Скачать 339.52 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________/Волосникова Л.М./ __________ _____________ 2013 г. ТЕРИОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы __________________________/Сорокина Н.В./ «28» августа 2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол № 1 от «29» августа 2013 г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 15 стр. Зав. кафедрой ____________________/Гашев С.Н./ «______»___________ 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института биологии. Протокол №2 от «31»октября 2013 г. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ___________________/Мелентьева А.А./ «31» октября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. библиотекой биологической литературы Института биологии _____________/Киприна Н.И./ «______»_____________2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фарафонова И.Ю./ «______»_____________2013 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт биологии Кафедра зоологии и эволюционной экологии животных Сорокина Н.В. ТЕРИОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» Тюменский государственный университет 2013 Сорокина Н.В. Териология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных». Тюмень, 2013, 14 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Териология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных Тюменского государственного университета, д.б.н. Гашев С.Н.© Тюменский государственный университет, 2013. © Сорокина Н.В., 2013.
Целью дисциплины «Териология» является получение базовых знаний по биологии и экологии различных систематических групп класса Млекопитающие. В процессе изучения дисциплины магистранты решают следующие задачи: изучить вопросы происхождения и эволюции млекопитающих; рассмотреть видовой состав различных систематических групп класса Млекопитающие; познакомиться с диагностическими признаками различных систематических групп млекопитающих; усвоить значимость рассмотрения териофауны с точки зрения изучения и охраны видового разнообразия животных. Учебно-методический комплекс «Териология» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Дисциплина «Териология» относится к циклу М3. Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами М.2 Математического и естественнонаучного цикла: Вариативная часть (в том числе дисциплины по выбору магистра): теоретические проблемы зоологии и экологии хордовых и палеонтология, а также М.3. Профессионального цикла: вариативная часть: сравнительной анатомией и морфологией хордовых, экологией позвоночных животных, зоогеографией и историей фаун. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по зоологии, экологии, географии, теории эволюции. Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: ботаники, зоологии, экологии и рационального природопользования; теории эволюции, наук о Земле.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач – ПК 1; - самостоятельно анализирует имеющуюся информацию, выявляет фундаментальные проблемы, ставит задачу и выполняет полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач по специализации с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, демонстрирует ответственность за качество работ и научную достоверность результатов – ПК 3. Карта компетенций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Семестр 1. Форма промежуточной аттестации экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Таблица 1. Тематический план
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы студентов
Определение териологии как науки, ее цель и задачи. Связь териологии с другими науками (с географией, зоологией, экологией, систематикой и теорией эволюции). Значение охраны и изучения видового разнообразия животных. История взаимоотношений человека с млекопитающими. История классификации млекопитающих. Достижения Аристотеля, Линнея, Рэя, Гексли, Симашко и других исследователей. Количество видов в основных систематических таксонах териофауны.
Общая характеристика класса млекопитающих. Основные черты организации. Организм млекопитающих: анатомо-морфологическое строение зверей различных систематических групп (покровы, скелет, мышечная система, системы внутренних органов), водно-солевой обмен, газообмен и дыхание, теплообмен и терморегуляция.
Многообразие жизненных форм. Сезонная и суточная цикличность животных. Демография: половая и возрастная структура популяций. Половой диморфизм. Яйцекладущие и живородящие виды. Размножение и развитие млекопитающих. Забота о потомстве. Рост, продолжительность жизни. Репродуктивная тактика. Питание и трофическая экология. Методы изучения питания. Специфика: экология, этология пищевых отношений. Популяционная экология. Структура и динамика популяций. Пространственная и временная модели активности. Территориальность и агрессивность. Локомоция и экология поведения. Коммуникация и социальное поведение. Конкуренция, ее виды. Методы изучения конкуренции. Пути ослабления конкурентных отношений. Эволюция и значение конкуренции. Непрямые межвидовые взаимодействия. Тактика избегания паразитов и хищников. Место и роль млекопитающих в экосистемах. Практическое значение, их использование и охрана.
История становления класса млекопитающих (зверозубые ящеры, примитивные млекопитающие), филогенетическое древо млекопитающих. Основные теории происхождения.
Отряд Однопроходные (Monotremata). Особенности систематики и образа жизни. Отряд Сумчатые (Marsupialia). Основные черты биологии опоссумов, хищных сумчатых, бандикутов, кенгуру. Отряд Насекомоядные (Insectivora). Особенности образа жизни ежей, кротов, тенреков, щелезубов, землероек, прыгунчиков. Систематические особенности отряда Кагуанов (Dermoptera). Характеристика отряда Рукокрылых (Chiroptera). Особенности строения в связи с приспособлением к полету. Таксономические особенности и распространение отряда Приматов (Primates). Подотряд низших приматов (особенности биологии тупай, лемуров, индри, руконожек, лори, долгопятов). Подотряд Высших приматов. Особенности образа жизни капуцинов, мармозеток, мартышек, человекообразных обезьян. Характеристика отрядов Неполнозубых (Edentata) и Ящеров (Pholidota). Образ жизни и морфологические особенности семейств пищуховых и зайцевых отряда Зайцеобразных (Lagomorpha). Таксономические особенности отряда Грызунов (Rodentia). Биология семейств беличьих, летяговых, гоферов, прыгунчиков, бобровых. Основные черты строения семейств шипохвостовых, долгоноговых, хомяковых, слепышовых, бамбуковых крыс, мышиных, соневых, селевиний, мышовок, тушканчиковых, дикобразовых отряда грызунов. Особенности строения, физиологии, распространения млекопитающих, приспособленных к постоянной жизни в воде на примере отрядов Китообразных (Cetacea), Ластоногих (Pinnipedida) и Сирен (Sirenia). Таксономические особенности отряда Хищных (Carnivora). Особенности строения животных в связи с типом питания. Биология и систематика семейств волчьих, медвежьих, енотовых, куньих, виверовых, гиеновых, кошачьих. Распространение и видовое разнообразие отрядов Трубкозубые (Tubulidentata), Хоботные (Proboscidea), Даманы (Hyracoidea). Особенности биологии образа жизни отряда Парнокопытные (Artiodactyla). Видовое разнообразие представителей семейств свиных, пекаривых, бегемотовых. Многообразие и распространение Жвачных (Ruminantia). Приспособление представителей отряда Мозоленогих (Tylopoda) к обитанию в степях и пустынях. Практическое значение представителей отряда. Распространение и систематика внутри отряда Непарнокопытные (Perissodactyla).
Видовой состав современной фауны млекопитающих Тюменской области и характер распределения видов по географическим зонам. Характеристика фауны Западной Сибири в сравнении с другими регионами. Флуктуации численности животных. Охотничье-промысловые животные как индикатор состояния природной среды.
Методы и проблемы изучения экологии млекопитающих. Хозяйственное значение млекопитающих в жизни человека. Влияние деятельности человека на численность, распространение и образ жизни отдельных видов млекопитающих. Проблемы оптимизации использования популяций млекопитающих. Доместикация. Охрана редких и исчезающих видов млекопитающих, реконструкция и реабилитация популяций редких видов. Виды млекопитающих Тюменской области, занесенные в Красную Книгу.
2. Анатомо-морфологические и физиологические особенности организации млекопитающих. Практическое занятие «Вскрытие млекопитающего». Объекты исследования: свежеумерщвленные мелкие млекопитающие. Оборудование: ванночка, пинцет анатомический, ножницы хирургические, скальпель, иглы препарировальные - 2, булавки - 10-15, вата гигроскопическая, марлевые салфетки - 2-3. Для проведения вскрытия можно использовать следующую литературу:
3. Экология млекопитающих. Проведение устного опроса. Обсуждаемые темы: 1. Структура популяций млекопитающих. 2. Особенности размножения и развития млекопитающих. Забота о потомстве. 3. Питание и трофическая экология млекопитающих. 4. Коммуникация и социальное поведение млекопитающих. 4. История становления класса и основные теории происхождения. Составление блок-схем происхождения и эволюции млекопитающих по представлениям разных научных школ. Необходимый инструментарий: учебные пособия по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами, редактором презентаций MS Office. 5. Характеристика основных систематических групп млекопитающих Практическое занятие «Определение млекопитающих по черепам и чучельному материалу» (по теме №5) . Материалы и оборудование: Черепа и чучельный материал млекопитающих из фонда зоомузея Тюм ГУ. Объекты исследования: лупы, бинокуляры. Для проведения определения можно использовать следующую литературу:
6. Териофауна Тюменской области Составление библиографического списка по темам «Териофауна Тюменской области» и «Характеристика териофауны Тюменской области в сравнении с другими регионами» (по монографиям, реферативным журналам за период с 2000 по 2011 год).
1.Введение в териологию. Реферирование текста по теме «История изучения млекопитающих в России» 2.Анатомо-морфологические и физиологические особенности организации млекопитающих. Контрольная работа
3.Экология млекопитающих. Темы рефератов:
Для подготовки рефератов можно использовать следующую литературу:
Интерактивные формы обучения: компьютерная игра «Хищник - жертва» (по теме №3). 4. История становления класса и основные теории происхождения. Темы компьютерных презентаций и докладов: 1.Характеристика древних млекопитающих. 2. Характеристика климата и фауны Земли в период становления класса Млекопитающие. 5. Характеристика основных систематических групп млекопитающих. Определение млекопитающих по черепам и чучельному материалу. Материалы и оборудование: Черепа и чучельный материал млекопитающих из фонда зоомузея Тюм ГУ. Объекты исследования: лупы, бинокуляры. Для проведения определения можно использовать следующую литературу:
Работа в музее «Работа с фондом Зоомузея ТюмГУ» (по теме №4). Экскурсия в Зоомузей ТюмГУ (зал «Млекопитающие»). Интерактивные формы обучения: круглый стол «Систематические признаки отрядов класса Млекопитающие» (по теме №5). Работа с контурными картами и ареалами млекопитающих. Контрольная работа
Дидактические задания (тест)
7. Отряд китообразные включает в себя около … видов.
8. Семейства медвежьи, еноты, куньи, кошачьи и ряд других относятся к отряду…
|
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | ||
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | ||
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | ||
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Биология очной формы обучения профилей Ботаника, Зоология, Физиология, Биоэкология | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология Трофимов О. В. Основные методы генетической инженерии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федченко Е. А. Проблемы познаваемости истории растительного мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... |