Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных»





Скачать 379.94 Kb.
НазваниеРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных»
страница1/2
Дата публикации25.10.2014
Размер379.94 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________/Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2013 г.


ОРНИТОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения.

Магистерская программа: «Зоология позвоночных»

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ______________________/Лупинос М.Ю./

«28» августа 2013 г.
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол № 1 от «29» августа 2013 г.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 19 стр.

Зав. кафедрой ____________________/Гашев С.Н./

«______»___________ 2013 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института биологии. Протокол №2 от «31»октября 2013 г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ___________________/Мелентьева А.А./

«31» октября 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. библиотекой биологической литературы Института биологии _____________/Киприна Н.И./ «______»_____________2013 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фарафонова И.Ю./

«______»_____________2013 г.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт биологии

Кафедра зоологии и эволюционной экологии животных

Лупинос М.Ю.


ОРНИТОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения.

Магистерская программа: «Зоология позвоночных»

Тюменский государственный университет

2013
Лупинос М.Ю. Орнитология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных». Тюмень, 2013, 19 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Орнитология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных Тюменского государственного университета, д.б.н. Гашев С.Н.








© Тюменский государственный университет, 2013.

© Лупинос М.Ю., 2013.

  1. Пояснительная записка.




    1. Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины «Орнитология» является получение базовых знаний по биологии и экологии различных систематических групп класса Птицы; подробное знакомство с миром птиц: видовым разнообразием, происхождением и эволюцией, географическим распространением, морфологическим и анатомическим строением, физиологией, экологией, поведением, значением в жизни человека, рациональным использованием и охраной.

В процессе изучения дисциплины магистранты решают следующие задачи:

1) выявление морфологических, функциональных и экологических адаптаций в пределах вышеуказанного класса; 2) изучение периодического явления (размножение, линька, миграции) в жизни птиц и их регуляции; 3) выявление диагностических признаков различных систематических групп птиц; 4) ознакомление с видовым составом орнитофауны Западной Сибири (Тюменской области в частности), а также с видами птиц, занесенными в Красные книги (РФ, региона).

Учебно-методический комплекс «Орнитология» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.



    1. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры.

Дисциплина «Орнитология» относится к циклу М.3. Профессиональный цикл (вариативная часть). Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами М.2 Математического и естественнонаучного цикла: Вариативная часть (в том числе дисциплины по выбору магистра): синергетические процессы в биологических системах, происхождение и эволюция хордовых и теоретические вопросы зоологии и экологии хордовых.

Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: зоологии позвоночных, физиологии человека и животных, теории эволюции



    1. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- понимать современные проблемы биологии и использовать фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач – ПК 1;

- самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, выявлять фундаментальные проблемы, ставит задачу, и выполнять полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач по специализации с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, демонстрировать ответственность за качество работ и научную достоверность результатов – ПК 3.

Карта компетенций


Код компетенции

Формулировка компетенции

Результат обучен. в целом

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий (лекции, практическ, семинары, лабораторн.)

Оценочные сред. (тесты, твор. работы, проекты и др.)

минимальный

базовый

повышенный

ПК-1

Понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач.

Знает:

имеет общие представления о биологических системах; многообразии живого, таксономических категориях и единицах; ориентируется в терминологии; знает иерархию биологических систем

имеет представление о системной организации живого, общей характеристике систем, владеет терминологией

знает фундаментальные разделы общей биологии, необходимые для освоения специальных дисциплин; основные концепции и методы биологических наук; стратегию сохранения биоразнообразия и охраны природы; понимает роль эволюционных идей в научном мировоззрении


лекции, практические занятия

контрольные работы, тесты, рефераты и презентации, составление глоссария

Умеет:

грамотно и логично излагать учебный материал, ведет дискуссию, формулирует свое отношение к проблеме



самостоятельно работать с учебной литературой и источниками в сети Интернет, обрабатывать ее для подготовки к выступлениям на семинарах и подготовке творческих работ

сопоставлять информацию из разных источников, анализировать, полученные результаты, формулировать собственные суждения об основных проблемах биологии; разрабатывать презентации по заданной теме


