План-конспект открытого урок по окружающему миру
(УМК «Начальная школа XXI века).
Дата: 11. 01. 2013 г.
Класс: 2.
Тема: «Ты и здоровье».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-КВН.
Методы: объяснительно-иллюстративный, анализа, проблемный, частично-поисковый.
Цель: закрепить и обобщить пройденный материал по разделу «Ты и здоровье».
Задачи:
Формировать представление о здоровье, умение высказывать собственное мнение.
Развивать навыки здорового образа жизни посредством рационального питания, правильного выполнения режима дня, физических упражнений и игр; умения обобщать, анализировать, сравнивать.
Воспитывать умения чётко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитывать чувство товарищества, способность к взаимопомощи.
Оборудование урока:
рабочая тетрадь;
персональный компьютер;
программа Microsoft Power Point;
экран;
мультимедиапроектор;
фломастеры;
2 ватмана.
План урока.
I. Организационный момент. Психологический настрой «Всё в твоих руках» (2 минуты).
II. Сообщение темы и цели урока (2 минуты).
III. Проверка домашнего задания. Конкурс «Разминка» (4 минуты).
IV. Основная часть.
Конкурс «Выбери нужное» (4 минуты).
Физкультминутка. Игра «Полезные и неполезные» (4 минуты).
Конкурс «Режим дня» (4 минуты).
Арифметический диктант (3 минуты).
Физкультминутка (3 минуты).
Конкурс «Угадай-ка» (4 минуты).
Конкурс «Поиграй-ка» (5 минут).
Рефлексия «Всё в твоих руках» (2 минуты).
V. Подведение итогов (3 минуты). Ход урока.
Часть урока.
| Содержание урока.
| Примечание.
| I.Организационный момент. Психологический настрой «Всё в твоих руках».
| Учитель: Ребята, прежде чем начать урок, я хочу познакомить вас с народной притчей.
Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что человек знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
| Последние слова дети повторяют вместе с учителем.
| II. Сообщение темы и цели урока.
| Учитель: В наших руках, ребята, наше здоровье. Приглашаю вас принять участие в КВНе «Ты и здоровье». Название КВНа соответствует названию изученного раздела. Во время проведения КВНа мы с вами закрепим, обобщим пройденный материал по разделу «Ты и здоровье». В КВНе принимают участие 2 команды: 1-я - «Орлы», 2-я - «Солнышко». А судить конкурсы будут старшеклассники. Все они спортсмены, у них нет вредных привычек, и они дружно заявляют: «Долой вредные привычки! Наше поколение выбирает здоровье!». За правильный ответ каждая команда получит жетон. Команда, набравшая большее количество жетонов, становится победителем.
| 1 слайд
(приложение № 1). Учитель заранее делит класс на 2 команды, соблюдая дифференцированный принцип: сильный – средний – слабый ученик. Команды должны заранее придумать название.
| III. Проверка домашнего задания. Конкурс «Разминка».
| Учитель:
Давайте проведём конкурс «Разминка» и заодно проверим домашнее задание. Домашнее задание 1-й команды - вспомнить, что такое здоровье?
1-я команда: Здоровье – это правильная, нормальная работа всего организма. Если человек здоров, он не болеет, хорошо себя чувствует, у него отличное настроение. Он весел, бодр и активен.
Учитель: Русский народ всегда ставил здоровье на первое место. Поэтому недаром существует, столько народных пословиц и поговорок о здоровье. Домашнее задание 2-й команды – вспомнить, как можно больше пословиц о здоровье.
2-я команда: (читают пословицы).
|
Учащиеся дают определение здоровью, выводы закрепляют по 2 слайду (приложение №2).
Учащиеся читают пословицы, пословицы которые часто встречаются в народе, закрепляют по слайду 3 (приложение №3).
| IV. Основная часть.
1. Конкурс «Выбери нужное».
| Учитель: Ребята, что необходимо человеку, чтобы его организм был здоров?
Учащиеся: Витамины.
Учитель: Перечислите их.
Учащиеся: Витамин А, С, Д, В 1и В2.
Учитель: На слайде изображены продукты питания. Каждая команда должна выбрать продукты, в которых содержится один из перечисленных витаминов, рассказать о необходимости данного витамина.
1-я команда: Витамин А укрепляет зрение. Он содержится в молочных и кисломолочных продуктах, моркови.
2-я команда: Витамины В 1и В2 укрепляет организм, даёт запас энергии. Они содержатся в хлебе, кашах, молоке, твороге, сыре, яйцах.
1-я команда: Витамин С повышает иммунитет. Он необходим при простудных заболеваниях. Содержится в лимоне, капусте, луке, смородине и т.д.
2-я команда: Витамин Д укрепляет костную систему. Содержится в сливочном масле, яичном желтке, жирном сыре, печени, сельди.
Учитель: Посмотрите на слайд, выполните задания.
Задание для 1 команды.
Так завтракают Оля и Коля, а Митя отказывается завтракать. Кто из них прав?
Задание для 2 команды.
Какие продукты желательно есть на ужин?
| Слайд 4 (приложение №4).
Каждая команда за правильный ответ получает 1 жетон.
Слайд 5 (приложение №5).
Слайд 6 (приложение №6).
| 2.Физкультминутка. Игра «Полезные и неполезные».
| Учитель: Яблоко, торт, огурцы, рыба, карамель, морковь, творог, чупа-чупс, ириски, клюква, винегрет, зефир, мармелад, сыр.
| Учитель называет продукты питания. Если дети услышат полезный продукт, то начинают хлопать в ладоши. Если услышат неполезный продукт, то начинают топать.
| 3. Конкурс «Режим дня».
| Учитель: Важное условие здоровья – выполнение режима дня. Чтобы соблюдать режим дня, нужно знать, как определить время. С помощью чего мы определяем время?
Учащиеся: С помощью часов.
Учитель: Посмотрите на слайд, перечислите разновидности часов.
Учащиеся: Наручные, будильник, ходики, карманные, песочные.
Учитель: Каждой команде необходимо рассказать о своём режиме дня. Выигрывает та команда, которая правильно соблюдает режим дня.
Учащиеся: (рассказывают о своём режиме дня).
|
Слайд 7 (приложение №7).
Команда-победитель в данном конкурсе получает 3 жетона. После рассказов детей учитель предлагает им советы по слайду 8 (приложение №8).
| 4.Арифметический диктант.
| Учитель: Ребята, какие цифры используют на циферблатах часов?
Учащиеся: Арабские и римские.
Учитель: Сейчас мы проведём арифметический диктант. Я называю время, вы его записываете в тетрадях римскими цифрами. Задание для 1-й команды: 3ч, 5ч, 7ч, 9ч.
Задание для 2-й команды: 2ч, 4ч, 6ч, 10ч.
А сейчас вы должны решить задачи, ответы записать римскими цифрами.
Задание для 1-й команды.
Саша вышел из дома в 7 ч. 45 мин., в пути он был 15 мин. В котором часу он придёт в школу?
1-я команда: В VIII ч.
Учитель: Задание для 2-й команды.
Аня начала делать уроки в 14 ч., закончила в 15ч. Сколько времени она потратила на уроки?
2-я команда: I ч.
Учитель: Задание для 1-й команды.
Серёжа пошёл гулять в 15 ч., домой пришёл в 17 ч. Сколько часов он гулял?
1-я команда: II ч.
Учитель: Задание для 2-й команды.
Юля начала читать книгу в 10 ч., закончила в 13ч. Сколько времени она потратила на чтение книги?
2-я команда: III ч.
|
Участники команд в тетрадях записывают ответы. Команда-победитель, участники которой допустили меньше ошибок, получает 5 жетонов.
| 5.Физкультминутка.
| Учитель: Ребята, давайте поиграем в игру «Часы».
Тик-так, тик-так –
Все часы идут вот так: тик-так.
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево – раз, направо – два,
Мы тоже можем так.
| Ноги вместе, руки на пояс. Наклоняем голову то к одному, то к другому плечу. Раскачиваемся в такт маятнику. На счёт «раз» голову наклоняем к правому плечу, на счёт «два - к левому, как часы.
| 6. Конкурс «Угадай-ка».
| Учитель: Ребята, у человека есть помощники, которые играют немаловажную роль для его здоровья. Они помогают ему видеть, слышать, чувствовать вкус и запах, ощущать холод, боль, прикосновение. Что это за помощники?
Учащиеся: Органы чувств – нос, пальцы, язык, уши, глаза.
Учитель: Посмотрите на слайды, ответьте на вопросы.
Задание для 1-й команды.
Назови вкус этих продуктов. С помощью какого органа чувств ты узнаёшь их вкус?
Задание для 2-й команды.
Найди цифры от 1 до 6. С помощью какого органа чувств ты решаешь эту задачу?
|
Слайд 9 (приложение №9).
Слайд 10 (приложение №10). За правильный ответ команда получает 1 жетон.
| 7. Конкурс «Поиграй-ка».
| Учитель: Ребята, ещё одно важное условие здоровья – физкультура и спорт. Прошлый урок мы проводили в спортивном зале, где разучили новые физические упражнения и игры. Каждая команда должна приготовить и разучить новую игру, в которую мы с вами не играли.
1-я команда: Ребята, давайте поиграем в игру «Два Мороза» (приложение № 11).
2-я команда: Ребята, давайте поиграем в игру - пантомима «Что могут мои органы?».
Плечи говорят: «Я горжусь!».
Спина говорит: «Я очень старый».
Палец говорит: «Иди сюда».
Голова говорит: «Да! Нет!».
Что делает ухо? Слышит, как поёт птичка.
Что делает нос? Нюхает цветок.
Как рот говорит?
«Здоровье в твоих руках».
| Ведущие - два Мороза проводят с детьми в кругу игру «Два Мороза» с движениями (приложение № 11 Рисунок 1). После игры два Мороза предлагают детям сравнить снеговиков (приложение № 11 Рисунку 2), найти отличия и бросить в них снежок (снежки из бумаги). Кто быстрее и правильно выполнит задание, становится победителем.
Показывая пантомима «Что могут мои органы?», дети выполняют все движения в соответствии со словами.
| 8. Рефлексия «Всё в твоих руках».
| Учитель: Ребята, пока жюри подводит итоги конкурсов, обведите на ватмане левую руку. Каждый палец–это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
Большой – для меня тема урока была важной и интересной – красным.
Указательный - без затруднений справлялся со всеми заданиями – жёлтым.
Средний – мне было трудно-зелёным.
Безымянный – без затруднений усвоил тему раздела «Ты и здоровье» - синий.
Мизинец – мне было не интересно участвовать в конкурсах – фиолетовый.
| Рефлексия.
Каждый участник команд на 2-х ватманах обводят свою левую руку, закрашивая пальчик в соответствующий цвет, если позиция их заинтересовала.
| V. Подведение итогов.
| Учитель: Слово предоставляется жюри.
Жюри: (по итогам конкурсов объявляет команду-победителя).
Учитель:
Мы рождены, чтоб жить на свете долго;
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
Здоровье не купишь, его разум дарит. А я хочу вам подарить советы для здорового образа жизни. Спасибо вам, ребята, за прекрасный урок! До свидания.
| Слайд 1 (приложение № 1).
Жюри награждает команду-победителя грамотой. Участники обеих команд получают памятки с советами (приложение № 12).
|
Приложение № 1.
1 слайд.
КВН: «Ты и здоровье».
Приложение № 2.
2 слайд.
Здоровье
Правильная, нормальная работа всего организма. Отличное настроение, бодрость, активность.
Отсутствие
болезней.
Приложение № 3.
3 слайд.
Деньги - медь, одежда-тлен, а здоровье всего дороже.
Кто рано ложится и рано встаёт, здоровье, богатство и ум наживает.
Здоровья за деньги не купишь.
Кто рано встаёт, того удача ждёт.
Здоровью цены нет.
Здоровому и горе – не горе, и беда – не беда.
Приложение № 4.
4 слайд.
Приложение № 5.
5 слайд.
Приложение № 6.
6 слайд.
Приложение № 7.
7 слайд.
Приложение № 8.
8 слайд.
Советы:
в одно и то же время ложиться спать вечером и вставать утром;
шумные, подвижные игры чередовать со спокойными занятиями;
убирать все свои вещи на место, чтобы потом их не пришлось искать. Тогда у тебя останется больше времени для игр и занятий.
Приложение № 9.
9 слайд.
Приложение № 10.
10 слайд.
Приложение № 11.
Рисунок 1
Два Мороза.
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые.
Я – Мороз - Красный нос.
Я – Мороз - Синий нос.
И на улице мороз, Ну-ка взялись все за нос! Ни к чему нам бить баклуши, Ну-ка взялись все за уши! Покрутились, повертелись, Вот и уши отогрели. По коленкам постучали, Головою покачали, По плечам похлопали, И чуть-чуть потопали.
Вот и погрелись.
Рисунок 2 Приложение № 12.
Памятки с советами.
Перед тем как приступить к выполнению домашнего задания, надо позаботиться об условиях работы.
Проверь, хорошо ли освещено рабочее место: свет должен падать слева.
Убедись, что комната хорошо проветрена. В ней не должно быть слишком жарко или слишком холодно (температура воздуха +18 градусов).
Убери всё лишнее с рабочего стола.
Нужно, чтобы в комнате было тихо, телевизор и радио должны быть выключены.
| Выполняй эти правила
перед едой и во время еды.
Мой руки перед едой.
Вредно для здоровья есть торопливо и не жевать.
Во время и после еды используй салфетку.
С общего блюда не бери пищу рукой или своей вилкой. Пользуйся общим прибором, который лежит у блюда.
Не копайся в общем блюде, выбирая лучшие куски. Бери кусок с того края блюда, который ближе к тебе.
Некрасиво и опасно размахивать рукой, держа в ней столовый прибор или полный стакан с питьём.
Не клади на тарелку сразу много пищи. Вдруг ты её не доешь. Лучше подложить ещё.
Губы и руки вытирай салфеткой.
| |