ПЛАН-КОНСПЕКТ
интегрированного урока по биологии и физической культуре в 8-м классе Дата проведения:
Место проведения: кабинет биологии и спортивный зал школы Тема:
Знакомство с системами жизнеобеспечения организма и определение основных показателей физического состояния. Цели и задачи: ознакомление с работой основных систем организма человека; применения знаний и умений в новых учебных ситуациях, проверка уровня усвоения учебного материала; формирование у учащихся убеждения взаимосвязи физкультуры и биологии на примере измерения антропометрических показателей и ознакомления с работой различных систем организма.
Тип урока: комбинированный рассчитан на 1 час 20 мин.
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная. Ход урока
Этапы урока
| Виды деятельности
| Дозировка
|
| Подготовительный (кабинет биологии)
(6-7 мин)
| Приветствие, сообщение задач урока
| 1 – 2’
|
| Вступительное слово учителя биологии и физкультуры
| 5’
|
| Основной (30-31 мин)
| Тема № 1 «Опорно-двигательная система»
| 5’
|
| Лабораторная работа №1 «Измерение экскурсии грудной клетки»
| 3’
|
| | 3’
|
| Тема № 2 «Сердечно-сосудистая система»
| 5’
|
| Лабораторная работа №2 «Измерение частоты сердечных сокращений и артериального давления»
| 3’
|
| | 3’
|
| Тема № 3 «Дыхательная система»
| 5’
|
| Лабораторная работа №3 «Измерение частоты дыхания»
| 3’
|
| | 3’
|
| Подготовительный
(спортивный зал)
(3-5 мин)
| | 1.5-2’
|
| | 2-3’
|
| Основной (20-25 мин)
| Измерение скорости восстановления организма после нагрузки (ЧСС и АД)
| 20-25’
|
| Заключительный (до 10 мин)
| | 7’
|
| Подведение итогов урока, объявление оценок
| 3’
|
|
Учитель биологии Ю.Н.Храмков Учитель физической культуры М.А.Братчиков Ниже приведены некоторые технологические приёмы и расчёты.
Длина тела (рост) мальчиков, см
Возраст
| Центили
| 3
| 10
| 25
| 50
| 75
| 90
| 97
| 6 лет
| 105,0
| 107,7
| 110,9
| 115,0
| 118,7
| 121,1
| 123,8
| 7 лет
| 111,0
| 113,6
| 116,8
| 121,2
| 125,0
| 128,0
| 130,6
| 8 лет
| 1163
| 119,0
| 122,1
| 126,9
| 130,8
| 134,5
| 137,0
| 9 лет
| 121,5
| 124,7
| 125,6
| 133,4
| 136,3
| 140,3
| 143,0
| 10 лет
| 126,3
| 129,4
| 133,0
| 137,8
| 142,0
| 146,7
| 149,2
| 11 лет
| 131,3
| 134,5
| 138,5
| 143,2
| 148,3
| 152,9
| 156,2
| 12 лет
| 136,2
| 140,0
| 143,6
| 149,2
| 154,5
| 159-5
| 163,5
| 13 лет
| 141,8
| 145,7
| 149,8
| 154,8
| 160,6
| 166,0
| 170,7
| 14 лет
| 1483
| 152,3
| 156,2
| 161,2
| 167,7
| 172,0
| 176,7
| 15 лет
| 154,6
| 158,6
| 162,5
| 166,8
| 173,5
| 177,6
| 181,6
| 16 лет
| 158,8
| 163,2
| 166,8
| 173,3
| 177,8
| 182,0
| 186,3
| 17 лет
| 162,8
| 166,6
| 171,6
| 177,3
| 181,6
| 186,0
| 188,5
| Масса тела мальчиков, кг
Возраст
| Центили
| 3
| 10
| 25
| 50
| 75
| 90
| 97
| 6 лет
| 16,3
| 17,5
| 18,8
| 20,4
| 22,6
| 24,7
| 26,7
| 7лет
| 18,0
| 19,5
| 21,0
| 22,9
| 25,4
| 28,0
| 30,8
| 8 лет
| 20,0
| 21,5
| 23,3
| 25,5
| 28,3
| 31,4
| 35,5
| 9 лет
| 21,9
| 23,5
| 25,6
| 28,1
| 31,5
| 35,1
| 39,1
| Шлет
| 23,9
| 25,6
| 28,2
| 31,4
| 35,1
| 39,7
| 44,7
| 11 лет
| 26,0
| 28,0
| 31,0
| 34,9
| 39,9
| 44,9
| 51,5
| 12 лет
| 28,2
| 30,7
| 34,4
| 38,8
| 45,1
| 50,6
| 58,7
| 13 лет
| 30,9
| 33,8
| 38,0
| 43,4
| 50,6
| 56,8
| 66,0
| 14 лет
| 34,3
| 38,0
| 42,8
| 48,8
| 56,6
| 63,4
| 73,2
| 15 лет
| 38,7
| 43,0
| 48,3
| 54,8
| 62,8
| 70,0
| 80,1
| 16 лет
| 44,0
| 48,3
| 54,0
| 61,0
| 69,6
| 76,5
| 84,7
| 17 лет
| 49,3
| 54,6
| 59,8
| 66,3
| 74,0
| 80,1
| 87,8
|
Длина тела девочек, см
Возраст
| Центили
| 3
| 10
| 25
| 50
| 75
| 90
| 97
| 6 лет
| 105,3
| 108,0
| 110,9
| 114,1
| 118,0
| 120,6
| 124,0
| 7 лет
| 111,1
| 113,6
| 116,9
| 120,8
| 124,8
| 128,0
| 131,3
| 8 лет
| 116,5
| 119,3
| 123,0
| 127,2
| 131,0
| 134,3
| 137,7
| 9 лет
| 122,0
| 124,8
| 128,4
| 132,8
| 137,0
| 140,5
| 144,8
| 10лет
| 127,0
| 130,5
| 134,3
| 139,0
| 142,9
| 146,7
| 151,0
| 11 лет
| 131,8
| 136,2
| 140-2
| 145,3
| 148,8
| 153,2
| 157,7
| 12 лет
| 137,6
| 142,2
| 145,9
| 150,4
| 154,2
| 159,2
| 163,2
| 13 лет
| 143,0
| 148,3
| 151,8
| 155,5
| 159,8
| 163,7
| 168,0
| 14 лет
| 147,8
| 152,6
| 155,4
| 159,0
| 163,6
| 167,7
| 171,2
| 15 лет
| 150,7
| 154,4
| 157,2
| 161,2
| 166,0
| 169,2
| 173,4
| 16 лет
| 151,6
| 155,2
| 158,0
| 162,5
| 166,8
| 170,2
| 173,8
| 17 лет
| 152,2
| 155,8
| 158,6
| 162,8
| 169,2
| 170,4
| 174,2
|
Масса тела девочек, кг
Возраст
| Центили
| 3
| 10
| 25
| 50
| 75
| 90
| 97
| 6лет
| 16,3
| 17,4
| 18,7
| 20,4
| 22,5
| 24,8
| 27,1
| 7 лет
| 17,9
| 19,4
| 20,6
| 22,7
| 25,3
| 28,3
| 31,6
| 8лет
| 20,0
| 21,4
| 23,0
| 25,1
| 28,5
| 32,1
| 36,3
| 9лет
| 21,9
| 23,4
| 25,5
| 28,2
| 32,0
| 36,3
| 41,0
| 10лет
| 22,7
| 25,0
| 27,7
| 30,6
| 34,9
| 39,8
| 47,4
| 11лет
| 24,9
| 27,8
| 30,7
| 34,3
| 38,9
| 44,6
| 55,2
| 12лет
| 27,8
| 31,8
| 36,0
| 40,0
| 45,4
| 51,8
| 63,4
| 1Злет
| 32,0
| 38,7
| 43,0
| 47,5
| 52,5
| 59,0
| 69,0
| 14лет
| 37,6
| 43,8
| 48,2
| 52,8
| 58,0
| 64,0
| 72,2
| 15лет
| 42,0
| 46,8
| 50,6
| 55,2
| 60,4
| 66,5
| 74,9
| 16лет
| 45,2
| 48,4
| 51,8
| 56,5
| 61,3
| 67,6
| 75,6
| 17лет
| 46,2
| 49,2
| 52,9
| 57,3
| 61,9
| 68,0
| 76,0
|
Индивидуальная карта учащегося 8 класса Фамилия, имя_________________________________,______лет Оценка состояния физического развития
Окружность грудной клетки (см)
| В покое
| Вдох
| Выдох
| Экскурсия
| Оценка состояния
|
|
|
|
|
|
| Частота сердечных сокращений
(пульс 10´´)
| В покое
| После нагрузки/ прирост
| 1´
| 2´
| 3´
| Восстановление
| Оценка состояния
|
| /
|
|
|
|
|
|
| Дыхание (кол-во раз в 1´)
| В покое
| Проба Штанге
| Оценка состояния
|
|
|
|
|
|
|
| Артериальное давление
| В покое
| После нагрузки/ прирост
| 1´
| 2´
| 3´
| Восстановление
| Оценка состояния
|
|
|
|
|
|
|
|
Характеристика
| Спортсмены
| Здоровые нетрени-рованные люди
| Лица с нарушениями сердечно-сосудистой системы
| Пульс в
состоянии покоя
| 58
| 72
| 80
| В состоянии после нагрузки
| 88
| 107
| 122
| Прирост частоты сердцебиений
| 30
| 35
| 42
| Примерные показатели пульса и артериального давления
При взгляде на того или иного человека, мы задаем себе вопрос: "Почему люди отличаются друг от друга? С чем это связано?" И дело не только в том, что мы разные по характеру, по восприятию мира, но интересно и то, почему мы так отличаемся друг от друга внешне.
