АДМИНИСТРАЦИЯ
МО «СВЕТЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ
на заседании на методическом совете Директор МБОУ СОШ № 3
ШМО учителей (протокол № 1 от 29.08.13г.) (приказ № 258/од от 29.08.13г.)
предметов Председатель методического
естественно-математического цикла совета ___________Л.В. Ракович
(протокол № 1 от 27.08.13 г.)
Руководитель ШМО ____________ Н.А. Нетесова ___________ Н.А.Нетесова ПРОГРАММА
ПО ЭКОЛОГИИ, 6 КЛАСС
(ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ, базовый уровень,
2013-2014 учебный год)
г. Светлый
2013 г.
Рабочая программа
по экологии на 2013-2014 учебный год
6 класс (базовый уровень)
пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по экологии И. М. Швеца, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по экологии.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений отводит 35 учебных часа для изучения экологии в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю.
Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природа. Введение в биологию и экологию». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.
От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.
Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.
Данная программа ориентирована на общеобразовательные классы.
Данная программа реализована в учебнике:
А. М. Былова, Н. И. Шорина. Экология растений. 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф,2006. 2) общая информация
Предмет
| Экология
| Классы
| 6 А, 6 Б
| Учитель
| Говорун Ольга Юрьевна
| Количество часов в год
| 35
| Из них:
|
| | 4
| | 4
| | 5
| Количество часов в неделю
| 1
| Программа
| Основного общего образования по экологии растений (базовый уровень) 6 класс, авт. И. М. Швец.
| Учебный комплекс для учащихся:
|
| |
А. М. Былова, Н. И. Шорина. Экология растений. 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф,2006.
| Дополнительная литература
| Горская Н. А. Экология растений: Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 80 с.
| Электронные источники информации
| | CD диски «Экология» 6 класс»
| | | | | | | www. school-collechion.edu.ru
| | Нормативные документы
| | приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
| письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
| Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
| Письмо Минобразования России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
| Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
|
| Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана
| 3)календарно-тематическое планирование
Название темы
| Количество часов
| Практические работы, лабораторные работы
| Контрольные работы
| Дата
| 1.Введение.
| 1
|
|
|
| 2.Свет в жизни растений.
| 3
| П/Р№1 «Определение количества солнечных дней в году»
Л/Р№1 «Изучение строения листьев светолюбивых и теневыносливых растений под микроскопом»
П/Р№2 «Определение среднесезонных температур своей местности и растений, приспособленных к ним»
|
|
| 3.Тепло в жизни растений.
| 4
|
| К/Р№1 «Свет и тепло в жизни растения
|
| 4.Вода в жизни растений.
| 3
| П/Р№3 «Определение количества дождливых и засушливых дней в году в своей местности»
Л/Р№2 «Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями»
|
|
| 5.Воздух в жизни растений.
| 3
|
|
|
| 6.Почва в жизни растений.
| 3
|
| К/Р№2 «Воздух и почва в жизни растений»
|
| 7.Животные и растения.
| 2
| Л/Р№3 «Способы распространения плодов и семян. Изучение защитных приспособлений растений»
|
|
| 8.Влияние растений друг на друга.
| 2
|
|
|
| 9.Грибы и бактерии в жизни растений.
| 2
| Л/Р№4 «Грибные заболевания злаков»
|
|
| 10.Сезонные изменения растений.
| 3
|
| К/Р № 3 «Взаимосвязь растений и животных».
|
| 11.Изменения растений в течение жизни.
| 1
|
|
|
| 12.Разнообразие условий существования и их влияние на растения.
| 1
|
|
|
| 13.Жизненные формы растений.
| 1
| П/Р № 4 «Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке».
|
|
| 14.Растительные сообщества.
| 4
|
| К/Р № 4 «Условия существования и жизненные формы растений».
|
| 15.Охрана растительного мира.
| 1
| П/Р № 5 «Охраняемые растения своей местности».
|
|
|
4)основное содержание:
Тема 1. Введение (1ч)
Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.
Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.
Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с любым растительным организмом и его средой обитания: парк, лес, луг, живой уголок). Тема 2. Свет в жизни растений (3ч)
Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.
Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.
Практическая работа. Определение количества солнечных дней в году в своей местности. (Выполняется по дневникам учащихся.)
Опыт в домашних условиях. Влияние света на рост и развитие растений. В ходе работы доказывается, что солнечный свет оказывает непосредственное влияние на рост и развитие растений. Сравниваются выросшие на свету и в темноте проростки. Лабораторная работа. Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом. Под микроскопом изучаются микропрепараты листьев камелии и герани. Делается вывод о связи строения листа с его функцией и его расположением относительно направления световых лучей. Тема 3. Тепло в жизни растений (4ч)
Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.
Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения. Тема 4. Вода в жизни растений (3ч)
Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.
Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.
Практические работы. Определение количества дождливы и засушливых дней в году в своей местности. (Определение ведется по дневникам.) Приспособленность растений своей местности к условиям влажности. (Доказывается необходимость воды и тепла для прорастания семян.)
Опыт в домашних условиях. Влияние воды и тепла на прорастание растений.
Лабораторная работа. Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. (По гербарным экземплярам или рисункам проводится работа, в ходе которой выявляются особенности строения растений с разным отношениемк влаге). Тема 5. Воздух в жизни растений (3ч)
Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.
Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.
|