Скачать 0.68 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Дисциплина «Методика преподавания биологии» Блок дисциплин Б3.В.5.4 – Профессиональный цикл Направление 020400.62 – Биология Квалификация выпускника - Бакалавр Форма обучения дневная Сыктывкар 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Методика преподавания биологии» Блок дисциплин Б3.В.5.4 – Профессиональный цикл Направление 020400.62 – Биология Квалификация выпускника - Бакалавр Форма обучения дневная
Сыктывкар 2011 г. ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Программа составлена на основании ФГОС ВПО (СПО) -3 и учебного плана направления – 020400.62 «Биология» Составители программы: Доцент каф. биологии к.б.н. _________________________ Газизова О.А. Рабочая программа рассмотрена и одобрена На заседании кафедры биологии Протокол заседания №__ от «___»___________2011 г. Заведующий кафедрой д.б.н., профессор_________________________ Доровских Г.Н. 1. Цель курса. Раскрыть теоретические основы обучения биологии, установить закономерности процессов передачи знаний по биологии и воспитания учащихся на биологическом материале. 2. Задачи курса. - изучить основные дидактические принципы обучения; - рассмотреть основные методы, формы и средства обучения; научиться выбирать наиболее эффективные формы и методы преподавания; - проанализировать методы организации самостоятельной работы учащихся; - получить навыки разработки планов и конспектов урока, анализа школьных учебников и программ. 3. Место курса в структуре ООП. Изучение курса осуществляется на 3-м году обучения, в 6 семестре. Всего отводится 72 часа, из них 36 часов аудиторных занятий (лекций - 20 часа, лабораторных - 16 часов). Программа дисциплины «Методика преподавания биологии» для выпускников ФГБОУ ВПО «СыктГУ» по направлению 020400.62 – «Биология» включает: основы дидактики; содержание и структура школьных программ и учебников; вопросы частных методик, относящихся к основным темам школьного курса; различные подходы к изучению основных тем школьного курса; методы организации самостоятельной работы и развития творческих способностей учащихся; таксономия учебных задач; новые технологии обучения; методы диагностики знаний учащихся; анализ учебников и методической литературы по биологии; организация учебной деятельности; разработка планов и конспектов занятий. На лекциях последовательно излагаются главнейшие основы теории преподавания биологии в школе, раскрываются важнейшие методические проблемы, даётся объективная оценка истории и современного состояния методики биологии, рассматриваются основы развивающего обучения. На лабораторных занятиях студенты знакомятся с техникой и методикой школьного эксперимента, с конкретными темами школьной программы, с организацией и методикой проведения уроков, практических и лабораторных работ. 4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: Приступая к изучению дисциплины «Методика преподавания биологии» студент должен в полной мере владеть знаниями в соответствии ФГОС-2 по направлению «Биология». 5. Требования к результатам освоения дисциплины. В результате изучения дисциплины студенты должны
По окончанию освоения дисциплины «Методика преподавания биологии» студент должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
6. Форма промежуточного контроля. Зачёт 6 семестр. 7. Содержание дисциплины. 7.1. Календарно-тематический план изложения дисциплины. Общая трудоёмкость дисциплины – 72 часа (ЗЭТ – 2)
7.2. Содержание учебной дисциплтны. Раздел 1. Общие замечания о предмете Тема 1. Методика обучения биологии как наука и учебный предмет. Основные требования к знаниям и умениям студентов: Студент должен знать: объект и предмет методики обучения биологии; - значение методики обучения биологии как науки; ориентироваться в актуальных проблемах и задачах методики обучения биологии; связь методики обучения биологии с другими науками. Содержание учебного материала: Актуальные проблемы и задачи методики обучения биологии на современном этапе развития среднего и высшего образования. Методы научного исследования в методике обучения биологии: наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, теоретическое моделирование и прогнозирование; обобщение опыта работы педагогов-новаторов. Место методики обучения биологии в системе педагогических дисциплин, ее связь с биологией и другими науками. Методические аспекты методики обучения биологии как науки. Общая и частная методика обучения биологии. Основные виды деятельности (функции) преподавателя биологии, научная организация его труда как условие повышения профессионального мастерства. Рекомендуемая литература по темеПономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед вузов. Доп. МО РФ/ И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Академия, 2003. С. 3-13. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1983. 383 с. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1985. 191с. Конюшко В. С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии: Учебн. пособие. Мн.: Книжный дом, 2004. С. 3-21. Тема 2. Краткая история становления и развитие методики обучения биологии. Основные требования к знаниям и умениям студентов: Студент должен знать основные этапы становления методики обучения естествознания в России; роль отечественных методистов в этом процессе; основные тенденции развития биологического образования за рубежом; использовать опыт ведущих методистов на практике. Содержание учебного материала: Предпосылки появления естествознания как учебного предмета. Первый русский учебник естествознания, составленный академиком В.Ф. Зуевым для народных училищ. Характерные черты учебника: описательное направление изложения, научность, связь с практикой, самобытность, простота и образность языка. Зуев как методист, его методические рекомендации. Школьное естествознание и методика его преподавания в 19 веке. Описательное морфолого-систематическое направление в школьном естествознании. Отражение его содержания в системе Линнея. Развитие А.Я. Гердом эволюционно-биологического направления в методике под влиянием работ Ч. Дарвина. Значение методических работ А.Я. Герда в развитии отечественной методики естествознания. Разработка методики практических классных и домашних работ. Включение в учебный план школы курса неживой природы и разработка методики его преподавания. Школьное естествознание и методика его преподавания в начале 20 века. В.В. Половцев и его роль в развитии отечественной методики естествознания. Книга «Основы общей методики естествознания» (1907) – первый учебник для студентов и учителей. Д.Н. Кайгородов, его взгляды на изучение природы. Б.Е. Райков, его роль в развитии отечественной методики естествознания дореволюционного и советского периодов. Зарождение советской методики естествознания. Новые задачи школьного естествознания. Формирование научного мировоззрения. Эволюционная теория Дарвина – основа школьного курса биологии. Широкое применение практических знаний и экскурсий; краеведческий принцип преподавания. Связь преподавания естествознания с жизнью, с сельскохозяйственным производством. Осуществление политехнического обучения. Трудовое обучение и воспитание. Развитие внеклассной работы по биологии. Кружки юных натуралистов. Юннатское движение. Основные недостатки в преподавании естествознания в 20-е годы: отсутствие системы знаний в связи с распределением учебного материала по комплексам и проектам, поиски универсального метода. Снижение роли учителя и урока как формы учебно-воспитательной работы учащихся. Методисты, игравшие ведущую роль в становлении советской школы и методики преподавания: Б.В. Всесвятский, И.И. Полянский, Б.Е. Райков, М.Я. Цузмер, А.А. Яхонтов и др. Организация институтов усовершенствования учителей. Их роль в обобщении и распространении передового опыта учителей, в развитии методики биологии. Теоретические труды и пособия по частным методикам Н.М. Верзилина, Н.А.Рыкова, В.М.Корсунской, Е.П.Бруновта, А.А. Яхонтова, И.Д. Зверева и др. Основные тенденции развития биологического образования за рубежом. Рекомендуемая литература по темеВерзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1983. 383 с. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1985. 191с. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед вузов. Доп. МО РФ/ И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Академия, 2003. С.14-46.Самостоятельная работа студентов:
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы: Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1983. 383 с. Ермаков А.С., Ермаков Д.С. Школьное биологическое образование в Великобритании // Биология в школе, № 1, 2010. С. 43-47 Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1985. 191с. Крыловец Н.Г. Из истории методики биологии // Биология в школе, № 5, 2010. С. 13-18. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед вузов. Доп. МО РФ/ И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Академия, 2003. С.14-46.Раздел 2. Содержание и особенности обучения биологии Тема 3. Закономерности, принципы и виды обучения биологии. Основные требования к знаниям и умениям студентов: Студент должен понимать: роль и место биологии в жизни современного общества; современное состояние биологического образования; содержание обучения биологии; Содержание учебного материала: Роль и место биологии в жизни современного общества, решении глобальных мировых проблем. Современное состояние биологического образования. Межпредметные связи в биологии как залог понимания места предмета в системе знаний о предмете и его значимости. Соотношение биологического и экологического образования. Неразрывность связи биологического и гуманитарного образования. Решение проблемы прочного и осознанного усвоения учащимися основ биологии. Рекомендуемая литература по темеВерзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1983. 383 с. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1985. 191с. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед вузов. Доп. МО РФ/ И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Академия, 2003. С. 65-91. Конюшко В. С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии: Учебн. пособие. Мн.: Книжный дом, 2004. 256 с. Самостоятельная работа студентов: Работа с конспектами лекций, материалом учебника и статей журналов. Рекомендуемая литература для самостоятельной работы: Сатбалдина С.Т. Место биологии в системе учебных дисциплин // Биология в школе, № 3, 2010. С. 22 -29. Тема 4. Технология и теория обучения. Основные требования к знаниям и умениям студентов: Студент должен иметь представление о технологии обучения (целей, подбора критериев, их измерении и оценки), теории обучения. Содержание учебного материала: Понятие «технология обучения». Составление целей, критериев, их измерения и оценки при разработке программы обучения. Рассмотрение понятия «педагогическая технология» по М.М. Левитиной, функции, основные положения. Рекомендуемая литература по теме: Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1983. 383 с. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1985. 191с. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед вузов. Доп. МО РФ/ И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Академия, 2003. С. 65-91. Конюшко В. С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии: Учебн. пособие. Мн.: Книжный дом, 2004. 256 с. Тема 5. Специфические черты образовательных знаний по биологии. Основные требования к знаниям и умениям студентов: Студент должен знать основные разделы биологии, изучаемые в школе. Понимать преемственность этих разделов; особенности обучения биологии, связанные с изучением живых объектов и явлений природы. Знать программные линии и уметь анализировать учебники. Содержание учебного материала: Система биологических учебных дисциплин в школе. Разделы биологии: растения, бактерии, грибы, лишайники; животные; человек и его здоровье; общая биология. Преемственность разделов биологии. Пропедевтическая роль курса природоведения. Значение системы дидактических принципов и правил в решении отбора материала и построения школьного курса биологии. Анализ программ, учебников и особенностей преподавания отдельных разделов биологии. Рекомендуемая литература по теме: Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1983. 383 с. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1985. 191с. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед вузов. Доп. МО РФ/ И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Академия, 2003. С. 65-91. Конюшко В. С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии: Учебн. пособие. Мн.: Книжный дом, 2004. 256 с. Раздел 3. Деятельность в содержании биологического образования. Тема 6. Способы деятельности в содержании обучения биологии. Основные требования к знаниям и умениям студентов: Студенты должны иметь представление о деятельности ученика в процессе обучения биологии. Содержание учебного материала: Понятие о деятельности ученика на уроках биологии; системы отбираемых и развиваемых умений (практических, интеллектуальных, общеучебных, предметных), навыков. Виды деятельности. Рекомендуемая литература по теме: Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1983. 383 с. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1985. 191с. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед вузов. Доп. МО РФ/ И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Академия, 2003. С. 65-91. Конюшко В. С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии: Учебн. пособие. Мн.: Книжный дом, 2004. 256 с. Тема 7. Методика формирования знаний и навыков в процессе обучения биологии. Основные требования к знаниям и умениям студентов: Студенты должны иметь представление об управлении умственным развитием школьников Содержание учебного материала: Сущность управления умственным развитием учащихся: единство в управлении процессом усвоения знаний и умственных действий, управление процессами интериоризации в умственной деятельности учащихся. Выработка умений: пять этапов. Показатели формирования навыков (скорость и качество). Рекомендуемая литература по теме: Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1983. 383 с. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1985. 191с. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед вузов. Доп. МО РФ/ И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Академия, 2003. С. 65-91. Конюшко В. С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии: Учебн. пособие. Мн.: Книжный дом, 2004. 256 с. Раздел 4. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии Тема 8. Система воспитывающего обучения биологии. Воспитание мировоззрения. Основные требования к знаниям и умениям студентов: Студент должен понимать условия реализации воспитания учащихся при обучении биологии; задачи воспитания мировоззрения в процессе обучения биологии; реализовать задачи воспитания на практике; прочное и осознанное усвоение учащимися основ биологии, политехническая подготовка учащихся и их профессиональная ориентация. Содержание учебного материала: Система воспитывающего обучения биологии. Роль биологии в формировании научного мировоззрения учащихся. Рекомендуемая литература по теме: Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1983. 383 с. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1985. 191с. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед вузов. Доп. МО РФ/ И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Академия, 2003. С. 65-91. Конюшко В. С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии: Учебн. пособие. Мн.: Книжный дом, 2004. 256 с. Тема 9. Экологическое, трудовое, эстетическое, этическое, патриотическое и гражданское воспитание. Основные требования к знаниям и умениям студентов: Студент должен понимать роль экологического воспитания в биологическом образовании школьников. Уметь реализовать задачи воспитания на практике; Содержание учебного материала: Основные принципы и задачи экологического образования и воспитания. Формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к природе на основе принципов общечеловеческой морали и правовых норм. Основные принципы и задачи экологического образования и воспитания учащихся. Экологизация мышления. Экономический аспект экологического образования и воспитания. Нравственное, трудовое, эстетическое воспитание учащихся в процессе обучения биологии. Роль физического и санитарно-гигиенического воспитания в гармоничном развитии личности. Становление понятий о здоровом образе жизни как основы сохранения физического и нравственного здоровья человека. |
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... | «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента.... | ||
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... ... | «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | ||
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная... | «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Кроме того, в инженерном режиме появляются также возможности определения порядка вычислений при помощи скобок, осуществления побитовых... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика... ДС. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Тупицына Л. С. Токсикологическая генетика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 013500 Биоэкология,... | ||
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Петухова Г. А. Основы экологического мониторинга. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020803.... | Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Петухова Г. А. Механизмы биологической адаптации. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020803.... | ||
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Шаповалов С. И. «Общая экология»: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803 –Биоэкология,... | Учебно-методический комплекс дисциплина «Местная фауна» Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Пак И. В. Иммунология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 – Биоэкология, очной... | Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Жигилева О. Н. Эколого-паразитологический мониторинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... | ||
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Петухова Г. А. Учение о биосфере и глобальные экологические проблемы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Казанцева М. Н. Охрана и рациональное использование природных ресурсов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... |