Скачать 456.23 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Форма 1 «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе профессор В.Б. Мандриков _________________________ «______»_____________2008 г. Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М АПо специальности «Терапия» для постдипломной подготовки врачей-интернов квалификация специалиста – врач-терапевт специальность – терапия 040122 факультет послевузовской пофессиональной подготовки кафедра Клинической фармакологии и интенсивной терапии продолжительность – с 01.09 по 31.07 (48 недель) учебные часы - 456 часов самостоятельная работа –1272 часа экзамен – июнь-июль ВСЕГО ЧАСОВ - 1728 часа Рабочая программа клинической интернатуры по специальности «терапия» составлена на основании методических рекомендаций Типового учебного плана и программы одногодичной специализации (интернатуры) выпускников медицинских факультетов по специальности врач-терапевт (Москва 1983), а также методических указаний к подготовке врача-интерна по специальности «терапия» Волгоградской медицинской академии (Волгоград 1998). Рабочая программа, разработанная ассистентом кафедры, к.м.н. Красильниковой А.В., обсуждена на заседании кафедры клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ, клинической аллергологии ФУВ и восстановительной медицины ФУВ ВолГМУ «___»__________ 2008 года (протокол №____). Заведующий кафедрой клинической фармакологии академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор В.И. ПЕТРОВ Рабочая программа обсуждена и утверждена __________________________________________________________________ «____»_________ 2008 года (протокол №_____) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛИНИЧЕСКОЙ ИНТЕРНАТУРЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕРАПИЯ» Цели и задачи клинической интернатуры. Интернатура является обязательной формой постдипломного обучения врачей. Подготовка в интернатуре осуществляется на основании директивных документов МЗ РФ (№ 217 от 24 июля 1997) Цель интернатуры по специальности «терапия» – усовершенствование знаний по курсу внутренних болезней с углубленным изучением вопросов дифференциальной диагностики и современных методов лечения. Задачи обучения в клинической интернатуре по специальности «терапия»:
Обязательный минимум образовательной программы по блокам и дисциплинам. Учебная программа по клинической интренатуре представлена 5 блоками:
Распределение учебного времени по блокам и модулям специальность «терапия»
Смежные дисциплины
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ТЕРАПИИ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ НА КАФЕДРЕ КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ Профессиональная подготовка по основной специальности (терапия) составляет 62,5% учебного времени (30 недель; 1080 часов) и включает учебные часы и самостоятельную работу в отделениях под руководством ассистентов, доцентов кафедры и заведующих отделениями. Распределение учебного времени по отдельным разделам
Профессиональная подготовка на кафедре включает в себя:
Лечебная работа Лечебная работа в отделении состоит в курации больных, дежурствах в отделениях (2 раза в месяц), участие в обходах с преподавателем и еженедельных клинических обходах, клинических разборах тематических больных и пациентов с атипичным течением болезни или редкой патологией, участие в общебольничных клинических и клинико-патологоанатомических конференциях. В отделениях врач-интерн ведет 5-7 больных, назначая все лечебно-диагностические мероприятия сначала под контролем ассистента или заведующего отделением, а затем самостоятельно, обращаясь за консультацией в диагностически сложных и прогностически тяжелых случаях. Во время ночных дежурств врачи-интерны учатся оказывать неотложную помощь при острых заболеваниях и их осложнениях, знакомятся с тактикой ведения таких больных, тактикой привлечения «узких» специалистов для ургентных консультаций. Во время клинических обходов врачи-интерны докладывают курируемых пациентов, выполняют рекомендации по диагностическому поиску и лечению, полученные на обходе. Врачи-интерны участвуют в анализе летальных случаев и клинических конференциях, проводимых в стационаре. Участвуют в подготовке докладов диагностически трудных и прогностически тяжелых пациентов, участвуют в обсуждении. Семинарские занятия Семинары проводятся 2 раза в месяц. Длительность семинара 1,5 часа. На семинарах разбираются проблемы дифференциальной диагностики по избранным разделам внутренних болезней, объединенным общностью патогенеза, одним синдромом, особенности течения заболеваний у пожилых пациентов и пациентов с сопутствующей патологией, беременных. Тема занятия иллюстрируется соответствующими клиническими случаемы с разбором больных или ретроспективным анализом истории болезни. Темы семинарских занятий: 1.Национальные рекомендации по диагностике и лечению артериальной гипертензии. 2.Национальные рекомендации по диагностике и лечению ХСН. 3.Национальные рекомендации по диагностике и коррекции нарушений липидного обмена. 4.Национальные рекомендации по диагностике и ведению пациентов с фибрилляцией предсердий. 5.Национальные рекомендации по диагностике и лечению внебольничной пневмонии. 6.Национальные рекомендации по диагностике и лечению нозокомиальной пневмонии. 7.Национальные рекомендации по диагностике, лечению и профилактике бронхиальной астмы. 8.Национальные рекомендации по диагностике, лечению и профилактике ХОБЛ. 9.Стандарты оказания помощи больным с ревматоидным артритом. 10.Стандарты оказания помощи больным с остеоартрозом. 11.Стандарты оказания помощи больным с хроническим панкреатитом. 12.Стандарты оказания помощи больным с язвенной болезнью. 13.Стандарты оказания помощи больным с хроническими гепатитами и циррозом печени. 14.Стандарты оказания помощи пациентам с заболеваниями почек (хронический пиелонефрит, интерстициальный нефрит, гломерулонефрит). 15.Стандарты оказания помощи больным с заболеваниями щитовидной железы. 16.Национальные стандарты оказания помощи больным сахарным диабетом. Семинарские занятия проводятся один раз в две недели. Лекционный курс Лекционный курс включает в себя 2 блока лекций. Лекции читаются один раз в неделю. 1-й блок. «Интенсивная терапия в практике врача-терапевта». Лекция 1. Клиническая смерть. Сердечно-легочная реанимация (Приказы МЗ № 73 2003, № 104 2000).Интенсивная терапия при асистолии и фибрилляции желудочков. Смерть мозга. Лекция 2. Острый коронарный синдром. Купирование болевого синдрома при ангинальном статусе. Тактика ведения пациентов с острым коронарным синдромом с подъемом и без подъема сегмента ST. Лекция 3. Интенсивная терапия при острой сердечной недостаточности (отек легкого, кардиогенный шок, декомпенсация ХСН). Лекция 4. Интенсивная терапия при нарушениях ритма и проводимости. Желудочковая экстрасистолия. Пароксизмальная желудочковая тахикардия. Брадиаритмии: СССУ, АВ-блокады. Показания к временной и постоянной ЭКС. Лекция 5. Интенсивная терапия при нарушениях ритма и проводимости. Трепетание, мерцание предсердий. Наджелудочковая пароксизмальная тахикардия. Лечение дигиталисной интоксикации. Кардиоверсия. Лекция 6 Неотложная помощь при гипертоническом кризе. Типы кризов. Клиническая фармакология средств для купирования гипертонического криза. Лекция 7. Интенсивная терапия при тромбоэмболии легочной артерии. Лекция 8. Анафилактический шок. Этиология, патогенез, дифференциальная диагностика, неотложная помощь и интенсивная терапия. Лекция 9. Общие принципы инфузионной терапии. Инфузионные среды. Программы инфузионной терапии. Парентеральное питание. Лекция 10. Правила переливания крови и ее компонентов. Основные нормативные документы (Приказ МЗ № 363 от 25.11.2002). Лекция 11. Геморрагический шок. Классификация и диагностика кровопотери. Программы инфузионно-трансфузионной терапии при различных степенях кровопотери. Лекция 12. Сепсис. Этиология, патогенез, диагностика и дифференциальная диагностика. Интенсивная терапия сепсиса и септического шока. Лекция 13. 2-й блок. Диагностика и лечение основных заболеваний, встречающихся в практике терапевта с точки зрения доказательной медицины. Лекция 14. Острая дыхательная недостаточность. Интенсивная терапия обострения ХОБЛ и БА. Понятие об искусственной вентиляции легких. Неинвазивная ИВЛ. Лекция 15. Интенсивная терапия диабетических ком. Лекция 16. Клиническая токсикология. Особенности интенсивной терапии и реанимации при острых отравлениях (общие вопросы). Антидоты. Интенсивная терапия при острых отравлениях этанолом, суррогатами алкоголя, снотворными, наркотическими препаратами. Лекция 17. Интенсивная терапия при почечной и печеночной недостаточности. Лекция 18. Острое нарушение мозгового кровообращения. Этиология, патогенез, диагностика, дифференциальная диагностика. Интенсивная терапия. Преходящие нарушения мозгового кровообращения. Лекция 19. Дифференциальная диагностика судорожных синдромов. Неотложная помощь при судорогах, эпилептиформных припадках. 2-й блок. «Рациональная антибактериальная терапия». Включает в себя лекции (17 лекций, читаются один раз в неделю) Лекция 1. Виды возбудителей инфекционных заболеваний. Строение бактерий, вирусов. Эпидемиология важнейших возбудителей инфекций. Основные термины и понятя: микробиологические и клинико-фармакологические термины. Устройство современной бактериологической лаборатории (экскурсия в больничную бактериологическую лабораторию). Лекция 2. Роль предшествующей антибактериальной терапии, правил сбора и транспортировки биологического материала для трактовки результатов микробиологических исследований и рациональной этиотропной химиотерапии бактериальных инфекций. Требования и международные стандарты забора биологического материала. Лекция 3. Основные механизмы антибиотикорезистентности. Проблемы антибиотикорезистентности основных клинически значимых возбудителей. Лекция 4. Общие принципы рациональной антибактериальной терапии. Принципы выбора и дозирования и пути введения антибактериальных средств. Критерии оценки эффективности антибактериальных средств. Длительность антибактериальной терапии. Критерии и принципы замены антибиотиков. Современная классификация антибактериальных препаратов. Основные механизмы действия антибактериальных препаратов. Лекция 5. Клиническая фармакология β-лактамных антибиотиков (пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы и монобактамы). Лекция 6 Клиническая фармакология аминогликозидов. Клиническая фармакология макролидов. Лекция 7. Клиническая фармакология ингибиторов ДНК-гиразы. Роль респираторных фторхинолонов в лечении бактериальных инфекций. Лекция 8. Рациональная антибактериальная терапия сепсиса. Лекция 9. Выбор антибактериальных препаратов при инфекциях нижних дыхательных путей. Рациональная антибактериальная терапия пневмонии (больничной и внебольничной). Лекция 10. Взаимодействие лекарственных средств с антибактериальными препаратами. Клиническое значение. Влияние пищи на действие антибактериальных препаратов. Рациональные и нерациональные комбинации антибиотиков. Лекция 11. Применение антибактериальных препаратов у детей, при беременности и грудном вскармливании. Лекция 12. Применение антибактериальных препаратов у пациентов с почечной и печеночной недостаточностью. Применение антибактериальных препаратов у пожилых людей. Лекция 13. Клиническая фармакология противопротозойных средств. Лекция 14. Клиническая фармакология противогрибковых средств. Лекция 15. Рациональная фармакотерапия заболеваний, вызванных синегнойной палочкой и другими неферментирующими бактериями. Лекция 16. Антибиотикопрофилактика. Интраоперационная антибиотикопрофи-лактика инфекционных осложнений. Лекция 17. Клиническая фармакология новых групп антибактериальных препаратов. Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа является важным звеном в подготовке врача-интерна. Целью этой работы является приобретение навыков самостоятельной работы с научной литературой, Научно-исследовательская работа заключается в поиске и отборе необходимых источников, изучении и реферировании монографий и периодической литературы, необходимых для курации больных, подготовки клинических разборов и конференций, составление рефератов на избранную тему. За время клинической интернатуры врач-интерн должен подготовить 2 реферата, которые реферируются преподавателем и предоставляются на теоретическое собеседование. Кроме того, врачи-интерны могут привлекаться к научной работе кафедры (поиск литературы, участие в проведении исследования, формировании базы данных, статистическом анализе полученных результатов и т.д.). ЭТАПЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫПУСКНОГО И СЕРТИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНОВ По окончанию обучения в клинической интернатуре врач-интерн должен обладать теоретическими и практическими навыками, необходимыми для самостоятельной работы по специальности «терапия». Оценка полученных теоретических и практических навыков происходит в форме выпускного экзамена. Выпускной экзамен проходит в три этапа. I этап. Тестовый контроль. (Экзамен проводится на базе сертификационного центра). II этап. Сдача практических навыков специалиста. III этап. Теоретическое собеседование. Перечень обязательных практических навыков врача-терапевта В клинической интернатуре по специальности «терапия» врач-интерн приобретает практические навыки по трем уровням усвоения: 1-й уровень (+) - профессиональная ориентация по данному вопросу. 2-й уровень (++) - под руководством преподавателя или при ко-сультативной помощи опытного специалиста использует практические навыки в процессе профессиональной деятельности». 3-й уровень (+++) - самостоятельно применяет усвоенные знания и практические навыки в процессе профессиональной деятельности.
Экзаменационные вопросы для выпускного теоретического собеседования для врачей интернов по специальности «терапия» |
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и интернов по специальности 040122 «Терапия», участвующих... | Рабочая программа по детским болезням для клинических интернов факультет: педиатрический Выпускные экзамены: 3-я декада июня с выдачей сертификата о прохождении первичной постдипломной специализации | ||
Программа подготовки клинических ординаторов по специальности «Терапия»... Программа составлена на основании Государственного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским... | Рабочая программа общего усовершенствования (уо-864ч) по специальности «Терапия» Рабочая программа предназначена для последипломного обучения врачей-терапевтов и разработана на основании унифицированной программы... | ||
Рабочая программа общего усовершенствования (уо-216 ч.) по специальности «Терапия» Рабочая программа предназначена для последипломного обучения врачей-терапевтов и разработана на основании унифицированной программы... | Рабочая программа по Терапии цикла профессиональной переподготовки... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ,... | ||
Методическое пособие для студентов старших курсов, интернов, ординаторов и практикующих врачей | Методическое пособие для студентов старших курсов, интернов, ординаторов и практикующих врачей | ||
Темы рефератов для врачей – интернов Кардиомиопатия: определение, этиология, классификация, клиника, диагностика, лечение | Приказ от 25 августа 2014 г. N 1092 об утверждении федерального государственного... Высшего образования по специальности 31. 08. 49 Терапия (уровень подготовки кадров высшей квалификации) | ||
Методическое пособие для студентов старших курсов, интернов, ординаторов и практикующих врачей Цель: Изучение патогенеза, клинической картины, методов диагностики и лечения острого аппендицита и его осложнений | Методические указания для интернов Специальности (направлению подготовки) «Фтизиатрия» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Миома матки Миома матки (Методическое пособие для студентов, интернов, клинических ординаторов и врачей) | Кафедра иммунологии и аллергологии Всего фактически: 11,5 ст., + 0 ставки для обучения врачей-интернов, + 0 ставки для обучения клинических ординаторов | ||
Вопросы современного лечения заболеваний печени и желчевыводящих... Х заболеваний более тяжелой патологии, в частности желчнокаменной болезни (жкб), дают основание рассматривать эти заболевания как... | Учебное пособие для студентов 6-го курса и врачей-интернов Волгоград, 2001 г Целевые задачи: Студент должен разобраться в этиологии и патогенетических механизмах формирования мочевого синдрома и назначить адекватную... |