ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»
Конспект открытого занятия
«Путешествие в осенний лес»
Составила воспитатель
Магомедова Б.Д.
г. Новосибирск 2011 Занятие проводится с детьми второго, третьего и четвёртого классов (8-11лет).
Методическая цель: Показать методы и приемы интерактивнойработы с детьми младшего школьного возраста.
Цель: формировать интерес к живой природе.
Задачи:
повторить, как дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий; развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире природы - как дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.
обобщить знания детей о перелётных и зимующих птицах;
обогащать словарный запас;
развивать навыки командного взаимодействия;
развитие умения наблюдать, сравнивать, ставить опыты.
Формы работы:
Коллективная
Фронтальная
Индивидуальная
Методы:
Словесный: беседа;
Практический: задания, опыт, звуки животных и птиц;
Наглядный: картинки осеннего пейзажа, фото животных и птиц (доска, ИКТ), музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
Беседы по теме: «Ранняя, золотая и поздняя осень», «Как дикие животныеготовятся к зиме», «Серебряная осень»,«Перелётные и зимующие птицы», «Почему листья меняют цвет осенью?», «О бережном отношении к животным, деревьям»;
Составление описательных рассказов об осени;
Заучивание стихов,пословиц об осени;
Прослушивание звуков: «трели птиц», «шум леса»;
Изготовление шаблонов «осенние листья».
Материал: Цветные карточки (белые, красные, зеленые, желтые). Сюжетные картинки ранней и поздней осени. Мяч.Фото животных и птиц. Белый картон (А4), два силуэта зайца(белый и серый). Листья дуба, рябины, осины, клена, ивы, тополя, березы, вырезанные из плотной цветной бумаги (зелёный, оранжевый, красный, желтый) – по 2 шт.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель:Здравствуйте ребята!К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Сообщение темы:
Воспитатель:Мы отправимся с вами на необычную прогулку по осеннему лесу.Но прежде чем мы пойдем гулять, хочу я с вами поиграть
Игра: «Когда это бывает?»
(Раздать детям карточки белые, красные, зеленые, желтые)
Воспитатель:Я загадаю вам загадки, а вы будете отгадывать и свои ответы сопровождайте поднятием карточек.
Воспитатель:Мы времена года знаем?!Все загадки отгадаем!
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла ...(Весна)
Солнце печет
Липа цветет:
Рожь колосится
Золотится пшеница
Кто скажет. Кто знает
Когда это бывает?(Лето)
Птицы улетают,
Листья опадают,
Злится непогода.
Что за время года? (Осень)
Воспитатель:Молодцы ребята!
Сейчас мы превратимся в осенний лес, повторяйте за мной волшебные слова. Как только произнесём их, так сразу превращаемся в жителей леса.
Игра «Воображаемый лес»
Деревья качаются раз,
Деревья качаются два,
Листочки колышутся три,
Лесная фигура на месте замри!(Дети превращаются в жителей леса: дерево, куст, зверь, птица, камень…)
Воспитатель:Вот мы и очутились с вами в осеннем лесу.
Ребята, посмотрите, какие красивые яркие листья. Я возьму тот, который предо мной. Какой он?(Оранжевый осиновый лист)На нём что-то написано! Видимо это задание для нас.
Задание: «Найди тень».
(см. картинка ниже)
Воспитатель:А какое время года в нашем лесу?
Дети: Осень!
Воспитатель:Как вы догадались? (на полу лежат разноцветные листья от разных пород деревьев, деревья без листьев)
Воспитатель:Ребята, назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).
-Почему осень называют «Золотой»? (потому, что листья на деревьях жёлтого цвета, они похожи на золотые монетки).
-Желтый тополиный лист поднимет тот, кто стоит слева от меня.
Задание: «Разложить картинки в нужной последовательности».
(Обратить внимание детей на картинки с изображением ранней и поздней осени, рассмотреть их и разложить по порядку.)
Воспитатель:Какое время года изобразил на них художник? (Осень) Но почему, на одной картинке деревья одеты в золотой наряд, на другой они «голые» и снег лежит? (Наступила осень, стало холодно, листья стали разноцветными, дует ветер, деревья сбросили листву, приготовились к зиме, солнышко светит, но не греет)
Воспитатель:Деревья к зиме приготовились!А как же звери готовятся к зиме?(Некоторые животные залегают в спячку до весны, остальные животные готовят для себя запасы на зиму, чтобы в зимние холода им было, чем питаться)
-Чем питается медведь зимой? (Ничем, он спит.)
-Во время зимнего сна температура тела медведя понижается на -5-6 градусов.
Воспитатель:Дети, а вы знаете, что зимой делает медведь?
1ребёнок: Берлогу медведь устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнем. Многие считают, что мишка в берлоге сосет лапу. Но он не сосет, а лижет ее. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет.
2ребёнок:Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком и при этом еще и причмокивает губами. Если медведь летом плохо ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой он начинает ходить, искать себе пищу. Таких бродяг называют шатунами. Встреча с медведем-шатуном очень опасна для человека.
Воспитатель:Кто еще, как и медведь, спит зимой? (Барсук.)
-В отличие от медведя барсук зимой просыпается – поест запасов и снова засыпает. Нору себе он роет в сухом месте глубокую и широкую.
Воспитатель: А кто ещё впадает в зимнюю спячку?
3ребёнок:Ежи, ящерицы, лягушки, жабы, ужи, змеи, летучие мыши зимой находятся в спячке. Зимой у многих животных затруднен или отсутствует доступ к корму, поэтому они вынуждены впадать в спячку, чтобы дотянуть до весны. Животные, впадающие в спячку, замедляют дыхание, у них снижается температура тела и пульс. Во время спячки у животных замедляются все процессы жизнедеятельности. Перед тем, как впасть в спячку, животные усиленно питаются, чтобы накопить достаточно энергии на время спячки.
Воспитатель:А лиса? (картинка шубы) Меняет свою шубку на более теплую?
Воспитатель:А белочка? (картинка белочки рыжей и серой)
4 ребёнок:-Гнездо у белки в дупле или прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри свое жилище зверек выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником или... хвостом.
-А что происходит с зайчиком? (картинки в серой и белой шубе)
-Был серый, стал белый?Как вы думаете, почему зайчик становится белым? (Чтобы его не было видно на белом снегу.)
Сейчас мы с вами проведем опыт, правда это или нет?
-У меня есть белый картон, представим, что это снег.
-Вот скачет по снегу серый зайчик. Хорошо ли его видно? (Да.)
-А вот скачет зайчик белый. Видно его? (Нет.)
Зайчик белый на снегу не заметен и этим он спасается от хищников?
Физминутка:«Веселые зверята»
Зайка скачет по кусточкам,(Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней)
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам, (Прыгают, согнув руки перед грудью)
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый, (Идут вперевалку)
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек (Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки)
Катится колючий ежик.
А чем питается заяц зимой?
5 ребёнок:-В основном зайцы питаются веточками осины, березы, а также клена, дуба, орешника. С веток более толстых сгрызают только кору. Едят и сухую траву, правда, не очень охотно. Не откажутся они и от сена, лежащего в стогах. Иногда зайцы зимой наведываются в сады, где обгрызают кору с молодых деревьев, поэтому люди на зиму обвязывают стволы плодовых деревьев. День заяц проводит в укромных местах – под поваленным стволом, под пнем или в кустах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. Спит, не закрывая глаз.
6 ребёнок:-От хищников зайца спасают ноги. Он легко передвигается зимой, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться. Посмотрите на следы зайца. Когда заяц убегает от хищников, он заносит задние ноги за передние, поэтому большие отпечатки получаются впереди, а маленькие – сзади.
Воспитатель:Сейчас возьмём оранжевый кленовый лист. А возьмёт его тот, кто стоит слева от меня четвёртым. Какое задание он нам приготовил?
«Собери пословицу» (делимся на две команды)
«Осень - запасиха, зима - подбериха»
«Весна красна цветами, а осень снопами»
Воспитатель:И с этим заданием мы справились.Молодцы.Красный дубовый лист возьмёт тот, кто стоит справа от девочки с косичкой.
Задание: «Помоги закончить предложение»
(противоположные слова)
Летом небо светлое, а осенью ...
Летом день длинный, а ...
Летом тучки ходят высоко, а ...
Летом деревья стоят одетые в листву, а ...
Летом люди одеваются легко, а ...
Летом дети отдыхают, а ...
Летомдождь тёплый, а …
Летом день солнечный, а …
Воспитатель:Хорошо, справились с заданием!
А кто ещё живёт в осеннем лесу? (В лесу живут птицы)
Правильно! Осенью птицы собираются в стаи, т.к. становится холодно, часто идут дожди. Птицы готовятся к отлёту на юг, в тёплые страны. Как называют таких птиц?(Перелетные)
Назовите их…(Встаем в кружок, передаём мяч против часовой стрелки друг другу и называем одну перелётную птицу)
Но не все птицы улетают в теплые страны, некоторые птицы остаются зимовать у нас. Их называют? (Зимующие)
Назовите их…(Так же в кругу, по часовой стрелке, ответ сопровождать хлопком, левая о левую, правая о правую руку).
Воспитатель:Интересно, какое задание нам приготовилзелёный берёзовый лист? А достанет его тот, кто стоит за мной.
Задание: «Угадай, кто и что делает?»
(угадать, чей звук, показать картинку)
Дятел? - Стучит! (Дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: вредных насекомых и их личинки из-под коры и даже из глубины дерева достает.)
Воробей? -Чирикает!
Ворона? - Каркает!
Кукушка? -Кукует!
Сорока? - Стрекочет!
Медведь? - Ревёт!
Волк?- Воет!
Змея? – Шипит!
Ёж? – Фыркает!
-Молодцы ребята!Мы справились со всеми заданиями.
7 ребёнок: Посмотрите, сколько животных собралось на нашей полянке, здесь и птицы, и звери, и мы, люди. И никто никого не боится. Так давайте же возьмемся за руки – человек и природа, будем дружить, бережно относиться друг к другу.
Воспитатель:Ну вот, совершили мы необычную экскурсию в осенний лес. Настала пора возвращаться домой. На экскурсии было хорошо, но мы с вами не раз ещё отправимся в лес и на настоящую прогулку. Навсегда надо запомнить, что необходимо беречь деревья, не пугать животных, покармливать птиц, потому что они приносятпользу людям. Нам надолго запомнится красота и прелесть этой чудесной прогулки.
// Звучит в записи шум леса, пение птиц, журчание лесного ручья //
Итог занятия:
Предложить детям назвать, что показалось самым интересным на занятии каждому из них, о чем хотелось бы рассказать дома, друзьям в школе.
Воспитатель:Мне очень понравилось, как выработали. На память о нашем занятии вы можете взять по одному листочку. Переверните листик и прочитайте, что на нём написано (осенние месяцы). Список литературы:
Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994г.
Научно-методический журнал «Начальная школа». 2009г. №12
Молодова Л.П. Экологические занятия с детьми. - Мн.: «Арс», 1996г.
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. - Ярославль: Академия развития, 1997
Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Скорлупова. О.А. Осень. Часть 1. – М, 2006г.
Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?- М, 2000г.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. - С-Петербург, 2007г.
Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. – Москва, 2007г.
Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. – М, 2008г.
Серия демонстрационных картинок «Круглый год». - С-Петербург, 2004г.
Найди тень
|