Жизнь человека - это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост - это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие - качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.
Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от большого количества факторов и отражает не только наследственную предрасположенность, но и влияние на организм всех средовых факторов.
Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.
Особенности физического развития программируются на генетическом уровне, поэтому дети похожи на родителей. Наследственная программа передается из поколения в поколение, и у одних людей не изменяется, а у других совершенствуется. Необходимо помнить, что на физическое развитие оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов, это материально-бытовые условия, национальные и региональные особенности уклада и стиля жизни, экологическая обстановка, состояние питания, наличие или отсутствие болезней.
В настоящее время во многих странах мира широко вводится культ здоровья. Он всячески морально и материально поощряется государственными структурами, ответственными за сохранение и восстановление здоровья, а это в свою очередь способствует формированию потребности в здоровом теле. Данная идея не нова, еще в древнем мире имел место культ здорового тела. Примером тому служит Древняя Греция и ее художественное наследие, которое дошло до наших дней.
Факторы, влияющие на антропометрические показатели
Непрерывно протекающие процессы обмена веществ и энергии в организме человека, определяют особенности его развития. Темпы изменений массы, роста, окружностей тела в различные периоды жизни не одинаковы. Об этом может судить каждый из Вас, если вспомнит свое развитие в дошкольном и школьном возрасте. Отличительные особенности имеются у юношей и девушек, людей в зрелом возрасте и пожилом.
Рост, масса, последовательность в увеличении различных частей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут в определенной последовательности. Однако некоторые факторы могут не только нарушить последовательность развития, но и вызвать необратимые изменения. К ним относят: Внешние
| Внутренние
| неблагоприятное внутриутробное развитие; социальные условия; нерациональное питание; малоподвижный образ жизни; вредные привычки; режим труда и отдыха; экологический фактор;
| наследственность; наличие заболеваний;
| Физическое развитие - это процесс количественного и качественного изменения всех показателей организма человека в процессе его жизнедеятельности.
Основы современных антропометрических (antropos-человек, metria-измерение) методов исследования заложены в прошлом веке, когда были описаны закономерности изменчивости антропометрических показателей.
Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела, окружности различных частей тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие.
Общее представление о физическом развитии получают при проведении трех основных измерений: - определяя длину тела; - массу тела; - обхват грудной клетки.
Лабораторная работа « Методы антропометрических измерений»
Учитель физкультуры.
2. Сердечно-сосудистая система.
Более 2500 лет назад лучшему воину скороходу было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в Марафонской долине. Гонец пробежал около 40 километров за 3 часа. Появившись на площади, он крикнул: “Мы победили!” и упал замертво. От чрезмерного напряжения произошла внезапная остановка сердца. С 1896 года проводятся соревнования на марафонскую дистанцию. Сегодня она доступна даже людям пенсионного возраста.
В чём причина этого явления? Попробуем разобраться. Сейчас мы с вами поговорим о
значении физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы”.
Вы уже знаете, что при тренировках растет не только экономичность работы сердца, но и его общая масса. Утолщение волокон сердечной мышцы – один из важных показателей приспособления сердца к физическим нагрузкам. Увеличивается сила и скорость сокращений сердца, растет время его расслабления.
Демонстрация модели сердца
Артериальный пульс – это колебание стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращений сердца. Регистрация пульса используется для определения состояния сердечно-сосудистой системы человека в медицине, спорте, трудовой деятельности. Лабораторная работа № 1. Приглашается ученик. Приложение №2
|