Скачать 251 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________/Волосникова Л.М. / __________ _____________ 2013 г. СИСТЕМАТИКА РЫБ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы ________________/Селюков А.Г./ «28 » августа 2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол № 1 от «29» августа 2013 г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 13 стр. Зав. кафедрой ____________________/Гашев С.Н./ «______»___________ 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института биологии. Протокол №2 от «31»октября 2013 г. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ___________________/Мелентьева А.А./ «31» октября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. библиотекой биологической литературы Института биологии _____________/Киприна Н.И./ «______»_____________2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фарафонова И.Ю./ «______»_____________2013 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт биологии Кафедра зоологии и эволюционной экологии животных Селюков А.Г. СИСТЕМАТИКА РЫБ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» Тюменский государственный университет 2013 Селюков А.Г. Систематика рыб. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных». Тюмень, 2013, 13 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Систематика рыб [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и эволюционной экологией животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных Тюменского государственного университета, д.б.н. Гашев С.Н.© Тюменский государственный университет, 2013. © Селюков А.Г., 2013
Целью дисциплины «Систематика рыб» является получение знаний об основных принципах систематики рыбообразных и рыб, анатомо-морфологическом строении, физиологии и экологии, о применении результатов данной дисциплины в построении естественно-научной картины мира. В процессе изучения дисциплины магистранты решают следующие задачи: детальное ознакомление с воззрениями систематиков на место и роль различных таксонов рыб в естественной системе животного царства; установление происхождения и эволюционных преобразований органов рыб разных систематических групп; выяснение важности изучения видового разнообразия рыб как важнейших элементов водных экосистем в поддержании их гомеостаза. Учебно-методический комплекс «Систематика рыб» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Дисциплина «Систематика рыб» относится к циклу М2. Профессиональный цикл (вариативная часть). Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами М.2 Математического и естественнонаучного цикла: Вариативная часть (в том числе дисциплины по выбору магистра): Палеонтология, теоретические проблемы зоологии и экологии хордовых, М.3 История и методология биологии, происхождение и эволюция хордовых, а также М.2 и М.3 Сравнительная анатомия и морфология хордовых, экология позвоночных животных, зоогеография и история фаун общенаучного цикла; дисциплинами по выбору: батрахологией и герпетологией, орнитологией, териологией. Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: зоология хордовых, биология развития и размножение, биохимия и молекулярная биология, генетика и селекция, общая экология, теории эволюции.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач – ПК 1; - знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению – ПК 2. Карта компетенций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: общие принципы систематики и номенклатуры, пути филогенетических преобразований органов и систем органов в эволюции рыб. Уметь: свободно оперировать базовыми представлениями по систематике и филогенетике рыб, критически анализировать полученную информацию и грамотно представлять результаты исследований. Владеть навыками: научно-исследовательской и библиографической работы, преподавания ихтиологии, ведения научной дискуссии.
Семестр 2. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 36 часов.
Таблица 1. Тематический план
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы студентов
1. Введение. Системы рыбообразных и рыб. Принципы систематики и научной номенклатуры. Развитие взглядов на систему рыбообразных и рыб. Системы рыб по Мюллеру, Агассицу, Ригэну, Стеншо, Бергу, Ромеру, Никольскому, Рассу и Линдбергу, Нельсону. 2. Систематика и филогения бесчелюстных, панцирных и челюстножаберных Раздел бесчелюстные – Agnatha. Особенности строения и происхождения группы. Гипотезы происхождения современных бесчелюстных. Современные бесчелюстные – Myxini. Распространение, биология и образ жизни. Класс Cephalaspidomorphi. Миноги – Petromyzontes. Особенности внешнего и внутреннего строения. Распространение, биология и образ жизни. Происхождение Placodermi и Acanthodii, филогенетические отношения между группами. Близость Acanthodii к современным Osteichthyes. 3. Систематика, филогения и биология хрящевых и лопастеперых рыб. Раздел Челюстноротые – Gnathostomata. Надкласс Pisces. Класс Хрящевые рыбы – Chondrichthyes. Особенности внешнего и внутреннего строения. Происхождение Chondrichthyes и специализация в группе Holocephali. Подкласс Пластиножаберные – Elasmobranchii. Образ жизни, биология, экология и распространение акул и скатов. Подкласс Цельноголовые – Holocephali. Образ жизни, биология, экология и распространение современных химер. Класс Костные рыбы – Osteichthyes. Подкласс Лопастеперые – Sarcopterygii. Особенности внешнего и внутреннего строения. Эволюционные трансформации среди Sarcopterygii: Dipneustomorpha и Crossopterygiomorpha. Вымершие и современные представители, их современные ареалы, биология и экология. Происхождение наземных позвоночных – Tetrapoda. 4. Систематика, филогения и биология древних лучеперых рыб. Подкласс Лучеперые – Actinopterygii. Филогенетические отношения среди Palaeonisci и их связь с Polypteri, Chondrostei, Holostei и Teleostei. Характеристика, происхождение. Многоперы – Polypteri. Современные представители, их распространение и экология. Хрящевые ганоиды – Chondrostei. Отряд осетрообразные – Acipenseriformes, современные представители. Осетровые – Acipenseridae. Характерные признаки, биология, экология и хозяйственное значение. Костные ганоиды – Holostei; особенности биологии и образа жизни современных представителей. Филогенетические связи вымерших Holostei с Clupeomorpha. 5. Систематика, филогения и биология клюпеоидных и циприноидных рыб. Группа надотрядов Костистых рыб – Teleostei. Clupeomorpha. Общая характеристика. Отряд сельдеобразные – Clupeiformes. Распространение и биология основных родов Clupeidae. Экология и роль в экосистемах. Филогенетические связи с лососеобразными. Отряд Лососеобразные – Salmoniformes. Филогенетические отношения в отряде Salmoniformes. Семейство Лососевые – Salmonidae. Биология представителей основных родов. Семейство Сиговые – Coregonidae. Генеалогические связи в семействе Coregonidae. Многообразие форм и его причины. Биология сиговых рыб. Семейство Хариусовые – Thymallidae; происхождение и биология. Отряд Щукообразные – Esociformes. Происхождение, биология и распространение Esocidae и Dalliidae. Cyprinomorpha. Отряд Карпообразные – Cypriniformes. Происхождение и генеалогические связи внутри отряда. Семейство Карповые – Cyprinidae. Основные виды, их распространение и биология. Семейство вьюновые – Cobitidae. Распространение и биология основных видов. Отряд Харацинообразные – Characiformes. Характеристика отряда, отличительные признаки и биология. Отряд Сомообразные – Siluriformes. Характеристика отряда, географическое распространение. Происхождение и генеалогические связи Characiformes и Siluriformes. 6. Систематика, филогения и биология высших костистых рыб. Филогенетические связи в группах Gadomorpha и Percomorpha. Отряд Трескообразные – Gadiformes. Семейство Тресковые – Gadidae. Особенности филогении и биологии. Отряд Окунеобразные – Perciformes. Семейство Окуневые – Percidae, происхождение группы и биология основных видов. Семейство Зубатковые – Anarhichadidae. Виды фауны морей России. Семейство Скумбриевые – Scombridae; происхождение группы и биология основных видов. Семейство Бычковые – Gobiidae. Фауна бычковых Азово-Черноморского и Каспийского бассейна; происхождение группы и биология основных видов. Признаки высокой специализации Scorpaeniformes, Gasterosteiformes, Pleuronectiformes и Lophiiformes. Отряд Скорпенообразные – Scorpaeniformes; происхождение группы и биология основных видов. Отряд Колюшкообразные – Gasterosteiformes; происхождение группы и биология основных видов. Отряд Камбалообразные – Pleuronectiformes; происхождение группы и биология основных видов. Отряд Удильщикообразные – Lophiiformes; происхождение группы и биология основных видов.
1. Введение. Системы рыбообразных и рыб Составление блок-схем классификации рыб, выявление ключевых признаков. Необходимый инструментарий: определители, учебные пособия и монографии по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами MS Office, поиск в Интернете. 2. Систематика и филогения бесчелюстных, панцирных и челюстножаберных Составление блок-схем классификации бесчелюстных и рыб, определение рыб разных таксонов, выявление ключевых признаков. Необходимый инструментарий: определители, учебные пособия и монографии по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами MS Office, поиск в Интернете. 3. Систематика, филогения и биология хрящевых и лопастеперых рыб Составление блок-схем классификации рыб, выявление ключевых признаков и определение. Необходимый инструментарий: определители, учебные пособия и монографии по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами MS Office, поиск в Интернете. 4. Систематика, филогения и биология лопастеперых и древних лучеперых рыб Составление блок-схем классификации рыб, выявление ключевых признаков и определение. Необходимый инструментарий: определители, учебные пособия и монографии по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами MS Office, поиск в Интернете. 5. Систематика, филогения и биология клюпеоидных и циприноидных рыб Составление блок-схем классификации рыб, выявление ключевых признаков и определение. Необходимый инструментарий: определители, учебные пособия и монографии по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами MS Office, поиск в Интернете. 6. Систематика, филогения и биология высших костистых рыб Составление блок-схем классификации рыб, выявление ключевых признаков и определение. Необходимый инструментарий: определители, учебные пособия и монографии по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами MS Office, поиск в Интернете.
1.Введение. Системы рыбообразных и рыб Темы для обсуждения: 1. Принципы систематики и научной номенклатуры. 2. Системы рыбообразных по Стенше-Бергу и Никольскому-Обручеву. 2. Систематика и филогения бесчелюстных, панцирных и челюстножаберных Рефераты и доклады с мультимедийной презентацией:
3. Систематика, филогения и биология хрящевых и лопастеперых рыб Рефераты и доклады с мультимедийной презентацией:
4. Систематика, филогения и биология древних лучеперых рыб Рефераты и доклады с мультимедийной презентацией: 1. Филогенетические отношения среди Palaeonisci. 2. Филогенетические отношения Palaeonisci и Polypteri. 3. Филогенетические связи в надотряде Chondrostei и эволюция осетровых. 4. Сложные вопросы систематики современных Acipenseriformes. 5. Филогенетические связи в надотряде Holostei. 6. Филогенетические связи вымерших Holostei с Clupeomorpha. 5. Систематика, филогения и биология клюпеоидных и циприноидных рыб. Рефераты и доклады с мультимедийной презентацией:
6. Систематика, филогения и биология высших костистых рыб Рефераты и доклады с мультимедийной презентацией:
8. Контрольные вопросы к зачету:
Проводятся коллективные обсуждения, заслушиваются доклады с рефератами в форме мультимедийных презентаций.
10.1. Основная литература:
10.2. Дополнительная литература:
10.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: http://www.ichthyo.ru/ http://www.ixtio.ru/ http://www.aquaria2.ru/ http://club-fish.ru/ http://www.copy-right.su/ichtyologiya84/html 11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля). Дисциплина «Систематика рыб» обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором, видеофильмами из серий «Мировой океан», «Рыбы». Занятия проводятся в специализированной лаборатории кафедры зоологии и эволюционной экологии животных, оборудованной компьютерной системой и переносным видеооборудованием. Для проведения занятий имеется мультимедийная аудитория. В качестве учебного центра используются инфраструктура Лаборатории реконструкции биосистем и автоматизированный полигон водных биотехнологий. |
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | ||
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | ||
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | ||
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология,... Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 – Биология, очной формы обучения | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Биология очной формы обучения профилей Ботаника, Зоология, Физиология, Биоэкология | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология Трофимов О. В. Основные методы генетической инженерии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федченко Е. А. Проблемы познаваемости истории растительного мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... |