Программа практического курса





НазваниеПрограмма практического курса
страница1/7
Дата публикации16.10.2013
Размер1.07 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 38 «Солнышко» комбинированного вида г. Орска»

ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА

«АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»

Разработана:

Педагогом- психологом высшей

квалификационной категории Ермолаевой И.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


    1. Актуальность проблемы


Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата ( М.И.Лисина). С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослыми: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное (М.И.Лисина). Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные умения и навыки, формируется один из компонентов обеспечивающий равные стартовые возможности для обучения детей в общеобразовательных учреждениях - коммуникативный. Ребенок избирательно относится ко взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью.

Интерес к сверстнику проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослому. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения.

Группа детского сада- это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения- дружеские и конфликтные, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом изменяется отношение дошкольников к сверстникам, которых они оценивают не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Важное содействие на развитие ребенка оказывает успешность эволюции его отношений со сверстниками. Таким образом, существует единая система формирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности.

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка возможно за счет своевременного выявления и учета особенностей его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

    1. Нормативную базу программы составили документы:




  • Статья 9 закона РФ «Об образовании» - образовательная программа определяет содержание образования, определенных уровней и направленности.

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12.09.2008 г. № 666 п. 21 регламентирует самостоятельность разработки ОП

  • Санитарно-эпидемиологические требования к ДОУ СанПин 2.4.1. 2660-10 от 22 июня 2010г. №91 от 20.12.2010. №164

  • Приказ Минобрнауки от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований

  • Письмо Минобрнауки Рф от 14.03. 2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»

  • Письмо Минобрнауки РФ от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению ДОУ К определенному виду»

  • Положением о лицензировании образовательной деятельности, постановление Правительства РФ от 31.03. 2009 № 277

  • Приказ Минобрнауки от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) ФКC по общему образованию МО РФ 17.06.2003 г.

    1. Программа разрабатывается на основании ФГТ.

Дополняет компонент образовательной области «Социализации» основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) М.: Мозаика Синтез, 2010г.

Реализует технологию развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Л.М.Щипицына (1996), содействует обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

    1. Программа рассчитана на работу с детьми от 3 до 6 лет.




    1. Возрастные особенности усвоения программного материала.




Показатели


3-4года

4-5 лет

5-6 лет

Мышление

Наглядно-образное

Наглядно-образное

Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического

Речь

Начало формирования связной речи, начинает понимать

прилагательные


Окончание формирования активной речи, учится излагать

мысли

Формирование планирующей функции речи

Показатели


3-4года

4-5 лет

5-6 лет

Произвольность познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные

Внимание и память непроизвольные;

начинает развиваться произвольное запоминание в игре

Развитие целенаправленного запоминания

Физиологическая чувствительность

Высокая чувствительность к дискомфорту


Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы

Способ познания

Экспериментирование, конструирование

Рассказы взрослого, экспериментирование

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Условия успешности

Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Форма общения

Ситуативно-деловое

Внеситуативно-деловое

Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное

Отношения со сверстниками

Мало интересен

Интересен как партнер по сюжетной игре


Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении

Отношения со взрослыми

Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

Источник информации

Источник информации, собеседник

Наличие конфликтов

Со взрослыми как продолжение («Я - сам»)

Отсутствуют

Отсутствуют

Эмоции

Сильной модальности, резкие переключения

Более ровные, старается контролировать

Преобладание ровного оптимистичного настроения

Игровая деятельность

Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие

Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация

Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения

    1. Условия, в которых реализуется программа.


«Азбука общения» — это практический курс обучения основам коммуникации детей дошкольного (от 3 до 6 лет) возраста. Дополнительная образовательная услуга, предоставляемая учреждением на платной основе, которая усиливает направление «Социально-личностное развитие».

Педагогические условия, содержательные, технологические условия.

Содержание предлагаемых разделов предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения.

В качестве основного метода изучения программы для детей дошкольного возраста используется главный метод теории развивающего обучения — метод сопереживания ситуации.

Цель проведения занятий — создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.

Материал построен так, чтобы его можно было использовать в индивидуальных и групповых занятиях с ребенком.

Метод сопереживания рассчитан на использование способности, не только анализировать, но и чувствовать все, что происходит с ребенком. Он помогает точнее объяснить, а главное — прогнозировать поведение ребенка в той или иной конкретной жизненной ситуации.

Центральным моментом в обучении по методу сопереживания для педагогов и родителей является способность поставить себя на место ребенка вне зависимости от его возраста и в любой обстановке, а затем проанализировать собственную реакцию - чувства, мысли, возможное поведение.

Организационные условия.

Учебный материал практического курса рассчитан на 40-44 занятия в год (один раз неделю по 15-40 минут). Курс преподается педагогом-психологом, прошедшим специальную подготовку (владение технологиями: сказкотерапия, арттерапия, песочная терапия).

Материально-технические условия (развивающая среда).

Отдельное помещение, имеющее зоны:

1) рабочее пространство (столы, стулья);

2) для подвижных игр и релаксации (ковровое покрытие).

Социокультурные условия.

Взаимодействие с воспитателями, логопедами, специалистами ДОУ, родителями, партнерами различных социо-культурных институтов (театр, библиотека, музей, ЦРР и др.)

Контрольно-диагностические условия.

  1. Развитие коммуникативных навыков (реальное общение между детьми в группах) наблюдение, социометрическое исследование.

  2. Развития притязаний и самооценки (личностные качества).

«Лесенка» Щур В., «Два дома»; «Дерево» мод. Пономаревой; «Несуществующее животное» И.С.Друкаревич

2.Эмоциональное состояние.

- цветовой тест Люшера, модиф. Дорофеевой Э.Т.; «Дом.дерево.человек.» Дж.Бак.

3. Уровни общения со взрослыми. «Определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми» М.И.Лисина.


    1. Основные принципы и положения.



В соответствии с ФГТ Программа опирается на научные принципы ее построения.


  1. Развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

  2. Гуманизации, что означает признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка.

  3. Дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения, что обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

  4. Непрерывности образования, т.е. связь всех ступенек дошкольного образования, включая младший, средний и старший дошкольный возраст

  5. Системности, все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы.


Содержание рабочей программы опирается на следующие положения:
Мысли и чувства ребенка неразрывно связаны, они влияют на его Поведение. Поэтому если взрослые хотят установить с детьми хорошие отношения, то должны знать, что только понимание чувств и мыслей, умение сопереживать детям во всех их радостях и огорчениях, постигать их мысли и стимулировать их творческие порывы могут обеспечить успех.

Чувства рассматриваются как эмоциональные реакции на ситуацию, мысли как идеи, возникающие в ответ на полученную информацию, поведение как то, что человек делает в соответствии с чувствами и мыслями в конкретных условиях, ситуациях.

С точки зрения известного американского ученого Эрика Эриксона, наиболее важными из всех чувств, которые формируются у малыша, являются чувства безопасности и доверия к окружающему миру — к людям и всевозможным предметам и явлениям. От того, в каких условиях происходит этот процесс, успешен он или неудачен, зависит дальнейшее становление личности ребенка, ибо указанные чувства составляют основу детского самоощущения и самочувствия.

Формирование чувства доверия и безопасности происходит у малышей тем успешнее, чем внимательнее и доброжелательнее относятся к нему взрослые. Педагоги, любящие родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры должны лучше понимать ребенка и стараться удовлетворить его жизненно важные потребности. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно, и ощущение страха, которые могут остаться на всю жизнь.

Именно поэтому в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям. Правомерность данного подхода опирается на положение о том, что когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими. Не испытывая же мира в себе, люди не могут способствовать развитию мирных отношений с окружающими.

«Азбука общения» не только поможет детям овладеть средствами коммуникации, но и убедит их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь и что эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их неверным восприятием и пониманием.


    1. Цель программы.



Формирование у детей 3-6 лет социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

Основные задачи.


  • Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».

  • Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении, развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания.

  • Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) — средствами человеческого общения.

  • Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

  • Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формирование доверия к собеседнику.

  • Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

  • Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.

  • Обучение детей речевым средствам общения.

  • Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.



    1. Формы образовательной деятельности детей.




1. Непосредственно образовательная деятельность

Игровая терапия.

Сказкотерапия

(песочная, куклотерапия).

Арттерапия.

Психологический тренинг.

Психолого-педагогическая поддержка детей «группы риска».


2. Совместная деятельность педагога с детьми.

3. Самостоятельная деятельность детей

4. Совместная деятельность с семьей, педагогами группы.



Формы организации детей при реализации

практического курса «Азбука общения»


Индивидуальные,

подгрупповые

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Индивидуальные

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

  1. Психоразвивающие игры.

  2. Подвижные игры.

  3. Игры с песком.

  4. Упражнения (подражательно-

исполнительского и творческого характера).

  1. Этюды.

  2. Импровизации.

  3. Наблюдения, прогулки, экскурсии.

  4. Рассматривание рисунков и фотографий.

  5. Моделирование и анализ заданных ситуаций.

  6. Свободное и тематическое рисование.

  1. Лепка.

  2. Конструирование.

  3. Чтение художественных произведений.

  4. Рассказ педагога и рассказы детей.

  5. Сочинение историй.

  6. Беседы.

  7. Мини-конкурсы, игры-соревнования.




Игры:

ролевые, театрализованные, дидактические, ролевые,

коммуникативные,

эмоционально-символические,

психогимнастические,

сказкотерапевтические,

сенсорные, игры с песком,

игры с водой,

релаксационные,

настольно-печатные, строительные, подвижные.

Наблюдения:

Целевые, долгосрочные, краткосрочные.

Продуктивные:

Коллаж, фотовыставки, вернисаж.

Проекты:

Краткосрочные, долгосрочные.

Беседы.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Работа с родителями:

Консультации, семинары, беседы, семинар-практикум, круглый стол, родительский клуб, выставки.

Мастер-классы, организация открытых просмотров, праздники

Игры: дидактические, настольно-печатные,

с песком.

Самостоятельная изобразительная деятельность.

Рассматривание книг, альбомов, иллюстраций.

Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

Проектная деятельность.


  1. Проектирование воспитательно-образовательного процесса.


2.1. Расписание непосредственно образовательной деятельности с детьми, посещающими кружок «Азбука общения»


Виды НОД

Возрастная группа

Дни

недели

Время

Интеграция приоритетных образовательных областей

1.Коммуникативная


Пятый год

жизни.

Среда.

15.15-15.45

«Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Безопасность»

Шестой год жизни.

Среда.

Четверг.

15.45-16.15

11.30-12.00

6 лет и более.

Среда.

16.15-16.45

2.2.Тематическое планирование по программе




ОБЗОР ПРОГРАММЫ

Разделы.

Темы занятий

Кол-во занятий





3-4 г.

4-5 лет

5-6лет

1.Мир познания

(единство с природой).


1. Времена года (общение с природой)

1

1

1

2. У природы нет плохой погоды(общение с внешним миром).


1

1

1

3. Мой ласковый и нежный зверь (общение с животными)

1

1

1

4. Мои зеленые друзья (общение с растениями)

1

1

1

2.Языки обще ния.

(навыки общения с внешним миром).

1. Мои умные помощники (глаза, уши, рот, нос, руки)

1

1

1

2. Как я помню то, что помню (что мы помним друг о друге)

1

1

1

3. Язык жестов и движений

1

1

1

4. Язык чувств (наши эмоции)

1

1

1

3. Тайна моего «Я»

(формирование образа Я»).

1. Кто такой "Я" (мой автопортрет)

2

1

1

2. Я сам (ощущение собственной значимости)

1

2

1

3. Я хочу (мои чувства и желания)

1

1

1


4. Этот странный взрослый мир.
( формирование потребности в общении со взрослым)

1. Никого роднее мамы в целом мире нет (общение с самым близким человеком}

1

1

1

2. Дружная семья (взаимоотношение с родными)

2

2

2

3. Мамы разные нужны, мамы всякие важны (уважение к старшим)

1

1

1

4. Я должен спросить у мамы (формирование послушания) 5. Как мы ходили в магазин (поведение и общение в обществ. местах)

1

1

1

5. Как мы ходили в магазин ( поведение и общение в общ. местах)

1

1

1

6. На улице (поведение и общение в транспорте)

1

2

2

5.Как мы видим друг друга. формирование потребности в общении со сверстниками

1.Тема: «Я и другой мы разные»(умение общаться)

3.Тема: «День рожде-ния»
4.Тема: «Мы улыбаем-ся»



1

1

1

2.Тема: «Дружба» (давай никогда не ссориться)

4.Тема: «Мы улыбаем-ся»



1

1

2

3.Тема: «День рождения» (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе)
4.Тема: «Мы улыбаем-ся»



1

1

1

4.Тема: «Мы улыбаемся» (от улыбки станет всем светлей)



1

1

1

6. Фантазия характеров ( в игре , в отношениях формируется характер).

1.Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» (хорошие и плохие поступки)



2

2

2

2.Тема: «Давай никогда не ссориться» (мое поведение в трудных ситуациях)
3.Тема: «Дурные привычки»



1

1

1

3.Тема: «Дурные привычки» (отношение к вредным привычкам)


1

1

1

7. Умение владеть собой

( желаемое возможное)

1.Умей расслабиться.

1

2

2

2. Будь внимателен (развитие внимания)

1

1

1

3.Как поступить? (умей контролировать свои поступки)

1

1

1

4. Не хочу быть плохим (формирование понятий «нельзя» и «надо»)

1

1

2

8. Культура общения. (этикет)

1. Секрет волшебных слов (приветствие, благодарность)

1

1

2

2. Давай поговорим (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)

1

1

2

3. Телефон (правила общения по телефону)

1

1

1

4. Напиши мне письмо. (знакомство с письменным общением)

1

1

1

5. За столом (правила хорошего тона)

1

1

1

9. Мальчик и девочка.

(он-папа, она-мама)

  1. Внешность (внешний облик мальчика и девочки)

1

1

1

2.Маленькие рыцари и дамы (формирование мужественности и женственности)

1

1

1

3.Дружба девочек и мальчиков (культура общения полов).


1

1

1

4.Играем вместе (обучение совместной деятельности мальчиков и девочек)

1

1

1

ИТОГО:

40

42

44
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа практического курса iconПрограмма курса Цель курса
Курс “Русский язык и культура речи нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных...
Программа практического курса iconФилософский факультет
Цель данного лекционно-практического курса ознакомить студентов с основными этапами становления мировой литературы в общем культурном...
Программа практического курса iconТема практического занятия
Тема практического занятия: Острые гинекологические заболевания Продолжительность занятия: 3 часа
Программа практического курса iconРабочая программа учебной дисциплины «правовое обеспечение аудита»
Целью курса является изучение действующего законодательства, регулирующего хозяйственно-экономические отношения, приобретение навыков...
Программа практического курса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Содержание данного курса систематизирует материал по словообразованию, грамматике, орфографии и пунктуации в 5- 9 классах, совершенствует...
Программа практического курса iconТема урока: Оператор выбора Класс: 10а Цели
Программа изучения курса русского языка по выбору предназначена для практического усвоения русского языка в общеобразовательных учебных...
Программа практического курса iconПрограма для загальноосвітніх навчальних закладів
Программа изучения курса русского языка по выбору предназначена для практического усвоения русского языка в общеобразовательных учебных...
Программа практического курса iconПояснительная записка 9 класс
«Книги для учителя» И. Л. Бим, «Лексико-грамматических тестов», для учащихся – «Практического курса немецкого языка» В. Завьяловой,...
Программа практического курса iconМетодические рекомендации для студентов 4 курса. Педиатрия План практического занятия
Самостоятельная работа студентов с больными или их электронным атласом, описание воспалительного процесса на коже, выделение морфологических...
Программа практического курса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Где приобретаются навыки практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных...
Программа практического курса iconА. М. Горького черновик диплома Студентки 5 курса дневного отделения...
Рсчс. Разработанные специалистами г. Санкт-Петербурга, они рекомендованы для практического использова­ния на предприятиях города...
Программа практического курса iconПринято
И. Л. Бим, «Лексико-грамматических тестов»; для учащихся – «Практического курса немецкого языка» В. Завьяловой, «Справочника по грамматике...
Программа практического курса iconПояснительная записка Актуальность дополнения школьной программы курса «Общая биология»
Кроме этого, значительное место в программе отводится «Проблемной мотивации ученика» через самостоятельную работу при формулировке...
Программа практического курса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 050303 Иностранный язык. Пособие содержит материалы...
Программа практического курса iconПлан научно-практического семинара «Совершенствование учебно-воспитательного...
План научно-практического семинара Совершенствование учебно-воспитательного процесса
Программа практического курса iconРеферат по Информационно-коммуникационным технологиям в естественнонаучных...
Современные направления исследований в области получения и практического применения аптамеров


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск