Скачать 416.78 Kb.
|
министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии УТВЕРЖДАЮ Председатель УМК Юранёва И.Н. ________________________ «__7__»__сентября__2011 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Лабораторный практикум по гидробиологии и ихтиологии Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» Квалификация (степень) выпускника «магистр» Форма обучения очная Город Сыктывкар Год 2011 министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Лабораторный практикум по гидробиологии и ихтиологии Блок дисциплин: М2. Математический и естественный цикл Институт естественных наук Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» Квалификация - Магистр Форма обучения очная
Город Сыктывкар Год 2011 Лист согласования и утверждения рабочей программы Составитель УМК доцент каф. биологии, доцент __________ Голикова Е.А. доцент каф. биологии, доцент __________ Бознак Э.И. (подпись) Рабочая программа составлена на основании ФГОС и учебного плана аннотированной магистерской программы «Гидробиология и ихтиология» Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры биологии Протокол заседания №___ от «___»_______2011 г. Заведующий кафедрой профессор ____________ Г.Н. Доровских (подпись) СОГЛАСОВАНО: Директор института естественных наук доцент _____________ И.Н. Юранева (подпись) «___» __________2011 г. Председатель УМК института естественных наук доцент ____________ И.Н. Юранева (подпись) Содержание
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лабораторный практикум по гидробиологии и ихтиологии является одной из специальных дисциплин в системе биологического образования. В процессе изучения курса проводится знакомство с группами организмов, массовыми и широко представленными в континентальных водоемах. Особое внимание уделяется морфологическим признакам, экологии и биологическим особенностям таксонов. Даются современные представления о системе и практические подходы к видовой идентификации бентосных и планктонных организмов. Изучаются методы количественного анализа гидробиологического материала, методы статистического анализа и анализа популяционных свойств популяции.
Место в учебном плане: профессиональный цикл М.3, вариативная часть. Курс по выбору. Программа курса «Лабораторный практикум по гидробиологии и ихтиологии» составлена с учетом многоуровневой системы образования, направленной на подготовку высококвалифицированного специалиста с широким биологическим кругозором. У студента-магистра в процессе освоения дисциплины должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции: ПК-10: глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы. ПК-11: умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия. ПК-12: применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения. ПК-13: самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации.
Обучение студентов по курсу «Лабораторный практикум по гидробиологии и ихтиологии» проводится в форме лабораторных занятий под контролем преподавателя (28 часов) и самостоятельной работы (40 часов). Лабораторные занятия проводятся с применением интерактивных форм: мультимедийный проектор, микроскопы с цифровыми камерами, подключенные к ноутбукам, интерактивная доска и др. В результате изучения данного курса студенты должны: - понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом; - знать особенности морфологии, физиологии и воспроизведения, географическое распространение и экологию представителей основных таксонов, - иметь опыт наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов; - владеть навыками и методами анатомических, морфологических и таксономических исследований биологических объектов (приготовление объекта к исследованию, фиксация, микроскопия, препарирование, зарисовка, работа с коллекциями и др.); - владеть навыками и методами вариационной статистики и расчета продукционных свойств популяции; - уметь осуществлять мероприятия по охране биоразнообразия и рационально использовать природные ресурсы в хозяйственных целях. Кроме того, знания, полученные в ходе лабораторного практикума по гидробиологии и ихтиологии, позволяют углубить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения «Общей гидробиологии», «Общей ихтиологии», «Биологических основ рыборазведения» и «Экологической физиологии гидробионтов». Текущий контроль знаний студентов проводится на лабораторных занятиях в форме контрольных работ и устной беседы.
Для получения допуска к зачету требуется посещение не менее 90 % занятий; сдача допусков к лабораторным занятиям, их отработка и сдача преподавателю протоколов с результатами занятий (рисунки объектов и пояснительные записи к ним, статистические расчеты обработанного материала и др.); выполнение контрольных работ, составление плана и тезисов ответа по темам самостоятельных работ. II. Календарно-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
III. Содержание учебной дисциплины Раздел 1. Гидробионты континентальных водоемов Тема 1. Бентос континентальных водоемов. Основные требования и умения студентов. Студент должен знать особенности морфологии, физиологии, размножения, географическое распространение и экологию представителей основных таксонов водных организмов. Студент должен уметь наблюдать, описывать, идентифицировать, проводить классификацию изучаемых объектов. Студент должен владеть навыками и методами анатомических, морфологических и таксономических исследований живых и фиксированных объектов (приготовление объекта к исследованию, фиксация, окраска, микроскопия, зарисовка и др.). Содержание учебного материала. Знакомство с массовыми, широко представленными группами бентоса континентальных водоемов. Основные морфологические признаки, экология, биологические особенности таксонов. Современные представления о системе и практические подходы к видовой идентификации следующих групп бентосных организмов: Тип Spongia – Губки; Тип Coelenterata – Кишечнополостные; Тип Plathelmithes – Плоские черви; Тип Nematoda – Нематоды, или круглые черви; Тип Mollusca – Моллюски; Тип Annelida – Кольчатые черви; Тип Arthropoda – Членистоногие. Лабораторное занятие № 1. Общая характеристика и систематика типов: Тип Spongia – Губки; Тип Coelenterata – Кишечнополостные; Тип Plathelmithes – Плоские черви; Тип Nematoda – Нематоды. Изучение представителей групп на примере Spongilla lacustris, Hydra viridis, Planaria torva, и др. (живой и фиксированный материал). Разнообразие форм и особенности биологии. Общая характеристика и систематика Типа Mollusca – Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски – Gastropoda. Общая характеристика и систематика класса. Внешняя морфология пресноводных представителей класса (форма раковины, асимметрия раковины, вершина, устье, тип завитка, обороты, губа). Определение видов пресноводных брюхоногих. Разделение на экологические группы по месту обитания в водоеме. Знакомство с разнообразием группы по коллекции зоологического музея университета. Класс Двустворчатые моллюски – Bivalvia. Общая характеристика и систематика класса. Внешняя морфология беззубки (Anodontae sp.) или перловицы (Unio sp.) (створки раковины, верхушка, лигамент, гетеродонтный и схизодонтный замок, аддукторы, ретракторы, сифоны). Личиночный паразитизм пластинчатожаберных моллюсков. Строение личинки (глохидия) беззубки или перловицы. Определение видов пресноводных двустворчатых. Особенности экологии и морфологии, связанные с донным образом жизни. Знакомство с разнообразием группы по коллекции зоологического музея университета. Самостоятельная внеаудиторная работа: С целью закрепления и систематизации знаний работа с учебником и научной литературой. Повторить особенности строения губок, кишечнополостных, плоских червей и нематод, их биологии и индивидуального развития. Повторить особенности строения брюхоногих и двустворчатых моллюсков, их биологию и индивидуальное развитие. Оформить результаты лабораторной работы. Лабораторное занятие № 2. Общая характеристика и систематика Типа Annelida – Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви – Oligochaeta. Общая характеристика и систематика олигохет. Особенности внешней морфологии (метамерия, простомиум, перистомиум, туловищные сегменты, пигидий) пресноводных олигохет (Aelosoma, Nais, Stylaria, Limnodrilus, Tubifex). Морфологические адаптации, связанные с роющим образом жизни. Представители бентоса. |
Учебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические... Цель дисциплины: ознакомление студентов с концептуальными основами современной экологии как современной комплексной фундаментальной... | Учебно-методический комплекс гидробиология (Экология водных беспозвоночных)... | ||
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... ... | Рабочая программа Дисциплина: компьютерные технологии в биологии ... | ||
«Амфибии земноводные» Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400.... | Монгольская жаба Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400.... | ||
Оформление цитат и ссылок Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400.... | "Визитная карточка" проекта Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400.... | ||
Программа вступительных испытаний по дисциплине «Русский язык» Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400.... | Корсаков Владислав ученик 2 класса Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 Биология, магистерские программы 020400.... | ||
Урок биологии с применением информационно Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400.... | Урок-видеоканал по теме «Многообразие земноводных» Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400.... | ||
Как играть в покер онлайн Стив Бэдвер Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 Биология, магистерские программы 020400.... | Тире в простом предложении Объясните постановку знаков препинания Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400.... | ||
Утверждаю: Директор Биологического института С. П. Кулижский 2011 г. Герпетология Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400.... | Урок русского языка в 5 классе моу «Масальская средняя школа» Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400.... |