Скачать 1.07 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата ( М.И.Лисина). С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослыми: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное (М.И.Лисина). Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные умения и навыки, формируется один из компонентов обеспечивающий равные стартовые возможности для обучения детей в общеобразовательных учреждениях - коммуникативный. Ребенок избирательно относится ко взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью. Интерес к сверстнику проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослому. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения. Группа детского сада- это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения- дружеские и конфликтные, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом изменяется отношение дошкольников к сверстникам, которых они оценивают не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств. Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Важное содействие на развитие ребенка оказывает успешность эволюции его отношений со сверстниками. Таким образом, существует единая система формирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности. Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка возможно за счет своевременного выявления и учета особенностей его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
Дополняет компонент образовательной области «Социализации» основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) М.: Мозаика Синтез, 2010г. Реализует технологию развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Л.М.Щипицына (1996), содействует обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.
«Азбука общения» — это практический курс обучения основам коммуникации детей дошкольного (от 3 до 6 лет) возраста. Дополнительная образовательная услуга, предоставляемая учреждением на платной основе, которая усиливает направление «Социально-личностное развитие». Педагогические условия, содержательные, технологические условия. Содержание предлагаемых разделов предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения. В качестве основного метода изучения программы для детей дошкольного возраста используется главный метод теории развивающего обучения — метод сопереживания ситуации. Цель проведения занятий — создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми. Материал построен так, чтобы его можно было использовать в индивидуальных и групповых занятиях с ребенком. Метод сопереживания рассчитан на использование способности, не только анализировать, но и чувствовать все, что происходит с ребенком. Он помогает точнее объяснить, а главное — прогнозировать поведение ребенка в той или иной конкретной жизненной ситуации. Центральным моментом в обучении по методу сопереживания для педагогов и родителей является способность поставить себя на место ребенка вне зависимости от его возраста и в любой обстановке, а затем проанализировать собственную реакцию - чувства, мысли, возможное поведение. Организационные условия. Учебный материал практического курса рассчитан на 40-44 занятия в год (один раз неделю по 15-40 минут). Курс преподается педагогом-психологом, прошедшим специальную подготовку (владение технологиями: сказкотерапия, арттерапия, песочная терапия). Материально-технические условия (развивающая среда). Отдельное помещение, имеющее зоны: 1) рабочее пространство (столы, стулья); 2) для подвижных игр и релаксации (ковровое покрытие). Социокультурные условия. Взаимодействие с воспитателями, логопедами, специалистами ДОУ, родителями, партнерами различных социо-культурных институтов (театр, библиотека, музей, ЦРР и др.) Контрольно-диагностические условия.
«Лесенка» Щур В., «Два дома»; «Дерево» мод. Пономаревой; «Несуществующее животное» И.С.Друкаревич 2.Эмоциональное состояние. - цветовой тест Люшера, модиф. Дорофеевой Э.Т.; «Дом.дерево.человек.» Дж.Бак. 3. Уровни общения со взрослыми. «Определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми» М.И.Лисина.
В соответствии с ФГТ Программа опирается на научные принципы ее построения.
Содержание рабочей программы опирается на следующие положения: Мысли и чувства ребенка неразрывно связаны, они влияют на его Поведение. Поэтому если взрослые хотят установить с детьми хорошие отношения, то должны знать, что только понимание чувств и мыслей, умение сопереживать детям во всех их радостях и огорчениях, постигать их мысли и стимулировать их творческие порывы могут обеспечить успех. Чувства рассматриваются как эмоциональные реакции на ситуацию, мысли как идеи, возникающие в ответ на полученную информацию, поведение как то, что человек делает в соответствии с чувствами и мыслями в конкретных условиях, ситуациях. С точки зрения известного американского ученого Эрика Эриксона, наиболее важными из всех чувств, которые формируются у малыша, являются чувства безопасности и доверия к окружающему миру — к людям и всевозможным предметам и явлениям. От того, в каких условиях происходит этот процесс, успешен он или неудачен, зависит дальнейшее становление личности ребенка, ибо указанные чувства составляют основу детского самоощущения и самочувствия. Формирование чувства доверия и безопасности происходит у малышей тем успешнее, чем внимательнее и доброжелательнее относятся к нему взрослые. Педагоги, любящие родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры должны лучше понимать ребенка и стараться удовлетворить его жизненно важные потребности. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно, и ощущение страха, которые могут остаться на всю жизнь. Именно поэтому в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям. Правомерность данного подхода опирается на положение о том, что когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими. Не испытывая же мира в себе, люди не могут способствовать развитию мирных отношений с окружающими. «Азбука общения» не только поможет детям овладеть средствами коммуникации, но и убедит их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь и что эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их неверным восприятием и пониманием.
Формирование у детей 3-6 лет социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности. Основные задачи.
Формы организации детей при реализации практического курса «Азбука общения»
2.1. Расписание непосредственно образовательной деятельности с детьми, посещающими кружок «Азбука общения»
2.2.Тематическое планирование по программе
|
Программа курса Цель курса Курс “Русский язык и культура речи нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных... | Философский факультет Цель данного лекционно-практического курса ознакомить студентов с основными этапами становления мировой литературы в общем культурном... | ||
Тема практического занятия Тема практического занятия: Острые гинекологические заболевания Продолжительность занятия: 3 часа | Рабочая программа учебной дисциплины «правовое обеспечение аудита» Целью курса является изучение действующего законодательства, регулирующего хозяйственно-экономические отношения, приобретение навыков... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Содержание данного курса систематизирует материал по словообразованию, грамматике, орфографии и пунктуации в 5- 9 классах, совершенствует... | Тема урока: Оператор выбора Класс: 10а Цели Программа изучения курса русского языка по выбору предназначена для практического усвоения русского языка в общеобразовательных учебных... | ||
Програма для загальноосвітніх навчальних закладів Программа изучения курса русского языка по выбору предназначена для практического усвоения русского языка в общеобразовательных учебных... | Пояснительная записка 9 класс «Книги для учителя» И. Л. Бим, «Лексико-грамматических тестов», для учащихся – «Практического курса немецкого языка» В. Завьяловой,... | ||
Методические рекомендации для студентов 4 курса. Педиатрия План практического занятия Самостоятельная работа студентов с больными или их электронным атласом, описание воспалительного процесса на коже, выделение морфологических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Где приобретаются навыки практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных... | ||
А. М. Горького черновик диплома Студентки 5 курса дневного отделения... Рсчс. Разработанные специалистами г. Санкт-Петербурга, они рекомендованы для практического использования на предприятиях города... | Принято И. Л. Бим, «Лексико-грамматических тестов»; для учащихся – «Практического курса немецкого языка» В. Завьяловой, «Справочника по грамматике... | ||
Пояснительная записка Актуальность дополнения школьной программы курса «Общая биология» Кроме этого, значительное место в программе отводится «Проблемной мотивации ученика» через самостоятельную работу при формулировке... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 050303 Иностранный язык. Пособие содержит материалы... | ||
План научно-практического семинара «Совершенствование учебно-воспитательного... План научно-практического семинара Совершенствование учебно-воспитательного процесса | Реферат по Информационно-коммуникационным технологиям в естественнонаучных... Современные направления исследований в области получения и практического применения аптамеров |