Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных»





НазваниеРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных»
Дата публикации21.05.2015
Размер251 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________/Волосникова Л.М. /

__________ _____________ 2013 г.

СИСТЕМАТИКА РЫБ

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения.

Магистерская программа: «Зоология позвоночных»

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ________________/Селюков А.Г./

«28 » августа 2013 г.

Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол № 1 от «29» августа 2013 г.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 13 стр.

Зав. кафедрой ____________________/Гашев С.Н./

«______»___________ 2013 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института биологии. Протокол №2 от «31»октября 2013 г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ___________________/Мелентьева А.А./

«31» октября 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. библиотекой биологической литературы Института биологии _____________/Киприна Н.И./ «______»_____________2013 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фарафонова И.Ю./

«______»_____________2013 г.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт биологии

Кафедра зоологии и эволюционной экологии животных

Селюков А.Г.


СИСТЕМАТИКА РЫБ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения.

Магистерская программа: «Зоология позвоночных»

Тюменский государственный университет

2013

Селюков А.Г. Систематика рыб. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных». Тюмень, 2013, 13 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Систематика рыб [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и эволюционной экологией животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных Тюменского государственного университета, д.б.н. Гашев С.Н.







© Тюменский государственный университет, 2013.

© Селюков А.Г., 2013

  1. Пояснительная записка.

    1. Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины «Систематика рыб» является получение знаний об основных принципах систематики рыбообразных и рыб, анатомо-морфологическом строении, физиологии и экологии, о применении результатов данной дисциплины в построении естественно-научной картины мира.

В процессе изучения дисциплины магистранты решают следующие задачи: детальное ознакомление с воззрениями систематиков на место и роль различных таксонов рыб в естественной системе животного царства; установление происхождения и эволюционных преобразований органов рыб разных систематических групп; выяснение важности изучения видового разнообразия рыб как важнейших элементов водных экосистем в поддержании их гомеостаза.

Учебно-методический комплекс «Систематика рыб» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.


    1. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Систематика рыб» относится к циклу М2. Профессиональный цикл (вариативная часть). Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами М.2 Математического и естественнонаучного цикла: Вариативная часть (в том числе дисциплины по выбору магистра): Палеонтология, теоретические проблемы зоологии и экологии хордовых, М.3 История и методология биологии, происхождение и эволюция хордовых, а также М.2 и М.3 Сравнительная анатомия и морфология хордовых, экология позвоночных животных, зоогеография и история фаун общенаучного цикла; дисциплинами по выбору: батрахологией и герпетологией, орнитологией, териологией.

Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: зоология хордовых, биология развития и размножение, биохимия и молекулярная биология, генетика и селекция, общая экология, теории эволюции.


    1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач – ПК 1;

- знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению – ПК 2.

Карта компетенций

Код компетенции

Формулировка компетенции

Результат обучен. в целом

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий (лекции, практическ, семинары, лабораторн.)

Оценочные сред. (тесты, твор. работы, проекты и др.)

минимальный

базовый

повышенный

ПК-1

понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач

Знает:

об основных схемах систематики рыб

об этапах построения естественной классификации рыб; общих принципах функционирования органов и систем органов рыб разных таксонов

об основных закономерностях филогении рыб; сравнении кладистической и параметрической систематики рыб

лекции, практическ.

тесты, рефераты

Умеет:

охарактеризовать современные проблемы классификации рыб


свободно применять базовые представления по филогении и систематике рыб


применять полученные знания в рыбном хозяйстве и при проведении научных исследований; намечать пути решения ихтиологических проблем

лекции, практическ.

тесты, рефераты

Владеет:

навыками постановки задач в систематике рыб



навыками проведения научных исследований в полевых и лабораторных условиях

навыками решения теоретических и практических проблем в ихтиологии; преподавания ихтиологии, ведения научной дискуссии

лекции, практическ.

тесты, рефераты

ПК-2

знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению


Знает:

базовые методики сборов ихтиологического материала для целей систематики

частные методики полевых и экспериментальных ихтиологических исследований и статанализа

новейшие методики полевых и экспериментальных ихтиологических исследований и многомерной биостатистики

лекции, практическ.

контрольные работы, тесты, рефераты

Умеет:

проводить сборы полевого ихтиологического материала и осуществлять общий биоанализ

проводить полевые исследования и ставить эксперименты; анализировать результаты

проводить оригинальные полевые исследования и лабораторные эксперименты на новейшем оборудовании; анализировать данные с помощью ППП

лекции, практическ.

контрольные работы, тесты, рефераты

Владеет:

навыками обработки результатов полевых и экспериментальных работ

навыками статобработки результатов полевых ихтиологических исследований и экспериментов, способен к системному мышлению




навыками современного ихтиологического исследования с применением новейшего оборудования, способностью формулирования обобщающихвыводов и убедительной аргументацией

лекции, практическ.

контрольные работы, тесты, рефераты


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: общие принципы систематики и номенклатуры, пути филогенетических преобразований органов и систем органов в эволюции рыб.

Уметь: свободно оперировать базовыми представлениями по систематике и филогенетике рыб, критически анализировать полученную информацию и грамотно представлять результаты исследований.

Владеть навыками: научно-исследовательской и библиографической работы, преподавания ихтиологии, ведения научной дискуссии.


  1. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр 2. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 36 часов.


  1. Тематический план

Таблица 1.

Тематический план



Тема

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак-тивной форме

Формы контроля

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1.

Введение. Системы рыбообразных и рыб.

1-2




2

2

4

1

Реферат

2.

Систематика и филогения бесчелюстных, панцирных и челюстножаберных

3-4




2

3

4

1

Реферат

3.

Систематика, филогения и биология хрящевых и лопастеперых рыб.

5-7




2

4

6

1

Реферат

4.

Систематика, филогения и биология древних лучеперых рыб.

8-10




3

4

6

1

Реферат

5.

Систематика филогения и биология клюпеоидных и циприноидных рыб.

11-12




3

4

8

1

Реферат

6.

Систематика, филогения и биология высших костистых рыб.

13-15




3

4

8

1

Реферат




Итого (часов):

15




15

21

36

6

Зачет




Из них в интерактивной форме







6







6





Таблица 2.

Планирование самостоятельной работы студентов




Темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

1.

Введение. Системы рыбообразных и рыб.

Выполнение индивидуальных заданий (рефераты с докладами в форме презентаций)

1-2

2

2.

Систематика и филогения бесчелюстных, панцирных и челюстножаберных

Выполнение индивидуальных заданий (рефераты с докладами в форме презентаций)

3-4

3

3.

Систематика, филогения и биология хрящевых и лопастеперых рыб.

Выполнение индивидуальных заданий (рефераты с докладами в форме презентаций)

5-7

4

4.

Систематика, филогения и биология древних лучеперых рыб.

Выполнение индивидуальных заданий (рефераты с докладами в форме презентаций)

8-10

4

5.

Систематика, филогения и биология клюпеоидных и циприноидных рыб.

Выполнение индивидуальных заданий (рефераты с докладами в форме презентаций)

11-12

4

6.

Систематика, филогения и биология высших костистых рыб.

Выполнение индивидуальных заданий (рефераты с докладами в форме презентаций)

13-15

4




ИТОГО:

15

21




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

Современные проблемы в биологии (магистратура)







+




+




2.

Происхождение и эволюция хордовых (магистратура)




+

+







+

3.

Экология позвоночных животных (магистратура)










+

+

+

4.

Этология позвоночных животных (магистратура)










+

+




6.

Зоогеография и история фаун (магистратура)




+










+




  1. Содержание дисциплины

1. Введение. Системы рыбообразных и рыб.

Принципы систематики и научной номенклатуры. Развитие взглядов на систему рыбообразных и рыб. Системы рыб по Мюллеру, Агассицу, Ригэну, Стеншо, Бергу, Ромеру, Никольскому, Рассу и Линдбергу, Нельсону.
2. Систематика и филогения бесчелюстных, панцирных и челюстножаберных

Раздел бесчелюстные – Agnatha. Особенности строения и происхождения группы. Гипотезы происхождения современных бесчелюстных. Современные бесчелюстные – Myxini. Распространение, биология и образ жизни. Класс Cephalaspidomorphi. Миноги – Petromyzontes. Особенности внешнего и внутреннего строения. Распространение, биология и образ жизни. Происхождение Placodermi и Acanthodii, филогенетические отношения между группами. Близость Acanthodii к современным Osteichthyes.
3. Систематика, филогения и биология хрящевых и лопастеперых рыб.

Раздел Челюстноротые – Gnathostomata. Надкласс Pisces.

Класс Хрящевые рыбы – Chondrichthyes. Особенности внешнего и внутреннего строения. Происхождение Chondrichthyes и специализация в группе Holocephali. Подкласс Пластиножаберные – Elasmobranchii. Образ жизни, биология, экология и распространение акул и скатов. Подкласс Цельноголовые – Holocephali. Образ жизни, биология, экология и распространение современных химер.

Класс Костные рыбы – Osteichthyes. Подкласс Лопастеперые – Sarcopterygii. Особенности внешнего и внутреннего строения. Эволюционные трансформации среди Sarcopterygii: Dipneustomorpha и Crossopterygiomorpha. Вымершие и современные представители, их современные ареалы, биология и экология. Происхождение наземных позвоночных – Tetrapoda.
4. Систематика, филогения и биология древних лучеперых рыб.

Подкласс Лучеперые – Actinopterygii. Филогенетические отношения среди Palaeonisci и их связь с Polypteri, Chondrostei, Holostei и Teleostei. Характеристика, происхождение. Многоперы – Polypteri. Современные представители, их распространение и экология. Хрящевые ганоиды – Chondrostei. Отряд осетрообразные – Acipenseriformes, современные представители. Осетровые – Acipenseridae. Характерные признаки, биология, экология и хозяйственное значение. Костные ганоиды – Holostei; особенности биологии и образа жизни современных представителей. Филогенетические связи вымерших Holostei с Clupeomorpha.
5. Систематика, филогения и биология клюпеоидных и циприноидных рыб.

Группа надотрядов Костистых рыб – Teleostei.

Clupeomorpha. Общая характеристика. Отряд сельдеобразные – Clupeiformes. Распространение и биология основных родов Clupeidae. Экология и роль в экосистемах. Филогенетические связи с лососеобразными.

Отряд Лососеобразные – Salmoniformes. Филогенетические отношения в отряде Salmoniformes. Семейство Лососевые – Salmonidae. Биология представителей основных родов. Семейство Сиговые – Coregonidae. Генеалогические связи в семействе Coregonidae. Многообразие форм и его причины. Биология сиговых рыб. Семейство Хариусовые – Thymallidae; происхождение и биология.

Отряд Щукообразные – Esociformes. Происхождение, биология и распространение Esocidae и Dalliidae.

Cyprinomorpha. Отряд Карпообразные – Cypriniformes. Происхождение и генеалогические связи внутри отряда. Семейство Карповые – Cyprinidae. Основные виды, их распространение и биология. Семейство вьюновые – Cobitidae. Распространение и биология основных видов. Отряд Харацинообразные – Characiformes. Характеристика отряда, отличительные признаки и биология. Отряд Сомообразные – Siluriformes. Характеристика отряда, географическое распространение. Происхождение и генеалогические связи Characiformes и Siluriformes.
6. Систематика, филогения и биология высших костистых рыб.

Филогенетические связи в группах Gadomorpha и Percomorpha.

Отряд Трескообразные – Gadiformes. Семейство Тресковые – Gadidae. Особенности филогении и биологии.

Отряд Окунеобразные – Perciformes. Семейство Окуневые – Percidae, происхождение группы и биология основных видов. Семейство Зубатковые – Anarhichadidae. Виды фауны морей России. Семейство Скумбриевые – Scombridae; происхождение группы и биология основных видов. Семейство Бычковые – Gobiidae. Фауна бычковых Азово-Черноморского и Каспийского бассейна; происхождение группы и биология основных видов.

Признаки высокой специализации Scorpaeniformes, Gasterosteiformes, Pleuronectiformes и Lophiiformes.

Отряд Скорпенообразные – Scorpaeniformes; происхождение группы и биология основных видов. Отряд Колюшкообразные – Gasterosteiformes; происхождение группы и биология основных видов. Отряд Камбалообразные – Pleuronectiformes; происхождение группы и биология основных видов. Отряд Удильщикообразные – Lophiiformes; происхождение группы и биология основных видов.


  1. Практические занятия

1. Введение. Системы рыбообразных и рыб

Составление блок-схем классификации рыб, выявление ключевых признаков.

Необходимый инструментарий: определители, учебные пособия и монографии по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами MS Office, поиск в Интернете.
2. Систематика и филогения бесчелюстных, панцирных и челюстножаберных

Составление блок-схем классификации бесчелюстных и рыб, определение рыб разных таксонов, выявление ключевых признаков.

Необходимый инструментарий: определители, учебные пособия и монографии по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами MS Office, поиск в Интернете.
3. Систематика, филогения и биология хрящевых и лопастеперых рыб

Составление блок-схем классификации рыб, выявление ключевых признаков и определение.

Необходимый инструментарий: определители, учебные пособия и монографии по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами MS Office, поиск в Интернете.
4. Систематика, филогения и биология лопастеперых и древних лучеперых рыб

Составление блок-схем классификации рыб, выявление ключевых признаков и определение.

Необходимый инструментарий: определители, учебные пособия и монографии по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами MS Office, поиск в Интернете.

5. Систематика, филогения и биология клюпеоидных и циприноидных рыб

Составление блок-схем классификации рыб, выявление ключевых признаков и определение.

Необходимый инструментарий: определители, учебные пособия и монографии по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами MS Office, поиск в Интернете.
6. Систематика, филогения и биология высших костистых рыб

Составление блок-схем классификации рыб, выявление ключевых признаков и определение.

Необходимый инструментарий: определители, учебные пособия и монографии по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами MS Office, поиск в Интернете.


  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

1.Введение. Системы рыбообразных и рыб

Темы для обсуждения:

1. Принципы систематики и научной номенклатуры.

2. Системы рыбообразных по Стенше-Бергу и Никольскому-Обручеву.
2. Систематика и филогения бесчелюстных, панцирных и челюстножаберных

Рефераты и доклады с мультимедийной презентацией:

    1. Гипотезы происхождения современных бесчелюстных.

    2. Происхождение Placodermi и их филогения.

    3. Происхождение и филогения Acanthodii.

    4. Близость Acanthodii к современным Osteichthyes.


3. Систематика, филогения и биология хрящевых и лопастеперых рыб

Рефераты и доклады с мультимедийной презентацией:

  1. Происхождение Chondrichthyes и специализация в группе Holocephali.

  2. Особенности внешнего и внутреннего строения вымерших и современных Elasmobranchii.

  3. Образ жизни, биология, экология и распространение современных химер.

  4. Эволюционные трансформации среди Sarcopterygii.

  5. Вымершие и современные представители Dipneustomorpha.

  6. Вымершие и современные представители Crossopterygiomorpha; происхождение наземных позвоночных.


4. Систематика, филогения и биология древних лучеперых рыб

Рефераты и доклады с мультимедийной презентацией:

1. Филогенетические отношения среди Palaeonisci.

2. Филогенетические отношения Palaeonisci и Polypteri.

3. Филогенетические связи в надотряде Chondrostei и эволюция осетровых.

4. Сложные вопросы систематики современных Acipenseriformes.

5. Филогенетические связи в надотряде Holostei.

6. Филогенетические связи вымерших Holostei с Clupeomorpha.
5. Систематика, филогения и биология клюпеоидных и циприноидных рыб.

Рефераты и доклады с мультимедийной презентацией:

  1. Распространение сельдеобразных – Clupeiformes и их роль в экосистемах.

  2. Филогенетические связи Clupeiformes и Salmoniformes.

  3. Филогенетические отношения в отряде Salmoniformes.

  4. Семейство Лососевые – Salmonidae, биология представителей основных родов и видов.

  5. Генеалогические связи в семействе лососевые – Salmonidae.

  6. Систематика и генеалогические связи в семействе Сиговые – Coregonidae.

  7. Происхождение и биология хариусовых– Thymallidae.

  8. Происхождение, биология и распространение Esocidae и Dalliidae.

  9. Систематика и генеалогические связи в отряде Карпообразные – Cypriniformes.

  10. Основные виды семейства Карповые – Cyprinidae, их распространение и биология.

  11. Филогения и систематика Characiformes и Siluriformes.


6. Систематика, филогения и биология высших костистых рыб

Рефераты и доклады с мультимедийной презентацией:

  1. Филогенетические связи в отряде Трескообразные – Gadiformes.

  2. Систематика, биология и распространение тресковых рыб Северного полушария.

  3. Происхождение и систематика отряда Окунеобразные – Perciformes.

  4. Систематика окуневых – Percidae, их происхождение и биология основных видов.

  5. Происхождение подотряда Скумбриевидные – Scombroidei, систематика и биология основных семейств.

  6. Фауна бычковых Азово-Черноморского и Каспийского бассейна; их происхождение и биология.

  7. Признаки высокой специализации Scorpaeniformes и Pleuronectiformes.

  8. Происхождение и систематика Gasterosteiformes и Lophiiformes.


8. Контрольные вопросы к зачету:

    1. Системы рыбообразных и рыб.

    2. Гипотезы происхождения современных Agnatha.

    3. Систематика и филогения Placodermi и Acanthodii

    4. Близость Acanthodii к современным Osteichthyes.

    5. Филогения и систематика Chondrichthyes.

    6. Особенности внешнего и внутреннего строения современных Elasmobranchii.

    7. Черты строения и систематика современных Holocephali.

    8. Филогенетические преобразования в группе Sarcopterygii.

    9. Особенности биологии двоякодышащих.

    10. Вымершие и современные представители Crossopterygii; происхождение Tetrapoda.

    11. Филогенетические отношения Palaeonisci и Polypteri/

    12. Филогенетические связи в надотряде Chondrostei и эволюция осетровых/

    13. Сложные вопросы систематики современных Acipenseriformes.

    14. Филогенетические связи вымерших Holostei с Clupeomorpha.

    15. Отряд сельдеобразные – Clupeiformes, их экология и роль в экосистемах.

    16. Роль сельдеобразных – Clupeiformes в морских экосистемах.

    17. Семейство Лососевые – Salmonidae, биология представителей основных родов и видов.

    18. Генеалогические связи в семействе лососевые – Salmonidae.

    19. Систематика и генеалогические связи в семействе Сиговые – Coregonidae.

    20. Происхождение, биология и распространение Esocidae и Dalliidae.

    21. Систематика и генеалогические связи в отряде Карпообразные – Cypriniformes.

    22. Основные виды семейства Карповые – Cyprinidae, их распространение и биология.

    23. Систематика, биология и распространение тресковых рыб Северного полушария.

    24. Систематика окуневых – Percidae, их происхождение и биология основных видов.

    25. Фауна бычковых Азово-Черноморского и Каспийского бассейна; их происхождение и биология.

    26. Признаки высокой специализации Scorpaeniformes и Pleuronectiformes.



  1. Образовательные технологии.

Проводятся коллективные обсуждения, заслушиваются доклады с рефератами в форме мультимедийных презентаций.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.


10.1. Основная литература:

  1. Исаков, П.В. Сиговые рыбы в экосистеме Обской губы. Тюмень: ТюмГУ, 2010. – 184 с.

  2. Иванов, А.А. Физиология рыб. М.: Лань, 2011. – 288 с. Гриф МОСХ.

  3. Власов, В.А. Рыбоводство. – СПб.: Лань, 2012. – 352 с. Гриф МОСХ.

  4. Константинов, В. М. Зоология позвоночных. – М.: «Академия», 2012. – 448 с.


10.2. Дополнительная литература:

  1. Никольский, Г.В. Частная ихтиология: учеб. для студ. биолог. спец. ун-тов. 3-е изд. – М.: Высшая школа, 1971. – 471 с.

  2. Решетников, Ю.С. Экология и систематика сиговых рыб. – Москва: Наука, 1980. – 301 с.

  3. Современные проблемы ихтиологии: сб. ст. – Москва: Наука, 1981. – 284 с.

  4. Ихтиология и гидробиология в Западной Сибири. – Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 1982. – 318 с.

  5. Скорняков, В. И., Аполлова Т.А., Мухородова Л.Л. Практикум по ихтиологии: учеб. пособие для вузов по спец. 1013 "Ихтиология и рыбоводство". – Москва: Агропромиздат, 1986. – 268 с.

  6. Коробейник, А.А. Рыбы России: справочник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 352 с.

  7. Мухачёв, И.С. Биологические основы рыбоводства. – Тюмень: ТюмГУ,2004. – 300 с.

  8. Попов, П.А. Рыбы Сибири: учеб. пособие. Ч. 2. – Новосибирск.: НГУ, 2005. – 194 с.

  9. Нельсон Д.С. Рыбы мировой фауны. – М.: Книжный дом «Либроком», 2009. – 880 с.


10.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:
http://www.ichthyo.ru/

http://www.ixtio.ru/

http://www.aquaria2.ru/

http://club-fish.ru/

http://www.copy-right.su/ichtyologiya84/html
11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).
Дисциплина «Систематика рыб» обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором, видеофильмами из серий «Мировой океан», «Рыбы». Занятия проводятся в специализированной лаборатории кафедры зоологии и эволюционной экологии животных, оборудованной компьютерной системой и переносным видеооборудованием. Для проведения занятий имеется мультимедийная аудитория. В качестве учебного центра используются инфраструктура Лаборатории реконструкции биосистем и автоматизированный полигон водных биотехнологий.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Биология очной формы обучения профилей Ботаника, Зоология, Физиология, Биоэкология
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология
Трофимов О. В. Основные методы генетической инженерии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федченко Е. А. Проблемы познаваемости истории растительного мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconРабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск