Конспект урока по предмету "Мир вокруг нас" (Плешаков А.А.) "Если хочешь быть здоровым", 2-й класс Цели урока:
в общих чертах познакомить учащихся со строением организма человека, познакомить с основными правилами сохранения здоровья;
прививать навыки личной гигиены и бережного отношения к своему здоровью, уважительному отношению к окружающим людям.
Этапы урока
| Распре-
деление времени
(мин.)
| Содержание урока
(деятельность преподавателя)
| Деятельность
учащихся
|
I. Орг. момент
|
1
|
|
| II. Проверка домашнего задания
| 4
| Фронтальный опрос по теме «Строение человека»
Инд. работа по карточкам
| Фронтальный опрос.
Инд. работа по карточкам (4 ученика)
| III. Сообщение темы и целей урока.
| 1
| На Земле живут очень много людей – мужчины и женщины, старые и молодые, полные и худые, высокие и низкие, блондины и брюнеты… Некоторые люди похожи друг на друга, многие дети похожи на своих родителей, они наследуют некоторые черты их внешности и характера, но всё же нет на свете абсолютно одинаковых людей. Но вот строение тела и работа органов одинаковы у всех людей. Строение тела человека изучает наука анатомия.
Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим строение тела человека.
|
| IV. Актуализация знаний. Изложение нового материала
| 19
| Перед вами лежат листочки, вам необходимо найти основные части тела и соединить их линией с соответствующим названием. (Взаимопроверка в паре)
У вас, как у всех людей есть голова и живот, спина и грудь, ноги и руки, глаза и уши. Как будто всё очень просто. Но знаешь ли ты, какая сложная работа происходит в твоём организме? Что находится у тебя внутри и как устроено твоё тело?
1. Рассмотрим внутреннее строение организма. Сделайте вдох и задержите дыхание! Вот видите, как тяжело не дышать. Без воздуха человек не может жить, а дышим мы лёгкими. Лёгкие похожи на две большие розовые губки. Они состоят из множества маленьких пузырьков – альвеол. Лёгкие непрерывно выполняют огромную работу. Если бы лёгкие перекачивали не воздух, а воду, то только за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа полтонны воды. Вот какой мощный дыхательный аппарат дала человеку природа. Старайтесь дышать только носом, нос – это фильтр, проходя через него, воздух очищается. Покажите ладошку, потрогайте…стучит. Что же это? Сердце. Сожми свой кулачок – вот такое примерно у тебя сердце. Человеческое сердце невелико, какой у человека кулак, такое и сердце. Оно всё время сжимается и разжимается, не останавливается ни на минуту. Для чего же ему так стараться? Сердце – это тот неутомимый мотор, который гонит в сосуды кровь и заставляет её обегать всё тело, Если кровь перестанет пробегать по телу, человек погибнет. Человек должен питаться. Пища – это топливо, без которого мы не можем жить. Для полноценного питания пища должна быть размельчена, переработана и усвоена. Для этого она перемещается изо рта в желудок, и по всему пищеварительному тракту к нижним отделам кишечника. Потрогайте свою голову, Это черепная коробка, а внутри находится мозг – это командный центр, он руководит всеми процессами, которые происходят в нашем организме.
Итак, проверим, как вы поняли, какие у нас есть внутренние органы и как они работают.
Два воздушных лепестка Розовых слегка Важную работу выполняют Дышать нам помогают. (Лёгкие)
День и ночь стучит оно, Словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг Прекратиться этот стук. (Сердце)
Висит мешочек небольшой То полный, то пустой В него вагончики бегут Пищу, жидкости везут Кипит работа целый день Нам помогать ему не лень. Готовит пищу, нас питает А что не нужно – выгоняет. (Желудок)
Он всё запоминает Смотреть, слушать, говорить, Видеть помогает Работой всего нашего организма управляет. (Мозг)
2. Путешествие по стране здоровья.
В путь дорогу собирайся, За здоровьем отправляйтесь.
1 станция Режим дня.
Что бы быть здоровым, необходимо соблюдать распорядок дня.
Работа по учебнику. (стр 10)
Какие режимные моменты пропущены?
Необходимо всё делать вовремя: во время вставать, принимать пищу, ложиться спать и т. д.
2 станция Мойдодыр. (стр. 11)
- Какие средства личной гигиены знаете?
- Как моете руки?
- Покажите, как умываем лицо?
- Вспомним, как правильно чистить зубы?
- Какие средства личной гигиены никому давать нельзя? (зубная щётка, носовой платок, мочалка, расческа)
Посмотрите на Вини-Пуха. Он не чистил зубы и теперь страдает. Что ему посоветуем? А кто даст ему свою щётку? (нельзя)
Некоторые дети всегда всё делают наоборот. Им говорят, умойся, они – не буду, иди кушать – не буду. Для таких детей Григорий Остер, придумал вредные советы.
Никогда не мойте руки, Шею, уши и лицо Это глупое занятье Не приводит ни к чему Вновь испачкаются руки Шея, уши и лицо Так зачем же тратить силы Время попусту терять Стричься то же бесполезно Никакого смысла нет К старости сама собою Облысеет голова.
- Что мы ответим таким детям?
Да здравствует мыло душистое И полотенце душистое И зубной порошок И густой гребешок Давайте же мыться, плескаться Купаться, играть, кувыркаться В ушате, в корыте, в лохани В реке, в ручейке, в океане И в бане, и в ванне Всегда и везде – Вечная слава воде.
3 станция Правильное питание.
В нашем теле постоянно расходуются питательные вещества, без пищи человек не может жить.
- Что вы любите больше всего кушать?
- Согласны ли вы всегда питаться одной и той же даже самой любимой пищей? ( нет, она быстро надоедает).
Человеку нужна разнообразная пища, содержащая белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и обязательно витамины. Надо кушать больше растительной пищи, поменьше жирных, жаренных и сладких продуктов. Наш организм состоит на 80% из воды Вода нам жизненно необходима, и мы должны выпивать не менее 6 стаканов в день.
Дополни пословицу. Когда я ем…
А вот чему нас учит Л. Н. Толстой: “Наблюдай за своим ртом, через него входят болезни”
- Что он имел в виду? (Пища должна быть приготовлена из доброкачественных продуктов, что бы не вызвать пищевое отравление).
- Сырые овощи и фрукты необходимо мыть перед едой, строго соблюдать правила личной и общественной гигиены.
4 станция Спортивная.
Наше тело следует постоянно упражнять.
- Какие виды спорта вы знаете, спортивные игры?
Заниматься спортом можно не выходя из дома.
Физкультминутка.
5 станция Закаливание.
Прочитайте девиз. Если хочешь быть здоров… Солнце, воздух и вода….
- Как можно закаливать свой организм?
Надо начинать постепенно: с ног, с прохладной воды, всё выше и выше, начинать лучше в летнее время. Спать зимой (если не сильный мороз) с открытой форточкой, летом – с открытым окном.
6 станция Вредные привычки.
Наркотики, алкоголь и никотин медленно убивают человека.
7 станция Не болей.
Никто не любит простужаться, никому не нравиться ходить с насморком и кашлем. А ещё у простуженного человека болит горло, поднимается температура, краснеют и слезятся глаза.
- Как же уберечься от простуды?
Никогда не ходи с мокрыми ногами. Если входишь на улицу в мокрую или дождливую погоду одевайся так, что бы не замёрзнуть. А если ты неожиданно попал под дождь и промок, беги домой, что бы просушиться.
Грипп вызывается особыми микробами.
Высокая температура, сильные боли в мышцах, насморк, кашель, слабость, сильная головная боль. Если ты простудился, заболел гриппом или другой болезнью – немедленно обратись к врачу.
8 станция Музыкальная.
Послушайте пение птиц, представьте себя на лесной поляне и постарайтесь определить своё настроение.
- Какое у вас настроение? 9 станция Душевная.
Послушайте отрывок из рассказа А. Гайдара “Совесть” про Нину Карнаухову, которая не выучила уроки.
Так звонко пели над её головой птицы, и так тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.
- Что значит грызла совесть? (мучила, не давала покоя)
- Каким же надо быть, что бы тебя не мучила совесть? (Быть прилежным, помогать, уважать, быть вежливым, добрым, честным)
В. А. Сухомлинский сказал “Поистине счастлив тот, кто счастлив у себя дома”- это те люди, которые чувствуют доброту, заботу, уважение и поддержку близких.
Вывод: Итак, мы видим, что здоровье включает себя не только физическое, но и духовное состояние человека.
| Работа на карточках
Слушание рассказа учителя.
Работа по учебнику
Физминутка.
Работа по учебнику.
Беседа.
Чтение учеником отрывка из «Мойдодыра» К.И.Чуковского.
Физкультминутка.
Рефлексия
| V. Обобщение
| 5
| 1. Опрос
Что включает в себя понятие – здоровье?
Что нужно делать, чтобы быть здоровым? 2. Самостоятельная работа в тетради на печатной основе.
| Беседа. Выводы. Самостоятельная работа в тетради на печатной основе.
| VI. Домашнее задание
| 2
| Учебник. Стр.10-17. Составить и написать на альбомном листе режим дня.
|
| VII. Подведение итогов урока
| 2
| О чем мы сегодня говорили на уроке?
Что вы делаете для сохранения здоровья.
Давайте сформулируем вывод урока:
“Я здоровье сберегу! Сам себе я помогу”!
| Фронтальный опрос
| |