лекции, практические занятия

контрольные работы, тесты, рефераты и презентации, составление глоссария

Владеет:

приемами описания отдельных биологических систем по предложенному плану, испытывает трудности для формулирования суждения, затрудняется в выделении общих закономерностей для умозаключений

приемами изложения материала, используя системно-синергетический подход; адекватно использует терминологию из разных областей знаний


оценивать научную и прикладную значимость биологии, для освоения содержания специальных дисциплин; способен самостоятельно выстраивать план изложения материала по изучаемой теме; оценивать собственное обучение и определять потребности в обучении

лекции, практические занятия

контрольные работы, тесты, рефераты и презентации, составление глоссария

ПК-3

Самостоятельно анализирует имеющуюся информацию, выявляет фундаментальные проблемы, ставит задачу и выполняет полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач по специализации с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, демонстрирует ответственность за качество работ и научную достоверность результатов.

Знает:

Основные термины и понятия орнитологии;

наиболее важные черты общей организации птиц

основные анатомо-морфологические и физиологические особенности организации птиц, как высшего класса позвоночных животных

конкретные эколого-физиологические механизмы, обеспечивающие высокую устойчивость птиц при обитании в различных условиях окружающей среды

лекции, практические занятия

контрольные работы, рефераты, ответы на семинарах

Умеет:

объяснить влияние экологических факторов на структуру и функционирование сообществ птиц

самостоятельно работать с учебной литературой и источниками в сети Интернет, обрабатывать ее для подготовки к выступлениям на семинарах, при подготовке рефератов и презентаций

сопоставлять информацию из разных источников; анализировать, полученные результаты;

формулировать собственные суждения об основных проблемах орнитологии; разрабатывать презентации по заданной теме

лекции, практические занятия

контрольные работы, рефераты и презентации, ответы на семинарах

Владеет:

знаниями некоторых разделов орнитологии; основными навыками, используемыми при выполнении практических работ

приемами изложения материала; адекватно использует терминологию из разных областей орнитологии

навыками применения полученных орнитологических знаний для решения отдельных научных проблем

лекции, практические занятия

контрольные работы, тесты, рефераты


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: отличительные черты класса птиц в связи с приспособлением их к полету.

  • Уметь: свободно оперировать базовыми представлениями по орнитологии, применять их в практической деятельности, критически анализировать полученную информацию и грамотно представлять результаты исследований.

  • Владеть: навыками к научно-исследовательской работе, преподаванию орнитологии, ведению дискуссии.




  1. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр 2. Форма промежуточной аттестации экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.


  1. Тематический план

Таблица 1.

Тематический план





Тема

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак-тивной форме

Формы контроля

Практические занятия

Самостоятельная работа

1.

Введение

1

-

5

6

2

Реферат

2.

Общая характеристика класса птиц

2

1

10

11

-

Устный опрос, заполнение таблицы

3.

Происхождение и эволюция птиц

3-4

2

12

14

-

Устный опрос

4.

Адаптивная радиация в классе птиц

5

2

12

13

2

Устный опрос

5.

Географическое распространение и численность птиц

6-7

2

10

11

2

Реферат

6.

Основные систематические группы птиц

8

2

16

18

2

Реферат

7.

Эколого-физиологические особенности птиц

9-10

2

16

18

2

Контрольная работа

8.

Периодические явления в жизни птиц

11-12

2

16

18

2

Реферат

9.

Орнитофауна Тюменской области

13-14

2

16

18

2

Устный опрос

10

Практическое значение птиц. Охрана редких и исчезающих видов

15

-

16

17

2

Устный опрос




Итого (часов):

15

15

129

144

14

Экзамен




Из них в интерактивной форме




14







14





Таблица 2.

Планирование самостоятельной работы студентов




Темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные

1.

Введение

Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами).

Чтение дополнительной литературы

1

5

2.

Общая характеристика класса птиц

Подготовка и заполнение обобщающей таблицы.

Изучение отдельных тем (для устного опроса).

Конспектирование дополнительной литературы.


2

10

3.

