Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных»





Скачать 339.52 Kb.
НазваниеРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных»
страница1/2
Дата публикации28.05.2015
Размер339.52 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________/Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2013 г.


ТЕРИОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения.

Магистерская программа: «Зоология позвоночных»

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы __________________________/Сорокина Н.В./

«28» августа 2013 г.
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол № 1 от «29» августа 2013 г.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 15 стр.

Зав. кафедрой ____________________/Гашев С.Н./

«______»___________ 2013 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института биологии. Протокол №2 от «31»октября 2013 г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ___________________/Мелентьева А.А./

«31» октября 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. библиотекой биологической литературы Института биологии _____________/Киприна Н.И./ «______»_____________2013 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фарафонова И.Ю./

«______»_____________2013 г.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт биологии

Кафедра зоологии и эволюционной экологии животных

Сорокина Н.В.


ТЕРИОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения.

Магистерская программа: «Зоология позвоночных»

Тюменский государственный университет

2013
Сорокина Н.В. Териология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных». Тюмень, 2013, 14 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Териология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных Тюменского государственного университета, д.б.н. Гашев С.Н.








© Тюменский государственный университет, 2013.

© Сорокина Н.В., 2013.


  1. Пояснительная записка.



    1. Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины «Териология» является получение базовых знаний по биологии и экологии различных систематических групп класса Млекопитающие.

В процессе изучения дисциплины магистранты решают следующие задачи: изучить вопросы происхождения и эволюции млекопитающих; рассмотреть видовой состав различных систематических групп класса Млекопитающие; познакомиться с диагностическими признаками различных систематических групп млекопитающих; усвоить значимость рассмотрения териофауны с точки зрения изучения и охраны видового разнообразия животных.

Учебно-методический комплекс «Териология» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.



    1. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры.

Дисциплина «Териология» относится к циклу М3. Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами М.2 Математического и естественнонаучного цикла: Вариативная часть (в том числе дисциплины по выбору магистра): теоретические проблемы зоологии и экологии хордовых и палеонтология, а также М.3. Профессионального цикла: вариативная часть: сравнительной анатомией и морфологией хордовых, экологией позвоночных животных, зоогеографией и историей фаун. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по зоологии, экологии, географии, теории эволюции.

Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: ботаники, зоологии, экологии и рационального природопользования; теории эволюции, наук о Земле.



    1. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач – ПК 1;

- самостоятельно анализирует имеющуюся информацию, выявляет фундаментальные проблемы, ставит задачу и выполняет полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач по специализации с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, демонстрирует ответственность за качество работ и научную достоверность результатов – ПК 3.

Карта компетенций


Код компетенции

Формулировка компетенции

Результат обучен. в целом

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий (лекции, практическ, семинары, лабораторн.)

Оценочные сред. (тесты, твор. работы, проекты и др.)

минимальный

базовый

повышенный

ПК-1

понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач;

Знает:

основные термины и понятия териологии;

основы классификации млекопитающих;

современное состояние проблем в териологии;

лекции, практическ.

контрольные работы, тесты, рефераты

Умеет:

формулирует принципы классификации систематических единиц;

демонстрирует базовые представления по териологии, применяет их на практике;

критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований;

лекции, практическ.

контрольные работы, тесты, рефераты

Владеет:

навыками работы по определению систематического положения животных;

способностью анализировать различные направления в териологии;

навыками научно-исследовательской работы, преподавания териологии и ведения дискуссии.

лекции, практическ.

контрольные работы, тесты, рефераты, эссе

ПК-3

самостоятельно анализирует имеющуюся информацию, выявляет фундаментальные проблемы, ставит задачу и выполняет полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач по специализации с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, демонстрирует ответственность за качество работ и научную достоверность результатов

Знает:

основные теории и принципы териологии;

основные методы исследования млекопитающих;

современное состояние и научные достижения в области териологии;

лекции, практическ.

контрольные работы, тесты, рефераты

Умеет:

анализировать теоретический материал в области териологии;

выявляет фундаментальные проблемы, ставит задачу и выполняет полевые, лабораторные исследования;

способен к системному мышлению в области териологии;

лекции, практическ.

контрольные работы, тесты, рефераты

Владеет:

способностью к решению практических задач в области териологии;

способностью анализировать результаты научных исследований в области териологии;

навыками применения знаний для решения отдельных научных проблем.

лекции, практическ.

контрольные работы, тесты, рефераты

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


  • Знать: систематику класса Млекопитающие.

  • Уметь: демонстрировать базовые представления по териологии, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований.

  • Владеть: навыками научно-исследовательской работы, преподавания систематики млекопитающих, а так же ведения дискуссии.




  1. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр 1. Форма промежуточной аттестации экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.


  1. Тематический план

Таблица 1.

Тематический план




Тема

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Формы контроля

Практические занятия

Самостоятельная работа

1.

Введение в териологию

1

-

4

5

-




2.

Анатомо-морфологические и физиологические особенности организации млекопитающих

2-3

2

12

14

-

Контрольная работа

3.

Экология млекопитающих

4-5

2

12

14

3

Устный опрос

4.

История становления класса и основные теории происхождения млекопитающих

6-7

2

8

10

-

Контрольная работа

5.

Характеристика основных систематических групп млекопитающих

8-12

6

42

48

3

Устный опрос

6.

Териофауна Тюменской области

13

2

8

10

-

Реферат

7.

Проблемы изучения и охраны млекопитающих

14

-

8

8

-

Реферат




Итого (часов):

14

14

94

108

6

экзамен




Из них в интерактивной форме




6







6





Таблица 2.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные

1.

Введение в териологию

Реферирование текста.

Чтение дополнительной литературы.


1

4

2.

Анатомо-морфологические и физиологические особенности организации млекопитающих

Подготовка к контрольной работе.

Конспектирование дополнительной литературы.

2-3

12

3.

Экология млекопитающих

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).

Просмотр и аннотация видеофильма.

Конспектирование дополнительной литературы.

4-5

12

4.

История становления класса и основные теории происхождения млекопитающих

Выполнение индивидуальных заданий (презентаций).

Чтение дополнительной литературы.

Просмотр и аннотация видеофильма.

6-7

8

5.

Характеристика основных систематических групп млекопитающих

Подготовка к проведению круглого стола.

Работа с контурными картами.

Выполнение индивидуальных заданий (докладов, презентации).

Работа в Зоомузее.

Подготовка к контрольной работе, тестированию.

Написание эссе.

Реферирование периодической литературы. Чтение дополнительной литературы

Просмотр и аннотация видеофильма.



8-12

42

6.

Териофауна Тюменской области

Подготовка к тестированию. Выполнение индивидуальных заданий (рефератов). Составление фаунистического списка.

Конспектирование дополнительной литературы.

13

8

7.

Проблемы изучения и охраны млекопитающих

Выполнение индивидуальных заданий (презентаций).

Подготовка глоссария.

Работа со словарями и справочниками.

Работа с Красной книгой России Красной книгой Тюменской области.

14

8




ИТОГО:

14

94




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

    № п/п

    Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

    Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    1.

    Палеонтология

    (магистратура)

    +

    +
















    2.

    Происхождение и эволюция хордовых (магистратура)

    +




    +







    +




    3.

    Сравнительная анатомия и морфология хордовых (магистратура)










    +

    +




    +

    4.

    Экология позвоночных животных (магистратура)

    +




    +




    +




    +

  2. Содержание дисциплины




  1. Введение в териологию.

Определение териологии как науки, ее цель и задачи. Связь териологии с другими науками (с географией, зоологией, экологией, систематикой и теорией эволюции). Значение охраны и изучения видового разнообразия животных. История взаимоотношений человека с млекопитающими. История классификации млекопитающих. Достижения Аристотеля, Линнея, Рэя, Гексли, Симашко и других исследователей. Количество видов в основных систематических таксонах териофауны.


  1. Анатомо-морфологические и физиологические особенности организации млекопитающих.

Общая характеристика класса млекопитающих. Основные черты организации. Организм млекопитающих: анатомо-морфологическое строение зверей различных систематических групп (покровы, скелет, мышечная система, системы внутренних органов), водно-солевой обмен, газообмен и дыхание, теплообмен и терморегуляция.


  1. Экология млекопитающих.

Многообразие жизненных форм. Сезонная и суточная цикличность животных. Демография: половая и возрастная структура популяций. Половой диморфизм. Яйцекладущие и живородящие виды. Размножение и развитие млекопитающих. Забота о потомстве. Рост, продолжительность жизни. Репродуктивная тактика. Питание и трофическая экология. Методы изучения питания. Специфика: экология, этология пищевых отношений. Популяционная экология. Структура и динамика популяций. Пространственная и временная модели активности. Территориальность и агрессивность. Локомоция и экология поведения. Коммуникация и социальное поведение. Конкуренция, ее виды. Методы изучения конкуренции. Пути ослабления конкурентных отношений. Эволюция и значение конкуренции. Непрямые межвидовые взаимодействия. Тактика избегания паразитов и хищников. Место и роль млекопитающих в экосистемах. Практическое значение, их использование и охрана.


  1. История становления класса и основные теории происхождения.

История становления класса млекопитающих (зверозубые ящеры, примитивные млекопитающие), филогенетическое древо млекопитающих. Основные теории происхождения.


  1. Характеристика основных систематических групп млекопитающих.

Отряд Однопроходные (Monotremata). Особенности систематики и образа жизни. Отряд Сумчатые (Marsupialia). Основные черты биологии опоссумов, хищных сумчатых, бандикутов, кенгуру.

Отряд Насекомоядные (Insectivora). Особенности образа жизни ежей, кротов, тенреков, щелезубов, землероек, прыгунчиков.

Систематические особенности отряда Кагуанов (Dermoptera). Характеристика отряда Рукокрылых (Chiroptera). Особенности строения в связи с приспособлением к полету.

Таксономические особенности и распространение отряда Приматов (Primates). Подотряд низших приматов (особенности биологии тупай, лемуров, индри, руконожек, лори, долгопятов). Подотряд Высших приматов. Особенности образа жизни капуцинов, мармозеток, мартышек, человекообразных обезьян.

Характеристика отрядов Неполнозубых (Edentata) и Ящеров (Pholidota). Образ жизни и морфологические особенности семейств пищуховых и зайцевых отряда Зайцеобразных (Lagomorpha).

Таксономические особенности отряда Грызунов (Rodentia). Биология семейств беличьих, летяговых, гоферов, прыгунчиков, бобровых. Основные черты строения семейств шипохвостовых, долгоноговых, хомяковых, слепышовых, бамбуковых крыс, мышиных, соневых, селевиний, мышовок, тушканчиковых, дикобразовых отряда грызунов.

Особенности строения, физиологии, распространения млекопитающих, приспособленных к постоянной жизни в воде на примере отрядов Китообразных (Cetacea), Ластоногих (Pinnipedida) и Сирен (Sirenia).

Таксономические особенности отряда Хищных (Carnivora). Особенности строения животных в связи с типом питания. Биология и систематика семейств волчьих, медвежьих, енотовых, куньих, виверовых, гиеновых, кошачьих.

Распространение и видовое разнообразие отрядов Трубкозубые (Tubulidentata), Хоботные (Proboscidea), Даманы (Hyracoidea).

Особенности биологии образа жизни отряда Парнокопытные (Artiodactyla). Видовое разнообразие представителей семейств свиных, пекаривых, бегемотовых. Многообразие и распространение Жвачных (Ruminantia).

Приспособление представителей отряда Мозоленогих (Tylopoda) к обитанию в степях и пустынях. Практическое значение представителей отряда.

Распространение и систематика внутри отряда Непарнокопытные (Perissodactyla).


  1. Териофауна Тюменской области.

Видовой состав современной фауны млекопитающих Тюменской области и характер распределения видов по географическим зонам. Характеристика фауны Западной Сибири в сравнении с другими регионами. Флуктуации численности животных. Охотничье-промысловые животные как индикатор состояния природной среды.


  1. Проблемы изучения и охраны млекопитающих.

Методы и проблемы изучения экологии млекопитающих. Хозяйственное значение млекопитающих в жизни человека. Влияние деятельности человека на численность, распространение и образ жизни отдельных видов млекопитающих. Проблемы оптимизации использования популяций млекопитающих. Доместикация. Охрана редких и исчезающих видов млекопитающих, реконструкция и реабилитация популяций редких видов. Виды млекопитающих Тюменской области, занесенные в Красную Книгу.


  1. Планы практических занятий.


2. Анатомо-морфологические и физиологические особенности организации млекопитающих.
Практическое занятие «Вскрытие млекопитающего».

Объекты исследования: свежеумерщвленные мелкие млекопитающие.

Оборудование: ванночка, пинцет анатомический, ножницы хирургические, скальпель, иглы препарировальные - 2, булавки - 10-15, вата гигроскопическая, марлевые салфетки - 2-3.
Для проведения вскрытия можно использовать следующую литературу:

  • Гуртовой Н.Н., Дзержинский Ф.Я. Практическая зоотомия позвоночных. Птицы, млекопитающие. М.: Высшая школа. 1992. - 414 с.

  • Дзержинский Ф.Я. Сравнительная анатомия позвоночных. М.: Изд-во Аспект Пресс. 2005. – 304 с.



3. Экология млекопитающих.
Проведение устного опроса.

Обсуждаемые темы:

1. Структура популяций млекопитающих.

2. Особенности размножения и развития млекопитающих. Забота о потомстве.

3. Питание и трофическая экология млекопитающих.

4. Коммуникация и социальное поведение млекопитающих.
4. История становления класса и основные теории происхождения.
Составление блок-схем происхождения и эволюции млекопитающих по представлениям разных научных школ.

Необходимый инструментарий: учебные пособия по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами, редактором презентаций MS Office.
5. Характеристика основных систематических групп млекопитающих
Практическое занятие «Определение млекопитающих по черепам и чучельному материалу» (по теме №5) .

Материалы и оборудование: Черепа и чучельный материал млекопитающих из фонда зоомузея Тюм ГУ.

Объекты исследования: лупы, бинокуляры.

Для проведения определения можно использовать следующую литературу:

  • Павлинов И.Я., Крускоп С.В. Наземные звери России. Справочник-определитель. М.: Изд-во КМК. 2002. 298 с.


6. Териофауна Тюменской области
Составление библиографического списка по темам «Териофауна Тюменской области» и «Характеристика териофауны Тюменской области в сравнении с другими регионами» (по монографиям, реферативным журналам за период с 2000 по 2011 год).



  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


1.Введение в териологию.
Реферирование текста по теме «История изучения млекопитающих в России»
2.Анатомо-морфологические и физиологические особенности организации млекопитающих.
Контрольная работа

  1. Наиболее важные черты общей организации млекопитающих.

  2. Строение кожи и производные кожи млекопитающих. Значение и разнообразие у различных представителей класса.

  3. Скелет млекопитающих. Особенности строения у различных представителей класса.

  4. Пищеварительная система млекопитающих. Особенности строения у различных представителей класса.

  5. Дыхательная система млекопитающих. Особенности строения у различных представителей класса.

  6. Кровеносная система млекопитающих. Особенности строения у различных представителей класса.

  7. Выделительная система млекопитающих. Особенности строения у различных представителей класса.

  8. Половая система млекопитающих. Особенности строения у различных представителей класса. Особенности размножения млекопитающих.

  9. Особенности развития млекопитающих.

  10. Нервная система млекопитающих. Особенности строения у различных представителей класса.

  11. Органы чувств млекопитающих. Особенности строения у различных представителей класса.


3.Экология млекопитающих.
Темы рефератов:

  1. Приспособления млекопитающих к активному и пассивному полету.

  2. Приспособления млекопитающих к подземному образу жизни.

  3. Приспособления млекопитающих к жизни в воде и околоводных биотопах.

  4. Приспособления млекопитающих к жизни в лесу (древолазы, наземные формы).

  5. Приспособления млекопитающих к жизни в открытых наземных ландшафтах.

  6. Приспособления млекопитающих к жизни в горах.

  7. Приспособления млекопитающих к жизни в населенных пунктах человека.

  8. Трофические группы млекопитающих: растительноядные животные, хищники (плотоядные животные), всеядные животные.

  9. Экологические группы млекопитающих.

  10. . Репродуктивные особенности млекопитающих.

  11. Место и роль млекопитающих в экосистемах.


Для подготовки рефератов можно использовать следующую литературу:

  • Сорокина Н.В. Экология млекопитающих. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008.- 166 с.


Интерактивные формы обучения: компьютерная игра «Хищник - жертва» (по теме №3).
4. История становления класса и основные теории происхождения.

Темы компьютерных презентаций и докладов:

1.Характеристика древних млекопитающих.

2. Характеристика климата и фауны Земли в период становления класса Млекопитающие.
5. Характеристика основных систематических групп млекопитающих.

Определение млекопитающих по черепам и чучельному материалу.

Материалы и оборудование: Черепа и чучельный материал млекопитающих из фонда зоомузея Тюм ГУ.

Объекты исследования: лупы, бинокуляры.
Для проведения определения можно использовать следующую литературу:

  • Павлинов И.Я., Крускоп С.В. Наземные звери России. Справочник-определитель. М.: Изд-во КМК. 2002. 298 с.


Работа в музее «Работа с фондом Зоомузея ТюмГУ» (по теме №4).

Экскурсия в Зоомузей ТюмГУ (зал «Млекопитающие»).
Интерактивные формы обучения: круглый стол «Систематические признаки отрядов класса Млекопитающие» (по теме №5).
Работа с контурными картами и ареалами млекопитающих.
Контрольная работа

  1. Систематические особенности отряда Сумчатых.

  2. Систематика отряда Приматов.

  3. Особенности таксономии отряда Грызунов.

  4. Характеристика отряда Рукокрылых.

  5. Систематика отряда Китообразных.

  6. Характеристика и систематика отряда Хищных.

  7. Особенности систематики и распространение отряда Парнокопытных.

  8. Систематика и распространение отряда Непарнокопытных.


Дидактические задания (тест)

  1. Соответствие между видом и отрядом:




нарвал




хищные




цивветта африканская




китообразные




дюгонь




парнокопытные




окапи




сирены




  1. Какой из 4-х инфраклассов класса млекопитающих, является вымершим?

  1. атерии

  2. аллотерии

  3. сумчатые

  4. плацентарные




  1. Наиболее примитивным отрядом из ныне живущих млекопитающих является…

  1. сумчатые

  2. насекомоядные

  3. однопроходные

  4. рукокрылые




  1. Семейства ежовые, кроты, тенреки, землеройки и прыгунчики относятся к отряду…

  1. хищные

  2. насекомоядные

  3. кагуаны

  4. неполнозубые




  1. Семейства муравьеды, ленивцы и броненосцы относятся к отряду…

  1. зайцеобразные

  2. грызуны

  3. неполнозубые

  4. ящеры

  5. трубкозубые

  6. К какому отряду относится семейство летяги?

7. Отряд китообразные включает в себя около … видов.

  1. 200

  2. 450

  3. 80

  4. 3


8. Семейства медвежьи, еноты, куньи, кошачьи и ряд других относятся к отряду…

  1. кошачьи

  2. хищные

  3. зубатые

  4. жиряки


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Биология очной формы обучения профилей Ботаника, Зоология, Физиология, Биоэкология
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология
Трофимов О. В. Основные методы генетической инженерии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федченко Е. А. Проблемы познаваемости истории растительного мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск