы изучения питания. Специфика: экология, этология пищевых отношений. Популяционная экология. Структура и динамика популяций. Пространственная и временная модели активности. Территориальность и агрессивность. Локомоция и экология поведения. Коммуникация и социальное поведение. Конкуренция, ее виды. Методы изучения конкуренции. Пути ослабления конкурентных отношений. Эволюция и значение конкуренции. Непрямые межвидовые взаимодействия. Тактика избегания паразитов и хищников. Место и роль млекопитающих в экосистемах. Практическое значение, их использование и охрана.
История становления класса млекопитающих (зверозубые ящеры, примитивные млекопитающие), филогенетическое древо млекопитающих. Основные теории происхождения.
Отряд Однопроходные (Monotremata). Особенности систематики и образа жизни. Отряд Сумчатые (Marsupialia). Основные черты биологии опоссумов, хищных сумчатых, бандикутов, кенгуру. Отряд Насекомоядные (Insectivora). Особенности образа жизни ежей, кротов, тенреков, щелезубов, землероек, прыгунчиков. Систематические особенности отряда Кагуанов (Dermoptera). Характеристика отряда Рукокрылых (Chiroptera). Особенности строения в связи с приспособлением к полету. Таксономические особенности и распространение отряда Приматов (Primates). Подотряд низших приматов (особенности биологии тупай, лемуров, индри, руконожек, лори, долгопятов). Подотряд Высших приматов. Особенности образа жизни капуцинов, мармозеток, мартышек, человекообразных обезьян. Характеристика отрядов Неполнозубых (Edentata) и Ящеров (Pholidota). Образ жизни и морфологические особенности семейств пищуховых и зайцевых отряда Зайцеобразных (Lagomorpha). Таксономические особенности отряда Грызунов (Rodentia). Биология семейств беличьих, летяговых, гоферов, прыгунчиков, бобровых. Основные черты строения семейств шипохвостовых, долгоноговых, хомяковых, слепышовых, бамбуковых крыс, мышиных, соневых, селевиний, мышовок, тушканчиковых, дикобразовых отряда грызунов. Особенности строения, физиологии, распространения млекопитающих, приспособленных к постоянной жизни в воде на примере отрядов Китообразных (Cetacea), Ластоногих (Pinnipedida) и Сирен (Sirenia). Таксономические особенности отряда Хищных (Carnivora). Особенности строения животных в связи с типом питания. Биология и систематика семейств волчьих, медвежьих, енотовых, куньих, виверовых, гиеновых, кошачьих. Распространение и видовое разнообразие отрядов Трубкозубые (Tubulidentata), Хоботные (Proboscidea), Даманы (Hyracoidea). Особенности биологии образа жизни отряда Парнокопытные (Artiodactyla). Видовое разнообразие представителей семейств свиных, пекаривых, бегемотовых. Многообразие и распространение Жвачных (Ruminantia). Приспособление представителей отряда Мозоленогих (Tylopoda) к обитанию в степях и пустынях. Практическое значение представителей отряда. Распространение и систематика внутри отряда Непарнокопытные (Perissodactyla).
Видовой состав современной фауны млекопитающих Тюменской области и характер распределения видов по географическим зонам. Характеристика фауны Западной Сибири в сравнении с другими регионами. Флуктуации численности животных. Охотничье-промысловые животные как индикатор состояния природной среды. Методы и проблемы изучения экологии млекопитающих. Хозяйственное значение млекопитающих в жизни человека. Влияние деятельности человека на численность, распространение и образ жизни отдельных видов млекопитающих. Проблемы оптимизации использования популяций млекопитающих. Доместикация. Охрана редких и исчезающих видов млекопитающих, реконструкция и реабилитация популяций редких видов. Виды млекопитающих Тюменской области, занесенные в Красную Книгу.
1.Основые биологической систематики. Определение млекопитающих по чучельному материалу. Материалы и оборудование: Чучела млекопитающих из фонда зоомузея Тюм ГУ. Объекты исследования: лупы, бинокуляры, линейки. Для проведения определения можно использовать следующую литературу:
Работа в музее «Работа с фондом Зоомузея ТюмГУ» (по теме №4). Экскурсия в Зоомузей ТюмГУ (зал «Млекопитающие»). 2. Анатомо-морфологические, физиологические и экологические особенности организации млекопитающих. Практическое занятие «Вскрытие млекопитающего». Объекты исследования: свежеумерщвленные мелкие млекопитающие. Оборудование: ванночка, пинцет анатомический, ножницы хирургические, скальпель, иглы препарировальные - 2, булавки - 10-15, вата гигроскопическая, марлевые салфетки - 2-3. Для проведения вскрытия можно использовать следующую литературу:
3. История становления класса и основные теории происхождения. Составление блок-схем происхождения и эволюции млекопитающих по представлениям разных научных школ. Необходимый инструментарий: учебные пособия по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами, редактором презентаций MS Office. 4. Характеристика основных систематических групп млекопитающих. Определение млекопитающих по черепам. Материалы и оборудование: Черепа млекопитающих из фонда зоомузея Тюм ГУ. Объекты исследования: лупы, бинокуляры. Для проведения определения можно использовать следующую литературу:
5. Териофауна Тюменской области. Проведение устного опроса. Обсуждаемые темы: 1.Видовой состав современной фауны млекопитающих Тюменской области и характер распределения видов по географическим зонам. 2. Характеристика фауны Западной Сибири в сравнении с другими регионами. Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу:
1. Основы биологической систематики. Работа с определителями млекопитающих. Составление определительной таблицы для 2-3 видов млекопитающих 2. Анатомо-морфологические, физиологические и экологические особенности организации млекопитающих. Контрольная работа
Темы рефератов:
Для подготовки рефератов можно использовать следующую литературу:
Интерактивные формы обучения: компьютерная игра «Хищник - жертва» (по теме №2). 3. История становления класса и основные теории происхождения. Темы компьютерных презентаций и докладов: 1.Характеристика древних млекопитающих. 2. Характеристика климата и фауны Земли в период становления класса Млекопитающие. 4. Характеристика основных систематических групп млекопитающих. Интерактивные формы обучения: круглый стол «Систематические признаки отрядов класса Млекопитающие» (по теме №4). Работа с контурными картами и ареалами млекопитающих. Контрольная работа
Дидактические задания (тест)
7. Отряд китообразные включает в себя около … видов.
8. Семейства собачьи, медвежьи, еноты, куньи, кошачьи и ряд других относятся к отряду …
|
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | ||
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | ||
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | ||
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Биология очной формы обучения профилей Ботаника, Зоология, Физиология, Биоэкология | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология Трофимов О. В. Основные методы генетической инженерии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федченко Е. А. Проблемы познаваемости истории растительного мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... |