Динамика достижений обучающихся за последние три года.
В целях реализации Национальной Программы повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации, Программы «Развитие столичного образования на 2012-16 гг.» , а также в связи с тем, что в обществе назрела необходимость изучения экономики и основ финансовой грамотности, дисциплина «экономика» в ГБОУ ЦО № 1296 была выделена в отдельный предмет и включена в основную программу обучения учащихся II и III ступени.
Предмет «Экономика» с января 2012 года преподается на английском языке и является инновационной, интегрированной дисциплиной.
В 2010-11 гг. окружной мониторинг качества экономических знаний показал, что средний балл по качеству знаний предмета «Экономика» составлял 79,05%. Показатель качества знаний по экономике по школе за 2012 год составил 83,5%, что на 4,45% выше среднего окружного уровня.
С января 2012 года показатель качества знаний по экономике по школе при 100 % обучаемости улучшился на 15,7% по сравнению с периодом за 2010-2011 учебный год.
За период 2011 -2012 учебный год профили классов распределились таким образом:
11а класс – социально-гуманитарный,
11б класс – социально-математический,
11 в класс – социально-правовой,
10 в класс – социально- эконмический.
За период 2012-2013 учебный год распределение по профилям произошло в такой последовательности:
11а класс – социально-гуманитарный
11б класс – социально-правовой
11в класс – социально-экономический.
10 а класс, подгруппа (16 человек) – социально-математический профиль
10б класс – социально-экономический
Средний балл по параллели 10-х классов за 2011-12 учебный год составил 4,3 балла. Средний балл по параллели 11-х классов за 2012-2013 учебный год составил 4,7 балла. Динамика показывает рост качества знаний на 14,4 %.
Средний балл по параллели 10-х классов за 2010-2011 учебный год составил 4,1 балла. Средний балл по параллели 11-х классов за 2011-2012 учебный год составил 4,9 балла. Качество знаний улучшилось на 16.3%.
Средний балл 10 в класса за период 2011-12 гг. составил 3,9 балла. В 2012-13 гг. показатель 11 в класса улучшился на 0,9% и составил 4,5 балла.
Средний балл за 1 триместр параллели 8-х классов за период 2011-12 учебный год составил 3,9 балла, за 2 триместр 4,1 балла (4,8%), за 3 триместр средний балл составил 4, 3 балла (4,4%). Видна положительная динамика качества знаний по экономике. К концу года показатель улучшения качества составил 9, 2%.
Средний балл сдачи ЕГЭ по обществознанию за 2012 год составил 84 балла. В ЕГЭ по обществознанию включен блок вопросов по предмету «Экономика».
В 2012 году 75% обучающихся выбрали ЕГЭ по обществознанию в качестве необходимого экзамена для поступления в ВУЗы. В 2013 году показатель будет увеличен до 81%.
С 2012 года увеличилось число обучающихся, желающих поступить в экономический или финансовый ВУЗ.
Количество учащихся, поступивших в 2012 году на экономические факультеты ВУЗов.
-
МГУ им. Ломоносова, факультет «Экономика»
| 2
| РГГУ, факультет международных отношений
| 2
| РАНХ при Президенте РФ, «Менеджмент»
| 1
| Высшая Школа Экономики, «PR»
| 1
| Краков Университет, Чехия, «Налогообложение»
| 1
| МГИМО, факультет международных отношений
| 1
| Финансовый Университет, «Менеджмент»
| 1
| Учащиеся, уже поступившие в 2013 году на экономические факультеты зарубежных ВУЗов.
-
Mount St.Mary’s Colledge, Калифорния, США, «Менеджмент»
| 1
| Сolorado State Colledge, «Менеджмент»
| 1
| По окончании обучения выпускники собираются работать в России.
По предварительным данным, в количество обучающихся, желающих поступить в 2013 году в экономические ВУЗы г.Москвы и зарубежные экономические ВУЗЫ, составляет 17 человек. Количество всех обучающихся параллели 11-х классов составляет 61 человек. То есть в процентном выражении показатель поступающих в экономические ВУЗы равен 28%.
Данные приведены мной за 2011-12 и 2012-13 учебный год. 2010-11 учебный год я находилась в декретном отпуске.
2. Результаты внеурочной деятельности по учебным предметам.
Свою внеурочную деятельность в Центре образования я строила в соответствии с целями Программы «Развитие образования города Москвы на 2012-2016 гг», Национальной Программы повышения финансовой грамотности молодежи Российской Федерации. Сегодня огромное внимание уделяется знаниям в экономической и финансовой сфере жизнедеятельности человека, молодежь должна как можно раньше научиться пользоваться и разбираться в тех финансовых инструментах, которые предлагает рынок, чтобы стать финансово грамотным человеком. Одной из главных целей моей внеурочной деятельности является создание условий и инновационных механизмов развития системы столичного образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления региона, а также усилить практическую составляющую образовательного процесса, повысить уровень экономической, финансовой грамотности и культуры разумного потребления школьников.
А в связи с реализацией проекта Департамента образования г.Москвы «Международная Московская Школа», участником которой в составе рабочей группы являюсь я, и внедрением программы международного бакалавриата в ГБОУ ЦО № 1296, координатором которой также являюсь я с марта 2013 года, стала совершенно необходимым и актуальным введение такой дисциплины, как «Экономика на английском языке».
Помимо экономики (на профильном и базовом уровне) я веду элективные курсы для 10-11-х классов. Их два: «Основы потребительских знаний в финансовой сфере» и «Основы предпринимательства». Я считаю совершенно необходимым условием преподавание данных курсов с целью воспитания финансово грамотного гражданина, способного разобраться в беспрерывном потоке информации, анализировать ее, выбирать лучшее, ориентироваться в разнообразии финансовых инструментов рынка. А самая главная задача на данный момент, на мой взгляд, сформировать положительный образ предпринимателя новой формации, социально ответственного гражданина, ответственного перед собой, обществом, государством.
Таким образом, обозначенные дисциплины и технологии их преподавания внедряют в Центре образования единую систему формирования в школе экономической практико-ориентированной образовательной среды (ЭПОС).
Создание ЭПОС в школе предполагает кардинальное изменение подхода к обучению школьников экономике, предпринимательству и основам финансовой грамотности. Школа, оставаясь главным звеном в образовательном процессе, перестает быть единственным его участником. В образовательное пространство входят профессиональные участники финансового рынка, представители регулирующих, общественных и некоммерческих организаций, предприятия – социальные партнеры образовательных учреждений. О таком образовательном аутсорсинге будет рассказано далее.
Реализуя концепцию ЭПОС в школе, а также принимая во внимание тот факт, что в 2014 году Москва становится международным финансовым центром, преподавание данных дисциплин и элективных курсов ведет к таким важным результатам, как:
Ускорение процесса обновления содержания образования при помощи расширения возможностей преподавания, тем и перечня элективных курсов
Внедрение новых образовательных методик
Реализация профильного обучения
Подготовка высококвалифицированных кадров
Овладение английским языком как глобальным
Развитие нравственных основ личности на основе традиционных ценностей российского общества
Разработка и внедрение механизмов формирования инновационного и исследовательского поля образования на основе проектной деятельности
Помимо внедрения элективных курсов в систему экономического образования я являюсь активным наставником команд межшкольного бизнес инкубатора «Московский Север».
В 2012 году в составе команды «Московский Север» мои ученики заняли первое место на Всероссийском этапе конкурса экономических проектов «Students for the Advancement of Global Entrepreneurship» («Школьники за продвижение глобального предпринимательства»), проходившем в городе Тула, и выиграли три золотых медали на международном этапе конкурса в городе Сан-Франциско (США). Медали были завоеваны в трех номинациях:
«Обеспечение экологической стабильности», «Обеспечение всеобщим начальным образованием», «Продвижение глобального партнерства». Проект участвовал в категории: «Социально ответственный бизнес».
В 2013 году на Московском этапе конкурса был выбран социальный проект ГБОУ ЦО № 1296, подготовленный мной и моими учениками. Проект участвует в категории: «Социальное предпринимательство». По состоянию на 10 апреля 2013 года проект вышел в финал Всероссийского этапа конкурса. Бахарева Дарья, участник проекта, является также призером окружного этапа Всероссийской олимпиады по экономике. Вторым призером стала Елена Щербакова, ученица 10 «А» класса.
В феврале 2013 года была организована Некоммерческая Молодежная общественная организация «SAGE MOSCOW» (сайт организации http://www.sagemoscow.ru ), в которой я являюсь одним из наставников команд международных экономических конкурсов.
С марта 2013 года являюсь экспертом конкурса «Лучший предпринимательский проект обучающейся и студенческой молодежи города Москвы», который проводится на базе Колледжа предпринимательства № 11, в номинации “Школьники за продвижение глобального предпринимательства».
С января 2012 года я – активный участник финансовых недель, проводимых Московским Институтом Открытого Образования и Российского Государственного Гуманитарного Университета (http://irina-rafalskaya.ru/category/pedagogicheskaya-aktivnost ).
У меня есть опыт публичных выступлений перед широкой аудиторией. Так, 16 марта 2012 года я выступала с докладом «Инновационная методика преподавания экономики в школе» на Круглом столе, посвященному проблемам школьного образования, в Финансовом Университете при Правительстве Российской Федерации.
5 декабря 2012 года я участвовала в Городком Форуме «Столичное образование: опыт и задачи» (с текстом выступления можно ознакомиться на главной странице моего информационного пространства http://www.irina-rafalskaya.ru. Моя ученица, Королькова Елизавета, победитель международного этапа конкурса SAGE 2012 и победитель Московского этапа конкурса, финалист всероссийского этапа 2013 года, выступала с речью об этом конкурсе на Городском Форуме.
30 ноября 2012 года я приняла участие в Международном Московском форуме молодых финансистов, в рамках которого являлась членом жюри деловой студенческой игры «Я – министр финансов».
Обобщая свой опыт и накопленные знания, я стала соавтором методического пособия «Основы потребительских знаний в финансовой сфере», модуль «Налоги. Налогообложение».
Модуль состоит из 10 сценариев урока, 10 презентаций к урокам, тестов и домашних заданий, которые предназначены для трех категорий учащихся: одаренных школьником, детей со средними показателями качества обучаемости и обучающихся с ограниченными умственными возможностями. Со сценариями уроков, а также с видео материалом открытого урока можно ознакомиться, перейдя по ссылке http://irina-rafalskaya.ru/category/metodicheskie-materialy.
С ноября 2012 г. по март 2013 г. я принимала участие в конкурсе педагогического мастерства и общественного признания «Учитель года Москвы 2013 года», став финалистом и обладателем Гранта Мэра Москвы.
По итогам второго этапа конкурса я занимала третью позицию в рейтинге в номинации «Учитель года». Конкурс стал шагом вперед в моем развитии, профессиональном самосовершенствовании и карьере.
Моя фотография и визитка представлены на Доске почета кафедры экономики МИОО как одного из активных участников продвижения экономического школьного образования в г.Москве.
Кроме того, я регулярно повышаю собственное качество знаний, прохожу курсы повышения квалификации, программы обучающих курсов и семинаров Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации.
Также я преподаю шведский язык как дополнительный, третий иностранный язык, курсы которого окончила при Посольстве Швеции в Москве в июне 2012 года и получила сертификат Стокгольмского Народного Университета.
3. Создание условий для приобретения положительного социального опыта.
В связи с участием в международных экономических конкурсах, мои ученики регулярно получают опыт социального и профессионального общения. Так, представляя команду межшкольного инкубатора «Московский Север» на Всероссийском этапе конкурса «Школьники за продвижение глобального предпринимательства», мои ученики смогли пообщаться со своими сверстниками со всей России, поделиться знаниями и опытом, обменяться впечатлениями и подружиться. А также пообщаться, задать вопросы профессорам, представителям бизнес сообщества, финансистам, государственным служащим из многих городов Российской Федерации. А самое главное, научиться профессионально представлять свой проект и грамотно отвечать на вопросы судей - предпринимателей, государственных служащих и представителей бизнеса.
Мировой этап конкурса, проходивший в городе Сан-Франциско (США), позволил моим ученикам найти новых друзей из семи стран мира, пообщаться со сверстниками из других стран, познакомиться с их культурой и традициями, обменяться положительными эмоциями, впечатлениями, опытом и приобретенными практическими знаниями.
Ребята приобрели колоссальный опыт умения держаться на сцене, представляя свой проект перед огромной международной аудиторией, грамотно и профессионально отвечать на вопросы судей из семнадцати стран мира, а также пообщаться с предпринимателями, банкирами, экономистами, профессорами Калифорнийского Государственного Университета и Государственного Университета Оклахомы.
Для участия в Московском, а затем и во Всероссийском этапе конкурса «Школьники за продвижение глобального предпринимательства 2013» мои ученики подготовили благотворительную ярмарку детских поделок, организовав работу детского добровольного движения ГБОУ ЦО № 1296. Отчет по проекту, проведению ярмарки и участию в конкурсе можно посмотреть на сайте учителя в разделе «Педагогическая активность» русской версии http://irina-rafalskaya/pedagogicheskaya-aktivnost Конкурс «Школьники за продвижение глобального предпринимательства» стал для моих учеников шагом к членству в Некоммерческой Молодежной общественной организации «SAGE MOSCOW». О деятельности организации можно узнать на сайте http://www.sagemoscow.ru.
В рамках сотрудничества ГБОУ ЦО № 1296 с Финансовым Университетом при Правительстве РФ мои ученики регулярно посещают семинары, лекции, деловые игры кафедр экономики, менеджмента, маркетинга, финансы и кредит, налогообложения Финансового Университета при Правительстве РФ, что позволяет пообщаться с преподавателями, студентами ВУЗА и погрузиться в студенческую атмосферу университета.
Также мои ученики участвуют в заседаниях «Клуба маркетологов» Финансового Университета и деловых играх и конкурсах, проводимых этой кафедрой на английском языке.
В ноябре 2012 года мои ученики участвовали в Международном Московском форуме финансистов, на котором присутствовали известные деятели науки, бизнеса, банковской деятельности, в том числе А.Кудрин. Также в рамках форума обучающиеся ГБОУ ЦО № 1296 смогли поделиться своими предпринимательскими идеями с представителями Ассоциации молодых предпринимателей и прослушать их лекции.
В ГБОУ ЦО № 1296 мои ученики имеют возможность послушать лекции финансистов, брокеров, банкиров, экономистов, которые периодически приезжают в образовательное учреждение в рамках сотрудничества Центра образования с Финансовым Университетом при Правительстве РФ.
Все эти мероприятия способствуют обогащению социального опыта моих учеников, помогают определиться с выбором будущей профессии и стать социально активным и социально ответственным гражданином.
Также я преподаю английский язык и испанский язык в основной программе, а шведский язык, курсы которого окончила при Посольстве Швеции в Москве в июне 2012 года и получила сертификат Стокгольмского Народного Университета, в дополнительной программе. Шведский язык изучается как третий иностранный язык.
4. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.
Мы живем в век стремительно развивающихся информационно-технических средств коммуникации. Поэтому я стремлюсь на своих уроках использовать данный ресурс для обогащения знаниями своих учеников.
Выбранный мной для проведения уроков экономики на английском языке УМК (речь о нем идет в следующей главе) является интерактивным, поэтому я смело пользуюсь всеми предоставленными возможностями данного пособия.
Ввиду того, что я веду уроки, ориентированные на российского экономически активного гражданина, я использую все средства Интернет сети для поиска демонстрационного материала для презентаций и использования видео материала на уроках.
Используемые мною интернет-ресурсы:
Интернет-ресурс УМК, выбранного для проведений занятий по экономике на английском языке: www.oxfordtextbooks.co.uk/orc/lipsey11e/
Сайты, позволяющие найти и использовать информацию по финансово-экономической тематике:
www.nisse.ru – сайт Национального института системных проблем предпринимательства
www.libertarium.ru/library - библиотека материалов по экономической тематике
www.finansy.ru – материалы по социально-экономическому положению и развитию в России
www.rbc.ru – РосБизнесКонсалтинг (материалы обзорного и аналитического характера)
http://ekonomica.info – сайт по основам финансовой грамотности с видеоматериалами
Сайты, содержащие информацию о банковском деле, рейтинге банков в России и мире:
www.Banki.ru – объективная информация о банках и их продуктах, рейтинг банков.
www.cbr.ru – сайт Центрального банка Российской Федерации
Сайты, предоставляющие информацию по ведению семейного бюджета:
www.Dostatok.ru – сайт по основам финансовой грамотности
www.mirkin.ru – библиотека по финансово-экономической тематике
www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет»
Сайты социологических институтов, позволяющих мне приводить примеры и точные расчеты социологических опросов и мнений на ту или иную экономическую проблему, что позволяет активно использовать на уроках экономики метод сравнительного анализа:
www.levada-centre.ru – сайт агенства опроса общественного мнения
www.nafi.ru – сайт Национального агентства финансовых исследований
А также я использую материалы, публикуемые на сайтах экономических журналов: www.economist.com, www.legacy.eu, www.wej.com и др.
Помимо этого я владею собственным информационным ресурсом, который предоставляет возможность обучающимся не только знакомиться со своими достижениями и достижениями учителя, но оставить вопрос, пожелание, отзыв в интерактивном режиме. http://www.irina-rafalskaya.ru
В связи с реализацией и продвижением социального благотворительного проекта «Доброе дело», выдвинутого московским движением SAGE на Всероссийский этап конкурса экономических проектов и вышедшего в финал конкурса, мои ученики активно подключились к использованию информационных социальных ресурсов с целью привлечения как можно большего числа молодых людей, поддерживающих такие начинания в социальной сфере. Для этого мои ученики регулярно обновляют блог в Twitter, создают группы в социальных сетях «Одноклассники», «В контакте», «Facebook», ведут переговоры об освещении мероприятий, реализуемых в рамках проекта, в районной газете «Дегунинские вести».
Для организации мероприятий, связанных с развитием проекта, обучающиеся, участники команды SAGE MOSCOW 2013 самостоятельно создали сайт проекта. http://www.kindworld.wix.com/goodwill
Для проведения уроков обучающиеся активно используют возможности, предоставляемые ГБОУ ЦО № 1296, связанные с применением на уроках ноутбуков и поиска информации в сети Интернет. Особенно, если класс делится на две или три команды для проведения деловой игры (пример такого урока вы можете увидеть, перейдя по ссылке http://irina-rafalskaya.ru/lang/en/category/methodological-materials, урок № 9).
Я считаю, применение на уроках коммуникационно-технологических средств дает возможность шире и ярче представить материал, учит грамотно его излагать и представлять, осуществляет метапредметную свяь с предметом ИВТ при использовании ноутбуков с целью нахождения, классификации и применения информации, полученной из Интернет ресурсов.
5. Собственная методическая система, апробированная в профессиональном сообществе.
В связи с внедрением и развитием Национальной программы повышения финансовой грамотности среди населения Российской Федерации, программы «Развитие столичного образования на 2012-2016 гг.» и постепенным переходом на международный уровень образования с 2011-12 учебного года я стала преподавать экономику на английском языке.
Данная дисциплина является инновационной, это интегрированный предмет, который ведется в основной программе. Уроки разработаны по собственной методике, базируясь на УМК для ВУЗов английских авторов Р. Линдси и К. Кристалл издательства Oxford University Press. Данное УМК является интерактивным, что позволяет сделать уроки более яркими, интересными, содержательными и практическими для учеников.
Учитывая степень разной подготовленности к изучаемому предмету, я адаптирую УМК для разных уровней владения иностранным языком и экономикой обучающихся II и III ступени.
Помимо этого в целях более полного освещения проблемы и усвоения английской экономической лексики, а также развития логических, мыслительных и ораторских способностей, использую УМК “Market Leader” авторов Д.Коттона, Д.Фарли и С.Кента издательства Longman.
На своих уроках также использую учебники отечественных авторов: учебник по экономике Н.Н.Думной и А.Г. Грязновой для 10-11-х классов изд-во Финансового Университета и учебник С.И. Иванова для 10-11-х классов, которые я перевожу на английский язык для ведения уроков экономики на английском языке. Также в проведении уроков помогает материал УМК “Guide to Economics” авторов Л.Раитской и С.Кокрейна издательства Macmillan.
На уроках экономики используется кейс-метод, собранный мной за период работы в качестве переводчика экономических статей русского приложения экономического журнала “Legacy”. Кроме того, используются статьи из журналов «РБК», “World Economic Journal”, “Bloomberg BusinessWeek”, «The Economist”.
Портфель кейсов позволяет подкреплять теоретический материал практическим, а для учеников данный метод позволяет применить свои знания на практике, что способствует более качественному усвоению материала и применению знаний на практике. Помимо этого, для учеников III ступени, кейс-метод очень интересен, так позволяет проявить все свои логические и творческие таланты.
Свои уроки я стараюсь основывать на базовых национальных ценностях, поэтому я сделала несколько уроков полностью доказывающих, что в рамках изучаемой дисциплины можно говорить о тех приоритетах, которые российское общество выделяет в рамках экономической, политической, социокультурной деятельности (сценарии уроков, презентации к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке http://irina-rafalskaya.ru/lang/en/category/methodological-materials.
На своих уроках я активно использую прием пересечения тем, чтобы показать связь изучаемой дисциплины с такими предметами, как математика, обществознание, право, история, социология, логика. А также метод шести шляп, который позволяет взглянуть на одну и ту же экономическую проблему с разных точек зрения и отыскать более взвешенное, правильное решение путем сопоставлений, осмысления и дискуссий.
Очень часто на уроках я провожу деловые игры, например, «Я – финансовый менеджер», «Эффективное распределение финансового и трудового ресурса», «Распределение государственного бюджета», «Эмбарго в международной торговле», «Я – банкир», «Рекламное агенство» и т.д. Прием деловой игры позволяет сделать урок насыщенным, живым, а самое главное, перейти от трансляционно-репродуктивного стиля обучения к системно-деятельностой парадигме, где главным действующим лицом является обучающийся. Именно так он и сможет стать социально и экономически активным гражданином и социально ответственным человеком и работником.
Прием деловой игры также позволяет применить метод мозгового штурма, когда креативный процесс становится самой важной, движущей силой урока.
Ролик мастер класса, проведенного 27 марта 2013 года, с применением приема пересечения тем и метода сравнительного анализа, можно посмотреть на сайте учителя в разделе «Методические материалы» английской версии http://irina-rafalskaya.ru/lang/en/category/methodological-materials.
В связи с тем, что с марта 2013 года я являюсь участником проекта Международная Московская Школа (ММШ), я осознаю важность продолжения преподавания дисциплины экономика на английском языке, которая вместе с другими дисциплинами и углубленным изучением английского языка позволит старшеклассникам получить международный сертификат А-level.
6. Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования.
Руководствуясь принципом Д.С. Лихачева: «Перестанешь учиться – не сможешь и учить», я постоянно совершенствую свои знания.
Нынешняя молодежь настолько талантлива, интегрирована в международное общение, освоение новых научно-технических разработок, ознакомлена со всеми видами информации, поступающими из разных информационных ресурсов, что учителю нужно прилагать усилия, чтобы оставаться интересным для обучающихся.
Я регулярно прохожу курсы повышения квалификации, участвую в семинарах и тренингах в экономических ВУЗах.
Так, в июне 2012 года я окончила курсы повышения квалификации по специальности «Учитель экономики 9-11-х классов» (72 часа), проведенных Финансовым Университетом при Правительстве Российской Федерации, и получила удостоверение о прохождении курсов.
В сентябре-ноябре 2012 года я прошла обучение по программе: научно-методический семинар «Актуальные проблемы финансового просвещения в общеобразовательной школе» в объеме 24 академических часов.
В марте 2013 года при подготовке к третьему этапу конкурса «Учитель года Москвы 2013» прошла краткосрочное обучение в ГБОУ Центр педагогического мастерства по теме: «Современный педагог: имидж, креативность, профессионализм» в объеме 12 часов.
Не забывая о том, что и свои лингвистические знания необходимо совершенствовать, в июне 2012 года я окончила курсы шведского языка при Посольстве Швеции в Москве и получила сертификат Стокгольмского Народного Университета. Благодаря этому с сентября 2012 года я преподаю шведский язык в рамках изучения дополнительных дисциплин ГБОУ ЦО № 1296.
Переводы экономических статей для русского приложения экономического журнала «Legacy», которые я выполняла на протяжении полугода с июня 2012 года по февраль 2013 года, также стали для меня неоценимым методическим материалом для проведения уроков и непрерывным источником собственного профессионального образования.
Ознакомиться со списком благодарностей, грамот, наград и удостоверений о прохождении курсов повышения квалификации можно на сайте учителя в разделах «О себе» и «Педагогическая активность» русской версии http://irina-rafalskaya/category/about и http://irina-rafalskaya/category/pedagogicheskaya-aktivnost. |