Происхождение и эволюция птиц

Выполнение индивидуальных заданий (глоссарий).

Подготовка к выполнению блок-схем.

Работа со словарями и справочниками.

3-4

12

4.

Адаптивная радиация в классе птиц

Выполнение индивидуальных заданий (презентаций).

Чтение дополнительной литературы.

5

12

5.

Географическое распространение и численность птиц

Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами).

Конспектирование дополнительной литературы

6-7

10

6.

Основные систематические группы птиц

Изучение отдельных тем (для работы в музее).

Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами).

Просмотр и аннотация видеофильма.

Чтение дополнительной литературы.

8

16

7.

Эколого-физиологические особенности птиц

Выполнение контрольных работ.

Подготовка к эссе.

Чтение дополнительной литературы. Реферирование периодических изданий.

9-10

16

8.

Периодические явления в жизни птиц

Выполнение групповых заданий (доклады с рефератами).

Подготовка к составлению тестовых заданий.

Чтение дополнительной литературы.


11-12

16

9.

Орнитофауна Тюменской области

Выполнение индивидуальных заданий (презентаций).

Подготовка к составлению библиографического списка.

Работа с Красной книгой России и Красной книгой Тюменской области.

13-14

16

10.

Практическое значение птиц. Охрана редких и исчезающих видов

Подготовка к проведению круглого стола.

Чтение и конспектирование дополнительной литературы

15

16

ИТОГО:

15

129



  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

1.

Палеонтология

(магистратура)







+

+

+
















2.

Происхождение и эволюция хордовых (магистратура)




+

+

+




+

+

+







3.

Экология позвоночных животных (магистратура)




+













+

+







4.

Экологическая физиология (магистратура)




+




+







+

+










  1. Содержание дисциплины

1.Введение

Предмет и задачи орнитологии. Особое место орнитологии в системе биологических наук, ее основные направления, пограничные области, решаемые задачи. Общая характеристика основных этапов развития орнитологии. Основные этапы развития отечественной орнитологии.

2. Общая характеристика класса птиц

Общая характеристика класса птиц. Особенности класса птиц по сравнению с другими классами позвоночных. Покровы. Оперение. Строение пера. Типы перьев и их расположение. Окраска. Значение оперения в жизни птиц. Особенности кожи птиц. Роговые образования, их расположение. Значение этих структур в жизни птиц. Опорно-мускульная система. Особенности строения черепа. Кинетизм и стрептогнатизм. Особенности строения позвоночника, поясов передних и задних конечностей. Характерные особенности строения скелета птиц по сравнению с другими амниотами. Мускулатура птиц. Основные группы мышц и их функции. Строение и особенности функционирования пищеварительной, дыхательной, выделительной, кровеносной, половой систем птиц. Процесс обмена веществ у птиц. Нервная система и органы чувств. Особенности строения головного мозга птиц. Способность к рассудочной деятельности. Экспериментальные исследования в этой области.

3. Происхождение и эволюция птиц

Филогенетическое древо птиц. Палеогнаты и неогнаты. Археоптериксы и энанциорнисы – тупиковая ветвь эволюции. «Рептильные» и «птичьи» признаки археоптерикса. Теории происхождения птиц. Динозавровая теория: происхождение птиц от дромеозавров. Находки оперённых минирапторных динозавров. Экологические гипотезы происхождения птиц.
4. Адаптивная радиация в классе птиц

Адаптивная радиация в классе птиц. Идиоадаптации. Конвергенция. Основы экологической классификации птиц. Экологические группы птиц, краткая их характеристика.

5. Географическое распространение и численность птиц

Географическое распространение и численность птиц. Абиотические и биотические факторы, влияющие на распространение птиц. Распространение птиц по зоогеографическим областям. Эндемики. Космополиты. Численность птиц и ее динамика. Факторы, влияющие на изменение численности. Методы учета и регуляция численности. Антропогенное воздействие.
6. Основные систематические группы птиц

Таксономические, биологические особенности и распространения различных отрядов класса Птиц. Видовое разнообразие птиц.

Царство Животные

Подцарство Многоклеточные

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Группа Амниота

Класс Птицы

Подкласс Древние, или Ящерохвостые, птицы

Подкласс Настоящие или Веерохвостые птицы

Надотряд I. Зубастые птицы (включает один отряд ископаемых птиц)

Отряд 2. Гесперорнисообразные

Надотряд II. Ихтиорнисы (включает один отряд ископаемых птиц)

Отряд 3. Ихтиорнисообразные

Надотряд III. Плавающие

Отряд 4. Пингвинообразные

Надотряд IV. Новонебные, или Типичные, птицы.

Отряд 5. Страусообразные

Отряд 6. Нандуобразные

Отряд 7. Казуарообразные

Отряд 8. Эпиорниссобразные

Отряд 9. Моаобразные

Отряд 10. Тинамуобразные, или скрытохвостые

Отряд 11. Гагарообразные

Отряд 12. Поганкообразные

Отряд 13. Буревестникообразные, или трубконосые

Отряд 14. Пеликанообразные, или веслоногие

Отряд 15. Аистообразные, или голенастые

Отряд 16. Гусеобразные

Отряд 17. Соколообразные

Отряд 18. Курообразные

Отряд 19. Журавлеобразные

Отряд 20. Ржанкообразные

Отряд 21. Голубеобразные

Отряд 22. Попугаеобразные

Отряд 23. Кукушкообразные

Отряд 24. Совообразные

Отряд 25. Козодоеобразные

Отряд 26. Стрижеобразные

Отряд 27. Птицы мыши

Отряд 28. Трогонообразные

Отряд 29. Ракшеобразные

Отряд 30. Дятлообразные

Отряд 31. Воробьинообразные
7. Эколого-физиологические особенности птиц

Особенности движения. Полет. Силы, действующие на крыло. Классификация типов полета. Плавание и ныряние.

Особенности питания и энергетики. Экологические группы по составу и разнообразию корма. Сезонная, географическая, годовая, возрастная изменчивость питания. Запасание корма. Физиология питания. Своеобразие пищеварительной системы у птиц. Регуляция интенсивности кормления (кормовой активности). Скорость пищеварения. Суточная и сезонная динамика жировых резервов.

Особенности водно-солевого обмена птиц. Общие принципы строения и функционирования почечного аппарата. Физиологические механизмы адаптации водного обмена в условиях дегидратации. Специальные формы поведения. Регуляция солевого обмена. Назальные железы. Солевое голодание.

Особенности терморегуляции птиц. Гомойотермия. Колебания температуры в суточном цикле. Гипертермия. Химическая терморегуляция. Эвритермность. Механизмы физической терморегуляции. Явление «экологической терморегуляции». Явление обратимой гипотермии («оцепенение»). Основные пути приспособления к температурным условиям окружающей среды.
8. Периодические явления в жизни птиц

Размножение и развитие. Особенности процесса размножения как периодического явления. Сроки, продолжительность размножения. Фотопериод. Половой диморфизм. Полиандрия. Полигиния. Моногамия. Полигамия. Бигамия. Токовое поведение. Территориальное поведение. Явление колониальноси. Типы гнездования. Гнездостроительство. Яйцо. Строение. Окраска, размеры, форма яиц. Насиживание. Этапы эмбрионального развития. Матуронатные и имматуронатные птицы. Этапы постэмбрионального периода.

Линька птиц. «Экстенсивная» и «интенсивная» линька. Особенности белкового обмена в период линьки. Факторы, влияющие на сроки и характер линьки. Онтогенез оперения. Этапы формирования эмбрионального пера и пуха. Скорость роста пера. Характеристика эмбрионального и гнездового нарядов. Значение линьки в жизни птиц.

Миграции птиц. Общая характеристика процесса миграции как адаптивного явления в жизни птиц. Сроки осеннего и весеннего миграционного состояния. Особенности перелетных птиц в период миграций. Предмиграционный период. Этапы формирования миграционного полета. Методы, применяемые для изучения миграций. Значение кольцевания и отлова птиц.

Суточные ритмы. Факторы, оказывающие воздействие на суточную активность птиц. Роль режима освещенности в эволюции птиц. Эндогенная околосуточная ритмика разных физиологических процессов. Главные факторы, определяющие формирование специфики суточных ритмов.
9. Орнитофауна Тюменской области

Видовой состав современной фауны птиц Тюменской области и характер распределения видов по географическим зонам. Характеристика фауны Западной Сибири в сравнении с другими регионами.
10. Практическое значение птиц. Охрана редких и исчезающих видов

Общая характеристика значения птиц для человека. Птицы и медицина. Роль птиц в трансконтинентальном переносе возбудителей инфекционных заболеваний. Птицы и сельское хозяйство. Птицы и охотничье хозяйство. Птицы и авиация.

Деятельность человека по охране птиц. Исторические предпосылки. Охрана редких и исчезающих видов. Охрана местообитаний. Международное сотрудничество.


  1. Планы практических занятий.


2. Общая характеристика класса птиц

Практическое занятие «Вскрытие птицы».

Объекты исследования: свежеумерщвленные сизые голуби.

Оборудование: ванночка, пинцет анатомический, ножницы хирургические, скальпель, иглы препарировальные – 2, булавки – 10-15, вата гигроскопическая, марлевые салфетки – 2-3.
Для проведения вскрытия можно использовать следующую литературу:

  • Гуртовой Н.Н., Дзержинский Ф.Я. Практическая зоотомия позвоночных. Птицы, млекопитающие. М.: Высшая школа. 1992. - 414 с.

  • Дзержинский Ф.Я. Сравнительная анатомия позвоночных. М.: Изд-во Аспект Пресс. 2005. – 304 с.


3. Происхождение и эволюция птиц

Составление блок-схем происхождения и эволюции птиц по представлениям разных научных школ.

Необходимый инструментарий: учебные пособия по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами, редактором презентаций MS Office.
4. Адаптивная радиация в классе птиц

«Определение птиц по чучельному материалу».

Материалы и оборудование: Чучела птиц из фонда зоомузея Тюм ГУ (отряды: Поганкообразные, Аистообразные, Гусеообразные, Соколообразные, Курообразные, Журавлеобразные, Ржанкообразные, Голубеобразные, Совообразные, Дятлообразные, Воробьинобразные).

Оборудование: лупы, бинокуляры, линейка.
Для проведения определения можно использовать следующую литературу:

  • Иванов А.И., Штегман Б.К. Краткий определитель птиц СССР. М.: Наука, 1964.

  • Определение пола и возраста воробьиных птиц фауны СССР. - М.: Наука, 1976. – 189 с.

  • Птицы СССР. М.: Мысль, 1968. – 637 с.

  • Рябицев .В.К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. – 634 с.


5. Географическое распространение и численность птиц

Работа с географическими картами.

Составление карт-схем, отражающих изменения ареала некоторых видов птиц (красноносого нырка, лебедя-шипуна, шилоклювки, фламинго, синехвостки и др.), происходящие под влиянием различных биотических и антропогенных факторов.
6. Основные систематические группы птиц

Работа в музее «Работа с фондом Зоомузея ТюмГУ».

Экскурсия в Зоомузей ТюмГУ (зал «Птицы»).

Составление таксономического списка видов птиц, представленных в экспозиции зоомузея ТюмГУ.
7. Эколого-физиологические особенности птиц

Проведение устного опроса.

Обсуждаемые темы:

1. Особенности движения птиц.

2. Питание и биоэнергетика птиц.

3. Водно-солевой обмен у птиц.

4. Особенности и основные механизмы терморегуляции у птиц.
8. Периодические явления в жизни птиц

Просмотр видеофильма «Птицы. Размножение и развитие».

Написание эссе по заданной тематике «Особенности процесса размножения как периодического явления в жизни птиц».
9. Орнитофауна Тюменской области

Проведение устного опроса.

Обсуждаемые темы:

1.Видовой состав современной фауны птиц Тюменской области и характер распределения видов по географическим зонам.

2. Видовое разнообразие птиц Тюменской области в сравнении с другими регионами РФ.

3. Характеристика фауны Западной Сибири в сравнении с другими регионами.
Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу:

  • Бобринский Н.А. География животных. М.:Учпедгиз, 1951. – 384 с.

  • Гашев С.Н. Зоогеография и история фаун. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. – 256 с.

  • Машкин В.И. Зоогеография. М.: Академический проект, 2006. – 384 с.

  • Рябицев .В.К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. – 634 с.




  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.



1.Введение

Темы рефератов:

1.История развитие орнитологии как науки.

2.Основные положения, направления и методы орнитологии.

3.Связь орнитологии с другими науками.
2. Общая характеристика класса птиц

Подготовка и заполнение обобщающей таблицы «Морфофизиологические адаптации птиц» (по теме №3).

Орган (система органов)

Ароморфозы

Специализации











Устный опрос

Обсуждаемые темы.

1. Наиболее важные черты общей организации птиц.

2. Морфофизиологические адаптации птиц к полету.

3. Особенности строения кровеносной, дыхательной и выделительной систем у различных представителей класса Птиц.
3. Происхождение и эволюция птиц

Составление глоссария:

Дать развернутое толкование понятий:
Диапсидный тип черепа

Гомойотермия

Ароморфоз

Дивергенция

Ящерохвостые птицы

Веерохвостые птицы

Архозавры

Псевдозухии

Пряжка

Гесперорнисы

Пигостиль

Ихтиорнисы
Для составления глоссария можно использовать следующую литературу:

  1. Жизнь животных. Тома 4-6. М.: Просвещение, 1970-1971. – 476 с., 610 с., 626 с.

  2. Ильичев В.Д., Карташев Н.Н. , Шилов И.А. Общая орнитология. М.: Высшая школа, 1982. – 464 с.

  3. Орлов Ю.А. В мире древних животных. – М., Наука, 1989. – 162 с.

  4. Янин Б.Т. Основы тафономии. – М., Недра, 1983. – 183 с.


Составление блок-схем происхождения и эволюции птиц по представлениям разных научных школ.

Необходимый инструментарий: учебные пособия по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами, редактором презентаций MS Office.
4. Адаптивная радиация в классе птиц

Темы компьютерных презентаций:

1. Особенности биологии околоводных видов птиц.

2. .Обитатели древесно-кустарниковых зарослей: виды и их адаптации к условиям жизни.

3. Птицы урбанизированных территорий: виды, особенности синантропизации.

4. Приспособления птиц к жизни в горах.

5. Гнездование птиц на постройках и сооружениях человека: историко-географический анализ.

5. Географическое распространение и численность птиц

Темы рефератов:

1. Географическое распространение птиц и их представленность в коллекции зоологического музея.

2. Птицы Арктики.

3. Эдемики России.

4. Факторы, влияющие на численность птиц.

5. Основные методы учета численности птиц.

6. Влияние антропогенных факторов на численность птиц.
6. Основные систематические группы птиц

Работа в музее «Работа с фондом Зоомузея ТюмГУ» (по теме №6).

Экскурсия в Зоомузей ТюмГУ (зал «Птицы»).
Темы рефератов:

1. Представители отряда Аистообразные в РФ. Значение в сельском хозяйстве.

2. Систематические особенности отряда Гусеобразные.

3. Хищные птицы: видовое многообразие, особенности жизнедеятельности.

4. Отряд Ржанкообразные: основные семейства и представители.

5. Отряд Воробьеобразные – наиболее разнообразная и многочисленная группа птиц.
7. Эколого-физиологические особенности птиц

Контрольная работа

Вариант №1.

1. Терморегуляция птиц. Химическия и физическая терморегуляции.

2. Полет. Силы, действующие на крыло.

Вариант №2.

1. Особенности водно-солевого обмена птиц.

2. Экологические группы птиц по составу и разнообразию кормов.

Вариант №3.

1. Обратимая гипотермия, ее основные формы.

2. Биологическая классификация типов полета.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Биология очной формы обучения профилей Ботаника, Зоология, Физиология, Биоэкология
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология
Трофимов О. В. Основные методы генетической инженерии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федченко Е. А. Проблемы познаваемости истории растительного мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск