Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский район, учитель биологии. Название Разработка урок





Скачать 85.34 Kb.
НазваниеВагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский район, учитель биологии. Название Разработка урок
Дата публикации05.08.2013
Размер85.34 Kb.
ТипРазработка урока
100-bal.ru > Биология > Разработка урока
Описание конкурсных материалов


Автор (ФИО, ОУ, должность)

Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский район, учитель биологии.

Название

Разработка урока

Форма

Тестирование, презентация, видеопоказ.

Учебный предмет, класс

Биология, 6 класс

Название темы или раздела учебного курса

Отдел Настоящие грибы- Класс Базидиомицеты.

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

Слайды, Видео – фильм, фото.

Цели, задачи дидактического материала

Повысить интерес и расширить кругозор учащихся по изучаемой теме, изменить традиционное преподавание, создать эмоционально насыщенные, зрелищные мультимедийный урок

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

Тест, слайды строение шляпочного гриба, видео – фильм « Строение мицелия гриба», «Разновидности шляпочных грибов», фото шляпочных грибов, исследовательская работа Шляпочные грибы нашего села», видео фильм « Птицы нашего села»

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

видео-фото, графические изображения, звуковые файлы.

Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

  1. И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. Биология растений, грибов, лишайников.

  2. С. В. Кучерова. Грибы Башкортостана.

  3. Научно – методический журнал Биология в школе.

  4. Первое сентября. Биология.

  5. В.В Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения.

  6. Захаров В. Б., Сонин Н. И.Кучеров Е. В. Календарь природы Башкортостана




Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

- учащимися

Проверка домашнего задания. Тестирование ( слайд)

Сообщение темы. Загадка, стихотворение.

Изучение нового материала. Слайды, видеофильм, видео – фото

Закрепление. Лабораторная работа.

Учащимся: исследовательская работа, доклады


Тема. Настоящие грибы. Класс Базидиомицеты – Шляпочные грибы.


Цель: сформировать знания у учащихся об особенностях организации базидиомицетов – шляпочных грибов.
Задачи. Образовательная: раскрыть особенности строения и размножения шляпочного гриба, выяснить роль грибов в природе и их практическое значение; познакомить учащихся с понятием « микориза», «симбиоз».
Развивающая: продолжить прививать навыки по определению грибов, навыки по выполнению лабораторных работ, развивать любознательность.
Воспитательная: продолжить воспитание трудолюбия и бережного отношения к природным богатствам.

Оборудование: муляжи грибов, DVD-проектор (, CD -видео фильм о разновидностях грибов, слайды, фотографии шляпочных грибов.

План урока.

I. Организационное начало урока.
Звучит музыка. Учитель читает стихотворение « Осень».
Вот и осень вернулась к нам снова
Незаметно вошла в отчий край:
Все в наряде шитья золотого,
Собран весь до зерна урожай.

Здравствуете ребята. Прекрасная пора – золотая осень.


II. Проверка домашнего задания.

На том уроке мы с вами познакомились с общей характеристикой Царство Грибы и изучили класс Хитридиомицеты, класс Зигомицеты и класс Аскомицеты. Сейчас я вам предлагаю тест. Выполните его самостоятельно. Смотрим на экран.( Слайд 1,2)

1. Наука о грибах называется:

А) цитологией

Б) ботаникой;

В) микологией.
2. Основное сходство между бактериями, грибами и лишайниками заключается

в том, что:

А) их клетки имеют ядра;

Б) они способны к фотосинтезу;

В) их клетки образуют споры.
3. По характеру питания грибы относятся к:

А) гетеротрофам;

Б) автотрофам;

В) паразитическим гетеротрофам.
4. Мукор скорее всего можно встретить на (в):

А) дереве;

Б) влажном хлебе;

В) почве.
Пеницилл отличается от мукора:

А) способом питания;

Б) способом размножения;

В) строением.
6. Наиболее важным отличием клеток бактерий от клеток грибов и

лишайников является:

А) отсутствие ядра;

Б) способность к образованию спор;

В) наличие клеточной стенки.
7. Антибиотики готовят из:

А) дрожжей;

Б) пеницилла;

В) мукора.
8. Выберите характерные особенности клеток грибов.

А) Клетка не содержит хлоропластов.

Б) Клеточная стенка построена из целлюлозы.

В) питание автотрофное.

Г) клетка содержит хлоропласты.

Д) эукариотическая клетка.

Е) Клеточная стека состоит их хитина.

III. Сообщение темы, цели и задачи урока.

А сейчас ребята я прочитаю вам стихотворение, а вы догадайтесь. Какую тему мы сегодня будем изучать.

Стройный, румяный на лесной поляне

Посреди осинок стоит подосиновик

Веселы и невелички желтые лисички

Много их там и тут, дружно кучками растут. ( Грибы)

Да, верно, сегодня мы продолжим изучать Царство Грибы и познакомимся с классом Базидиомицетами - Шляпочные грибы. Мы узнаем какое у них строение, как они размножаются, какие виды шляпочных грибов встречаются в наших лесах района.

Наш план работы. ( Слайд 3)

  • Строение шляпочного гриба

  • Размножение гриба

  • Широкое распространение, многообразие видов, значение грибов.

  • Лабораторная работа « Строение шляпочного гриба»


IV. Изучение нового материала.

1. Шляпочных грибов – класс – Базидиомицеты в настоящее время насчитывается около 3000 видов по всему миру, в нашей республике насчитывается 150 видов шляпочных грибов. Из них 70 видов грибов – съедобные.

Многие из вас с родителями наверно ходили в лес за грибами.

-Какие грибы вы встречали в лесу?

Почва наших лесов, особенно в прикорневой зоне деревьев, пронизана грибницей шляпочных грибов, а на поверхности почвы появляется их обычно довольно многочисленные плодовые тела. У большинства съедобных грибов плодовое тело образовано ножкой и шляпкой. Если в том месте, где снят гриб слегка разрыть почву, можно обнаружить тонкие ветвящиеся белые нити – грибницу или мицелий.

( Слайд 4,Видео1).

Грибница занимает огромную площадь поверхности, через которую поглощает питательные вещества. На грибницах развиваются плодовые тела .

Шляпка и ножка состоят из плотно прилегающих друг другу нитей грибницы. В ножке все нити одинаковы, а в шляпке образуют два слоя – верхний, покрытый кожицей, окрашенный разными пигментами и нижний, который образует гифы.(Слайд 4).

- А вот посмотрите внимательно, у некоторых грибов нижние гифы образуют трубочки, такие грибы называют трубчатыми. (Показ настоящих грибов, муляжи)

Назовите мне такие грибы. (Маслята, подберезовики и др.)

А у других грибов эти же нижние гифы образуют пластинки, такие грибы называют пластинчатыми.

- Назовите примеры. ( Опята, грузди, шампиньоны, волнушки, лисички и др.)

2. Теперь рассмотрим, как происходит процесс размножения.

- Когда гриб становится старым в его трубочках или на пластинках шляпки образуется базидиоспоры, с помощью которых грибы размножаются. В почве происходит слияние двух вегетативных клеток мицелий, вырастающих из базидиоспор. Сливаются клетки противоположных половых знаков «+» и «-« . Образуется многоядерное образование , которое делится, тем самым увеличивая грибницу. Из плотного сплетения мицелия образовываются плодовые тела. ( Слайд 5).

- С помощью чего происходит размножение у шляпочных грибов?

Между корнями деревьев и грибницей некоторых грибов устанавливается тесная связь, полезная как грибу, так и растению – возникает симбиоз. Нити грибницы оплетают корень и, даже проникает внутрь его, образуя микоризу.

( Запись в тетрадях: понятие «симбиоз»)

Грибница поглощает из почвы воду и растворенные минеральные вещества, которые поступают из нее в корни деревьев, а грибница получает органические вещества, необходимые ей для питания и образования плодовых тел из корней деревьев.

  • Что такое симбиоз.

3.Значение гриба.

- Как вы думаете какую роль в природе играют грибы?

Участвуют в круговороте веществ в природе, участвуют в почвообразовании, повышают плодородие почвы, съедобные грибы – важный источник пищевого белка, участвуют в образовании микоризы.

V. Закрепление изученного материала. Выполнение лабораторной работы “ Строение плодового тела шляпочного гриба”.

Цель: изучить строение плодового тела шляпочного гриба.

Ученики получают муляжи, экземпляры настоящих грибов.

Задание:

1. рассмотрите и зарисуйте плодовое тело шляпочного гриба. Найдите его основные части.

2. Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки. С учетом их строения разделите все предложенные вам грибы на пластинчатые и трубчатые.

3. Сделайте вывод.

VI. Оценивание за урок.

VII. Домашнее задание. Изучить тему « Шляпочные грибы». Ответить на вопросы в конце параграфа, составить кроссворд по теме «Шляпочные грибы».

Приложение.

Есть в Башкортостане грибы, которые не следует собирать не потому что они ядовитые или не вкусные, а потому что они занесены в «Красную книгу Республики Башкортостан».Все они, как правило, имеют причудливую форму, окраску или большие размеры.

Грибов этих пять видов. Это гриб – коралл, или гериций коралловидный, гриб – зонтик девичий. Также запрещено собирать спарассис курчавый и грифолу зонтичную, паутинник фиолетовый.

Все пять видов включены в «Красные книги» СССР(1984), РСФСР(1988) и Башкортостана(2002).
Приметы, связанные с грибами.

Старый гриб – тот же мухомор.

Знакомый гриб неси домой, а незнакомый – оставляй в лесу.

Редкий дождь – жди грибов.

Много комаров готовь по грибы лукошек.

Грибы на опушке встречают.

В жару и грибы жмутся в тень.

Если снег сошел быстро, дождей нет, а солнце и ветер сушат землю – не будет сморчков и других грибов – подснежников.

Урожай сморчков – к урожаю проса и гречихи.

Есть в лесу волнушки – на подходе грузди.

По пищевым свойствам самые лучшие – молодые грибы. Наиболее ценная часть шляпочного гриба – шляпка, причем то, что находится над трубчатым или пластинчатыми слоем; наименее ценная – ножка, у некоторых видов, например, у опят, ее даже рекомендуется полностью или частично удалять при переработке.

Во время сбора грибы можно срезать, ломать, выкручивать, но делать это нужно аккуратно, без гусарского натиска. Грибы не терпят суеты и бесшабашности.

Урожайность грибов зависит от многих факторов, в первую очередь, от температурного режима и характера осадков. Сроки массового появления грибов могут разниться по годам на10-15 ней. Кроме того, тип места обитания тоже играет роль ( например, сосняк или березняк, густой или разреженный, в глубине леса или на опушке и т. п.). Если идут дожи, пусть даже часто, но очень слабые, которые не могут достаточно промочить почву, то грибов не жди. А если потом грянут холода, то некоторые грибы в такой год вообще могут не появиться или будут единичным, а не массовым. Собирать грибы можно как в сухую, так и в дождливую погоду, к примеру, опята лучше брать, когда моросит осенний дождь. Червивыми грибы бывают чаще в неурожайные годы, кстати, «червяки» предпочитают трубчатые грибы, а не пластинчатые.

Используемые источники информации.

Используемая литература.

1.И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. Биология растений, грибов, лишайников.

2.С. В. Кучерова. Грибы Башкортостана.

  1. Научно – методический журнал Биология в школе.

  2. Первое сентября. Биология.

  3. В.В Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения.

  4. Захаров В. Б., Сонин Н. И.Кучеров Е. В. Календарь природы Башкортостана

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский район, учитель биологии. Название Разработка урок iconУрок в 6 классе. Тема: «Грибы- паразиты»
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский район, учитель биологии. Название Разработка урок iconТема урока: «В царстве грибов»
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский район, учитель биологии. Название Разработка урок iconТема : Съедобные и несъедобные грибы
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский район, учитель биологии. Название Разработка урок iconИтоговый тест по биологии 7 класс. Животные
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский район, учитель биологии. Название Разработка урок iconТема урока : Грибы. Способы питания грибов
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский район, учитель биологии. Название Разработка урок icon© 2009 комитет общего и профессионального образования ленинградской области
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский район, учитель биологии. Название Разработка урок iconШтукерт Татьяна Фёдоровна. Познавательная игра – путешествие «экологическая кругосветка»
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский район, учитель биологии. Название Разработка урок iconМиконимическая лексика пермских говоров: семантический, ономасиологический...
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский район, учитель биологии. Название Разработка урок iconТема урока: В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы»
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский район, учитель биологии. Название Разработка урок iconПлесень… Работу Ученик 7 «Б» класса Филиппов Савелий Сергеевич моу...
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский район, учитель биологии. Название Разработка урок iconРабочая программа по биологии 10 класс (35 часов) умк в. В. Пасечник...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29 г. Белгорода им. Д. Б. Мурачева»
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский район, учитель биологии. Название Разработка урок iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №17»
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский район, учитель биологии. Название Разработка урок iconУрок технологии «Моё собственное дело»
Название учреждения образования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №108»
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский район, учитель биологии. Название Разработка урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 г. Томск,...
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский район, учитель биологии. Название Разработка урок iconА уроках и за пределами урока
Автор: Евменова Наталья Владимировна, учитель биологии и химии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бирикчульская...
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский район, учитель биологии. Название Разработка урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск